дело № 3а-639/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 08 июля 2019 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Парамоновой Т.И.,
при секретаре Шепеленко Е.В.,
с участием представителя административного истца АНО «ФСК «Варяг» - Киндирова А.С., представителя заинтересованного лица Управления имущественных отношений Брянской области Ребеко О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску автономной некоммерческой организации «физкультурно-спортивный клуб «Варяг» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
АНО «ФСК «Варяг» обратилось в суд с указанным административным иском, в обоснование требований указало, что АНО «ФСК «Варяг» на праве аренды принадлежит объект недвижимости – земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: условно разрешенный вид – спорт; общей площадью 12132 +/- 38,55 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная актом № № от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 32 129 175 рублей 60 копеек.
Согласно отчету № 007985/19/023 от 25 февраля 2019 года, выполненному ИП Барменковой М.В., рыночная стоимость недвижимого имущества: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: условно разрешенный вид – спорт; общей площадью 12132 +/- 38,55 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 07 декабря 2017 года составляет 4 008 534 рублей 12 копеек.
28 февраля 2019 года представитель АНО «ФСК «Варяг» обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – Комиссия) с заявлением, в котором просил пересмотреть результаты кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости и установить его стоимость в размере рыночной.
Решением Комиссии от 15 марта 2019 года № 5/17 заявление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости отклонено, поскольку отчет, по мнению комиссии, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также Федеральным стандартам оценки ФСО №7.
Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права АНО «ФСК «Варяг» как налогоплательщика, представитель административного истца просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: условно разрешенный вид – спорт; общей площадью 12132 +/- 38,55 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 07 декабря 2017 года в размере 4 008 354 рублей 12 копеек.
Определением Брянского областного суда от 18 апреля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Брянской области.
До начала судебного заседания от представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Рубан В.А. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области.
В письменном отзыве представителя заинтересованного лица Правительства Брянской области Мариной М.Д. на административное исковое заявление содержится ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Правительства Брянской области.
Определением Брянского областного суда от 08 июля 2019 года ходатайства удовлетворены, определено рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, представителя заинтересованного лица Правительства Брянской области.
В судебном заседании представитель АНО «ФСК «Варяг» - Киндиров А.С. административные исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления имущественных отношений Брянской области Ребеко О.Е. возражала против удовлетворения заявленных требований, рыночную стоимость объекта недвижимости, принадлежащего АНО «ФСК «Варяг» на праве аренды, определенную в соответствии с отчетом ИП Барменковой М.В. № 007985/19/023 от 25 февраля 2019 года и экспертным заключением ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» № 01-219/Э-2019 от 16 июня 2019 года, не оспаривала.
Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области», представитель заинтересованного лица Брянской городской администрации о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали.
В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика Управления Росреестра по Брянской области Богушевская Н.С. в решении вопроса по существу заявленных требований полагалась на усмотрение суда.
В письменном отзыве представитель заинтересованного лица Правительства Брянской области Марина М.Д. в решении вопроса по существу заявленных требований полагалась на усмотрение суда.
С учетом требований ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав пояснения представителя административного истца АНО «ФСК «Варяг» - Киндирова А.С., представителя заинтересованного лица Управления имущественных отношений Брянской области Ребеко О.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды № 3621 земельного участка, находящегося в областной собственности от 18 мая 2017 года, акта приема-передачи земельного участка, дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 26 декабря 2017 года АНО «ФСК «Варяг» является арендатором земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 12132 +/- 38,55 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: условно разрешенный вид – спорт, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 16 – 20).
В соответствии с актом № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка составляет 32 129 175 рублей 60 копеек.
Данные об установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости №/ИСХ/19 – 131488 от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 32 129 175 рублей 60 копеек.
Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости в ЕГРН отсутствуют. Дата определения кадастровой стоимости и дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН – 07 декабря 2017 года.
В соответствии с отчетом № 007985/19/023 от 25 февраля 2019 года, выполненным ИП Барменковой М.В., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 07 декабря 2017 года составляет 4 008 534 рублей 12 копеек.
28 февраля 2019 года представитель АНО «ФСК «Варяг» обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – Комиссия) с заявлением, в котором просил пересмотреть результаты кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости и установить его стоимость в размере рыночной.
Решением Комиссии от 15 марта 2019 года № 5/17 заявление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости отклонено, поскольку отчет, по мнению комиссии, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также Федеральным стандартам оценки ФСО №7.
Согласно ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Из договора аренды № 3621 земельного участка, находящегося в областной собственности от 18 мая 2017 года, расчета арендной платы за землю, акта приема-передачи земельного участка, дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 26 декабря 2017 года следует, что расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 12132 +/- 38,55 кв.м., осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, права и обязанности административного истца, как арендатора, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
Исходя из вышеизложенного, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет № 007985/19/023 от 25 февраля 2019 года, выполненный ИП Барменковой М.В.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).
По ходатайству представителя административного истца АНО «ФСК «Варяг» Киндирова А.С. определением Брянского областного суда от 30 апреля 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Брянский центр оценки и экспертизы».
Согласно выводам экспертного заключения ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» № 01-219/Э-2019 от 16 июня 2019 года, отчет ИП Барменковой М.В. № 007985/19/023 от 25 февраля 2019 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
В процессе экспертизы не выявлено недочетов, которые могли бы повлиять на итоговую величину рыночной стоимости объектов недвижимости.
В связи с соответствием отчета ИП Барменковой М.В. № 007985/19/023 от 25 февраля 2019 года об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 07 декабря 2017 года не устанавливалась.
Таким образом, действительная рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: условно разрешенный вид – спорт; общей площадью 12132 +/- 38,55 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 07 декабря 2017 года составляет 4 008 354 рублей 12 копеек.
В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов о действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в соответствии с отчетом ИП Барменковой М.В. № 007985/19/023 от 25 февраля 2019 года
Расчеты стоимости объекта оценки выполнены в соответствии с применяемыми подходами и методами. В отчете об оценке использован метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода. Выбор данного подхода обоснован. Итоговое заключение о стоимости основано на результатах, полученных на основании примененного подхода к оценке. Отчет об оценке не содержит технических ошибок, способных повлиять на итоговый результат рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете и экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.
При этом лица, участвующие в деле, не возражали против того, что рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: условно разрешенный вид – спорт; общей площадью 12132 +/- 38,55 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 07 декабря 2017 года составляет 4 008 354 рублей 12 копеек.
Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска АНО «ФСК «Варяг» и необходимости установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: условно разрешенный вид – спорт; общей площадью 12132 +/- 38,55 кв.м., с кадастровым номером 32:28:0031302:41, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Дуки, по состоянию на 07 декабря 2017 года в размере 4 008 354 рубля 12 копеек.
В соответствии с п.1 Приказа Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июля 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Из материалов дела следует, что представитель АНО «ФСК «Варяг» обратился в Комиссию 28 февраля 2019 года. В связи с тем, что в порядке досудебного урегулирования спора АНО «ФСК «Варяг» обращалось с заявлением в Комиссию, датой подачи заявления считается день обращения в Комиссию - 28 февраля 2019 года.
Руководствуясь ст. ст. 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление автономной некоммерческой организации «физкультурно-спортивный клуб «Варяг» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: условно разрешенный вид – спорт; общей площадью 12132 +/- 38,55 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 07 декабря 2017 года в размере 4 008 354 рубля 12 копеек.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 февраля 2019 года – дату обращения АНО «ФСК «Варяг» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением.
Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Брянского областного суда Т.И. Парамонова
мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.