ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-63/19 от 22.04.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

№3а-63/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Астрахань 22 апреля 2019 года

Астраханский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Хасановой М.М.

С участием прокурора Харитонова Д.В.

При секретаре Петровой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление главы муниципального образования «Батаевский сельсовет» Франчука Андрея Дмитриевича к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании не действующим постановления министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 27 ноября 2018 года № 55 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области»,

установил:

постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 27 ноября 2018 года № 55 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области. Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 47 от 29 ноября 2018 года, а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 ноября 2018 года.

Оспариваемым нормативным правовым актом определены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области в отношении объектов общественного назначения, а также для домовладений: расположенных в городских округах Астраханской области, городских и сельских поселениях Астраханской области, являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области; расположенных в городских и сельских поселениях Астраханской области, не являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области.

Постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 06 февраля 2019 года №3 в вводную часть постановления №55 от 27 ноября 2018 года внесены изменения.

Глава муниципального образования «Батаевский сельсовет» Франчук А.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что решением Астраханского областного суда от 14 мая 2018 года признано недействующим постановление №50-П в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для домовладений. Не исполнив требования об экономической обоснованности нормативов накопления твердых коммунальных отходов, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принято постановление от 27 ноября 2018 года № 55 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области». В постановлении определение нормативов не соответствует данным, содержащимся в Территориальной схеме Астраханской области, а также требованиям Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года №269. Объем и масса твердых коммунальных отходов не соответствуют фактическим, что повлекло завышение размера предоставляемой коммунальной услуги и как следствие суммы оплаты коммунальной услуги.

С учетом дополнения и уточнения административного искового заявления истец просил признать недействующим постановления министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 27 ноября 2018 года № 55 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области».

В судебном заседании глава муниципального образования «Батаевский сельсовет» Франчук А.Д. административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснил, что при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов ответчиком не выполнены требования Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года №269, предусматривающие определение массы и объема накопления твердых коммунальных отходов по каждой категории объектов.

Представитель административного ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Кайдалова Ю.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая об отсутствии нарушений норм действующего законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 31 октября 2016 года № 381-П «О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области», министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики, нормативное правовое регулирование и координацию деятельности в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, дорожного хозяйства, организации дорожного движения, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - капитальный ремонт), энергосбережения и повышения энергетической эффективности, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с отходами.

Согласно пункту 2.1.2. вышеуказанного Положения, министерство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава Астраханской области, законов Астраханской области, правовых актов Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области в пределах своей компетенции самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности министерства и подведомственных министерству служб.

Исходя из пункта 2.1.82. Положения, установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов является полномочиями министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

В рамках представленных полномочий постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 27 ноября 2018 года № 55 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области.

Таким образом, действующий оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом – министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в пределах его компетенции, опубликован в установленном законном порядке, по форме соответствует требованию действующего законодательства.

Согласно положениям статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с распоряжением от 16 октября 2015 года №20-р Франчук А.Д. является главой муниципального образования «Батаевский сельсовет».

Исходя из устава муниципального образования «Батаевский сельсовет» глава муниципального образования принимает меры по обеспечению и защите интересов муниципального образования в судебных органах (пункт 8 части 3 статьи 17 Устава).

Оспариваемым нормативным правовым актом утверждены нормативны накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области в целях определения стоимости коммунальной услуги.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт применяется и на территории муниципального образования «Батаевскй сельсовет», в связи с чем истец вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании постановления министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 27 ноября 2018 года № 55.

В силу части7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Проверяя содержание постановления министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 27 ноября 2018 года № 55 об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области на соответствие требованиям действующего законодательства, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, устанавливающие порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1).

Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы; г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов (пункт 4).

Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункт 6).

В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов (пункт 7). На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов (пункт 8).

В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки (пункт 9).

Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11). Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункт 12).

Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 14).

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года №524/пр утверждены Методические рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с которыми рекомендуемые сроки проведения замеров: зима - декабрь, январь; весна - апрель; лето - июнь, июль; осень - сентябрь, октябрь (пункт 9). В целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется разравнять и мерной линейкой (ноль совпадает с дном контейнера) определять объем отходов (пункт 11). Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера (пункт 12).

Таким образом, исходя из совокупности вышеуказанных положений действующего законодательства, определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр «Об утверждении методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов», Законом Астраханской области от 28 декабря 2015 года № 107/2015-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Астраханской области» постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 21 ноября 2016 года № 49-п утверждены расчетные единицы и категории объектов, расположенных на территории Астраханской области, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 27 ноября 2018 года № 55 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области в отношении объектов общественного назначения: административные здания, учреждения, конторы, предприятия торговли, медицинские учреждения, предприятия транспортной инфраструктуры, дошкольные и учебные заведения, культурно-развлекательные, спортивные учреждения, предприятия общественного питания, предприятия службы быта, предприятия в сфере похоронных услуг, садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества, сельхозпроизводители, фермерские хозяйства, предприятия иных отраслей промышленности, мусор и смет уличный, включая мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства; домовладений, расположенных в городских округах Астраханской области, городских и сельских поселениях Астраханской области, являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области, а также расположенных в городских и сельских поселениях Астраханской области, не являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области.

Судом установлено, что для определения нормативов накоплений твердых коммунальных отходов распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 11 августа 2017 года №300, с вносимыми изменениями распоряжениями от 25 сентября 2017 года №386, 05 июня 2018 года №83, создана рабочая группа по вопросу пересмотра нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области.

При определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных в городских округах Астраханской области, городских и сельских поселениях Астраханской области, являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области, а также расположенных в городских и сельских поселениях Астраханской области, не являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области рабочей группой на территории муниципального образования «Город Астрахань» (Кировском, Ленинском, Советском, Трусовском районах), в муниципальном образовании «Батаевскй сельсовет» Ахтубинского района Астраханской области, в селах Бахтемир, Мумра Икрянинского района Астраханской области в зонах жилой застройки в период: октябрь 2017 года, январь апрель, июня 2018 года проведены замеры отходов в контейнерах, расположенных на контейнерных площадках.

Исходя из имеющихся в материалах дела примерных форм ведомостей первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов в контейнерах на территории муниципального образования «Город Астрахань» проведены замеры массы и объема твердых коммунальных отходов.

По результатам проведения замеров для домовладений, расположенных в городских округах Астраханской области, городских и сельских поселениях Астраханской области, являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области, норматив накопления твердых коммунальных отходов постановлением №55-П от 27 ноября 2018 года установлен в размере 2,27 для многоквартирных домов и для индивидуальных жилых домов.

При этом, исходя из пояснений представителя административного ответчика, а также представленных материалов, замеры по другим городским и сельским поселениям

Астраханской области, являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области, не учитывались, поскольку проведены некорректно.

Таким образом, норматив накопления твердых коммунальных отходов для городских и сельских поселений Астраханской области, являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области, установлен только исходя из показателей, полученных на территории муниципального образования «Город Астрахань», являющимся административным центром Астраханской области, без учета социально - экономических особенностей иных муниципальных образований являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области.

Вместе с тем, исходя из пункта 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269, нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении: территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; категорий объектов, на которых образуются отходы.

Исходя из положений оспариваемого нормативного правового акта, принцип дифференциации отходов был применен при определении нормативов твердых коммунальных отходов, поскольку нормативы установлены в отношении различных объектов общественного назначения, а также домовладений, (многоквартирных и индивидуальных жилых домов) домовладений, расположенных в городских округах Астраханской области, городских и сельских поселениях Астраханской области, являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области, а также расположенных в городских и сельских поселениях Астраханской области, не являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области, однако замеры по иным муниципальным образованиям, являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области, не проводились.

Таким образом, при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных в городских округах Астраханской области, городских и сельских поселениях Астраханской области, являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области, ответчиком нарушены положения пункта 7 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, поскольку для замеров выбран только один городской округ - муниципальное образование «Город Астрахань».

Кроме того, необходимость определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в городских округах (2 округах) указана и в пункте 7 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №524/пр от 28 июля 2016 года.

Исследуя примерные формы ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов в контейнерах муниципального образования «Город Астрахань», судом установлены противоречия в части количества твердых коммунальных отходах.

Так, при определении количества твердых коммунальных отходов по адресу: г.Астрахань, ул.Мусы Джалиля, 19, в ведомостях (л.д.29-32 том 2) за период 23-26 октября 2017 года количество контейнеров указано – 3, тогда как сведения занесены в отношении 4 контейнеров. В период с 27-29 октября 2017 года сведения занесены в отношении 3 контейнеров. Аналогичные нарушения имеются при определении количества твердых коммунальных отходов, образующихся по адресу: г.Астрахань, ул.Ляхова, 8А, где количество контейнеров 4, тогда как 23 апреля 2018 года показания внесены в отношении 5 контейнеров (л.д.98 том 5). По адресу: ул.Нагорная, 9 г.Астрахани (л.д.113-119 том 5) в период с 18 по 24 апреля 2018 года количество контейнеров указано – 1, тогда как сведения в ведомости занесены в разные дни в отношении1,2 и 3 контейнеров.

В ведомостях от 26 октября 2017 года (л.д. 4, 19 том 2) отсутствуют сведения об объеме и массе отходов.

Проверяя соответствие оспариваемого постановления в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных в городских и сельских поселениях Астраханской области, не являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области, суд также приходит к выводу о несоответствии его требованиям Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года №269.

Исходя из примерных форм ведомостей первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов в контейнерах в с.Батаевка, ул.Луговая, 3, ул.Школьная, 2, в с.Мумра, ул.Лемисова, 1, ул.Партизанская, 28, в с.Бахтемир, ул.Ст.Разина (том 1) определялся объем отходов, без определения массы заполненного кантейнера. Таким образом, масса отходов фактически не устанавливалась.

Вместе с тем, одним из условий правильного определения норматива накопления твердых коммунальных отходов является совокупность результатов о массе и объеме отходов.

Кроме того, при определении нормативов в с.Бахтемир, ул.Ст.Разина, в с.Мумра, ул.Лемисова, 1, ул.Партизанская, 28 замеры твердых коммунальных отходов проводились в нарушение пункта 11 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, устанавливающего срок проведения замеров – в каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза мусора.

Так, исходя из ведомостей (л.д.128, 129 Том 1) в с.Мумра замеры проводились в июне 2018 года в понедельник, пятницу, среду, в апреле 2018 года 16, 20 и 23 апреля (понедельник, пятница, понедельник), в январе 2018 года 22, 26 и 29 января (понедельник, пятница, понедельник).

Таким образом, при установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, расположенных в городских и сельских поселениях Астраханской области, не являющихся административными центрами муниципальных районов Астраханской области, ответчиком нарушены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года №269.

Разрешая заявленные требования в части оспаривания нормативов накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения, судом установлено, что ответчиком учитывались сведения о средних значения по всем районам муниципальных образований Астраханской области, при этом Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года №269, не применялись, что свидетельствует о нарушении порядка определения нормативов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области, утвержденные постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 55-П от 27 ноября 2018 года, определены в нарушение пунктов 7-14 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269, в соответствии с которыми необходимо проводить соответствующие замеры в определенном порядке по каждой категории объектов.

Довод представителя административного ответчика о том, что Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года №524/пр, носят рекомендательный характер, в связи с чем могли не применяться при определении нормативов, суд находит необоснованными, поскольку исходя из преамбулы оспариваемого постановления, оно вынесено с учетом вышеуказанных Методических рекомендаций.

При этом суд учитывает, что Методические рекомендации утверждены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года №269, которым установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, иных методов определения нормативов твердых коммунальных отходов не имеется.

Не могут являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований доводы представителя административного ответчика о том, что по результатам проведенных расчетов нормативы накопления твердых коммунальных отходов выше фактически установленных нормативов. Приведенные правовые нормы и установленные обстоятельства свидетельствуют о противоречии положений об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области, утвержденных постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 55-П от 27 ноября 2018 года (в редакции от 06 февраля 2019 года) Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269, в связи с чем оспариваемое постановление в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области подлежит признанию недействующим, как не соответствующее нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется на территории Астраханской области со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 13 сентября 2018 года.

Поскольку постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 55-П от 27 ноября 2018 года до вынесения решения суда применялось, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, порождая правовые последствия, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление главы муниципального образования «Батаевский сельсовет» Франчука Андрея Дмитриевича удовлетворить.

Признать постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 55-П от 27 ноября 2018 года (в редакции от 06 февраля 2019 года) в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в «Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2019 года.