Дело № 3а-63\2019 Принято в окончательной форме 05.02.19г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Ярославль 01 февраля 2019г.
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Ярославской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,
Установил:
В административном исковом заявлении ФИО1 просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости:
нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 43,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 1 377 000 руб. по состоянию на 12 июля 2012г.;
нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 34,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 1 092 000руб. по состоянию на 12 июля 2012г.;
внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости.
Административном истцом также подано заявление о восстановлении срока оспаривания кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником помещений. Установленная в отношении объектов недвижимости кадастровая стоимость превышает их рыночную стоимость, чем затрагиваются ее права как плательщика налога на имущество физических лиц.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования и заявление о восстановлении срока подачи административного иска поддержала.
Представитель заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на недостоверность отчета определения рыночной стоимости объектов недвижимости, представленного административным истцом.
Административные ответчики Правительство Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованное лицо администрация городского округа город Рыбинск, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представили письменные объяснения, в которых возражений относительно административных исковых требований не указали.
Выслушав административного истца, представителя заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
ФИО1 является сособственником объектов недвижимости:
нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 43,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 34,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с положениями части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 399 и статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ.
В пункте 1 статьи 402 НК РФ определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Законом Ярославской области от 18.11.2014 N 74-з установлена единая дата начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с требованиями НК РФ и Законом Ярославской области № 74-з «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие на территории Ярославской области налог на имущество физических лиц с 01.01.2015 года. Решением муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 20.11.2014г. № 15 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа город Рыбинск» установлены ставки налога на имущество физических лиц при определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Таким образом, правоотношения административного истца по определению налога на имущество физических лиц, являются публичными, вопрос определения налога на имущество физических лиц урегулирован НК РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера налога на имущество физических лиц, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, собственником которых она является.
Кадастровая стоимость вышеуказанных нежилых помещений определена по состоянию на 12 июля 2012г.
Административным истцом представлен отчет № 12577/18 от 14.12.2018г. оценки рыночной стоимости вышеуказанных нежилых помещений по состоянию на 12.07.2012г., выполненный оценщиками ООО «Ярэксперт». В отчете рыночная стоимость помещения с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере 1 377 000 руб., помещения с кадастровым номером <данные изъяты> – в размере 1 092 000 руб.
В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств являются отчет независимого оценщика, который подлежат оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Представленный отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, специалистами, имеющим право на проведение подобного рода оценки.
В судебном заседании свидетель ФИО7 – специалист оценщик ООО «Ярэксперт», подтвердила выводы, изложенные в отчете.
Показания свидетеля ФИО8 и анализ отчета позволяет сделать вывод о достоверности отчета.
Доводы представителя департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о несоответствии отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки являются необоснованными ввиду следующего.
Из содержания отчета следует, что при определении рыночной стоимости нежилых помещений сравнительным подходом оценщиками подобрано и оценено достаточное количество объектов-аналогов с известными ценами предложений. В качестве объектов-аналогов использованы объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из факторов является единообразным. Оценщиками описаны объем доступных им рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах конкретных объектов-аналогов в отчете мотивировано.
В отчете содержится информация о критериях подбора объектов-аналогов.
Доводы департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о том, что оценщиками не были использованы в качестве объектов-аналогов предлагаемые департаментом объекты, объявления о продаже которых приведены в письменном объяснении, не могут служить основанием для критической оценки выводов, изложенных в отчете.
В соответствии с п/п «в» п. 22 ФСО № 7 «Оценка недвижимости» при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов.
Тем самым, специалист, проводящий оценку недвижимого имущества, пользуется той информацией, которая ему доступна. В отчете приведена доступная оценщикам и проверенная ими информация. В связи с этим неиспользование оценщиками информации об объектах, сведения о которых доступны иным лицам, в частности департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, не может квалифицироваться как несоблюдение федеральных стандартов оценки.
Кроме того, предлагаемые департаментом объекты в качестве аналогов значительно отличаются от объекта оценки по площади. В отношении объекта <адрес> объявление не содержит точного адреса, что делает невозможным проверку достоверности сведений, изложенных в объявлении. В связи с этим использование данных объектов не отвечало бы требованиям п\п «б» п. 22 ФСО № 7.
Оценщиками применен не только сравнительный, но и доходный подход. Результаты сравнительного и доходного подходов сопоставимы. Замечаний к отчету в части расчета рыночной стоимости объектов оценки доходным подходом лицами, участвующими в деле, не высказаны. Анализ отчета позволяет прийти к выводу о соблюдении оценщиком федеральных стандартов оценки при определении рыночной стоимости нежилых помещений как сравнительным, так и доходным подходом.
Сопоставимость результатов определения рыночной стоимости нежилых помещений сравнительным и доходным подходами свидетельствует об объективности установленной в отчете рыночной стоимости объектов оценки.
В силу изложенного возражения департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области относительно отчета оценки рыночной стоимости нежилых помещений не являются основанием для критической оценки отчета.
Доказательства, которые могли бы поставить под сомнения выводы оценщика лицами, участвующими в деле, не представлены. Поэтому оснований не доверять этим выводам не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением в отношении этого объекта рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в данном деле является – 26 декабря 2018 года.
Заявление о восстановлении срока обращения с административным иском в суд подлежит восстановлению, так как административный истец стала сособственником нежилых помещений в 2017г. (помещения с кадастровым номером <данные изъяты>) и 2018г. (помещения с кадастровым номером <данные изъяты>). Налоговое уведомление об уплате налога за 2017г. в соответствии с положениями налогового законодательства формируется и направляется в следующем за отчетом периодом году. К настоящему времени новые результаты кадастровой оценки нежилых помещений не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 восстановить срок обращения в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> равной рыночной стоимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 43,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 1 377 000 руб. по состоянию на 12 июля 2012г.
Внести изменения в единый государственный реестр недвижимости, установив кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 377 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 34,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости 1 092 000руб. по состоянию на 12 июля 2012г.
Внести изменения в единый государственный реестр недвижимости, установив кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 092 000 руб.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 26 декабря 2018 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление, в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.С. Преснов