ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-63/20 от 23.12.2020 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-63/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 23 декабря 2020 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Железняковой С.А.

при секретаре Чимит Е.Ш.,

с участием административного истца Оюн О.А., представителя административного ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Хаян-оола В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оюн О.А. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Оюн О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 мая 2018 года на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить ей на условиях договора найма благоустроенное жилое помещение на территории с. Дурген Тандинского района Республики Тыва в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. До настоящего времени решение суда не исполнено. Срок исполнения судебного решения является неразумным, не отвечающим основам Конституции Российской Федерации. Указывает на необходимость применения практики ЕСПЧ, согласно которой за каждый день нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок взыскивается около 2 евро. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 97 902 рублей, взыскать уплаченную ею государственную пошлину в размере 300 рублей.

Определениями судьи Верховного Суда Республики Тыва от 18 ноября 2020 года в качестве административного соответчика привлечено Министерство финансов Республики Тыва, в качестве заинтересованных лиц – Федеральная служба судебных приставов, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва заменено на процессуального правопреемника – Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

В судебном заседании административный истец Оюн О.А. административный иск поддержала.

Представитель административного ответчика - Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Хаян-оол В.К. в судебном заседании поддержал свой отзыв на административный иск.

Представитель административного ответчика – Министерства финансов Республики Тыва, представители заинтересованных лиц - Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, заинтересованное лицо – судебный пристав-исполнитель Куулар А.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Из материалов гражданского дела № 2-2828/2018 следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 мая 2018 года, вступившим в законную силу 23 июня 2018 года, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить Оюн О.А. на условиях договора социального найма жилое помещение на территории с. Дурген Тандинского района Республики Тыва общей площадью не ниже 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ФС № 018125432.

7 августа 2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство № 13284/18/17002-ИП в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва.

17 января 2020 года определением Кызылского городского суда Республики Тыва произведена замена должника – Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на его правопреемника Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения Оюн О.А. не исполнено.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 мая 2018 года установлен трёхмесячный срок для исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу, указанное решение суда вступило в законную силу 23 июня 2018 года, следовательно, оно должно было быть исполнено до 23 сентября 2018 года.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (1 августа 2018 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (17 ноября 2020 года), составила 2 года 3 месяца 17 дней.

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В Положении о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва, утверждённом Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 года № 229, указано, что Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Тыва, главным распорядителем (получателем) средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание аппарата Министерства, а также подведомственных ему учреждений.

Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства (пункты 1 и 6.38 Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры, утверждённого Постановлением Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60).

Соответственно, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу, а доводы представителя административного ответчика Хаян-оола В.К. о том, что надлежащим ответчиком по делу является Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, несостоятельными.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Как установлено судом, исполнительное производство № 13284/18/17002-ИП возбуждено 7 августа 2018 года.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

20 сентября 2018 года Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва в адрес судебного пристава-исполнителя направлено письмо о невозможности предоставления жилого помещения Оюн О.А. в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва.

15 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

15 октября 2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя установлен новый срок должнику для исполнения требований исполнительного документа до 19 октября 2018 года.

18 октября 2018 года директором Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва в адрес судебного пристава-исполнителя направлено письмо о приостановлении исполнительного производства в связи с невозможностью предоставления жилого помещения Оюн О.А. по причине отсутствия свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва.

31 октября 2018 года должник предупреждён судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.

Решением Кызылского городского суд Республики Тыва от 29 ноября 2018 года Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва освобождено от уплаты исполнительского сбора.

1 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 13 февраля 2019 года.

22 марта 2019 года Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва в адрес УФССП по РТ направлено письмо о реорганизации путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва.

24 сентября 2019 года в Кызылский городской суд Республики Тыва поступило заявление судебного пристава-исполнителя о замене должника - Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на его правопреемника - Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

17 января 2020 года определением Кызылского городского суд Республики Тыва заявление судебного пристава-исполнителя удовлетворено, произведена замена должника.

12 февраля 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя должник по исполнительному производству № 13284/18/17002-ИП - Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва заменён на правопреемника - Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

31 июля 2020 года и.о. министра Министерства труда и социальной политики Республики Тыва А. в адрес судебного пристава-исполнителя направлено письмо о невозможности предоставить жилое помещение Оюн О.А. в связи с отсутствием свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде Республики Тыва.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, должностных лиц и государства,

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, то, что решение суда до сих пор не исполнено, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, а также его правопреемника - Министерства труда и социальной политики Республики Тыва не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Оюн О.А. подлежащим удовлетворению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 97 902 рублей.

Исходя из требований Оюн О.А., принимая во внимание длительность принудительного исполнения судебного акта – 2 года 3 месяца 17 дней, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, учитывая комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, то, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Оюн О.А. является сиротой, включена в список лиц из числа детей-сирот на получение жилья в Тандинском районе Республики Тыва, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 56 000 рублей.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии противоправных действий со стороны административных ответчиков и о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей договорных отношений, а в данном случае срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета Оюн О.А. подлежат возмещению её расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером от 11 ноября 2020 года.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Оюн О.А. удовлетворить частично.

Присудить Оюн О.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 56 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт Оюн О.А. №40817810865000109704, открытый в Красноярском отделении № 8646 ПАО «Сбербанк», ИНН 7707083893, БИК 040407627, кор./счёт 30101810800000000627, код подразделения банка 44859101.

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 23 декабря 2020 года.

Председательствующий С.А. Железнякова