Дело № 3а-63/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2020 г. г. Курган
Курганский областной суд в составе:
судьи Варлакова В.В.,
при секретаре Кузнецовой Д.О.,
с участием прокурора Тутуковой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части приказа департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 7 мая 2019 г. № 218 «О внесении изменений в приказ департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 17 октября 2016 г. № 566 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Курганской области»,
установил:
приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее – Департамент) от 17 октября 2016 г. № 566 утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Курганской области (далее – Территориальная схема).
В настоящее время приказ Департамента от 17 октября 2016 г. № 566 действует в редакции приказа Департамента от 7 мая 2019 г. № 218.
Административный истец полагает, что Территориальная схема в части не соответствует другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу – Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ), Федеральному закону от 25 декабря 2018 г. № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Правилам разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. № 1130 (далее – Правила), постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 мая 2019 г. № 303 «Об утверждении порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов».
Административный истец полагает, что в Территориальную схему неправомерно включены семь объектов размещения отходов, поскольку эти объекты не находятся в перечне объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов.
Считает, что в Территориальной схеме указаны источники образования отходов, которые не соответствуют этому понятию, приведенному в пункте 2 Правил. В связи с этим оспаривает правильность координат источников образования отходов, потоков движения твердых коммунальных отходов на территории Курганской области на имеющихся в составе Территориальной схемы картах.
Обращает внимание на отсутствие в Территориальной схеме сведений о согласованных в установленном порядке санитарно-защитных зонах объектов размещения отходов.
Указывает на отсутствие обоснования стоимости создания объектов инфраструктуры, и отсутствие оценки стоимости вывода из эксплуатации и рекультивации полигонов и свалок твердых коммунальных отходов.
Считает, что в Территориальной схеме отсутствует графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, а также информация о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.
Приводит доводы, что электронная модель территориальной схемы, размещенная на сайте Департамента, не работает.
Учитывая изложенное, просит признать недействующей таблицу 5.1 «Данные о количестве направляемых для размещения (захоронения) ТКО (т/год), в том числе крупногабаритных, на объекты размещения ТКО, включенные в ГРОРО» пункт 5.4 раздела 5; пункт 7.2 «Организация системы транспортирования твердых коммунальных отходов» раздела 7; приложение 14 «Объекты размещения отходов на территории Курганской области» в части включения объектов размещения отходов:
«Свалка ТБО», расположенная в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №;
«Свалка ТБО», расположенная в <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №;
«Свалка ТБО», расположенная в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №;
«Полигон ТКО», расположенный в <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №
«Полигон ТКО», расположенный в <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №
«Свалка ТБО», расположенная в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №;
«Свалка ТБО», расположенная в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №
таблицу 1.2 «Источники образования отходов на территории Курганской области (в разрезе муниципальных образований и основных видов экономической деятельности) раздела 1; приложение 2 «Сведения об образовании твердых коммунальных отходов от населения (в разрезе населенных пунктов Курганской области)»; карту 1 «Источники образования отходов на территории Курганской области»; карту 2 «Схема охвата населения централизованным сбором ТКО на территории Курганской области»; карту 3 «Схема размещения мест (площадок) накопления отходов на территории Курганской области»; карту 6 «Схема потоков движения отходов производства на территории Курганской области»; карту 7 «Потоки движения твердых коммунальных отходов на территории Курганской области до 1 января 2020 г.»; карту 8 «Потоки движения твердых коммунальных отходов на территории Курганской области с 1 января 2020 г.»; карту 9 «Потоки движения твердых коммунальных отходов на территории Курганской области с 1 января 2022 г.; карту 10 «Потоки движения твердых коммунальных отходов на территории Курганской области с 1 января 2023 г.»; раздел 5 «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» в части отсутствия сведений о согласованных в установленном порядке санитарно-защитных зонах объектов размещения отходов; раздел 7 «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» в части отсутствия графического отображения движения отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, а также отсутствия информации о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов; раздел 9 «Оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, вывод из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания размещения отходов» в части отсутствия оценки стоимости вывода из эксплуатации полигонов и свалок ТКО, необоснованной стоимости создания объектов инфраструктуры; раздел 12 «Электронная модель территориальной схемы».
В судебное заседание ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, его представитель – ФИО2 в судебном заседании административное исковое заявление поддержала.
Представитель Департамента – ФИО3 против заявленных требований возражала.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Тутуковой Г.М., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами (пункт 1).
Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (пункт 2).
Порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. № 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными (далее – Правила).
Разработанный уполномоченным органом проект территориальной схемы до его утверждения подлежит общественному обсуждению (пункт 19 Правил).
Общественное обсуждение территориальной схемы включает: а) размещение уполномоченным органом уведомления о датах начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы и размещение проекта территориальной схемы на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт); б) направление уполномоченным органом уведомления о размещении проекта территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов; в) рассмотрение проекта территориальной схемы заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, гражданами, организациями, иными заинтересованными лицами; г) направление федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, и лицами, указанными в подпункте «в» данного пункта, в уполномоченный орган предложений и замечаний; д) подготовка уполномоченным органом заключения по результатам рассмотрения предложений и замечаний, указанных в подпункте «г» данного пункта (пункт 20 Правил).
Уполномоченный орган размещает проект территориальной схемы на официальном сайте с указанием дат начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы.
Срок общественного обсуждения проекта территориальной схемы не может быть менее одного месяца и более 3 месяцев со дня его размещения на официальном сайте. Решение о сроке (датах начала и окончания) проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы на официальном сайте принимает уполномоченный орган (пункт 21 Правил).
Уполномоченный орган в 2-дневный срок со дня размещения проекта территориальной схемы на официальном сайте направляет уведомление о размещении проекта территориальной схемы с приложением проекта территориальной схемы на электронном носителе в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, рассматривают проект территориальной схемы и направляют в уполномоченный орган предложения и замечания: а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - в части применения технологий при строительстве объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в части наличия объектов размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов, баланса количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов на территории субъекта Российской Федерации; в) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - в части оценки объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов и данных о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; г) территориальное управление Федеральной антимонопольной службы и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, - в части прогнозных значений предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 22 Правил).
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, указанные в пункте 22 данных Правил, а также региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, граждане, организации, иные заинтересованные лица по результатам рассмотрения проекта территориальной схемы в срок не позднее 15 дней до дня истечения срока общественного обсуждения проекта территориальной схемы направляют в уполномоченный орган свои замечания и предложения при их наличии (пункт 23 Правил).
Уполномоченный орган рассматривает все замечания и предложения, указанные в пункте 23 данных Правил, поступившие в установленный пунктом 23 данных Правил срок, и подготавливает по итогам их рассмотрения заключение, содержащее информацию об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения.
Заключение об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 4 дней до дня окончания срока общественного обсуждения (пункт 24 Правил).
По результатам общественного обсуждения уполномоченный орган дорабатывает в 30-дневный срок проект территориальной схемы (при необходимости) (пункт 25 Правил).
Проект территориальной схемы подлежит повторному размещению на официальном сайте в целях повторного проведения общественного обсуждения, при этом сроки проведения процедуры повторного общественного обсуждения устанавливаются в размере половины срока, предусмотренного пунктом 21 данных Правил, в случае, если в результате доработки проекта территориальной схемы уполномоченным органом внесены изменения: в данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; в объем соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; в прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами более чем на установленный уровень инфляции; в количество зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; в схему потоков отходов (пункт 26 Правил).
Территориальная схема утверждается уполномоченным органом в течение 10 дней со дня окончания срока проведения общественного обсуждения при условии отсутствия замечаний (пункт 27 Правил).
Утвержденная территориальная схема размещается уполномоченным органом на официальном сайте (пункт 28 Правил).
В силу подпункта 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, также закреплены в абзаце девятнадцатом статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Полномочия органов государственной власти Курганской области в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Законом Курганской области от 1 марта 2016 г. № 4 «О регулировании отдельных отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Курганской области».
В соответствии с пунктом 13 статьи 4 указанного Закона Курганской области разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами относится к полномочиям органа исполнительной власти Курганской области, уполномоченного в области обращения с отходами.
Постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 25 сентября 2006 г. № 338 утверждено Положение о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее – Положение о Департаменте).
Департамент является специально уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области в сфере обращения с отходами производства и потребления (подпункт 3 пункта 3 Положения о Департаменте).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 10 Положения о Департаменте к полномочиям Департамента в области обращения с отходами относятся разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» (далее – Закон Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444) органы исполнительной власти Курганской области по вопросам, отнесенным к их компетенции, издают нормативные правовые акты в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Курганской области вступают в силу в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона Курганской области от 8 октября 2004 № 444 после их официального опубликования.
Согласно пункту 1 статьи 48 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444 официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области считается первая публикация его полного текста в официальном печатном издании или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Судом установлено, что в 2016 г. Территориальная схема была разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 г. № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами».
Территориальная схема прошла процедуру общественного обсуждения и была утверждена приказом Департамента от 17 октября 2016 г. № 566, который размещен на официальном сайте Департамента в разделах «Нормативные правовые акты Департамента» и «Территориальная схема обращения с отходами Курганской области» и опубликована в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир».
В 2018 г. Территориальная схема была разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г.№ 89-ФЗ и Правилами.
Проектом предусмотрено внесение в приказ Департамента от 17 октября 2016 г. № 566 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, Курганской области» следующих изменений:
1) в наименовании приказа слова «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами,» заменить словами «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления,»;
2) приложение к приказу Департамента от 17 октября 2016 г. № 566 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, Курганской области» изложить в новой редакции.
Проект территориальной схемы размещен на официальном сайте Департамента в разделе: «Документы – Нормативные правовые акты Департамента – Проекты нормативных правовых актов – Предложения по общественному обсуждению НПА Департамента – 2018».
Срок проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы составляет 1 месяц. Дата начала общественного обсуждения – 16 октября 2018 г., дата окончания – 15 ноября 2018 г.
Замечания и предложения по результатам рассмотрения проекта территориальной схемы принимались в срок не позднее 15 дней до истечения срока общественного обсуждения.
В Департамент поступило 4 обращения с замечаниями и предложениями.
Департаментом направлены уведомления о размещении проекта территориальной схемы с приложениями проекта территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов и территориальное управление Федеральной антимонопольной службы.
За период проведения общественного обсуждения поступило 8 обращений с замечаниями и предложениями, из них 7 частично учтено, 1 не учтено.
По результатам рассмотрения поступивших замечаний и предложений, Департаментом принято решение доработать проект Территориальной схемы и с учетом внесенных изменений доработанный проект разместить на официальном сайте Департамента в целях повторного проведения общественных обсуждений.
На официальном сайте Департамента в разделе «Документы – Нормативные правовые акты Департамента – Проекты нормативных правовых актов – Предложения по общественному обсуждению НПА Департамента – 2018» размещен проект приказа Департамента «О внесении изменений в приказ Департамента от 17 октября 2016 г. № 566 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Курганской области» с приложениями.
Дата начала общественного обсуждения 16 ноября 2018 г., дата окончания – 4 декабря 2018 г.
Замечания и предложения по результатам рассмотрения проекта территориальной схемы принимались в срок не позднее 15 дней до дня истечения срока общественного обсуждения.
Были направлены уведомления о размещении проекта территориальной схемы с приложениями проекта территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов и территориальное управление Федеральной антимонопольной службы.
В Департамент поступило 1 обращение с замечаниями и предложениями.
Территориальная схема утверждена приказом Департамента от 5 декабря 2018 г. № 797 «О внесении изменений в приказ Департамента от 17 октября 2016 г. № 566 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Курганской области», который размещен на официальном сайте Департамента и опубликован в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» (выпуск 48(1082) от 25 декабря 2018 г.).
В 2019 г. Департаментом разработан проект приказа «О внесении изменений в приказ Департамента от 17 октября 2016 г. № 566 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Курганской области».
Проект территориальной схемы с приложением размещен на официальном сайте Департамента в разделе «Начало – Документы – Нормативные правовые акты Департамента – проекты нормативных правовых актов – оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов – 2019.
Дата размещения 3 апреля 2019 г., прием заключений с 3 апреля 2019 г. по 3 мая 2019 г.
4 апреля 2019 г. направлены уведомления о размещении проекта территориальной схемы с приложениями проекта территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов и территориальное управление Федеральной антимонопольной службы.
В Департамент поступило 4 обращения с замечаниями и предложениями.
29 апреля 2019 г. Департаментом подготовлено заключение по итогам рассмотрения предложений и замечаний, поступивших в рамках общественных обсуждений проекта приказа Департамента «О внесении изменений в приложение к приказу Департамента от 17 октября 2016 г. № 566 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Курганской области».
Территориальная схема утверждена приказом Департамента от 7 мая 2019 г. № 218, который размещен на официальном сайте Департамента и опубликован в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» (выпуск 10 (1098) от 17 мая 2019 г.).
Изложенное позволяет суду сделать вывод, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 Правил территориальная схема включает следующие разделы: а) нахождение источников образования отходов; б) количество образующихся отходов; в) целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов; г) места накопления отходов; д) места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; е) баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; ж) схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; з) данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; и) оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; к) прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; л) сведения о зонах деятельности региональных операторов; м) электронная модель территориальной схемы; н) приложения.
Оспариваемая Территориальная схема включает в себя все указанные разделы.
В соответствии с пунктом 13 ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 г. № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе разрабатывать электронную модель территориальной схемы, которая наряду с разделами, установленными пунктом 4 данного документа может содержать:
а) описание программы моделирования, ее структуры, алгоритмов, возможностей и ограничений при выполнении функций;
б) описание процедуры ввода, обработки, анализа и представления данных в электронной модели;
в) базы данных, расчеты и картографическую информацию в электронном виде, содержащуюся в разделах «а» - «з» пункта 4 данного документа;
г) информацию о планируемых зонах деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В настоящее время подпунктом «м» пункта 5 Правил установлено обязательное включение в территориальную схему раздела электронная модель территориальной схемы.
После проведения конкурсных процедур 27 мая 2019 г. заключен государственный контракт на выполнение работ по созданию, внедрению и сопровождению информационной системы «Электронная модель территориальной схемы обращения отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Курганской области».
До момента разработки информационной системы Департаментом был разработан и размещен на официальном сайте неполный образ электронной модели территориальной схемы.
19 июля 2019 г. Департаментом выполнены создание и внедрение информационной системы «Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Курганской области». 16 декабря 2019 г. выполнены работы по техническому сопровождению информационной системы.
Электронная модель территориальной схемы размещена на официальном сайте Департамента в разделе «Начало – Отрасль – Охрана окружающей среды – Территориальная схема обращения с ТКО (электронная модель)».
Административный истец не приводит доводов, указывающих на несоответствие раздела 12 «Электронная модель территориальной схемы» каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, говоря лишь о том, что указанный раздел Территориальной схемы не работает.
Учитывая изложенное, требование о признании недействующим раздела 12 Территориальной схемы удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 5 Правил территориальная схема включает следующие разделы: места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО.
Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов» определены порядок включения объектов размещения отходов в ГРОРО и лицо, принимающее решение о включении объектов в обозначенный реестр, которым является Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор).
Судом установлено, что объекты размещения отходов, на которые в административном иске ссылается ФИО1, включены в ГРОРО.
Так, приказом Росприроднадзора от 25 сентября 2014 г. № 592 в ГРОРО включены объекты размещения отходов: под номером 45-00012-З-00592-250914 – «Свалка ТБО», расположенная в р.<адрес>; под номером 45№ – «Свалка ТБО», расположенная в <адрес>; под номером № – «Свалка ТБО», расположенная в <адрес>; под номером № – «Свалка ТБО», расположенная в <адрес>; под номером № – «Свалка ТБО», расположенная в <адрес>.
Приказом Росприроднадзора от 15 декабря 2016 г. № 793 в ГРОРО включены объекты размещения отходов: под номером № – «Полигон ТКО», расположенный в <адрес>; под номером № – «Полигон ТКО», расположенный в <адрес>.
Приложение 14 к Территориальной схеме включает в себя перечисленные выше объекты размещения ТКО: под порядковым номером 2 – «Свалка ТБО», расположенная в р.<адрес> (№); под порядковым номером 3 - «Свалка ТБО», расположенная в <адрес> (№); под порядковым номером 5 – «Свалка ТБО», расположенная в <адрес> (№); под порядковым номером 6 – «Полигон ТКО», расположенный в <адрес> (№); под порядковым номером 7 – «Полигон ТКО», расположенный в <адрес> (№); под порядковым номером 9 – «Свалка ТБО», расположенная в <адрес> (№); под порядковым номером 10 – «Свалка ТБО», расположенная в <адрес> (№).
Согласно подпунктам «а», «б» пункта 10 Правил раздел «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» содержит в том числе наименования расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; сведения о почтовом адресе и (или) географические координаты местонахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).
Приложение 14 «Объекты размещения отходов на территории Курганской области» в части включения объектов размещения отходов» содержит № объекта в государственном реестре объектов размещения отходов, реквизиты документа; наименование объекта; месторасположение, ближайший населенный пункт объекта; географические координаты объекта инфраструктуры, что соответствует пункту 10 Правил.
Доводы административного истца о том, что указанные выше объекты размещения отходов неправомерно включены в Территориальную схему, основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее – перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного данным пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в данном пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) от 14 мая 2019 г. № 303 утвержден порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее – Порядок формирования и изменения перечня) и порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов.
Между тем, объекты размещения отходов, указанные в административном исковом заявлении, нельзя отнести к объектам размещения твердых коммунальных отходов, введенным в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющим документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов.
Таким образом, само по себе отсутствие этих объектов в перечне, предусмотренном пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, не означает, что перечисленные административным истцом объекты размещения отходов не могли быть включены в Территориальную схему.
В данном случае в Территориальную схему включены объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов, что соответствует действующему законодательству.
Суд не усматривает несоответствия Территориальной схемы пункту 2 Правил, в котором дано определение понятию «источник образования отходов».
Так, «источник образования отходов» – это объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы.
Территориальная схема содержит раздел 1 «Нахождение источников образования отходов на территории Курганской области», в котором в качестве источников образования отходов указаны предприятия, учреждения, организации производственной и непроизводственной сферы деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели) по муниципальным образованиям, а также источники образования твердых коммунальных отходов – административно-территориальные единицы Курганской области (муниципальные районы, города, поселки городского типа, сельсоветы, сельские населенные пункты).
В Территориальной схеме указано, что многоквартирные жилые дома, индивидуальные жилые дома или их части, садовые, дачные и огороднические партнерства, группы жилых домов, иные здания и помещения, используемые населением в личных целях, входят в состав источников твердых коммунальных отходов (населенных пунктов), на территории которых они расположены, и являются их неотъемлемой частью.
Приложение 1 к Территориальной схеме содержит сведения об адресах источников образования отходов, географические координаты населенных пунктов.
В таблице 1.2 «Источники образования отходов на территории Курганской области (в разрезе муниципальных образований и основных видов экономической деятельности)» раздела 1 Территориальной схемы приведены сведения о количестве источников образования отходов по муниципальным образованиям и видам экономической деятельности.
Приложение 2 «Сведения об образовании твердых коммунальных отходов от населения (в разрезе населенных пунктов Курганской области)» содержит сведения о количестве твердых коммунальных отходов по населенным пунктам, исходя из численности населения.
Источники образования отходов отражены на карте 1 «Источники образования отходов на территории Курганской области»; карта 2 «Схема охвата населения централизованным сбором ТКО на территории Курганской области» отражает источники образования отходов и способы сбора твердых коммунальных отходов; карта 3 «Схема размещения мест (площадок) накопления отходов на территории Курганской области» отражает источники образования отходов с указанием мест (площадок) накопления отходов и их количества.
Суд полагает, что Территориальная схема не может быть признана несоответствующей пункту 2 Правил, поскольку содержит перечень источников образования отходов, представляющих собой объекты, а также совокупности объектов, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически, и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, которые находятся в пределах административно-территориальных единиц Курганской области.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил раздел «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» содержит: сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, согласованной в установленном порядке санитарно-защитной зоне, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности у эксплуатирующей объект обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов организации, индивидуального предпринимателя, реквизитах документа, содержащего информацию о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
Административный истец указывает на отсутствие в Территориальной схеме сведений о согласованной в установленном порядке санитарно-защитной зоне объектов размещения отходов, перечисленных в приложении 14.
Указанное обстоятельство, по мнению суда, не может служить основанием для удовлетворения административного иска, исходя из того, что сведения о согласованной в установленном порядке санитарно-защитной зоне объектов размещения отходов должны отражаться в Территориальной схеме при наличии таких сведений.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что Департамент сведениями о согласованной в установленном порядке санитарно-защитной зоне объектов размещения отходов не располагает.
Из содержания Правил, и в частности пункта 10, нельзя сделать вывод, что отсутствие каких-либо сведений или данных является безусловным препятствием для разработки и утверждения территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Напротив, из самого названия нормативного правого акта следует, что Правила используются, в том числе, для корректировки территориальных схем.
Учитывая изложенное, Территориальная схема в оспариваемой части может быть скорректирована в зависимости от поступления дополнительных данных, предусмотренных Правилами.
В соответствии с пунктом 14 Правил раздел «Оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов» содержит сведения об объеме необходимых капитальных вложений в строительство, реконструкцию, вывод из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, необходимых для развития отрасли обращения с отходами на территории субъекта Российской Федерации.
Оценка объема капитальных вложений осуществляется с учетом необходимости строительства, реконструкции, вывода из эксплуатации объектов, указанных в абзаце первом данного пункта, наличия таких мероприятий в региональной программе в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, обоснованием использования строительных материалов, технологий, оборудования и специализированного автотранспортного парка.
Оценка объема капитальных вложений осуществляется на основании укрупненных нормативов цены строительства. При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, оценка капитальных вложений осуществляется на основании сметной стоимости реализованных объектов-аналогов, в том числе проектная документация которых признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования, и инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема содержит раздел 9 «Оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, вывод из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания размещения отходов», в котором определена предельная стоимость создания инфраструктурных объектов обращения с ТКО (полигон для размещения (захоронения) ТКО, автоматизированный мусорообрабатывающий комплекс, мусоросортировочная линия и 8 мусороперегрузочных станций, - не более 1,8 млрд. руб.
Предельная стоимость создания инфраструктурных объектов обращения с ТКО определена на основании стоимости реализованных объектов-аналогов, информация о которых получена Департаментом из открытых источников.
В частности, представитель Департамента ссылался на предложения, поступившие от компании «Флагман», сведения о стоимости мусоросортировочного комплекса в Карабаше Челябинской области, а также мусоросортировочного комплекса в Нижегородской области.
Суд отмечает, что несогласие административного истца с указанной в Территориальной схеме суммой предельной стоимости создания объектов коммунальной инфраструктуры на территории Курганской области не свидетельствует о несоответствии данной Территориальной схемы нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Суд также полагает обоснованными возражения административного ответчика о том, что установление предельной стоимости создания объектов коммунальной инфраструктуры на территории Курганской области не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку фактическая стоимость создания таких объектов будет определяться не на основании данных Территориальной схемы, а на основании разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации.
В возражениях на административный иск Департамент обращает внимание, что расходы на создание объектов коммунальной инфраструктуры на территории Курганской области не учитывались при установлении региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области единого предельного тарифа на 2020 год (данная информация отражена в разделе 10 Территориальной схемы).
Отсутствие в Территориальной схеме оценки стоимости вывода из эксплуатации и рекультивации полигонов и свалок твердых коммунальных отходов также объясняется отсутствием в настоящее время разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, что, по мнению суда, не является основанием для признания оспариваемого нормативного правого акта недействующим.
Вопреки доводам административного искового заявления, Территориальная схема содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенных в границах территории Курганской области.
Схемы потоков движения отходов на картах 6 «Схема потоков движения отходов производства на территории Курганской области», 7 «Потоки движения твердых коммунальных отходов на территории Курганской области до 1 января 2020 г.», 8 «Потоки движения твердых коммунальных отходов на территории Курганской области с 1 января 2020г.», 9 «Потоки движения твердых коммунальных отходов на территории Курганской области с 1 января 2022 г., 10 «Потоки движения твердых коммунальных отходов на территории Курганской области с 1 января 2023 г.» отражены исходя из того, что твердые коммунальные отходы, образованные от всех источников, находящихся в пределах одного муниципального района и городского округа, в полном объеме должны транспортироваться на один и тот же объект размещения отходов.
Информация о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов в Территориальной схеме не приведена, поскольку отходы из других субъектов Российской Федерации в Курганскую область не поступают.
Так, в подразделе 7.1 раздела 7 Территориальной схемы отражено, что ввоз отходов на территорию Курганской области для обработки, утилизации, обезвреживания и размещения из других субъектов Российской Федерации в настоящее время не осуществляется.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку по настоящему делу не установлено несоответствия оспариваемого нормативного правового акта иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и повлекшего нарушение прав и законных интересов ФИО1 в удовлетворении административного иска должно быть отказано.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Таким образом, сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир».
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующей таблицы 5.1 «Данные о количестве направляемых для размещения (захоронения) ТКО (т/год), в том числе крупногабаритных, на объекты размещения ТКО, включенные в ГРОРО» пункта 5.4 раздела 5; пункта 7.2 «Организация системы транспортирования твердых коммунальных отходов» раздела 7; приложения 14 «Объекты размещения отходов на территории <адрес>» в части включения объектов размещения отходов:
«Свалка ТБО», расположенная в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 45:06:000000:106;
«Свалка ТБО», расположенная в <адрес>, в границах СПК «Троицкий», на земельном участке с кадастровым номером №
«Свалка ТБО», расположенная в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №
«Полигон ТКО», расположенный в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №
«Полигон ТКО», расположенный в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №
«Свалка ТБО», расположенная в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №
«Свалка ТБО», расположенная в <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №
таблицы 1.2 «Источники образования отходов на территории Курганской области (в разрезе муниципальных образований и основных видов экономической деятельности) раздела 1; приложения 2 «Сведения об образовании твердых коммунальных отходов от населения (в разрезе населенных пунктов Курганской области)»; карты 1 «Источники образования отходов на территории Курганской области»; карты 2 «Схема охвата населения централизованным сбором ТКО на территории Курганской области»; карты 3 «Схема размещения мест (площадок) накопления отходов на территории Курганской области»; карты 6 «Схема потоков движения отходов производства на территории Курганской области»; карты 7 «Потоки движения твердых коммунальных отходов на территории Курганской области до 1 января 2020 г.»; карты 8 «Потоки движения твердых коммунальных отходов на территории Курганской области с 1 января 2020 г.»; карты 9 «Потоки движения твердых коммунальных отходов на территории Курганской области с 1 января 2022 г.; карты 10 «Потоки движения твердых коммунальных отходов на территории Курганской области с 1 января 2023 г.»; раздела 5 «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» в части отсутствия сведений о согласованных в установленном порядке санитарно-защитных зонах объектов размещения отходов; раздела 7 «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» в части отсутствия графического отображения движения отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, а также отсутствия информации о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов; раздела 9 «Оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, вывод из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания размещения отходов» в части отсутствия оценки стоимости вывода из эксплуатации полигонов и свалок ТКО, необоснованной стоимости создания объектов инфраструктуры; раздела 12 «Электронная модель территориальной схемы» Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Курганской области, утвержденной приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 17 октября 2016 г. № 566 в редакции изменений, внесенных приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 7 мая 2019 г. № 218 «О внесении изменений в приказ департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 17 октября 2016 г. № 566 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Курганской области, оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья В.В. Варлаков