Дело №3а-63/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Чувашской Республики
под председательством судьи Орловой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Яковлеве А.Г.,
при участии прокурора Арюхиной Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автолайн» к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующим постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07 мая 2014 года № <данные изъяты>,
установил:
<данные изъяты> Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление № <данные изъяты> «Об утверждении границ охранной зоны объекта культурного наследия регионального(республиканского) значения «<данные изъяты>.», режима использования земель и градостроительного регламента в границах данной зоны», которое опубликовано на портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет <данные изъяты>, в газете «<данные изъяты>» от <данные изъяты>.
Названным постановлением утверждены границы охранной зоны объекта культурного наследия регионального(республиканского) значения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <данные изъяты> и режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны объекта культурного наследия регионального(республиканского) значения «<данные изъяты>.», расположенного по адресу: <данные изъяты>
Общество с ограниченной ответственностью «Автолайн»(далее также Общество) обратилось в суд, с учетом последующих уточнений, с административным иском к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующим полностью указанного постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № <данные изъяты> от <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указано на то, что Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты> а также на праве аренды по договору № <данные изъяты> от 30 ноября 2010 года земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, также расположенный по адресу: <данные изъяты>. Общество является лицом, в отношении которого применяется оспариваемое постановление, поскольку возлагают ограничения по использованию земель.
Основаниями для вынесения указанных решений явилось отсутствие в представленных документах согласия Министерства культуры по делам национальностей, информационной политике архивного дела Чувашской Республики на проведение реконструкции объекта. В связи с чем, регистрирующим органом принято решение о возврате Обществу без рассмотрения документов.
По мнению административного истца, оспариваемое постановление противоречит ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 10 Закона Чувашской Республики от 12.04.2005 № 10 «Об объектах культурного наследия(памятниках истории и культуры) в Чувашской Республике», п.17 постановления Правительства РФ от 26.04.2008 № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», в частности проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики об установлении зон охраны объекта культурного наследия не был согласован с органом местного самоуправления города Чебоксары.
Представитель административного истца Максимова Л.А в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики, заинтересованного лица - Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Ипатьев А.В. заявленные требования не признал.
Заинтересованное лицо – администрация г.Чебоксары в судебное заседание не направило представителя.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, изучив письменные доказательства, находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Общество является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, отнесенного к землям населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилого здания, расположенного по адресу: <данные изъяты>
В соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Общества на указанное недвижимое имущество осуществлена в установленном законом порядке с внесением соответствующей записи о регистрации за № 21-21-01/223/2009-101 от 23 ноября 2009 года.
30 ноября 2010 года между администрацией города Чебоксары(арендодатель) и Обществом(арендатор) заключен договор аренды земельного участка № <данные изъяты>, согласно условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 351 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования - для эксплуатации 2-этажного нежилого здания с подвалом, расположенного по адресу: <данные изъяты>
Срок договора установлен с 29.10.2010 по 27.09.2015(п.2.1 договора в редакции дополнительного соглашения к договору от 24.10.2013).
Договор прошел государственную регистрацию 22.10.2010.
Постановлением администрации города Чебоксары от 29.04.2013 № 1239 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> от 22.04.2013 № <данные изъяты>.
22.11.2013 администрацией города Чебоксары выдано разрешение на строительство № <данные изъяты> объекта: «Реконструкция 2-ух этажного нежилого здания с подвалом под административно-офисное здание переменной этажности в 7-6 этажей по <данные изъяты>».
Право собственности Общества с ограниченной ответственностью «Автолайн» на объект незавершенного строительства, степенью готовности 92%, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, зарегистрировано в установленном законом порядке 20 августа 2014 года.
25 ноября 2015 года администрацией города Чебоксары выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № <данные изъяты>.
Решением кадастрового органа от 09.12.2015 года № <данные изъяты> приостановлено на срок до 09.03.2016 проведение государственного кадастрового учета по причине, в числе прочего, отсутствия сведений о согласовании реконструкции с Министерством культуры, по делам национальностей, информационной политике архивного дела Чувашской Республики, в связи с нахождением объекта в охранной зоне культурного наследия.
09.03.2016 решением кадастрового органа № <данные изъяты> отказано в осуществлении кадастрового учета.
Факт нахождения объектов недвижимости Общества в пределах границ охранной зоны объекта культурного наследия регионального(республиканского) значения «Дом <данные изъяты>.», утвержденных оспариваемым постановлением подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, сторонами не оспаривается.
В силу пункта «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится охрана памятников истории и культуры.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.
Правовые основы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ), Законом Чувашской Республики от 12.04.2005 № 10 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Чувашской Республике»(далее - Закон Чувашской Республики от 12.04.2005 № 10), а также действовавшим на момент издания оспариваемого нормативного акта - постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»(далее – постановление от 26.04.2008 № 315).
В преамбуле к Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ говорится о том, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.3 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 10 Закона Чувашской Республики от 12.04.2005 № 10, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, определено, что в соответствии с Федеральным законом границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия Кабинетом Министров Чувашской Республики, в том числе по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органом местного самоуправления, - в отношении объектов культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения.
Следовательно, необходимость утверждения границ охранной зоны объекта культурного наследия, режима использования и градостроительного регламента вызвана целью сохранения объекта культурного наследия в его исторической среде, является приоритетной задачей органа государственной власти Чувашской Республики.
Согласно пп.15 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Статьей 15 Закона Чувашской Республики от 30.04.2002 № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» предусмотрено, что Кабинет Министров Чувашской Республики осуществляет государственную политику в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Кабинет Министров Чувашской Республики во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики, указов и распоряжений Главы Чувашской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики( ст. 23 того же Закона).
В силу ст. 23 указанного Закона нормативные правовые акты Кабинета Министров Чувашской Республики подлежат обязательному опубликованию. Датой официального опубликования постановления Кабинета Министров Чувашской Республики считается дата первой публикации его полного текста в республиканской газете "Вести Чувашии", информационном бюллетене "Собрание законодательства Чувашской Республики" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п.п.6, 13 постановления от 26.04.2008 № 315 разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (далее - историко-культурные исследования), данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Как видно из материалов дела, объект культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>» поставлен на государственную охрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения Постановлением Совета Министров Чувашской Республики от 29.10.1993 № 372 «О дополнении списка памятников истории и культуры местного(Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране».
Проект зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования и градостроительных регламентов в границах данных зон разработан ООО «<данные изъяты>»(<данные изъяты>) в 2013 году.
18 ноября 2013 года на указанный проект получено положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, о чем составлен акт государственной историко-культурной экспертизы.
В целях публичного обсуждения проект постановления был размещен 21 апреля 2014 года на официальном сайте Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики в разделе «Проекты нормативно-правовых актов, приказы Министерства, экспертиза действующих НПА», «Общественный совет при Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики», а также на сайте regulations.cap.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Оспариваемый проект постановления был представлен на рассмотрение в администрацию г.Чебоксары.
Письмом администрации города Чебоксары от 12.02.2014 года № <данные изъяты> были даны замечания и предложения, относящиеся к проекту зон охраны объекта культурного наследия.
Письмом администрации города Чебоксары от 25.04.2014 года № <данные изъяты> не выразив замечаний, орган местного самоуправления высказал опасения по проекту постановления, вызванные угрозой выполнения намеченных работ по модернизации инженерно-технических и коммунальных сетей Красной площади и реконструкции улично-дорожной сети в указанной части города Чебоксары.
23.04.2014 года проект постановления рассмотрен на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики(протокол № <данные изъяты>).
Проект постановления согласован с членами Кабинета Министров Чувашской Республики, прокуратурой Чувашской Республики, Управлением Росреестра по Чувашской Республике, прошел юридическую экспертизу в Управлении Минюста России по Чувашской Республике.
Оспариваемое постановление размещено на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru 08.05.2014, «<данные изъяты>» от <данные изъяты>2014 № <данные изъяты>, «Собрание законодательства Чувашской Республики от <данные изъяты>2014 № <данные изъяты>. Документ вступил в силу 08 мая 2014 года.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 мая 2014 года № <данные изъяты> зоны охраны объекта культурного наследия регионального(республиканского) значения «<данные изъяты>» по <данные изъяты>, отображены:
- в генеральном плане Чебоксарского городского округа, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23 декабря 2014 года № 1787;
- в Правилах землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утв. решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 3 марта 2016 года № 187.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое постановление принято Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах его компетенции и в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным и республиканским законодательством, с соблюдением порядка принятия и опубликования нормативного акта, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Суд не может признать состоятельными доводы административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого постановления в связи с отсутствием согласования с органом местного самоуправления проекта зон охраны объекта культурного наследия, поскольку из буквального толкования письма от 25.04.2014 № <данные изъяты>, отказа в согласовании не имеется.
Статьей 28 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 73-ФЗ предусмотрено, что государственная историко-культурная экспертиза проводится, в том числе, в целях определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия.
Основанием для принятия оспариваемого нормативного акта явилось положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, изложенное в акте государственной историко-культурной экспертизы от 18 ноября 2013 года, которое соответствует требованиям Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, Положению о государственной историко-культурной экспертизе, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 № 569, а также Положению о зонах охраны объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315. Экспертиза проведена экспертной комиссией в составе председателя ФИО12 ответственного секретаря ФИО13 и члена комиссии ФИО14., при соблюдении принципа независимости экспертов, закрепленного в ст. 29 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.
Обществом не представлено какое-либо подтверждение нарушения принадлежащих ему прав, в том числе реализации права на подачу в уполномоченный орган заявления о назначении повторной экспертизы.
Ссылки административного истца на то, что Обществу 22 ноября 2013 г. выдано разрешение на строительство № <данные изъяты> объекта: «Реконструкция 2-ух этажного нежилого здания с подвалом под административно-офисное здание переменной этажности в 7-6 этажей по <данные изъяты>», на указанных земельных участках, которые попали в охранную зону и на который распространен режим использования и градостроительный регламент, предусматривающий реконструкцию существующих объектов капитального строительства без изменения их основных размеров, пропорций, параметров, не влекут признание недействующим оспариваемого нормативного акта.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статья 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 73-ФЗ, содержащая понятия каждой зоны охраны объекта культурного наследия, предусматривает ограничения для свободного усмотрения правообладателей при использовании принадлежащих им земельных участков, входящих в одну из зон охраны. Указанные ограничения устанавливаются в том числе для соблюдения прав граждан Российской Федерации, которым гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 73-ФЗ).
Разрешение на строительство № <данные изъяты> от 22 ноября 2013 года содержит рекомендацию о необходимости до начала реконструкции объекта получить согласование Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, которое Обществом не было исполнено. Последствия недобросовестного поведения Общества не свидетельствуют о нарушении прав оспариваемым нормативным актом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Автолайн» в удовлетворении требований о признании недействующим постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 07 мая 2014 года № <данные изъяты> «Об утверждении границ охранной зоны объекта культурного наследия регионального(республиканского) значения «<данные изъяты>.», режима использования земель и градостроительного регламента в границах данной зоны».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2016 года.
Судья Орлова И.Н.