ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-63/2018 от 30.05.2018 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-63/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2018 г. г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Соляникова Р.В.

при секретаре Макаршиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам о признании не действующими нормативных правовых актов,

у с т а н о в и л:

постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее – Комитет, регулирующий орган) от 29 декабря 2017 г. № 221 были установлены и введены в действие с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Постановлением Комитета от 29 декабря 2017 г. № 222 установлены и введены в действие с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям регулирующий орган не учел в составе необходимой валовой выручки (далее – НВВ) филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС расходы на амортизацию основных средств в размере 325611,44 тыс.руб. со ссылкой на отсутствие у регулируемой организации утвержденной инвестиционной программы, а также на не вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Карелия от 27 сентября 2017 г., касающееся аналогичного спора с участием тех же лиц при установлении тарифов на 2017г.

Административный истец полагает незаконным полное исключение из НВВ амортизационных отчислений, поскольку это приводит к отсутствию финансирования расходов на восстановление основных производственных фондов – составной части расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества.

С учетом последующего увеличения исковых требований в связи с принятием новых нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, административный истец просил признать не действующими:

постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29 декабря 2017 г. № 222 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2018 год» в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» и филиалом ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС;

постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29 декабря 2017 г. № 221 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2018 год» в части установления НВВ филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС в размере 30 772,03 тыс.руб.;

постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2018 г. № 16 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 апреля 2018года по 31 декабря 2018 года» в части установления НВВ филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС в размере 30 772,03 тыс.руб.

Также административный истец просил обязать административного ответчика принять новые нормативные правовые акты, устанавливающие экономически обоснованные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ПАО «ФСК ЕЭС» и филиалом ПАО «МРСК Северо-запада» на 2018 год, включив в НВВ расходы на амортизацию основных средств.

В судебном заседании представитель административного истца Козлов С.И. поддержал требования, представив новый расчет амортизационных отчислений, произведенный без учета результатов переоценки основных средств, а также исходя из максимальных сроков их использования. Не возражал против уменьшения суммы амортизационных отчислений до 157377,38 тыс.руб. в соответствии с корректировкой расчета, произведенной регулирующим органом.

Представители административного ответчика Старостина Т.В., Порывкина Ю.Г. просили отказать в удовлетворении административного иска, пояснив, что доказательства направления амортизационных отчислений на восстановление объектов основных средств административным истцом не представлены.

Представитель заинтересованного лица ПАО «МРСК Северо-Запада» СополеваЕ.В. полагала, что административный иск удовлетворению не подлежит, оспариваемые акты в части не являются нормативными, в части требований о признании нормативных актов, утративших силу, производство по делу подлежит прекращению.

Заслушав явившихся лиц, заключение прокурора Иовлева Д.С., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

29 декабря 2017 г. Комитетом принято постановление № 222 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2018 год». Данное постановление опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 декабря 2017 г.

Приложением к данному постановлению (в первоначальной редакции) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия, в частности, филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» и филиалом ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС с календарной разбивкой по полугодиям 2018 г.

Постановлением Комитета от 06 марта 2018 г. № 17, опубликованным на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 12 марта 2018 г. и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2018 г., приложение к постановлению от 29 декабря 2017 г. № 222 изложено в новой редакции, изменена календарная разбивка на 1, 2 кварталы и 2 полугодие 2018 г., при этом тарифы 1 квартала остались неизменны.

29 декабря 2017 г. Комитетом принято постановление № 221 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2018 год», которое опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 декабря 2017 г.

Приложением к данному постановлению НВВ филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС утверждено в размере 30 772,03 тыс.руб.

С 01 апреля 2018 г. постановление № 221 утратило силу в связи с принятием Комитетом постановления от 06 марта 2018 г. № 16 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года», опубликованным на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 12 марта 2018 г., и подлежащего применению с 01 апреля 2018 г. Необходимая валовая выручка филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС на период с 01 апреля по 31 декабря 2018 г. утверждена в ранее установленном размере.

В соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Исходя из специфики правовых отношений в сфере поставки электрической энергии, а также в силу предмета таких отношений, тарифы, применяемые для расчетов, равно как и НВВ, устанавливаются на определенный период. Вместе с тем, при возникновении споров о расчетах и платежах за прошедшие периоды либо о зачетах по платежам, которые проводились за прошлый и настоящий периоды, необходимо одновременное применение нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по установлению тарифов на соответствующие периоды.

С учетом данного обстоятельства суд не находит оснований для прекращения производства по делу в части оспаривания постановления от 29декабря 2017 г. № 221, поскольку хотя оно и утратило силу, но не перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно абзацу 7 части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.

В силу части 3 статьи 24 этого же закона данные тарифы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 1 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 01 ноября 2010 г. № 232-П, является Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.

Следовательно, оспариваемые акты приняты административным ответчиком в пределах предоставленной ему компетенции.

Требование об официальном опубликовании названных актов соблюдено (часть 1 статьи 29 Закона Республики Карелия от 04 июля 2012 г. № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия»).

При разрешении вопроса о соответствии оспариваемых положений действующему законодательству, суд исходит из следующего.

Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011г. № 1178.

Согласно пункту 4 Основ ценообразования установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом «Об электроэнергетике» и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничного рынков.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год, в том числе единые (котловые) тарифы и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче такой энергии.

Необходимая валовая выручка филиала Карельское ПМЭС на 2018 г. определена регулирующим органом методом экономически обоснованных затрат.

В силу пунктов 15 - 17 Основ ценообразования при использовании данного метода регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В НВВ включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов отнесены к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности (подпункт 7 пункта 18 Основ ценообразования).

Правила определения расходов на амортизацию установлены пунктом 27 Основ ценообразования, согласно которому для расчета регулируемых цен (тарифов) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов). Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации. При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Административным истцом на 2018 г. заявлены расходы на амортизацию в размере 325611,44 тыс.руб.

Экспертная группа со ссылкой на не вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Карелия от 27 сентября 2017 г. по административному делу № 3а-46/2017, которым ПАО «ФСК ЕЭС» было отказано в иске о признании не действующими в части ряда постановлений Комитета, касающихся установления НВВ и индивидуальных тарифов на 2017 г., признала данные расходы необоснованными в полном объеме, указав, что инвестиционная программа филиала Карельское ПМЭС не утверждена, а доказательств последующего направления амортизационных отчислений в основную деятельность посредством капитальных вложений не представлено.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14февраля 2018 г. № 75-АПГ17-10 указанное решение Верховного Суда Республики Карелия отменено, административный иск удовлетворен.

При этом судебная коллегия пришла к выводу, что правило, установленное абзацем третьим пункта 27 Основ ценообразования, об учете в составе НВВ расходов на амортизацию, если такие расходы являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации, на которую сослался суд первой инстанции, является специальной нормой и регулирует отношения по начислению амортизации в целях установления тарифа в случае, когда организация произвела переоценку основных средств и нематериальных активов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Следовательно, отказ Комитета во включении в НВВ регулируемой организации на 2018 г. амортизационных отчислений в полном объеме необоснован.

В ходе рассмотрения дела административным истцом исключены из испрашиваемой к утверждению НВВ суммы результаты переоценки основных средств, расчет амортизации скорректирован исходя из максимальных сроков полезного использования активов.

Также административный истец согласился с уменьшением амортизационных отчислений в связи с неправильным отнесением к амортизационным группам КВЛ 35кВЛяскеля – Валаам № 1 и КВЛ 35кВЛяскеля – Валаам № 2.

Таким образом, амортизационные отчисления в сумме 153377,38, тыс.руб. являются экономически обоснованными и подлежали включению в НВВ при тарифном регулировании.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание, что оспариваемые акты применялись, датой признания их не действующими следует установить дату вступления в силу настоящего решения суда.

Государственная пошлина в размере 13500руб., уплаченная административным истцом при подаче иска и увеличении требований, взыскивается в его пользу с административного ответчика на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кроме того, административному истцу в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату государственная пошлина в сумме 4500 руб. как излишне уплаченная.

В силу части 11 статьи 11, статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании газета «Карелия».

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу:

постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29 декабря 2017 года № 222 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2018 год» в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» и филиалом ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС;

постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29 декабря 2017 года № 221 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2018 год» в части установления необходимой валовой выручки филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС в размере 30 772,03 тыс.руб.;

постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2018 года № 16 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия с 1 апреля 2018года по 31 декабря 2018 года» в части установления необходимой валовой выручки филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Карельское ПМЭС в размере 30 772,03 тыс.руб.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Республики Карелия.

Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам в пользу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 13500руб.

Возвратить публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» государственную пошлину в размере 4500руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 18 апреля 2018 года № 66451.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Р.В.Соляников

Мотивированное решение в порядке части 2 статьи 177

Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

изготовлено 4 июня 2018 года.