ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-63/2021 от 20.08.2021 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3а-63/2021

УИД 12 OS 0000-01-2021-000038-81

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 20 августа 2021 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

с участием прокурора Полозовой Т.В.,

представителя административного истца индивидуального предпринимателя ФИО1 по нотариальной доверенности от
12 марта 2021 года ФИО2,

представителя административного ответчика Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» и заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО3, действующая на основании доверенностей от 16 августа 2021 года, 28 мая 2021 года,

представителя заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО4, действующая на основании доверенности от 23 декабря 2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, к Собранию депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании недействующим Приложения 1 (карта градостроительного зонирования) к Правилам землепользования и застройки городского округа «Город-Йошкар-Ола», утвержденным решением III сессии Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от
24 декабря 2009 года №30-V, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№> к двум территориальным зонам,

УСТАНОВИЛ:

Собранием депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 24 декабря 2009 года принято решение № 30-V «О Правилах землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола», текст которого опубликован в официальном периодическом печатном издании – газете «Йошкар-Ола» от 29 декабря 2009 года № 51 (Том 1,
л.д. 109-177).

Данным решением III Сессии Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город «Йошкар-Ола» (далее Правила землепользования и застройки), которые согласно преамбуле являются документом градостроительного зонирования территории городского округа «город Йошкар-Ола» - разделения на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента. В силу статьи 20 Правил землепользования и застройки на карте градостроительного зонирования, являющейся Приложением 1, установлены границы территориальных зон.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просит признать недействующим с моменты вступления решения суда в законную силу Приложение 1 (карта градостроительного зонирования) к Правилам землепользования и застройки городского округа «Город-Йошкар-Ола», утвержденным решением III сессии Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24 декабря 2009 года №30-V, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№> к двум территориальным зонам: зоне городских парков, скверов, бульваров (Р-1) и зоне городского центра (Ц) – (Т.1, л.д. 74).

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ей как собственнику нежилого здания – торгового центра, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора <№> от
25 мая 2012 года предоставлен в аренду земельный участок площадью
<...> кв.м. с кадастровым номером <№> для размещения торгово-офисного здания. Приложением 1 (карта градостроительного зонирования) к Правилам землепользования и застройки городского округа «Город-Йошкар-Ола», утвержденным решением III сессии Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24 декабря 2009 года №30-V, в границах указанного земельного участка установлены две территориальные зоны (Ц – зона центра и Р-1 – зона парков, скверов, бульваров), что противоречит положениям статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает ее права как собственника объекта недвижимости, поскольку препятствует приобрести в собственность земельный участок под объектом недвижимости.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 просила удовлетворить заявленные уточненные требования, пояснила аналогично изложенному в административном иске и уточнениях к нему.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» и заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила аналогично приведенному в отзывах на административное исковое заявление, дополнила, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и передан административному истцу после утверждения Правил землепользования и застройки, в связи с чем указанное в иске обстоятельство не может являться основанием для безусловного удовлетворения заявленных требований (Т.1, л.д. 87-92, 102-109).

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила аналогично приведенному в отзыве на административное исковое заявление (Т.1, л.д. 94-96).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего административного дела, заслушав заключение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно части 4 указанной статьи муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 3 стать 43 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

В силу частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации (то есть за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе).

Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении Правил землепользования и застройки в судебном порядке, что прямо предусмотрено в части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно Уставу муниципального образования «Город Йошкар-Ола», утвержденному решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 29 июня 2005 года №101-IV, и новому Уставу городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденному решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 27 ноября 2019 года №21-VII, Собрание депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» является представительным органом (статья 2) - (Т.1, л.д. 220-222, Т.2, л.д. 1-76).

Подпунктом 12 пункта 2 статьи 25 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (как в ранее действующей, так и новой редакции) установлено, что к исключительной компетенции Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» относится утверждение генерального плана и Правил землепользования и застройки территории городского округа «Город Йошкар-Ола» и внесение изменений в них.

В силу статьи 59 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (как в ранее действующей, так и новой редакции) муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальное опубликование осуществляется в газете «Йошкар-Ола» и на официальном сайте Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» (www.gor-sobry-ola.ru).

Следовательно, Правила землепользования и застройки городского округа город «Йошкар-Ола», утвержденные решением III Сессии Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, приняты уполномоченным органом и официально опубликованы.

Указанные Правила землепользования и застройки городского округа город «Йошкар-Ола» в порядке, установленном статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, были предметом публичных слушаний, проведенных 21 сентября 2009 года на основании постановления главы городского округа «Город Йошкар-Ола» от
20 июля 2009 года № 17-п, которое опубликовано в газете «Йошкар-Ола» от 21 июля 2009 года №28 (975) и на сайте Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола». Результаты публичных слушаний (большинство участников проголосовали за принятие Правил землепользования и застройки) опубликованы в газете «Йошкар-Ола» от
13 октября 2009 года №40 (987) и на сайте Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола».

Нарушений процедуры при принятии Правил землепользования и застройки городского округа город «Йошкар-Ола» судом не установлено, административным истцом процедура принятия не оспаривается.

Административным истцом указано на несоответствие положений Правил землепользования и застройки, касающихся земельного участка с кадастровым номером <№>, правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; оно направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2 статьи 1 и часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа.

Как следует из положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки (пункт 8
статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации)

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (часть 3 статьи 31, статья 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из совокупного толкования приведенных положений закона следует, что при территориальном и градостроительном зонировании территории должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в правила землепользования и застройки включается карта градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон.

Согласно части 4 данной нормы закона границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

Часть 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также предусматривает, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Как видно из материалов дела, ФИО1 является собственником всех помещений торгово-офисного здания с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в материалы дела представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости (Т.1, л.д. 28-54).

ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем с основным видом деятельности – аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом, передала помещения в торгово-офисном здании в аренду, что отражено в указанных выписках из Единого государственного реестра недвижимости (Т.1, л.д. 9-16).

Данное торгово-офисное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <№>, общей площадью <...> кв.м., относящемся к категории земель – земли населенных пунктов и имеющем вид разрешенного использования – для строительства торгово-офисного здания, указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет
2 мая 2012 года, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (Т.1, л.д. 18-19).

На основании постановления мэра г. Йошкар-Олы от 25 мая 2012 года №1247 ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <№>, общей площадью <...> кв.м., для размещения торгово-офисного здания и земельный участок с кадастровым номером <№>, общей площадью <...> кв.м., для обслуживания указанного торгово-офисного здания (Т.1, л.д. 20).

25 мая 2012 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и ФИО1 заключен договор аренды <№> в отношении земельного участка с кадастровым номером <№> (Т.1, л.д. 21-22). Данный договор является действующим, что при рассмотрении дела сторонами не оспаривалось.

С целью получения в собственность земельного участка с кадастровым номером <№>, общей площадью <...> кв.м., расположенного под торгово-офисным зданием, ФИО1 9 декабря 2020 года обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением (Т.1, л.д. 17).

Ответом от 30 декабря 2020 года <№> ФИО5 отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером <№> в собственность, в связи с тем, что данный земельный участок расположен в двух территориальных зонах - зоне городских парков, скверов, бульваров (Р-1) и зоне городского центра (Ц) (Т. 1, л.д. 23-24).

9 февраля 2021 года ФИО1 повторно обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, в удовлетворении которого ответом от
10 марта 2021 года №10-23/1340 отказано (Т.1, л.д. 26-27).

Согласно карте градостроительного зонирования (Т.1, л.д. 74, 92) земельный участок с кадастровым номером <№> расположен в территориальной зоне Ц – зона городского центра (общественно-деловая функциональная зона ) и Р1 – зона городских парков, скверов, бульваров (рекреационная функциональная зона).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Йошкар-Олы градостроительный регламент зоны городского центра Ц предусматривает среди основных видов разрешенного использования, в том числе следующие: «парки культуры и отдыха» (3.6.2), «земельные участки (территории) общего пользования» (12.0) - (Т.1, л.д. 135).

На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (пункт 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, установленная в Правилах землепользования и застройки в отношении земельного участка административного истца территория общего пользования не является территориальной зоной и для нее градостроительный регламент не определен, что не нарушает требований статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, в данном случае нахождение земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки одновременно в двух территориальных зонах, не влечет возникновения неопределенности правового режима земельного участка, так как позволяет установить в отношении земельного участка одну территориальную зону и отобразить в ней территорию общего пользования, на которую действие градостроительного регламента установленной территориальной зоны распространяться не будет.

Кроме того, в данном случае территориальные зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером <№> установлены в полном соответствии с утвержденным генеральным планом городского округа «Город Йошкар-Ола», являющимся первичным документов по отношению к Правилам землепользования и застройки, и который в рамках данного дела не оспаривается. Графическая часть территориальных зон в оспариваемой части в полном объеме воспроизводит генеральный план (Т.1, л.д. 92).

Согласно материалам дела земельный участок административного истца с кадастровым номером <№>, общей площадью <...> кв.м. поставлен на кадастровый учет 2 мая 2012 года, то есть после принятия и введения в действие Правил землепользования и застройки, что свидетельствует о том, что местоположение указанного земельного участка не могло быть учтено при утверждении Правил землепользования и застройки. По представленным в материалы дела доказательствам и из пояснений сторон судом установлено, что спорный земельный участок образован в результате раздела единого землепользования, предоставленного для строительства ООО ПКФ «Марийскинторг» (Т.2, л.д. 135-138).

Доводы административного искового заявления о невозможности приобретения земельного участка в собственность в связи с отнесением части земельного участка к землям общего пользования безусловным основанием к удовлетворению иска являться не могут, поскольку приведенное правовое регулирование Конституционным Судом Российской Федерации признано не противоречащим Конституции Российской Федерации (определения от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О). Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса в данном случае достигаются, в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49, глава VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства полно, объективно и всесторонне в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований в полном объеме.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном сайте Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО1, к Собранию депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании недействующим Приложения 1 (карта градостроительного зонирования) к Правилам землепользования и застройки городского округа «Город-Йошкар-Ола», утвержденным решением III сессии Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24 декабря 2009 года №30-V, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <№> к двум территориальным зонам оставить без удовлетворения в полном объеме.

Сообщение о решении подлежит опубликованию на официальном сайте Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Н. Смышляева

В окончательной форме решение принято 30 августа 2021 года

Решение29.09.2021