ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-63/2021 от 21.07.2021 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело (УИД) 31OS0000-01-2021-000047-64

Производство № 3а-63/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2021 г. г. Белгород

Белгородский областной суд в составе

судьи Квасова А.С.

при секретаре Грущенко Е.П.,

с участием прокурора Бригадиной В.Ю., представителя административного истца ООО «Титул» ФИО1, представителей административных ответчиков департамента строительства и транспорта Белгородской области ФИО2, администрации Белгородского района Белгородской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Титул» о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области, утвержденных распоряжением департамента строительства и транспорта Белгородской области от 05.07.2018 № 506,

установил:

департаментом строительства и транспорта Белгородской области 05.07.2018 издано распоряжение № 506 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области.

Распоряжением департамента строительства и транспорта Белгородской области от 19.12.2019 № 835 в Правила землепользования и застройки городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области внесен ряд изменений. Пунктом 1.4 на «Карте градостроительного зонирования территории городского поселения «Поселок Разумное» для земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, установлена территориальная зона ТОП – Территория общего пользования (площади, улицы, проезды).

Данное распоряжение опубликовано в официальном печатном издании – Вестник нормативных правовых актов Белгородской области 21.01.2020 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://zakon.belregion.ru), а также на сайте органов местного самоуправления городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области (http://admrazumnoe.ru/service/wgef/).

ООО «Титул» (далее также – административный истец, Общество) обратилось в Белгородский областной суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области, утвержденных распоряжением департамента строительства и транспорта Белгородской области от 05.07.2018 № 506, в соответствующей редакции, в части установления территориальной зоны – ТОП (территории общего пользования) в отношении участка с кадастровым номером .

В обоснование административного иска указано, что ООО «Титул» на законных основаниях, начиная с 1997 года владеет и пользуется земельным участком по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . С указанного периода на территории участка организована работа продовольственного рынка (ярмарки). С 2018 года между Обществом и администрацией Белгородского района ведутся споры в Арбитражном суде Белгородской области касательно заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером (дело № А08-13276/2017) и об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка на стадии согласования проекта договора (дело № А08-5516/2019).

Земельный участок с кадастровым номером до внесения изменений в Правила землепользования и застройки находился в территориальной зоне МБ – зоне делового и коммерческого назначения. В период судебных споров административный ответчик изменил территориальную зону, в которой расположен участок с МБ на ТОП, которая не предполагает ведение дальнейшей коммерческой дальности Обществом на таком земельном участке чем, по мнению административного истца, нарушены его права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указал, что на момент рассмотрения вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки не существовало генерального плана поселения, которому бы Правила не соответствовали; была существенно нарушена процедура проведения публичных слушаний, а именно приняты изменения Правил землепользования и застройки по вопросу, который на публичные слушания не выносился и его тематикой не охватывался, Общество о публичных слушаниях не извещалось и объективно не могло принять в нем участие, а также реализовать право «высказаться и быть услышанным» на нах; согласно протоколу публичных слушаний и заключению по их результатам, среди выработаных предложений было предложено внести изменения в генеральный план и Правила землепользования и застройки городского поселения «Поселок Разумное» в части изменения границ территориальной и функциональной зон участка расположенного на улице Ленина, в то время как спорный участок расположен на проспекте Ленина.

Представитель административного ответчика ФИО2 по существу административного иска возражала, указав, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, а также официального опубликования. Полагала, что существенных процедурных нарушений, касающихся внесения изменений в Правила землепользования и застройки не допущено, публичные слушания проведены в соответствии с требованием действующего законодательства. Правила землепользования и застройки приводились в соответствие с генеральным планом городского поселения, при том, что одновременная процедура внесения изменений в названные нормативные акты законом не запрещена. Допущенная неточность (ошибочное указание улицы вместо проспекта Ленина) не свидетельствует о порочности принятого нормативного акта, так как словесное описание позволяет идентифицировать объект и убедиться, что обсуждался вопрос именно по проспекту Ленина.

Представитель заинтересованного лица администрации Белгородского района ФИО3 позицию, изложенную представителем департамента строительства и транспорта Белгородской области поддержала, дополнительно указав, что оспариваемым в части нормативным правовым актом не нарушаются права и законные интересы Общества – административного истца.

Обсудив доводы, приведенные представителями административного истца, возражения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, проверив нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора прокуратуры Белгородской области Бригадиной В.Ю., полагавшей административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 ГрК РФ).

В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, статей 7 и 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение представительным органом местного самоуправления городского поселения генеральных планов и Правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения.

Правила землепользования и застройки городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области утверждены распоряжением департамента строительства и транспорта Белгородской области от 05.07.2018 № 506 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 закона Белгородской области от 21.12.2017 № 223 «О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Белгородской области», которым к полномочиям органа исполнительной власти Белгородской области в сфере градостроительной деятельности отнесено утверждение Правил землепользования и застройки поселений, городских округов.

Согласно пункту 3.1.16 постановления Правительства Белгородской области от 20.08.2012 № 346-пп «Об утверждении Положения о департаменте строительства и транспорта Белгородской области» (в редакции, действовавшей до 02.07.2020), департамент осуществлял полномочия органов местного самоуправления Белгородской области по подготовке и утверждению документов территориального планирования поселений, муниципальных районов, городских округов, за исключением полномочий, предусмотренных частями 9 и 12 статьи 21, частями 2, 12 и 20 статьи 24, частями 9 и 12 статьи 25, статьей 28 ГрК РФ; утверждению Правил землепользования и застройки поселений, городских округов.

Решения департамент принимает в форме распоряжения (пункт 6.5 постановления правительства области от 20.08.2012 № 346-пп).

Таким органом является департамент строительства и транспорта Белгородской области (постановление Правительства Белгородской области от 20.08.2012 № 346-пп «Об утверждении Положения о департаменте строительства и транспорта Белгородской области»). Согласно пункту 3.1.16 названного постановления правительства области (действовавшего до 02.07.2020), указанный департамент осуществляет полномочия органов местного самоуправления Белгородской области по подготовке и утверждению документов территориального планирования поселений, муниципальных районов, городских округов, за исключением полномочий, предусмотренных частями 9 и 12 статьи 21, частями 2, 12 и 20 статьи 24, частями 9 и 12 статьи 25, статьей 28 ГрК РФ; утверждению Правил землепользования и застройки поселений, городских округов. Решения департаменте принимает в форме распоряжения (пункт 6.5 постановление правительства области от 20.08.2012 № 346-пп ).

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы ГрК РФ.

Градостроительное зонирование согласно пункту 6 статьи 1 ГрК РФ – это разделение территорий городов и других муниципальных образований на зоны в целях установления для каждой из них соответствующих градостроительных регламентов, а к документам градостроительного зонирования относятся Правила землепользования и застройки – документ, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). В Правила землепользования и застройки наряду с правовыми нормами включаются также карта градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон и градостроительные регламенты – нормативные ограничения градостроительной деятельности, вводимые в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 ГрК РФ).

В соответствии со статьей 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Составной частью Правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документов территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Согласно выкопировке из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского поселения «Поселок Разумное», утвержденных распоряжением департамента строительства и транспорта Белгородской области от 05.07.2018 № 506, земельный участок с кадастровым номером был расположен в территориальной зоне МБ – зона делового и коммерческого назначения. Нахождение участка в указанной территориальной зоне соответствовало генеральному плану городского поселения «Поселок Разумное», утвержденному распоряжением департамента строительства и транспорта Белгородской области от 10.07.2018 № 508. Согласно представленному картографическому материалу (выкопировка из карты функциональных зон) участок с кадастровым номером расположен в многофункциональной общественно-деловой зоне.

Распоряжениями департамента строительства и транспорта Белгородской области от 19.11.2019 № 660 и 19.12.2019 № 835 внесены изменения в генеральный план и Правила землепользования и застройки городского поселения «Поселок Разумное» соответственно. Согласно указанным изменениям на картах «Карта планируемого размещения объектов местного значения», «Карта функциональных зон», «Карта материалов по обоснованию» для земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в районе рынка, установлена функциональная зона – Зона озленных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), – пункт 1.4 распоряжения от 19.11.2019 № 660. На «Карте градостроительного зонирования территории городского поселения «Поселок Разумное» для земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, установлена территориальная зона ТОП – Территория общего пользования (площади, улицы, проезды), – пункт 1.4 распоряжения от 19.12.2019 № 835.

Согласно части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в Правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 данного кодекса, которые в том числе содержат положения о том, что публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ (часть 12 статьи 31 ГрК РФ).

Процедура подготовки и принятия Правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее – Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, и 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проекту Правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

Административным ответчиком, на котором в силу положений статей 62, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит обязанность доказывания законности оспариваемого истцом нормативного правового акта, в частности соблюдение процедуры его принятия, в материалы дела представлено постановление главы администрации городского поселения от 06.08.2018 № 435 «О разработке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского «Поселок Разумное», муниципального района «Белгородский район» Белгородской области». Этим постановлением предусмотрена разработка проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения границы населенного пункта п. Разумное по границе зоны минимально допустимых расстояний до объекта трубопроводного транспорта, в районе земельного участка с кадастровым номером – 150 м, с целью строительства промежуточной пересекающей станции «Белгород» (постановление размещено на официальном сайте органов местного самоуправления городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области).

Распоряжением председателя поселкового собрания городского поселения «Поселок разумное» от 28.05.2019 № 36 «О проведении публичных слушаний по внесению изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки городского поселения «поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области» назначены публичные слушания по вопросу «Внесения изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области в части изменения границы населенного пункта поселок Разумное городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области по границе зоны минимально допустимых расстояний до объектов трубопроводного транспорта, в районе земельного участка с кадастровым номером – 150 м, с целью строительства промежуточной пересекающей станции «Белгород». Дата проведения 03.09.2019, время проведения публичных слушаний 16 час. 00 мин. Место проведения публичных слушаний: Белгородский район, городское поселение «<...>, актовый зал МБУК «Разумный ЦКР им. И.Д. Елесеева».

Согласно оповещению о начале публичных слушаний, на таких слушаниях подлежит рассмотрению проект внесения изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки городского поселения «Поселок разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области в части изменения границы населенного пункта поселок Разумное по границе зоны минимально допустимых расстояний до объектов трубопроводного транспорта, в районе земельного участка с кадастровым номером – 150 м, с целью строительства промежуточной пересекающей станции «Белгород» (распоряжение от 28.05.2019 № 36 и оповещение размещены на официальном сайте органов местного самоуправления городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области, а также на информационном стенде здания администрации городского поселения «Поселок Разумное»).

По результатам состоявшихся 03.09.2019 публичных слушаний подготовлено заключение, рекомендующее внести ряд изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки. Такие изменения касаются не только вопроса являющегося предметом публичных слушаний, но и ряда других вопросов, в частности пунктом 3 заключения рекомендовано внести изменения в генеральный план и Правила землепользования и застройки городского поселения «Поселок Разумное» в части изменения границ функциональной зоны «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады)» и территориальной зоны ТОП «Территории общего пользования» от Сиреневого бульвара вдоль ул. Ленина (автомобильный проезд местного значения с объектами пешеходных зон).

Описание названной территории соответствует географическому местонахождению земельного участка с кадастровым номером и позволяет его идентифицировать, а следовательно, ссылка представителя Общества на допущенную такого рода неточность (ошибочное указание улицы вместо проспекта Ленина) правового значения иметь не может.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что имели место существенные нарушения процедуры проведения публичных слушаний, по проекту оспариваемого в части нормативного правового акта.

По смыслу частей 3, 12, 13 статьи 31, части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в Правила землепользования и застройки осуществляется с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи. Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки составляет не менее одного и не более трех месяцев со дня опубликования такого проекта.

Частью 4 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнительно установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Согласно части 14 статьи 31 ГрК РФ в случае подготовки Правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18.06.2021 № КУВИ-002/2021-74498105 земельный участок с кадастровым номером имеет следующие характеристики: площадь 1 056 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под торговыми модулями (рынок).

Из представленных административным истцом документов видно, что в 1997 году администрацией Белгородского района разрешено открыть крытый рынок на арендуемой площади. Постановлением главы администрации Белгородского района от 26.08.2005 № 635 Обществу разрешено произвести проектно-изыскательские работы с целью проектирования реконструкции существующего рынка. Распоряжением главы этой же администрации от 17.11.2005 № 629 ООО «Титул» согласован участок ориентировочной площадью 1 944 кв. м для реконструкции существующего рынка. 02.12.2005 Обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 1 944 кв. м по адресу: <адрес>.

Обществом разработана и согласована проектная документация строительства Торгово-промышленного комплекса (I этап) и строительства промышленно-производственного рынка ООО «Титул» (II этап) после строительства Торгово-промышленного комплекса.

02.12.2005 администрацией Белгородского района и ООО «Титул» заключен договор № 1651 аренды участка с кадастровым номером площадью 1 944 кв. м, по адресу: <адрес> для реконструкции существующего рынка.

На основании распоряжения администрации Белгородского района от 03.06.2010 № 719 участок с кадастровым номером преобразован в два: площадью 888 кв. м под зданием торгового комплекса (рынок) (участок с кадастровым номером ) и площадью 1 056 кв. м под торговыми модулями (участок с кадастровым номером ).

Дополнительным соглашением от 04.10.2010 к договору аренды от 02.12.2005 № 1651 сторонами внесены изменения в условия основного договора в части предмета аренды в связи с преобразованием ранее предоставленного участка, а также продлен срок действия договора – на неопределенный срок.

В 2017-2018 годах между Обществом и администрацией Белгородского района возник спор касательно дальнейшего заключения договора аренды.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 06.07.2018 по делу № А08-13276/2017, оставленным без изменения постановлениями Девятнадцатого арбитражного суда от 02.11.2018 и Арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2019, суд обязал администрацию Белгородского района в пятнадцатидневный срок с момента получения копии решения суда подготовить и направить в адрес ООО «Титул» проект договора аренды участка с кадастровым номером .

Направление администрацией проекта договора на неприемлемых условиях породило новый иск Общества, рассматриваемый арбитражным судом (дело № А08-5516/2019) об урегулировании разногласий, возникший при заключении договора аренды земельного участка на стадии согласования проекта договора.

Несмотря на то, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером не заключен, суд, принимая во внимание сложившиеся правоотношения сторон, в том числе предшествующие внесению изменений в Правила землепользования и застройки, имеющиеся между ними судебные споры, состоявшееся решение по делу № А08-13276/2017, фактическое использование по назначению в настоящее время земельного участка, приходит к выводу, что Обществом не утрачен интерес к земельному участку, напротив, оно в судебном порядке доказывает обратное, а следовательно ООО «Титул» может справедливо рассматриваться как его правообладатель.

По указанным основаниям довод представителя заинтересованного лица администрации городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не затрагивает права Общества, судом отклоняется как несостоятельный.

Согласно статье 5 ГрК РФ юридические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан и организаций, в том числе при осуществлении ими мероприятий по градостроительному планированию.

Таким образом, Общество – административный истец, как заинтересованное лицо имело право знать о проведении публичных слушаний о планируемом изменении правового режима земельного участка с кадастровым номером и участвовать в них.

Данное условие выполнено не было, публичные слушания проведены без извещения и участия Общества как фактического правообладателя земельного участка.

Как ранее было указано, публичные слушания назначались лишь по вопросу изменения границы населенного пункта поселок Разумное по границе зоны минимально допустимых расстояний до объектов трубопроводного транспорта в районе земельного участка с кадастровым номером – 150 м, с целью строительства промежуточной пересекающей станции «Белгород». О том, что на публичных слушаниях подлежит обсуждаться лишь этот вопрос, дано соответствующее оповещение.

Публичных слушаний по изменению функциональных, территориальных зон городского поселения, и в частности зоны, в которой расположен участок с кадастровым номером , не назначалось. Соответствующего проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, информационных материалов к нему не разрабатывалось и в установленном порядке не размещалось.

Целью правового института публичных слушаний по проектам Правил землепользования и застройки является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.07.2010 № 931-О-О.

Обстоятельства непривлечения к публичным слушаниям административного истца в силу положений статей 28 и 31 ГрК РФ свидетельствуют о ненадлежащем информировании заинтересованного лица о планируемом изменении правового режима спорного земельного участка, о нарушении его законного права на участие в публичных слушаниях по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки.

Довод представителя департамента строительства и транспорта области о том, что после оповещения о начале публичных слушаний от главы администрации городского поселения «Поселок Разумное» в Комиссию по Правилам землепользования и застройки при администрации городского поселения поступило предложение о рассмотрении вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, предусмотрев для территории от Сиреневого бульвара вдоль многоквартирных жилых домов по пр-ту Ленина, установление территориальной зоны ТОП – Территория общего пользования (площади, улицы, проезды), что допустимо, судом отклоняется как основанный на неправильном понимании закона.

Действительно, в период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта. В данном же случае поступившее предложение не охватывалось пределами обозначенной организатором публичных слушаний тематики и не имело никакого отношения к подлежащему рассмотрению на таких слушаниях проекту.

О возможности внесения предложений и замечаний, касающиеся именно проекта подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях указано в части 10 статьи 5.1 ГрК РФ, пункте 9.11 Порядка организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в городском поселении «Поселок Разумное» Белгородского района, утвержденного решением поселкового собрания городского поселения «Поселок Разумное» от 25.12.2018 № 42.

Следовательно, по смыслу указанных норм, внесение предложений и замечаний, не касающихся проекта подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях и выходящих за пределы обозначенной организатором таких слушаний тематики недопустимо.

Согласно статье 2 ГрК РФ одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия.

Таким образом, градостроительное зонирование, являясь частью процесса по развитию территории, одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Федеральный законодатель обязывает органы местного самоуправления обеспечить баланс интересов субъектов градостроительных правоотношений.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.03.2017 № 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов градостроительного зонирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.

Представленные материалы административного дела свидетельствуют о том, что справедливый баланс между общественными интересами и правами ООО «Титул» органами местного самоуправления достигнут не был.

Не разделяет суд довод представителя административного ответчика о том, что само по себе обеспечение участия Общества в публичных слушаниях не могло повлиять на принятое решение, поскольку публичные слушания не являются формой осуществления власти населением.

Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Действительно, в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

В данном же случае Обществу не была обеспечена возможность участвовать в обсуждении решения, которым напрямую затронуты его права и законные интересы.

Принимая во внимание, что при подготовке проекта нормативного правового акта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения было допущено существенное нарушение его принятия, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Обществом требований.

Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что Правила землепользования и застройки применялись и были реализованы права граждан и организаций, полагает, что оспариваемая норма подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «Титул» удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области, утвержденные распоряжением департамента строительства и транспорта Белгородской области от 05.07.2018 № 506, в части установления на карте градостроительного зонирования территории городского поселения «Поселок Разумное» для земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, территориальной зоны ТОП – Территории общего пользования (площади, улицы, проезды).

Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном издании, в котором был опубликован (размещен) оспоренный нормативный правовой акт.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский областной суд.

Судья А.С. Квасов

В окончательной форме решение принято 30.07.2021

Решение31.07.2021