ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-63/2023 от 23.08.2023 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Дело № 3а-63/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Элиста 23 августа 2023 г.

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Панасенко Г.В.,

при секретаре судебного заседания Корниенко Т.А.,

с участием прокурора Лиджиевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Калмыкия о признании общественного объединения «Конгресс ойрат-калмыцкого народа» экстремистской организацией и запрете его деятельности на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании общественного объединения «Конгресс ойрат-калмыцкого народа» экстремистской организацией и запрете его деятельности на территории Российской Федерации, мотивируя следующим.

На территории Республики Калмыкия с 2015 г. без государственной регистрации действует общественное объединение «Конгресс ойрат-калмыцкого народа» (далее - объединение, ОО «Конгресс ойрат-калмыцкого народа»).

Объединением осуществляется экстремистская деятельность, издаются собственные правовые акты, создаются органы, подменяющие судебные органы, органы государственной власти. Целями деятельности объединения является выход Республики Калмыкия из состава Российской Федерации, провозглашение и создание независимого государства.

Деятельность объединения, имеющего собственную структуру, характеризуется устойчивостью, распределением обязанностей, наличием в его составе лиц с организаторскими и координирующими функциями.

Поскольку в интересах объединения его членами совершаются правонарушения экстремистской направленности, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, указанное влечет за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причиняет вред личности, общественному порядку, общественной безопасности, обществу и государству, создает реальную угрозу причинения такого вреда, и в силу статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» служит поводом для запрета деятельности объединения по решению суда на основании заявления прокурора.

В судебном заседании прокурор Лиджиева В.П. поддержала заявленные требования.

Представитель ОО «Конгресс ойрат-калмыцкого народа», извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

О времени и месте рассмотрения дела административный ответчик извещался судом путем направления извещения по адресу регистрации руководителя объединения С.: (данные изъяты), а также путем размещения извещения 07 августа 2023 г. в открытом доступе на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации – https://minjust.gov.ru/ru в соответствии с требованиями части 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Представители заинтересованных лиц – Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 263 КАС РФ суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения данного дела.

Исследовав материалы дела, заслушав прокурора Лиджиеву В.П., суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Согласно положениям статьи 20 КАС РФ верховный суд республики рассматривает в качестве суда первой инстанции, в том числе административные дела о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами региональных общественных объединений, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям (статья 55).

В Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13 Конституции Российской Федерации).

Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, а также особенности правового положения общественных объединений, не являющихся юридическими лицами, определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ) (статья 4).

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (часть 1 статьи 5).

В силу статьи 16 Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Как предусмотрено частью 6 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон от 26 июля 2002 г. № 114-ФЗ).

Принятый в развитие приведенных конституционных положений Федеральный закон от 26 июля 2002 г. № 114-ФЗ определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление.

Статья 1 Федерального закона от 26 июля 2002 г. № 114-ФЗ относит к экстремистской деятельности наряду с другими названными в этой норме действиями насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

В соответствии с предписаниями части 2 статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2002 г. № 114-ФЗ в случае осуществления общественным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, названные организации могут быть ликвидированы, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы следует, что любая организация (независимо от форм организации ее деятельности) может быть ликвидирована, если является юридическим лицом, либо ее деятельность прекращена при наличии обстоятельств, указанных в этом законоположении.

Из материалов дела следует, что общественное объединение было создано 04 сентября 2015 г. в г. Элиста Республики Калмыкия по итогам несогласованного с органом местного самоуправления публичного мероприятия в форме митинга.

В состав инициативной группы по созданию объединения вошли Б., Э., В., А. и другие лица. Объединение получило название «Съезд ойрат-калмыцкого народа».

12 декабря 2015 г. и 19 мая 2018 г. проведены общие собрания членов объединения в форме публичных мероприятий.

Третье общее собрание членов объединения (далее – съезд) проведено 29 мая 2021 г. с регистрацией делегатов от районов республики, по итогам которого объединение переименовано в «Конгресс ойрат-калмыцкого народа».

Принятое по итогам третьего съезда членов объединения решение носило программный характер, в него были включены пункты о подготовке проекта новой Конституции Республики Калмыкия, разработке программы развития Республики Калмыкия, о намерении делегатов съезда выступить в качестве кандидатов в депутаты всех уровней.

29 сентября 2021 г. на очередном собрании членов объединения учрежден постоянно действующий руководящий орган – Исполнительный комитет, в состав которого вошли: С. – председатель Конгресса, Б. – заместитель председателя Конгресса; Д. – заместитель председателя Конгресса; Э. – заместитель председателя Конгресса.

Дальнейшая деятельность объединения выразилась в формировании «судебного органа», так называемого Общественного суда (калм.яз. – «Зарh»), в состав которого вошли: Э., У., О. и М.

14 ноября, 05 и 26 декабря 2021 состоялись заседания указанного органа, на которых были обсуждены результаты деятельности на посту руководителя республики И., О., а также высказывания председателя Верховного Совета Хакасии Ш. в адрес калмыцкого народа. По итогам заседаний во всех случаях данным органом в отношении перечисленных лиц были вынесены «обвинительные» вердикты с требованиями в адрес правоохранительных органов о привлечении их к ответственности.

На заседании Конгресса 16 января 2022 г. принято Положение «О Конгрессе ойрат-калмыцкого народа», согласно которому названное общественное объединение является представительным органом ойрат-калмыцкого народа.

Материалами дела подтверждены факты привлечения членов общественного объединения к ответственности за административные правонарушения и преступления экстремистской направленности.

Так, статьей 20.3.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, в том числе с использованием сети «Интернет».

Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, образуют состав преступления, предусмотренного статьёй 280.1 УК РФ.

Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности либо об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно содержащей данные об оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, образует состав преступления, предусмотренного пунктом «д» части 2 статьи 207.3 УК РФ.

В соответствии с действующим совместным Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 19 июня 2023 г. № 401/11/2, преступления, предусмотренные пунктом «д» части 2 статьи 207.3 и статьёй 280.1 УК РФ, относятся к Перечню № 20 «Преступления экстремистской направленности» без дополнительных условий (аналогично в соответствии с ранее действовавшими Перечнями от 30 июня 2022 г. № 361/11/1, от 17 января 2023 г. № 11/11/1).

27 октября 2022 г. для достижения целей общественного объединения его членами на канале «Вольный Улус» в мессенджере «Telegram» размещен печатный текст, имеющий наименование «Декларация «О государственной независимости Республики Калмыкия» и дату «26 октября 2022 г.» (далее – Декларация), в качестве авторов которой указаны члены Конгресса – С., Б., Довданов В.А, Д.

В этот же день аналогичный печатный текст Декларации размещен в свободном доступе в телеграм-канале «Лига свободных наций», 30 октября 2022 г. – в социальной сети «Вконтакте» на странице группы «Онлайн Монголия-Монголы-Монголчууд».

Вступившим в законную силу решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 02 июня 2023 г. по административному иску прокурора названный печатный текст признан экстремистским материалом, запрещенным на территории Российской Федерации; информация, содержащаяся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в кроссплатформенной системе мгновенного обмена сообщениями «Telegram» на каналах «Вольный Улус» и «Лига свободных наций», запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

При рассмотрении указанного дела судом установлено, что в тексте Декларации имеются высказывания, побуждающие к действиям, результатом которых является отделение от Российской Федерации её территориальной части, а именно Республики Калмыкия.

Согласно выводам эксперта ЭКЦ МВД по Республике Калмыкия (исследование от 09 февраля 2023 г. № 358/5) данные действия определены как необходимость: «полного освобождения ойрат-калмыцкого народа из-под колониальной зависимости от России»; «добиваться выхода Республики Калмыкия из состава Российской Федерации, провозглашения и создания суверенного независимого государства»; «всемерно поддерживать данную Декларацию»; «быть готовым к практическому осуществлению заявленной цели»; «постараться внести свой посильный вклад в формирование, укрепление и развитие будущей свободной, независимой и процветающей Республики Калмыкия»; «признать необходимость освобождения ойрат-калмыцкого народа от колониального гнета Российской Федерации и его законное право на самоопределение и создание независимого государства».

Данные побудительные высказывания направлены на всех пользователей, имеющих доступ к социальной сети «Вконтакте», каналам «Вольный Улус», «Лига свободных наций» в мессенджере «Telegram», а также обращены к лицам, обозначенным в тексте как «все представители ойрат-калмыцкого народа, где они бы они не жили, все многонациональное население Республики Калмыкия».

Постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 июля 2023 г. по факту размещения текста Декларации в мессенджере «Telegram» на канале «Вольный Улус» Б. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.3.2 КоАП РФ.

В отношении иных членов общественного объединения - С., Д., Д. дела об аналогичных административных правонарушениях по указанному факту в настоящий момент находятся в производстве прокуратуры г. Элисты.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации для ограничения доступа к тексту Декларации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций(далее -Роскомнадзор)внесены требования: 02 декабря 2022 г. (исх. № 27-31-2022/Ид17585-22) по факту его размещения в мессенджере «Telegram», 01 марта 2023 г. (исх. № 27-31-2023/Ид2962-23) - в социальной сети «Вконтакте».

18 октября 2022 г. в видеохостинге «Yotube» на странице канала «Алхимия души» был размещен видеоролик с наименованием «Сценарий: Распад России//Выход Калмыкии и Бурятии», представляющий собой запись интервью, в ходе которого неустановленный пользователь под ником «Анжела Калсынова» задает вопросы и получает устные ответы от заместителя председателя Конгресса Д.

Ссылка на видеоролик в свободном доступе также была размещена на канале «Лига свободных наций» в мессенджере «Telegram».

Вступившим в законную силу решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июня 2023 г. по административному иску прокурора названный видеоролик признан экстремистским материалом, запрещенным на территории Российской Федерации; информация, содержащаяся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в кроссплатформенной системе мгновенного обмена сообщениями «Telegram» на канале «Лига свободных наций», на странице канала «Алхимия души» видеохостинга «Yotube», запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом установлено, что в речи Д. имеются высказывания, побуждающие к действиям, результатом которых является отделение от Российской Федерации её территориальной части, а именно Республики Калмыкия.

Согласно выводам эксперта ЭКЦ МВД по Республике Калмыкия (исследование от 13 марта 2023 г. № 358/12) указанное выразилось в виде бенефактивного (желаемого и предполагаемого) исхода ситуации в фразах «для нашей республики», «нашего государства нового», а именно: «мы сможем жить независимо!», «мы, стремится к независимости», «наше видение будущего оно как раз гаки и предполагает полную независимость нашей республики, нашего государства нового», «будущая независимость».

Из высказываний Д. следует, что отделение Республики Калмыкия от Российской Федерации должно иметь односторонний, заявительный характер. Кроме того, выход республики из состава Российской Федерации должен осуществляться путем создания вооруженных отрядов самообороны и заключением договоров, в том числе с США, для размещения на территории республики базы НАТО, то есть насильственным путем.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации 22 мая 2023 г. (исх. № 27-31 - 2023/Треб273-23) в Роскомнадзор внесено требование об ограничении доступа к указанному противоправному контенту.

Постановлением судьи Элистинского городского суда от 09 февраля 2022 г. член Общественного суда «Зарh» О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ, по факту демонстрация нацистской символики.

Члены объединения неоднократно привлекались к ответственности за распространение информации, дискредитирующей использование Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Так, 07 и 10 марта 2022 г. от имени Конгресса в сети «Интернет» в мессенджере «Telegram» размещены 2 обращения, содержащие публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в проведении специальной военной операции. Обращения размещены в виде скан-копий документов, содержащих подписи председателя Конгресса С., его заместителей Д., Э. и Б.

За указанные противоправные действия постановлениями судей Элистинского городского суда С. (25 и 29 марта 2022 г.), Э. (28 и 30 марта 2022г.), Д. (30 марта и 01 апреля 2022 г.) привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ.

В отношении Б. должностным лицом МВД по Республике Калмыкия принято решение о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.3.3 КоАП РФ, по нереабилитирующему основанию в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по пункту 6 часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Кроме того, членами Конгресса Очировым А.С., и Доляевым Э.В. в период с 17 марта по 11 апреля 2022 г. с применением сети «Интернет», в мессенджере «Telegram» на странице канала «Вольный Улус» распространены под видом достоверных сообщений заведомо ложные сведения об использовании Вооруженных сил Российской Федерации в ходе специальной военной операции на территории Украины. Распространение указанной информации осуществлено указанными лицами по мотивам политической, национальной ненависти с использованием оскорбительных высказываний в адрес российских военнослужащих.

Вступившим в законную силу приговором Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 ноября 2022 г. О. осужден по п.п. «б», «д» части 2 статьи 207.3 УК РФ, то есть за совершение преступления экстремистской направленности.

В отношении Д. как соучастника преступления 16 июня 2022 г. в отдельное производство выделено новое уголовное дело, в рамках которого 01 июля 2022 г. последнему заочно предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п.п. «б», «д» части 2 статьи 207.3 УК РФ.

12 июля 2022 г. Д. объявлен в федеральный розыск, 12 сентября 2022 г. производство по уголовному делу приостановлено на основании пункта 2 части 1 статьи 208 УПК РФ.

Суд приходит к выводу о доказанности создания и функционирования на территории Республики Калмыкия общественного объединения «Конгресс ойрат-калмыцкого народа» и осуществления им экстремистской деятельности, что подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Согласно сведениям Управления МВД России по г. Элисте председатель Конгресса С., его заместители Д., Б., член Конгресса Д. выехали за пределы Российской Федерации.

Вместе с тем указанные лица, находясь за пределами Российской Федерации с использованием сети «Интернет», продолжают деятельность, направленную на достижение целей общественного объединения.

Следовательно, до настоящего времени деятельность общественного объединения «Конгресс ойрат-калмыцкого народа» не прекращена, что подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств.

По смыслу разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», запрет деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, является мерой публично-правовой ответственности, применяемой по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства.

Разрешая вопрос о возможности применения к объединению «Конгресс ойрат-калмыцкого народа» такой меры ответственности, суд учитывает, что деятельность, содержащая признаки экстремизма и создающая реальную угрозу нарушения прав и свобод человека и гражданина, общественному порядку, общественной безопасности, обществу и государству, осуществляется объединением на протяжении нескольких лет, несмотря на применяемые государством иные меры воздействия, направленные на пресечение этой деятельности.

Учитывая изложенное, единственным способом пресечения экстремистской деятельности общественного объединения «Конгресс ойрат-калмыцкого народа» является удовлетворение административного иска прокурора о его признании экстремисткой организацией и запрете его деятельности на территории Российской Федерации, что при данных обстоятельствах не будет являться произвольным вмешательством и недопустимым ограничением права граждан на объединение.

В силу статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2002 г. № 114-ФЗ самостоятельным основанием для запрета деятельности общественного объединения является осуществление им экстремистской деятельности, не только повлекшей нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству, но и создающей реальную угрозу причинения такого вреда.

Поскольку в отношении общественного объединения принимается решение о запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ, в связи с осуществлением экстремистской деятельности со дня вступления решения суда в законную силу общественное объединение «Конгресс ойрат-калмыцкого народа» признается экстремистской организацией (пункт 2 статьи 1 названного Федерального закона).

В силу части 3 статьи 264 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного иска о запрете деятельности общественного объединения подлежит немедленному исполнению в части прекращения его деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление прокурора Республики Калмыкия удовлетворить.

Признать общественное объединение «Конгресс ойрат-калмыцкого народа» экстремистской организацией и запретить его деятельность на территории Российской Федерации.

Решение суда в части прекращения деятельности общественного объединения «Конгресс ойрат-калмыцкого народа» подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Г.В. Панасенко

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2023 г.