ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 февраля 2022 года № 3а-73/2022
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Швед Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части нормативных правовых актов,
установил:
ФИО1 является собственником объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером №..., площадью ... кв.м, назначение - нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>;
- нежилого помещения с кадастровым номером №..., площадью ... кв.м, назначение - нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>;
- нежилого помещения с кадастровым номером №..., площадью ... кв.м, назначение - нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>;
- нежилого помещения с кадастровым номером №..., площадью ... кв.м, назначение - нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, в который под номером ... включено нежилое помещение с кадастровым номером №.... Приказ подписан начальником Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov35.ru 21 ноября 2018 года, опубликован в газете «Красный Север» № 132 от 24 ноября 2018 года, № 133 от 27 ноября 2018 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года № 87-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, в который под номерами ..., ..., ..., ... включены нежилые помещения с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... соответственно. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov35.ru 19 ноября 2019 года, опубликован в газете «Красный Север» № 132 от 23 ноября 2019 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года № 98-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, в который под номерами ..., ..., ..., ... включены нежилые помещения с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... соответственно. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov35.ru 25 ноября 2020 года, опубликован в газете «Красный Север» № 132 от 24 ноября 2020 года, № 134 от 28 ноября 2020 года.
Административный истец ФИО1 обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов из указанных Перечней, в которые включены нежилые помещения с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., ссылаясь на их противоречие в оспариваемой части положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации ввиду того, что указанные нежилые помещения не используются истцом в предпринимательской деятельности, доход от их использования им не получается. Включение принадлежащих ему нежилых помещений в Перечни возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. С момента приобретения объектов недвижимости (<ДАТА>) и по настоящее время в помещениях проводятся работы по капитальному ремонту, в связи с чем расходы административного истца на содержание данных объектов существенны, дополнительная налоговая нагрузка нарушает его права и законные интересы.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности ФИО3 исковые требования не признала. Полагала, что указанные объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности, правомерно включены в оспариваемые Перечни ввиду расположения объектов на земельном участке с видом разрешенного использования - эксплуатация и обслуживание книжного магазина. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Швед Н.И., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2016 года.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.
Постановлением Правительства Вологодской области от 07 декабря 2015 года № 1046 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества» установлено, что Департамент имущественных отношений Вологодской области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и направление перечня в электронной форме в налоговый орган; размещение перечня на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.
В соответствии со статьёй 1.4. Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года № 874) Департамент является органом исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящемся в собственности Вологодской области, и земельных отношений.
Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ «О нормативных правовых актах Вологодской области» органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.
Статьей 5 закона Вологодской области от 2 мая 2011 года № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете «Красный Север» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), «Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области» (www.pravo.gov35.ru).
Как усматривается из материалов дела, приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
21 ноября 2018 года указанный приказ размещён на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете «Красный Север», выпуск № 132 от 24 ноября 2018 года (приказ, начало приложения, пункты таблицы 1-8616), № 133 от 27 ноября 2018 года (окончание таблицы, пункты таблицы 8617-14182).
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года № 87-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
19 ноября 2019 года указанный приказ размещён на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете «Красный Север», выпуск № 132 от 23 ноября 2019 года.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года № 98-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
25 ноября 2020 года указанный приказ размещён на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете «Красный Север» выпуск № 132 от 24 ноября 2020 года (приказ, начало приложения пункты таблицы 1-10315), № 134 от 28 ноября 2020 года (продолжение приложения пункты таблицы 10316-15098).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Департамент имущественных отношений Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных указанной статьей, как кадастровая стоимость, в том числе такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В целях названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Каждый из приведенных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериев является самостоятельным основанием для признания объекта недвижимости как использующегося в качестве административно-делового или торгового центра (комплекса).
Как усматривается из материалов дела, административный истец ФИО1 является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., находящихся в здании с кадастровым номером №..., назначение - нежилое, наименование - магазин, административное, книжная база, расположенном на земельном участке с кадастровым номером №..., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для эксплуатации и обслуживания книжного магазина, местоположение: <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером №... (дата присвоения кадастрового номера 08 декабря 1997 года) находится в общей долевой собственности ФИО1 (доля в праве ...), Д.И.В. (доля в праве ...), ООО «Школьник» (доля в праве ...), был поставлен на кадастровый учёт 05 мая 2004 года с видом разрешённого использования - эксплуатация и обслуживание книжного магазина, по состоянию на день рассмотрения дела в суде - 28 февраля 2022 года изменений вида разрешенного использования не производилось.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 14 октября 2008 года, на здание по адресу: <адрес> (Лит. А, А1, А2, А3, А4), и экспликацией к поэтажному плану здания (строения) с кадастровым номером №..., наименование - магазин, административное, книжная база; назначение - торговое, состоит из помещений: литер А1 - подвал, тип площади - складская площадь, включая склады, складские помещения, коридор, помещения, тамбур; литер А2 - этаж 1 магазин, тип площади: торговая площадь, складская площадь, включая торговые залы, подсобные помещения, склад, тамбуры, санузлы; литер А3 - этаж 2 магазин, тип площади: торговая площадь, складская площадь, административная, включая торговые залы, складские помещения, кабинеты, коридоры, мастерская, санузлы; литер А4 - этаж 3 магазин, тип площади: торговая площадь, административная, включая торговый зал, подсобные помещения, кабинет, лестница.
Объект недвижимости с кадастровым номером №..., имеет наименование - помещение, назначение - нежилое помещение, площадь ... кв.м, расположено - этаж 1 здания с кадастровым номером №..., литер А2 - этаж 1 магазин, номера на поэтажном плане 8, 8а,8б,10 (помещения: торговые залы, подсобное помещение, санузел).
Объект недвижимости с кадастровым номером №..., имеет наименование - помещение, назначение - нежилое помещение, площадь ... кв.м, расположено - подвал, этаж № 1, этаж № 2 здания с кадастровым номером №..., литер А1 подвал, номера на поэтажном плане 1, 2, 3, 4, 4а (складские помещения, коридор), литер А2 - этаж 1, магазин, номера на поэтажном плане 1, 1а, 2, 2а, 3, 4 (торговые залы, склад, тамбур, туалет), литер А3 этаж 2 магазин, номера на поэтажном плане 1, 1а,1б, 1в, 2, 2а, 3, 3а, 4, 5, 6, 7, 7а, 7б, 8, 8а, 8б, 8в 9, 9а, 10, 10а, 10б, 10в (помещения: торговые залы, складские помещения, кабинеты, санузлы).
Объект недвижимости с кадастровым номером №... имеет наименование - нежилое помещение, назначение - нежилое помещение, площадь ... кв.м, расположено - подвал здания с кадастровым номером №..., литер А1 подвал, номера на поэтажном плане 6, 7, 8, 9,10.
Объект недвижимости с кадастровым номером №... имеет наименование - помещение, назначение - нежилое помещение, площадь ... кв.м, расположено - этаж № 1, этаж № 2 здания с кадастровым номером №..., литер А2 магазин, номера на поэтажном плане 9, 11, 12; литер А3 магазин, номера на поэтажном плане 11, 11а 12, 13, 14, 15, 16, 16а, 29 (торговые залы, кабинеты, коридор, подсобное помещение).
Учитывая вышеизложенное, объекты недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... входят в состав здания с кадастровым номером №..., наименование - магазин, административное, книжная база, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №..., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для эксплуатации и обслуживания книжного магазина, местоположение: <адрес>, что является самостоятельным основанием для включения объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... в оспариваемые перечни вне зависимости от их фактического использования (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах у Департамента имущественных отношений Вологодской области имелись законные основания, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения указанных объектов недвижимости в оспариваемые перечни.
Доводы административного истца о том, что объекты недвижимого имущества фактически не используются ввиду проводимых работ по их капитальному ремонту, не имеют правового значения, поскольку объекты были включены в оспариваемые перечни по иным основаниям, сведения о здании с кадастровым номером №..., объектах недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... не исключены из государственного реестра недвижимости.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
ФИО1 отказать в удовлетворении административных исковых требований о признании не действующими со дня принятия: пункта ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н; пунктов ..., ..., ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года № 87-н; пунктов ..., ..., ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года № 98-н.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2022 года