ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-641/2022 от 03.06.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 3 июня 2022 года

УИД 66OS0000-01-2022-000162-24

3а-641/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Жейновой С.И.,

при секретаре Печеркиной А.В.,

с участием прокурора Васильевой М.А.,

представителя административного истца Потатушкиной М.А.,

представителя административного ответчика Правительства Свердловской области Григорьева В.В.,

представителя заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Романовой Т.И.,

представителя заинтересованного лица Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Шелопугиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Медведевой Екатерины Федоровны о признании не действующим в части постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы» (в действующей редакции постановления Правительства Свердловской области от 7 апреля 2022 года № 237-ПП),

установил:

постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП (далее – Постановление № 306-ПП) утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы (далее – Региональная программа капитального ремонта).

Приложением к Региональной программе капитального ремонта является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 – 2044 годах (далее – Перечень, нормативный правовой акт).

Первоначальный текст нормативного правового акта опубликован 29 апреля 2014 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru.

Впоследствии в нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения Постановлениями Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП, от 22 декабря 2016 года № 905-ПП, от 5 июля 2017 года № 493-ПП, от 21 декабря 2017 года № 1007-ПП, от 10 августа 2018 года № 508-ПП, от 8 ноября 2018 года № 772-ПП, от 27 сентября 2019 года № 632-ПП, от 16 января 2020 года № 1-ПП, от 26 марта 2020 года № 174-ПП, от 27 августа 2020 года № 578-ПП, от 29 апреля 2021 года № 259-ПП, от 11 ноября 2021 года № 757-ПП, от 7 апреля 2022 года № 237-ПП.

На момент рассмотрения дела Постановление № 306-ПП действует в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 7 апреля 2022 года № 237-ПП.

Указанное постановление опубликовано 8 апреля 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, № 34135.

Изначально Постановлением № 306-ПП капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (далее - Дом) был предусмотрен на 2027-2029 (строка 4822).

Постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП внесены изменения в Региональную программу капитального ремонта: Перечень дополнен указанием на проведение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта; услуги строительного контроля. Плановый период проведения – 2027-2029 (строка 4765).

Указанное постановление опубликовано 24 августа 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru и 28 августа 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Постановлениями Правительства Свердловской области от 22 декабря 2016 года № 905-ПП, от 5 июля 2017 года № 493-ПП, от 21 декабря 2017 года № 1007-ПП плановый период проведения капитального ремонта в отношении Дома не изменялся (строки 24910, 24594, 24615).

Постановлением Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года № 508-ПП внесены изменения в Региональную программу капитального ремонта: плановый период проведения капитального ремонта Дома перенесён на 2036-2038 годы (строка 25453).

Указанное постановление опубликовано 15 августа 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru и 20 августа 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Постановлениями Правительства Свердловской области от 27 сентября 2019 года № 632-ПП (строка 25514), от 27 августа 2020 года № 578-ПП (строка 25758) указанный Перечень излагался в новой редакции при этом срок проведения капитального ремонта Дома не изменялся.

Постановлением Правительства Свердловской области от 11 ноября 2021 года № 757-ПП (строка 22942) сроки проведения ремонта Дома установлены следующим образом: ремонт крыши, разработка проектной документации на проведение капительного ремонта и строительный контроль - 2021-2023 годы; ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, строительный контроль, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта – 2036-2038 годы.

Постановлением Правительства Свердловской области от 7 апреля 2022 года № 237-ПП (строка 22942) Перечень излагался в новой редакции при этом срок проведения капитального ремонта Дома не изменился.

Медведева Е.Ф., являясь собственником ... доли в праве собственности на <адрес>, обратилась в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения заявленных требований (л.д. 186-188) просила признать недействующей с момента вступления в законную силу решения суда строку 22942 Перечня (в действующей редакции постановления Правительства Свердловской области от 7 апреля 2022 года № 237-ПП) в части указания планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> на 2036 - 2038 год в отношении следующих работ: ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, строительный контроль, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта.

В обоснование заявленных требований указала, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает ее права как собственника квартиры, расположенной в Доме, поскольку административный ответчик произвольно без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме перенес установленный срок капитального ремонта Дома на 2036-2038 годы, что противоречит части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Представитель административного истца Потатушкина М.А. в судебном заседании уточненные требования административного искового заявления поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Правительства Свердловской области Григорьев В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поддержав доводы письменных возражений на административный иск (л.д. 59-64), указав, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в надлежащей форме, официально опубликован, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу. Формирование Региональной программы капитального ремонта осуществлялось на основании сведений органов местного самоуправления, расположенных на территории Свердловской области о техническом состоянии общего имущества многоквартирных домов на территории Свердловской области, предоставленных Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области (в ходе реорганизации преобразовано в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области).

Представитель заинтересованного лица Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее – Региональный Фонд) Шелопугина А.А. в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва (т. 1 л.д. 166-168), указав, что удовлетворение требований административного иска без учета возможных источников финансирования приведет к нарушению норм о финансовой устойчивости регионального оператора, а само по себе установление срока проведения капитального ремонта в Региональной программе не означает, что капитальный ремонт не может быть проведен ранее установленных сроков.

Представитель заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство) Романова Т.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнениях к ним (л.д. 160-165, 190-192). Указала, что положения части 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагают на Министерство обязанность осуществлять корректировку объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт. В этой связи полагала, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на корректировку объема работ и сроков их проведения не требуется, а само по себе установление в Региональной программе периода проведения капитального ремонта Дома прав административного истца не нарушает.

Административный истец Медведева Е.Ф., представители заинтересованных лиц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, администрации города Екатеринбурга в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Административный истец Медведева Е.Ф. в письменном заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 185).

Представитель заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Харипова Г.М. направила заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие (л.д. 39, 179 оборот).

На основании части 2 статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Медведева Е.Ф., указала, что является собственником ... доли в праве собственности на квартиру под <адрес>, в отношении многоквартирного дома по вышеуказанному адресу оспариваемой нормой перенесен срок проведения капитального ремонта, в связи с чем, суд приходит к выводу, что административный истец является одним из субъектов отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Вступившими в законную силу судебными актами (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 45-АПА19-22, решение Свердловского областного суда от 20 июля 2021 года по делу 3а-293/2021, вступившее в законную силу на основании апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2021 года по делу № 66а-1310/2021) установлено, что Постановление № 306-ПП (в редакции от 29 апреля 2021 года № 259-ПП) принято в пределах предоставленных Правительству Свердловской области полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, порядка опубликования.

Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

На момент рассмотрения дела судом Постановление № 306-ПП действует в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 7 апреля 2022 года № 237-ПП.

Постановление от 7 апреля 2022 года № 237-ПП принято на заседании Правительства Свердловской области, что подтверждается выпиской из протокола заседания Правительства Свердловской области, опубликовано 8 апреля 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт, действующий на момент рассмотрения дела в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 7 апреля 2022 года № 237-ПП, принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Проверяя оспариваемую норму нормативного правового акта на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 10 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области».

Названные нормы не предоставляют уполномоченным государственным органам исполнительной власти право переносить уже установленные региональными программами, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов.

Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, решения о переносе периода проведения капитального ремонта в отношении многоквартирного дома по вышеуказанному адресу на более поздний срок общим собранием собственников дома не принималось.

Каких-либо иных обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые могли являться основанием для переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников, при рассмотрении дела судом также не установлено.

Доводы заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области о том, что в силу положений части 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации не требуется получение решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на корректировку объема работ, а также перенос срока их выполнения, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Положения статьи 185 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми установлены основные требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора также не исключают необходимости соблюдения императивных положений части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и не наделяют уполномоченный орган правом при внесении изменений в региональную программу переносить установленный срок капитального ремонта Дома на более поздний срок без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемая норма, а именно, строка 22942 Перечня в части указания (переноса) на 2036 - 2038 год планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> в отношении следующих работ: ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, строительный контроль, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в частности положениям части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать не действующим, суд исходит из того, что оспариваемая правовая норма применялась, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части не действующим только со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Свердловской области подлежит взысканию уплаченная Медведевой Е.Ф. при обращении в суд государственная пошлина в размере 300 руб. (л.д. 10).

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Медведевой Екатерины Федоровны удовлетворить.

Признать не действующей с момента вступления в законную силу решения суда строку 22942 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 – 2044 годах – Приложения к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утверждённого постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы» (в действующей редакции постановления Правительства Свердловской области от 7 апреля 2022 года № 237-ПП) в части указания планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> на 2036 - 2038 год в отношении следующих работ: ремонт фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, строительный контроль, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта.

Взыскать с Правительства Свердловской области в пользу Медведевой Екатерины Федоровны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Сообщение о принятии решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и (или) в «Областной газете».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Судья С.И. Жейнова