дело № 3а-642/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 06 июня 2019 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Парамоновой Т.И.,
при секретаре Зиновкине Е.О.,
с участием представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Семилёнковой Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пряникова Дмитрия Ивановича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Пряников Д.И. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование требований указал, что он является собственником следующих объектов недвижимости:
- картофелехранилища, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 1016,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для обслуживания магазина, общей площадью 1203 +- 24 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- магазина «Хозяйственные товары», назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 410,9 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» по состоянию на 01 января 2015 года кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами № соответственно составляет 24 327 963 рубля 61 копейку и 5 656 621 рубль 98 копеек.
В соответствии с Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года № 1861 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района «Выгоничский» по состоянию на 01 января 2015 года кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 412 803 рубля 20 копеек.
Данные об установление кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость, чем нарушаются права административного истца, как налогоплательщика, Пряников Д.И. просил суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости согласно отчету №01-62-2019 от 15 марта 2019 года, выполненному ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» по состоянию на 01 января 2015 года в размере, соответственно:
- картофелехранилища, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 1016,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – 946 186 рублей;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для обслуживания магазина, общей площадью 1203 +- 24 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – 434 295 рублей;
- магазина «Хозяйственные товары», назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 410,9 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> – 637 113 рублей.
Определением Брянского областного суда от 30 мая 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Пряников И.Н., Пригаро А.Н.
До начала судебного заседания от административного истца Пряникова Д.И., его представителя Киндирова А.С. поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела без участия административного истца и его представителя.
Определением Брянского областного суда от 06 июня 2019 года ходатайства удовлетворены, определено рассмотреть дело в отсутствие административного истца Пряникова Д.И., его представителя Киндирова А.С.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Семилёнкова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, рыночную стоимость объектов недвижимости, принадлежащих Пряникову Д.И. на праве собственности, определенную в соответствии с отчетом ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» № 01-62-2019 от 15 марта 2019 года и экспертным заключением ИП Солодова М.Р. № 01-010/Э-2019 от 16 мая 2019 года не оспаривала.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, администрации Выгоничского района Брянской области, заинтересованные лица Пряников Д.И., Пригаро А.Н. о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия – не представили, об отложении слушания по делу – не ходатайствовали.
С учетом требований ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Семилёнковой Е.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Пряников Д.И. является собственником следующих объектов недвижимости:
- картофелехранилища, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 1016,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для обслуживания магазина, общей площадью 1203 +- 24 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- магазина «Хозяйственные товары», назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 410,9 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.11 – 16, 194 – 199).
В соответствии с Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» по состоянию на 01 января 2015 года кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами № соответственно составляет 24 327 963 рубля 61 копейку и 5 656 621 рубль 98 копеек.
В соответствии с Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года № 1861 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района «Выгоничский» по состоянию на 01 января 2015 года кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 412 803 рубля 20 копеек.
Данные об установление кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости №/ИСХ/19-131362 от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составляет 24 327 963 рубля 61 копейку (л.д. 202).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости №/ИСХ/19-131363 от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составляет 5 656 621 рубль 98 копеек (л.д. 201).
Дата утверждения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости 27 декабря 2015 года, дата определения кадастровой стоимости 01 января 2015 года, а дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН – 28 декабря 2015 года.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости №/ИСХ/19-131364 от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:03:0680601:277 составляет 1 412 803 рублей 20 копеек (л.д. 203).
Дата утверждения кадастровой стоимости земельного участка – ДД.ММ.ГГГГ, дата определения кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ, а дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», стоимость объектов недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, соответственно составляет:
- картофелехранилища, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 1016,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – 946 186 рублей;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для обслуживания магазина, общей площадью 1203 +- 24 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – 434 295 рублей;
- магазина «Хозяйственные товары», назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 410,9 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – 637 113 рублей.
Согласно ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В силу положений ст. 388, ч. 1 ст. 389, ст. 400, ч. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ физические лица, обладающие земельными участками, гаражами, зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на землю и на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному ч.1 ст. 390, ч. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.
Исходя из вышеизложенного, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет № 01-62-2019 от 15 марта 2019 года, выполненный ООО «Брянский центр оценки и экспертизы».
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).
По ходатайству представителя административного истца Пряникова Д.И. - Киндирова А.С. определением Брянского областного суда от 30 апреля 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ИП Солодову М.Р.
Согласно выводам экспертного заключения ИП Солодова М.Р. № 01-010/Э-2019 от 16 мая 2019 года, отчет ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» № 01-62-2019 от 15 марта 2019 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Экспертизой не выявлено нарушений, влияющих на итоговую величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
В связи с соответствием отчета об оценке ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» № 01-62-2019 от 15 марта 2019 года, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость объектов недвижимости, указанных в отчете, по состоянию на 01 января 2015 года не устанавливалась.
Таким образом, по состоянию на 01 января 2015 года действительная рыночная стоимость объектов оценки соответственно составляет:
- картофелехранилища, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 1016,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – 946 186 рублей;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для обслуживания магазина, общей площадью 1203 +- 24 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – 434 295 рублей;
- магазина «Хозяйственные товары», назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 410,9 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – 637 113 рублей.
В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов о действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенной в соответствии с отчетом ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» № 01-62-2019 от 15 марта 2019 года.
Расчеты стоимости объектов оценки выполнены в соответствии с применяемыми подходами и методами. В отчете об оценке для объекта капитального строительства с кадастровым номером № в рамках затратного подхода был использован метод замещения, для земельного участка использован метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, а для объекта капитального строительства с кадастровым номером № использован метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода и метод прямой капитализации в рамках доходного подхода, выбор данных подходов обоснован. Итоговое заключение о стоимости основано на результатах, полученных на основании примененных подходов. Отчет об оценке не содержит технических ошибок, способных повлиять на итоговый результат рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемых объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете и экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.
При этом ни административный истец, ни представители административных ответчиков не возражали против того, что по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость спорных объектов недвижимости соответственно составляет:
- картофелехранилища, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 1016,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – 946 186 рублей;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для обслуживания магазина, общей площадью 1203 +- 24 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – 434 295 рублей;
- магазина «Хозяйственные товары», назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 410,9 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – 637 113 рублей.
Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Пряникова Д.И. и необходимости установить по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость объектов недвижимости соответственно:
- картофелехранилища, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 1016,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 946 186 рублей;
- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для обслуживания магазина, общей площадью 1203 +- 24 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 434 295 рублей;
- магазина «Хозяйственные товары», назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 410,9 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 637 113 рублей.
В соответствии с п.1 Приказа Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
В силу пункта 5 вышеназванного Постановления Пленума датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Пряников Д.И. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Брянской области не обращался, в связи с чем датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, следует считать 18 апреля 2019 года - дату обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст. 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Пряникова Дмитрия Ивановича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость - картофелехранилища, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 1016,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 946 186 рублям по состоянию на 01 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для обслуживания магазина, общей площадью 1203 +- 24 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 434 295 рублям по состоянию на 01 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость - магазина «Хозяйственные товары», назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, общей площадью 410,9 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 637 113 рублям по состоянию на 01 января 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 апреля 2019 года – дату подачи заявления в суд.
Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Брянского областного суда Т.И. Парамонова
мотивированное решение принято 07.06.2019 г.