ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-645/19 от 20.02.2020 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область. 20 февраля 2020 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Куулар А.И.,

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а - 73/20 по административному исковому заявлению Вразовского А. А. о признании недействующими Правила землепользования и застройки (части территории) городского округа <данные изъяты>, утвержденных решением С. Д. городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> в части включения в зону осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (КУРТ – 44) принадлежащего Вразовскому А. А. на праве собственности недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> дома с кадастровым номером <данные изъяты>, части жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, нежилого здания (гаража) с кадастровым номером <данные изъяты> здания (хозяйственной постройки) с кадастровым номером <данные изъяты> нежилого здания (хозблока) с кадастровым номером <данные изъяты>,

установил:

Вразовский А.А. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с момента принятия Правил землепользования и застройки (части территории) городского округа <данные изъяты>, утвержденных решением С. Д. городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, в части включения в зону осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию КУРТ-44 принадлежащих истцу на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, части жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, нежилого здания (гаража) с кадастровым номером <данные изъяты> нежилого здания (хозяйственной постройки) с кадастровым номером <данные изъяты>, нежилого здания (хозблока) с кадастровым номером <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат 2 земельных участка с кадастровыми номерами <данные изъяты> площадью 1 075 кв.м. и 472 кв.м. соответственно, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенные по адресу: <данные изъяты>. На земельных участках расположены объекты: жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, нежилое здание (гараж) с кадастровым номером <данные изъяты>, нежилое здание (хозяйственная постройка) с кадастровым номером <данные изъяты>, нежилое здание (хозблок) с кадастровым номером <данные изъяты>. Кроме того, истцу на праве собственности принадлежит часть жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 68,9 кв.м, расположенная по адресу: <данные изъяты>

Согласно оспариваемым Правилам землепользования и застройки рассматриваемые объекты отнесены к территориальной зоне КУРТ-44 (зона комплексного устойчивого развития территорий).

По мнению административного истца, территориальная зона КУРТ-44 в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости установлена в нарушение положений статей 31, 34 Градостроительного кодекса РФ, поскольку не учитывает сложившуюся планировку территории и существующее землепользование.

Административный истец полагал, что Правила, в части установления зоны КУРТ-44, нарушают его права и законные интересы, закрепленные Конституцией Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, нарушают установленные законодательством принцип обеспечения учета прав и законных интересов граждан при осуществлении градостроительной деятельности и принцип учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Включение объектов недвижимости в зону КУРТ-44 существенным образом нарушает гарантированные Конституцией права административного истца, поскольку в будущем существует возможность изъятия объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности административному истцу, истроительства на данной территории многоквартирного жилого дома.

Административный истец полагает, что Правила в части установления зоны КУРТ-44 нарушают указанные нормы закона, поскольку приняты без учета его мнения, как собственника объектов недвижимости, которые включены в зону КУРТ-44. Предполагаемое в будущем изъятие объектов недвижимости нарушает права и законные интересы административного истца и проживающих с ним членов семьи, в том числе конституционное право на жилище.

Представитель С. Д. городского округа <данные изъяты> не согласился с требованиями, заявленными Вразовским А.А. Пояснил, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Параметры зоны КУРТ-44 соответствуют предельно допустимой этажности для жилых и нежилых зданий, установленной постановлением <данные изъяты> от 17.08. 2015г. <данные изъяты> «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования <данные изъяты>» для населенных пунктов <данные изъяты>, к которым относится и <данные изъяты>, а также Методике определения устойчивости развития территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, утвержденной постановлением <данные изъяты> от 9.10.2017г. <данные изъяты>.

С целью обсуждения и выявления мнения жителей городского округа <данные изъяты> по проекту Правил землепользования и застройки (части территории) городского округа <данные изъяты>, руководствуясь статьей 16 Федерального Закона от 06.10.2003г. <данные изъяты>- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законом <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «Об организации местного самоуправления на территории Красногорского муниципального района», частью 4 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> и органами государственной власти <данные изъяты>», Уставом городского округа <данные изъяты>, положением «О публичных слушаниях в городском округе <данные изъяты>», утвержденным решением С. Д. городского округа Красногорск от 28.03.2017г. <данные изъяты>, решением Градостроительного С.<данные изъяты> от <данные изъяты> протокол <данные изъяты>, учитывая заключение о результатах проведенных публичных слушаний, назначенных распоряжением администрации городского округа Красногорск от 19.05.2017г. <данные изъяты> «О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки (части территории) городского округа <данные изъяты> (публикация в газете «Красногорские вести» от 23.05.2017<данные изъяты>), С. Д. принял решение от 30.11.2017г. <данные изъяты> (публикация в газете «Красногорские вести» от 26.12.2017г. <данные изъяты>), в том числе в оспариваемой части, в пределах представленной компетенции, с соблюдением процедуры принятия и обнародования, решение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Административный истец не подтверждает сведения о том, что оспариваемым решением С. Д. нарушены его права, свободы и законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения в связи с отнесением земельных участков к зоне КУРТ-44.

Представитель Министерства имущественных отношения <данные изъяты> не согласился с требованиями, заявленными Вразовским А.А. Пояснил, что Правила землепользования и застройки городского округа <данные изъяты> являются документом градостроительного зонирования, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и <данные изъяты> о градостроительной деятельности, в области земельных отношений, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, на основании Устава городского округа <данные изъяты>, муниципальных правовых актов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития городского округа, с учетом требований технических регламентов, положения о территориальном планировании, содержащегося в генеральном плане городского округа, результатов общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту Правил и предложений заинтересованных лиц.

По мнению представителя обжалуемое решение С. Д. городского округа Красногорск МО <данные изъяты> принято уполномоченным на то органом, в рамках и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Доводы истца о том, что ему в соответствии с п. 13.2 ч.1 ст. 4 Решения С. Д.<данные изъяты> от <данные изъяты> необоснованно не направлено извещение о включении спорного земельного участка в зону КУРТ-44, основано на неверном толковании вышеприведенной нормы. Согласно п. 13.2 ч. 1 ст. 4 Решения С. Д.<данные изъяты> от <данные изъяты> уполномоченные Правительством Московской власти центральные исполнительные органы государственной власти <данные изъяты> осуществляют полномочия по направлению правообладателям земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, в отношении которой принято такое решение, в том числе лицам, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах территории, предоставлены в аренду или в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с утвержденным ПЗЗ, испрашиваемый земельный участок, расположенный под объектом недвижимости административного истца, Вразовским А.А. у администрации, находится в территориальной зоне комплексного устойчивого развития территорий (КУРТ-44), которая не предполагает такой вид разрешенного использования, как «индивидуальное жилищное строительство». При таких обстоятельствах, Администрация городского округа <данные изъяты> не обладает правом предоставления земельного участка.

Поскольку спорный земельный участок расположен в зоне специального назначения (КУРТ-44), учитывая требования закона о соблюдении правового режима использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом.

В отношении указанного участка у истца отсутствуют какие-либо права. Наличие на испрашиваемом земельном участке части жилого дома, принадлежащего истцу на праве собственности, не свидетельствует о возникновении такого права на спорный земельный участок.

Правила землепользования и застройки городского округа <данные изъяты> являются документом градостроительного зонирования, который определяет основные направления социально-экономического и градостроительного развития городского округа, с учетом требований технических регламентов, положения о территориальном планировании, содержащегося в генеральном плане городского округа (ст. 30 ГрК РФ).

Доказательств нахождения части жилого дома на земельном участке по адресу МО, <данные изъяты>, р.<данные изъяты>А в материалы дела не представлены, а соответственно нарушения прав и законных интересов истца отсутствуют.

Прокурор полагала административный иск подлежащим удовлетворению. Оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт по мнению прокурора необходимо признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, суд находит требования, заявленные Вразовским А.А., подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона от <данные изъяты> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 и частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Оспариваемое в части решение С. Д. принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов и доведено до всеобщего сведения.

В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.

Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Установлено, что Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в установленной форме, опубликованы в газете «Красногорские вести», <данные изъяты>, <данные изъяты>. Процедура принятия нормативного правового акта административным истцом не оспаривается.

Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Порядок установления территориальных зон определен статьей 34 Градостроительного кодекса РФ, в которой указаны факторы, которые необходимо учитывать при установлении границ территориальных зон. Анализ данных факторов позволяет сделать вывод, что в отсутствии генерального плана при установлении границ территориальных зон необходимо учитывать: определенные данным Кодексом территориальные зоны; сложившуюся планировку территории и существующего землепользования; предотвращение возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорный план исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения (пункты 3, 4, 6, 7 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ).

Генеральный план городского округа, который в силу положений части 1 статьи 9 и части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ определяет, как документ территориального планирования, развитие территорий и назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, градостроительное зонирование должно обеспечивать поддержание в пригодном эксплуатационном состоянии объектов местного значения, существующего землепользования и объектов капитального строительства.

В соответствии с частями 4, 5.1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, а также в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.

Градостроительное зонирование наряду с территориальным планированием призвано в соответствии с Градостроительным кодексом РФ обеспечить условия для устойчивого развития территорий. Определение градостроительного зонирования дано в пункте 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, где установлено, что градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Частью 1 статьи 41.1 Градостроительного кодекса РФ также предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.

Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем также призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ). Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки обеспечить справедливый баланс между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ устойчивое развитие территорий – обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (часть 3); деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов (часть 34).

Содержание приведенных норм в их системном единстве свидетельствует о том, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

При этом сама процедура комплексного развития территории может быть реализована только после принятия и утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также определения в правилах землепользования и застройки территорий, в границах которых допускается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию.

Так, согласно части 2 статьи 46.10 Градостроительного кодекса РФ решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления принимается уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа при наличии правил землепользования и застройки, предусматривающих территории, в границах которых допускается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

По мнению суда, оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт, в оспариваемой части, принят без учета сложившегося землепользования, расположения объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, не обеспечивает согласование государственных, общественных и частных интересов. Согласно Генерального Плана городского округа <данные изъяты>, утвержденного решением С. Д. городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> (Том 2, Л.Д. 296), в месте расположения объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, установлена Функциональная Зона – Ж-1 с сохранением сложившейся застройки, предусматривающая индивидуальное жилищное строительство. ПЗЗ городского округа <данные изъяты> в этой части, предусматривает комплексное развитие территории (КУРТ 44), соответственно должен планироваться снос жилых домов, принадлежащих на праве собственности физическим лицам и изъятие у собственников земельных участков, т.к. иные объекты не должны находится в КУРТе, такое планирование отсутствует.

С учетом изложенного, учитывая, что Правила землепользования и застройки городского округа должны соответствовать Генеральному плану городского округа, административное исковое заявление Вразовского А.А. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Вразовского А. А. удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки (части территории) городского округа <данные изъяты>, утвержденных решением С. Д. городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> в части включения в зону осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (КУРТ – 44) принадлежащего Вразовскому А. А. на праве собственности недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, части жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> здания (гаража) с кадастровым номером <данные изъяты>, нежилого здания (хозяйственной постройки) с кадастровым номером <данные изъяты>, нежилого здания (хозблока) с кадастровым номером <данные изъяты>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Терещенко А.А.