ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-646/2022 от 13.07.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0Номер изъят-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2022 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Глотовой С.А., при секретаре судебного заседания Востриковой К.Н., с участием представителя административного истца Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-646/2022 по административному исковому заявлению Акционерного общества «Осетровский речной порт» (далее – АО «Осетровский речной порт») об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

АО «Осетровский речной порт» обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков:

с кадастровым Номер изъят, площадью 705 390 кв.м, местоположение:

с кадастровым Номер изъят, площадью 97 538 кв.м, местоположение: в размере их рыночной стоимости на дату установления кадастровой стоимости.

В обоснование административных исковых требований административный истец указывает, что является собственником данных земельных участков.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят утверждена актом ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об определении кадастровой стоимости Номер изъят от Дата изъята по состоянию на Дата изъята и составляет: 355 333 158.6 руб.;

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят утверждена на основании постановления ФИО1 от Дата изъята Номер изъят-пп по состоянию на Дата изъята и составляет 52 752 451.92 руб.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков АО «Осетровский речной порт» представило отчеты, выполненные оценщиком ООО Б.Ф.

Согласно отчету № 220142 (2) от 14 марта 2022 г., с учетом внесенных в него дополнений, по состоянию на Дата изъята рыночная стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят составляет 71 244 000 руб. Согласно отчету № 2200150 (2) от 14 марта 2022 г., с учетом внесенных в него дополнений, по состоянию на Дата изъята рыночная стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят составляет 21 166 000 руб.

Административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.

В судебном заседании представитель административного истца Н., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представители административных ответчиков - Правительства Иркутской области, Управления Росреестра по Иркутской области, администрация муниципального образования «город Усть-Кут» в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, направили в письменной форме отзывы относительно заявленных требований, в которых не оспаривали рыночную стоимость земельных участков и отчеты по ее определению на дату установления кадастровой стоимости, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Администрация муниципального образования «город Усть-Кут» указала в отзыве, что ответчиком по настоящему административному делу не является.

В отзыве относительно исковых требований представитель заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие, возражений на административное исковое заявление не представил, отчеты о рыночной стоимости земельных участков, представленные административным истцом не оспорил.

Представитель административного ответчика - Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в письменной форме отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что расчет рыночной стоимости земельных участков, указанный в отчетах № 220142 (2) от 14 марта 2022 г., № 2200150 (2) от 14 марта 2022 г. отражает рыночную стоимость объектов недвижимости на дату ее определения.

Суд, руководствуясь ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 245 КАС РФ и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно части 1 статьи 62, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 КАС РФ обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 09.10.2017 № 642-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области» принято решение провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».

По завершении на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 1 января 2020 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп.

Судом установлено, что АО «Осетровский речной порт» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 38:18:000000:2508, 38:18:020301:30, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.

15 января 2021 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят в размере 52 752 451.92 руб., по состоянию на 1 января 2020 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от Дата изъята Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет Дата изъята

Дата изъята на основании акта об определении кадастровой стоимости от Дата изъята Номер изъят, подготовленного ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым Номер изъят внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН): кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на Дата изъята составляет 355 333 158.6 руб., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от Дата изъята Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет Дата изъята

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1).

Административный истец, являясь собственником земельных участков, является в соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога.

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ (в редакции Федерального закона № 374-ФЗ от 23.11.2020, вступившего в силу с 01.01.2021) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах результаты определения кадастровой стоимости данных земельных участков могут повлиять на права и обязанности АО «Осетровский речной порт» как налогоплательщика, в связи с чем, у административного истца имеется право на обращение в суд с настоящим иском.

Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми Номер изъят внесены в Единый государственный реестр недвижимости Дата изъята и Дата изъята соответственно.

С настоящим иском АО «Осетровский речной порт» обратилось в суд 6 апреля 2022 г., то есть в пределах установленного частью 3 статьи 245 КАС РФ пятилетнего срока, исчисляемого с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчеты об оценке, выполненные оценщиком ООО Б.Ф.

Согласно отчету № 220142 (2) от 14 марта 2022 г., с учетом внесенных в него дополнений, по состоянию на 3 декабря 2020 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят составляет 71 244 000 руб. Согласно отчету Номер изъят (2) от 14 марта 2022 г., с учетом внесенных в него дополнений, по состоянию на 1 января 2020 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят составляет 21 166 000 руб.

В силу требований статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оценивая представленные административным истцом отчеты № 220142 (2), № 2200150 (2) от 14 марта 2022 г. об оценке рыночной стоимости объектов оценки, суд, приходит к выводу, что они соответствуют требованиям, предъявляемым к отчету законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.

Отчеты № 220142 (2), № 2200150 (2) от 14 марта 2022 г. по каждому земельному участку содержат точное описание объектов исследования с указанием их количественных, качественных характеристик с учетом их индивидуализирующих признаков, описание исследования сегмента рынка, результаты анализа наиболее эффективного использования объектов, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Оценщиком обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов, а также выбор сравнительного подхода (метод сравнения продаж); корректировки к объектам-аналогам в каждом отчете проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно и подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы; расчеты не содержат явных методических и арифметических ошибок и являются правильными. Понятна последовательность определения стоимости объектов недвижимости, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчетов об оценке понять процесс определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки.

Полномочия оценщика Ф. на осуществление оценочной деятельности проверены. Так, согласно свидетельству о членстве в саморегулируемой организации оценщиков от Дата изъята Ф. является членом НП «Саморегулируемая межрайонная ассоциация специалистов-оценщиков», включен в реестр членов с Дата изъята , регистрационный Номер изъят. Статус данного оценщика действительный.

Кроме того, к отчету приложен квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от Дата изъята Номер изъят, сроком действия до Дата изъята Оценочная деятельность Ф. застрахована.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, отчеты об оценке мотивированы, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.

Нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов при проведении оценки, дающих основания для признания данных доказательств недопустимыми (статья 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не установлено, недостатков, способных повлиять на достоверность результатов проведения оценки, в каждом случае, не выявлено.

Представители Правительства Иркутской области, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», представители заинтересованных лиц отчеты № 220142 (2) и № 220150 (2) от 14 марта 2022 г. не оспаривали, возражений относительно величины рыночной стоимости объектов недвижимости, установленной данными отчетами, не заявили.

Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных отчетами сведений о величине рыночной стоимости земельных участков, доказательств того, что рыночная стоимость объектов оценки является иной, административными ответчиками и заинтересованными лицами суду не представлено.

На основании изложенного, суд признает отчеты: № 220142 (2) и № 2200150 (2) от 14 марта 2022 г. об оценке рыночной стоимости объектов оценки выполненные оценщиком ООО Б. Ф. надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми Номер изъят, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и удовлетворения административных исковых требований АО «Осетровский речной порт» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

В соответствии со статьями 17, 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь разъяснениями, изложенными в абзацах 3, 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату обращения АО «Осетровский речной порт» в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости – 6 апреля 2022 г.

Руководствуясь статьями 178-180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования Акционерного общества «Осетровский речной порт» к Правительству Иркутской области, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, площадью 705 390 кв.м, местоположение: , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: Восточный и Северный грузовые районы, равной его рыночной стоимости в размере 71 244 000 (семьдесят один миллион двести сорок четыре тысячи) руб. по состоянию на 3 декабря 2020 г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, площадью 97 538 кв.м., местоположение: , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: Восточный и Северный грузовые районы, равной его рыночной стоимости в размере 21 166 000 (двадцать один миллион сто шестьдесят шесть тысяч) руб. по состоянию на 1 января 2020 г.

Установить, что датой обращения Акционерного общества «Осетровский речной порт» в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми Номер изъят равной рыночной стоимости является 6 апреля 2022 г.

В иске к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области (Управление Росреестра по Иркутской области), администрации муниципального образования «город Усть-Кут», - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья С.А. Глотова

Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2022 г.