Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2022 г. г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе
председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием прокурора Филипповской О.Н.,
представителя административного истца ФИО3– ФИО1,
представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании нормативного правового акта частично недействующим,
установил:
распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2019 г. №3042-р, размещенным на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликованным 25 декабря 2019 г. на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Данный Перечень является приложением к распоряжению Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2019 г. № 3042-р.
Согласно пункту 181 Перечня нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: (адрес) является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
ФИО3, являясь собственником указанного здания, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 181 Перечня, указав в обоснование требований, что нежилое помещение занято под торговую деятельность всего на 15,8 % от общей площади помещения.
13 октября 2021 г. Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в исключении пункта 181 Перечня отказало со ссылкой на процент использования под офисные помещения арендаторами более 20 % от общей площади помещения.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал. Пояснил, что административный истец об установлении фактического использования принадлежащего ей помещений как административно-торгового узнала только в сентябре 2021 года, когда получила налоговые уведомления об уплате налога на имущество. По ее обращению административный ответчик представил акты обследования за 20219 и 2020 годы. Ни в одном обследовании участия собственник или его представитель не принимали, уведомлений об их проведении также не поступало. С установлением фактического использования помещения как торгового на том основании, что более 20% площади используется под торговлю, административный истец не согласен, поскольку фактически используемая площадь составляет 15,8%, что подтверждается договорами аренды.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что уведомление о проведении обследования фактического использования нежилого помещения истца направлялось ей по почте по адресу, внесённому в ЕГРИП, однако оно возвращено в связи с истечением срока хранения, почтовый конверт не сохранился. Обследование проводилось комиссией, которая установила, что более 20% помещений используется под торговлю, что отражено в акте. В ходе обследования проводились замеры и фотофиксация, почему нет соответствующих отметок в акте, пояснить не может. Согласно сведениям ЕГРН наименование и назначение объекта недвижимости также удовлетворяет требованиям признания его торговым. С учетом этого, а также установленных параметров фактического использования помещения объект недвижимости обоснованно внесен в перечень. Оснований для его исключения из него не имеется.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 4 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 г. №613/70-III-ОЗ (в редакции от 29 июня 2020 г.) «О налоге на имущество организаций» налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и является обязательным к уплате на территории Оренбургской области.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого Кодекса.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 г. №613/70-III-ОЗ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое помещение, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Из материалов дела следует, что ФИО3 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу: (адрес), торгово-административное помещение, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права.
На момент принятия распоряжения Министерством природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2019 г. №3042-р спорный объект недвижимости:
- имел площадь *** кв. м;
- имел назначение «нежилое помещение», наименование «торгово-административное помещение» (свидетельство о государственной регистрации права от 4 июня 2015 г.);
- располагался на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «земли под объектами торговли с размещением здания магазина литер В».
Согласно ч. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Конституционный Суд РФ постановлением от 12.11.2020 года № 46-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика» признал подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
В связи с изложенным ссылка представителя административного ответчика на то обстоятельство, что назначение здания и земельного участка позволяют его идентифицировать как торговый объект, является несостоятельной, необходимо устанавливать и фактическое использование здания (строения, сооружения). При этом наименование здания, внесенное в ЕГРН, также само по себе не является основанием внесения соответствующего объекта в Перечень, поскольку п. 2 ч. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ предусматривает дополнительное условие - использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов.
Рассматривая вопрос о фактическом использовании принадлежащему административному истцу помещения, суд исходит из следующего.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 26 декабря 2017 г. № 975-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее – Порядок).
Настоящий Порядок устанавливает механизм осуществления органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 1).
Согласно пункту 14.1.7 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 10 января 2020г. № 5-ук (ред. от 26.04.2021) Министерство определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Пунктами 14-15 Порядка предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий проводится фотосъемка (при необходимости - видеосъемка), фиксирующая фактическое использование объектов недвижимости, а также фотосъемка (при необходимости - видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на объекте недвижимости.
По результатам проведения мероприятий в течение 10 рабочих дней со дня завершения указанных мероприятий должностным лицом уполномоченного органа, указанным в приказе о проведении мероприятий, составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения (приложение № 2 к Порядку) с приложением соответствующих фотоматериалов и видеоматериалов (при наличии).
Результаты мероприятий, содержащие сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, должны быть оформлены с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Акт подписывается всеми участвующими в мероприятиях лицами и утверждается приказом уполномоченного органа в течение 20 календарных дней со дня завершения мероприятий.
Как установлено в судебном заседании, основанием для включения принадлежащего административному истцу нежилого помещения в Перечень явился акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения № от 2 сентября 2019 г.
Согласно указанному акту, основанием для проведения мероприятия явились мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Способ проведения мероприятия – с доступом в здание (строение, сооружение), нежилое помещение. В качестве источников сведений, используемых для расчета показателей площадей, указаны: документы технического учёта (инвентаризации); сведения из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с разделом V следует, что этаж 1,3 имеет торговую площадь, вид фактического использования – торговля, площадь 1020 кв.м., доля фактического использования – 29,63 %.
Этаж 2 занят по административную площадь, установлен вид фактического использования – офисы, площадь – 100 кв.м., доля фактического использования – 2,9 %.
Остальная часть помещения составляет свободную площадь 2 322,5 кв.м., которая не используется.
Принимая во внимание, что доля торговых площадей составляет 29,63 %, то есть более 20 %, принято решение о включении объекта недвижимости с кадастровым номером № в Перечень для налогообложения.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд критически относится к указанному акту Министерства, поскольку он не подтверждают использования более 20% общей площади помещения под размещение офисов.
Акт, на который ссылается административный ответчик в своих возражениях, не содержит поэтажного плана, фототаблиц и расчетных частей, в связи с чем не представляется возможным проверить довод о превышении торговых площадей порог 20%.
При этом, как следует из представленных в материалы дела договоров аренды, заключенных ИП ФИО3 с ИП ФИО4, ИП ФИО5 (с каждым в отдельности), на момент утверждения Перечня были переданы помещения площадью, соответствующей 15,8% общей площади помещения. В опровержение этого обстоятельства доказательств административным ответчиком не представлено. Фотографии. На которых зафиксировано осуществление торговой деятельности в магазин «Рубин», не могут быть признаны достоверными доказательствами, свидетельствующими об осуществлении торговой деятельности в принадлежащем истцу помещении. Из акта № от 2 сентября 2019 г. следует, что к нему фотографии не прикладывались, в связи с чем невозможно определить, где и когда были сделаны фотографии, на которые ссылается административный ответчик, объяснение от лиц, осуществляющих торговую деятельность не отбиралось, договор аренды или иной договор, свидетельствующий об осуществлении торговой деятельности на законных основаниях не представлен.
В судебном заседании была допрошена в качестве свидетеля ФИО6, которая пояснила, что является членом комиссии по установлению фактического использования зданий. В сентябре 2019 года она принимала участие в обследовании помещений истца, в ходе обследования проводилась фотосъемка. Также присутствовал инженер, который производил замеры помещений рулеткой, он делал записи в блокноте, на основании которых затем был составлен акт. К акту расчетную ведомость или иной документ о замерах не приобщены. На фотографиях также отсутствует дата, ее стали проставлять позднее. О превышении торговых площадей 20% общей площади помещения можно судить визуально.
Проанализировав представленные доказательства, суд, приходит к выводу, что акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения № от 2 сентября 2019 г. нельзя признать доказательством, достоверно подтверждающим осуществление торговой деятельности в помещениях истца на площади, превышающей 20% общей площади, поскольку указанные в нем сведения не подтверждены допустимыми доказательствами и не могут быть проверены.
При таких обстоятельствах суд считает недоказанным утверждение административного ответчика об обратном.
Принимая во внимание, что административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного помещения критериям, установленным Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в Перечень на 2020 год, не представлено, следовательно, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемый пункт Перечня на 2020 год следует признать недействующим со дня его принятия.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области в информационного - телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 6 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить.
Признать не действующим с момента принятия пункт 181 Приложения к распоряжению Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 25 декабря 2019 г. №3042-р «Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
Взыскать с Министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области в пользу ФИО3 300 рублей в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Оренбургского
областного суда Р.Р. Кучаев
Мотивированное решение составлено 13 мая 2022 г.
Судья Оренбургского
областного суда Р.Р. Кучаев