УИД 38OS0000-01-2022-000271-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2022 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре судебного заседания Долгих Е.С., с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Каримовой О.А., представителя административного истца ООО «Байкальская энергетическая компания», заинтересованного лица ПАО «Иркутскэнерго» - ФИО1, действующей на основании доверенностей, представителя административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области - ФИО2, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-647/2022 по административному исковому заявлению ООО «Байкальская энергетическая компания» к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим приказа № 79-13-спр от 08.02.2022 «Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ООО «Байкальская энергетическая компания» (филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях», обязании принять новый нормативно-правовой акт, заменяющий оспариваемый приказ,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Байкальская энергетическая компания» обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим приказа № 79-13-спр от 08.02.2022 «Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ООО «Байкальская энергетическая компания» (филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях», обязании принять новый нормативно-правовой акт, заменяющий оспариваемый приказ.
В обоснование административных исковых требований с учетом дополнительных пояснений указало, что Службой по тарифам Иркутской области 08.02.2022 издан приказ № 79-13-спр «Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ООО «Байкальская энергетическая компания» (ИНН <***>; филиал ТЭЦ- 11) на подъездных железнодорожных путях». Пунктом 1 Приказа № 79-13-спр установлены предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые ООО «Байкальская энергетическая компания» на подъездных железнодорожных путях (без учета НДС): подача и (или) уборка вагонов (перевозка грузов) - 20,35 руб. за один тонно-километр; маневровая работа, не связанная с подачей и (или) уборкой вагонов, выполняемая по отдельному требованию грузовладельцев, - 3 427,78 руб. за один час маневровой работы.
Указало, что оспариваемый приказ издан уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленной формы, в которой данный орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением правил официального опубликования и введения нормативных правовых актов в действие.
Считает, что положениями оспариваемого приказа нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку не соблюден баланс экономических интересов ООО «Байкальская энергетическая компания» и интересов потребителей, а также не обеспечена достаточность средств для финансирования мероприятий по капитальному ремонту моста.
Указало, что установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) согласно п.п. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования (работы на железнодорожных путях общего пользования), железнодорожного транспорта необщего пользования (работы на железнодорожных подъездных путях), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительством Российской Федерации постановлением от 07.02.1995 № 239 утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В соответствии с Перечнем государственному регулированию среди прочих подлежат транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями 1 промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. При этом государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления как фиксированных, так и предельных цен на соответствующие услуги (п. 7 Постановления № 239).
В целях определения общих подходов и рекомендаций по проведению расчетов распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации № АН-104-р от 20.12.2001 утверждены Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, которые, как указано в преамбуле и п. 1.1, предназначены для определения экономически обоснованных тарифов на работы и услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, не входящими в систему федерального железнодорожного транспорта, действующими на правах самостоятельных хозяйствующих субъектов, независимо от их юридического статуса.
Постановлением Правительства Иркутской области от 06.12.2010 № 320-пп утверждено Положение о государственном регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Согласно п. 3 Положения № 320-пп к принципам регулирования тарифов на транспортные услуги отнесены: обеспечение баланса экономических интересов субъектов регулирования и потребителей транспортных услуг; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и установлении тарифов; обеспечение обязательного раздельного учета объемов оказанных транспортных услуг, доходов и расходов по видам регулируемой деятельности. Пунктом 20 Положения № 320-пп предусмотрено, что при установлении тарифов на транспортные услуги регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение экономически не обоснованных расходов субъектов регулирования из состава экономически обоснованной себестоимости транспортных услуг. Расходы, не подтвержденные документально, признаются регулирующим органом экономически не обоснованными.
Указало, что ООО «Байкальская энергетическая компания» представило в Службу по тарифам Иркутской области расчетные материалы для установления тарифов для ТЭЦ-11 - филиала ООО «Байкальская энергетическая компания» на подачу и (или) уборку вагонов (перевозку грузов) за один тонно-километр в размере 50,68 руб., маневровую работу, не связанную с подачей и (или) уборкой вагонов, выполняемую по отдельному требованию грузовладельцев, - 12 380,19 руб. за один час.
Расходы на услуги подрядчиков по ремонтам заявлены ООО «Байкальская энергетическая компания» в размере 118 758 000,44 руб., включая фактические затраты за 2020 год с учетом ИПЦ по прогнозу Минэкономразвития РФ на 2021 год - 16 591 000,44 руб. и расходы на ремонт двух железнодорожных мостов в размере 102 167 000 руб., запланированные на 2021 и 2022 годы (капитальный ремонт железнодорожного моста над Московским трактом по 1-му западному подъезду - 2021 год, капитальный ремонт железнодорожного моста через ВСЖД по 1-му западному подъезду - 2022 год).
Затраты на услуги подрядчиков по капитальному ремонту железнодорожного моста над Московским трактом по 1-му западному подъезду согласно сметным расчетам составили 39 000 000 руб.
Для обоснования затрат по капитальному ремонту моста над Московским трактом по 1-му западному подъезду ООО «Байкальская энергетическая компания» в Службу по тарифам Иркутской области представлены:
- договор о передаче в аренду недвижимого имущества (железнодорожные пути и сооружения), находящегося в собственности Российской Федерации, от 12.08.2013 № 53, заключенный между ФГУП «Кристалл» и ОАО «Иркутскэнерго», сроком действия 15 лет;
- дополнительное соглашение от 24.10.2017 № 2 к Договору № 53 о смене стороны ФГУП «Кристалл» на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия (Росимущества);
- дополнительное соглашение от 11.01.2021 № 5-21 к Договору № 53 о смене стороны Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Усолье-Сибирское (КУМИ г. Усолье-Сибирское);
- договор субаренды недвижимого имущества от 01.09.2020 № 53/53-2020, заключенный между ПАО «Иркутскэнерго» и ООО «Байкальская энергетическая компания»;
- договор подряда от 06.10.2021 № 1, заключенный между ООО «Байкальская энергетическая компания» и ООО «Проспект» на выполнение капитального ремонта моста над Московским трактом по 1-му западному подъезду на сумму 39 000 000 руб. с приложением дефектных ведомостей;
- предписание Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора от 26.04.2019 № БД 3269/08 в отношении ПАО «Иркутскэнерго».
Специалистами Службы по тарифам Иркутской области проведена экспертиза представленных ООО «Байкальская энергетическая компания» документов на основании метода экономически обоснованных расходов.
Письмом от 17.11.2021 № 02-79-2421/21 Служба по тарифам Иркутской области направила ООО «Байкальская энергетическая компания» для ознакомления экспертное заключение по результатам рассмотрения представленных расчетных материалов.
В п. 5.1.2 экспертного заключения (стр. 14) указано, что в соответствии с пунктом 2.2.7 Договора № 53 Арендатор (ПАО «Иркутскэнерго») обязуется производить капитальный ремонт арендуемого имущества. Ремонт производится только при наличии предварительного письменного согласия Арендодателя (КУМИ г. Усолье-Сибирское). При этом Договором № 53 не определено, за чей счет должен производиться капитальный ремонт. В силу п. 1 ст. 616 ГК РФ капитальный ремонт железнодорожного моста над Московским трактом по 1-му западному подъезду должен производиться за счет Арендодателя (КУМИ г. Усолье-Сибирское), так как Договором № 53 не предусмотрено иное. В этой связи правовые основания для включения в себестоимость транспортных услуг затрат на капитальный ремонт указанного выше железнодорожного моста отсутствуют.
Письмом от 27.12.2021 № 02-79-2693/32 Служба по тарифам Иркутской области направила ООО «Байкальская энергетическая компания» дополнение к экспертному заключению. В п. 3 дополнения к экспертному заключению по результатам рассмотрения материалов для установления тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ТЭЦ-11 - филиалом ООО «Байкальская энергетическая компания» (стр. 6), указано, что в соответствии с п. 4.3.7 Договора субаренды № 53/53-2020, заключенным между ПАО «Иркутскэнерго» и ООО «Байкальская энергетическая компания», Субарендатор обязуется за счет собственных средств производить текущий ремонт имущества, перечень работ по текущему ремонту согласовывать с Арендатором (ПАО «Иркутскэнерго») и Собственником имущества (КУМИ г. Усолье- Сибирское). Документы о согласовании плана ремонтов имущества на 2021 год по Договору Собственником и Арендатором представлены. В этой связи экспертом на основании представленных документов приняты расходы на ремонт железнодорожных путей в размере 5 673,42 руб. Расходы на капитальный ремонт Моста в размере 39 000 000 руб. не приняты.
Письмом от 18.01.2022 № 02-79-52/22 Служба по тарифам Иркутской области направила ООО «Байкальская энергетическая компания» дополнение к экспертному заключению. В п. 2 дополнения к экспертному заключению о рассмотрении повторных возражений ТЭЦ-11 - филиала ООО «Байкальская энергетическая компания» к экспертизе материалов для установления тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях (стр. 2), указано, что мост над Московским трактом по 1-му западному подъезду, заявленный ООО «Байкальская энергетическая компания» для капитального ремонта, является собственностью КУМИ г. Усолье-Сибирское, и согласно Договору № 53 находится в аренде у ПАО «Иркутскэнерго», которое передало его по Договору субаренды № 53-53/2020 ООО «Байкальская энергетическая компания». В соответствии с п. 1 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Договором аренды № 53 и Договором субаренды № 53/53-2020 не определено, за чей счет должен производиться капитальный ремонт, исходя из чего расходы на капитальный ремонт моста должен нести арендодатель. Расходы на капитальный ремонт моста в размере 39 000 000 руб. не приняты.
На основании представленных ООО «Байкальская энергетическая компания» дополнительных документов расходы на услуги подрядчиков по ремонтам на регулируемый период приняты в размере 17 241,32 руб.
ООО «Байкальская энергетическая компания» не согласно с выводом Службы по тарифам Иркутской области об отсутствии правовых оснований для включения в себестоимость транспортных услуг затрат на капитальный ремонт моста в размере 39 000 000 руб.
Указывает, что при толковании условий договора в силу ст. 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если указанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Условиями Договора № 53 предусмотрено, что все улучшения, необходимые для использования имущества по назначению, а также его дальнейшее улучшение производятся Арендатором за счет собственных средств на основании письменного разрешения Арендодателя. Стоимость неотделимых улучшений не возмещается Арендатору, даже если они были произведены с согласия Арендодателя (п. 1.8). Арендатор обязуется производить капитальный ремонт арендуемого имущества; ремонт производится только при наличии предварительного письменного согласования Арендодателя (пункт 2.2.7). Договор № 53 не возлагает на Арендодателя безусловной обязанности по компенсации расходов Арендатора на капитальный ремонт арендуемого имущества. Совокупность указанных норм свидетельствует о том, что капитальный ремонт арендуемого имущества должен производить Арендатор за свой счет при наличии письменного согласования Арендодателя.
Считает, что поскольку в правоприменительной практике понятия «капитальный ремонт» и «неотделимые улучшения» в ряде случаев отождествляются, то случаи, изложенные в п. 1.8 Договора № 53 включают также капитальный ремонт, стоимость которого Арендатору не возмещается.
В письмах и.о. руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 14.05.2020 № 38-CEI/6222 и от 05.06.2020 № 38-СН/7066 отмечено, что в соответствии с Договором № 53 обязанность проведения капитального ремонта арендуемых объектов возложена на арендатора, при этом компенсация понесенных затрат за счет арендной платы не предусмотрена. Территориальное управление планирует в случае проведения торгов на право заключения договоров аренды указанного имущества предусмотреть сохранение указанной обязанности за арендатором.
На основании распоряжения главного государственного инспектора Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора ФИО3 от 25.03.2019 № 91-р была проведена выездная плановая проверка ПАО «Иркутскэнерго». В ходе проверки ПАО «Иркутскэнерго», проводимой Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора Ространснадзора в 2019 году, выявлены нарушения требований законодательства в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и вынесено предписание в отношении ПАО «Иркутскэнерго» от 26.04.2019 № БД 3269/08, в котором указан перечень нарушений, предписываемые меры и срок их устранения. В п. 65 Предписания указано, что не принимаются меры по устранению замечаний, выявленных при обследовании искусственных сооружений ТЭЦ-11 (к числу которых относится мост), срок устранения нарушений установлен до 30.09.2020.
Согласно договору субаренды № 53/53-2020, имущество передается Субарендатору для использования по целевому назначению - эксплуатация железнодорожных путей станции Химическая. Переданное в субаренду имущество не задействовано в хозяйственной деятельности Арендатора и не используется для получения дохода, в связи с чем, Арендатор не имеет средств для выполнения капитального ремонта имущества. В соответствии с условиями Договора субаренды № 53/53-2020 имущество должно быть возвращено Арендатору в состоянии, пригодном к эксплуатации, не хуже, чем было получено от Арендатора, с неотделимыми улучшениями, согласованными с Арендатором и собственником, произведенными Субарендатором в период действия Договора. При эксплуатации имущества Субарендатор обязуется соблюдать экологические, технические, санитарные нормы, правила и нормы пожарной безопасности, а также выполнять иные требования, необходимые для нормальной и безопасной эксплуатации имущества, и нести все расходы, связанные с выполнением указанных норм и требований (абзац первый пункта 4.3.3).
Согласие собственника и Арендатора на проведение работ по капитальному ремонту имущества получено письмом КУМИ г. Усолье-Сибирское от 26.11.2021 № 3235 и письмом ПАО «Иркутскэнерго» от 06.12.2021 № ИДИЭ-исх-1573-21.
Принимая во внимание буквальное толкование условий Договора № 53 и Договора субаренды № 53/53-2020, цели указанных договоров, а также последующее поведение сторон после заключения указанных договоров, действительная общая воля сторон, относительно обязанности осуществления ремонта имущества заключается в том, что обязанность по осуществлению капитального ремонта имущества, в том числе моста, несет Субарендатор - ООО «Байкальская энергетическая компания».
До передачи имущества в субаренду владельцем железнодорожного пути необщего пользования являлось ПАО «Иркутскэнерго». Обязанность по содержанию в надлежащем техническом состоянии железнодорожного пути необщего пользования является законной, как предусмотрено п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а не договорной обязанностью владельца железнодорожного пути. После передачи имущества в субаренду владельцем железнодорожного пути необщего пользования стало ООО «Байкальская энергетическая компания», обязанность по содержанию в надлежащем техническом состоянии железнодорожного пути необщего пользования перешла к ООО «Байкальская энергетическая компания».
Кроме того, указало, что во исполнение требований п. 2.11 Инструкции по содержанию искусственных сооружений, утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации от 28.12.1998 № ЦП-628, ПАО «Иркутскэнерго» в 2015 году привлекло специализированную организацию для проведения обследования искусственных сооружений. В соответствии с отчетом данной организации, состояние моста оценивается как неудовлетворительное, выявлены дефекты 2 и 3 категории по их влиянию на безопасность и долговечность. Устранение таких дефектов возможно только путем проведения капитального ремонта моста. ПАО «Иркутскэнерго» приняло решение о начале работ по ремонту железнодорожных мостов, предприняло необходимые меры, подрядчик известил, что сможет приступить к ремонту 01.02.2022. На основании чего считает довод Службы по тарифам Иркутской области о том, что ПАО «Иркутскэнерго» игнорировало требования действующего законодательства в сфере железнодорожного транспорта несостоятельным.
С учетом изложенного считает, что расходы на капитальный ремонт моста в размере 39 000 000 руб. являются экономически обоснованными и исключены из состава себестоимости транспортных услуг ООО «Байкальская энергетическая компания» неправомерно.
Просит суд признать приказ № 79-13-спр от 08.02.2022 «Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ООО «Байкальская энергетическая компания» (ИНН <***>; филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях» недействующим в полном объеме с даты принятия нового нормативного правового акта, заменяющего данный приказ, обязать Службу по тарифам Иркутской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ № 79-13-спр от 08.02.2022 «Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ООО «Байкальская энергетическая компания» (филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях» с включением экономически обоснованных расходов на выполнение капитального ремонта.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Байкальская энергетическая компания», заинтересованного лица ПАО «Иркутскэнерго» - ФИО1, действующая на основании доверенностей, административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, просила суд административные исковые требования удовлетворить. Поддержала отзыв ПАО «Иркутскэнерго», согласно которому считает заявленные требования ООО «Байкальская энергетическая компания» законными и обоснованными, поскольку обязанность по осуществлению капитального ремонта имущества, переданного ПАО «Иркутскэнерго» по договору субаренды № 53/53-2020 ООО «Байкальская энергетическая компания», возлагается на владельца имущества, в том числе моста, - ООО «Байкальская энергетическая компания». Также указало, что расходы на капитальный ремонт моста в размере 39 000 000 руб. являются экономически обоснованными и исключены из состава себестоимости транспортных услуг ООО «Байкальская энергетическая компания» неправомерно. Положения оспариваемого приказа нарушают интересы потребителей и ООО «Байкальская энергетическая компания».
В судебном заседании представитель административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области - ФИО2, действующая на основании доверенности, административный иск не признал, поддержала доводы отзыва на административный иск и дополнений к нему, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме. Считает, что оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области № 79-13-спр от 08.02.2022 «Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ООО «Байкальская энергетическая компания» (филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях» принят Службой в пределах своих полномочий, соответствует требованиям нормативных актов, тарифы на транспортные услуги, оказываемые ООО «Байкальская энергетическая компания», установленные оспариваемым приказом, экономически обоснованы.
Заинтересованные лица - КУМИ Администрации г. Усолье-Сибирское, Администрации г. Усолье-Сибирское в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителей, указали, что заявленные требования поддерживают по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 213 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя административного истца ООО «Байкальская энергетическая компания», заинтересованного лица ПАО «Иркутскэнерго» - ФИО1, представителя административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области - ФИО2, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Каримовой О.А., полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно п. 2 ст. 20 КАС РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 и п. 7 ч. 1 ст. 21 Устава Иркутской области в систему правовых актов Иркутской области входят правовые акты государственных органов, министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области.
Согласно ч. 1 ст. 63 Устава Иркутской области исполнительную власть в Иркутской области осуществляют, в том числе министерства и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Вопросы установления тарифов, сборов и платы на железнодорожном транспорте в целом регулирует статья 8 указанного Федерального закона. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона, тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, регулирование которых указанным пунктом не предусмотрено, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции (п. 2 ст. 8 Федерального закона). Таким образом, законом предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от того, обладает или нет субъект регулируемой деятельности статусом субъекта естественной монополии.
Основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта регламентируются статьей 4 Федерального закона и определяют, в том числе, цели государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования, а именно: обеспечение безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования; обеспечение непрерывности перевозочного процесса, осуществляемого совместно с владельцами инфраструктур и перевозчиками; беспрепятственный доступ пользователей услугами железнодорожного транспорта, перевозчиков, владельцев инфраструктур к услугам, оказываемым владельцами железнодорожных путей необщего пользования. Обязанность по обеспечению содержания железнодорожных путей необщего пользования с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта возложена на их владельца (п. 1 ст. 16 Федерального закона)
В соответствии с Перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Порядок расчета и установления (пересмотра) подлежащих государственному регулированию тарифов на транспортные услуги в Иркутской области определен Положением о государственном регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 06.12.2010 № 320-пп (далее - Положение № 320-пп).
В силу п.п. «е» пункта 2 Положения № 320-пп регулирующим органом в данной сфере правоотношений является исполнительный орган государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Иркутской области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.
В силу п.п. 2, 4 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 № 303-пп, Служба по тарифам Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Иркутской области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Основными задачами службы являются: установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов), в том числе в сфере электроэнергетики и теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (мощности), а также теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии (мощности); недопущение установления для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность) и теплоноситель за счет повышения цен (тарифов) для других потребителей; создание экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем тепло- и электроснабжения и использования энергосберегающих технологий в процессах использования тепловой энергии (мощности) и электрической энергии (мощности); формирование на территории Иркутской области единой системы ценообразования, за исключением ценообразования в строительстве.
В соответствии с п. п. 32 п. 5 Положения Служба уполномочена устанавливать цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Службой по тарифам Иркутской области, следовательно, дело подлежит рассмотрению Иркутским областным судом в качестве суда первой инстанции.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В данном административном деле ООО «Байкальская энергетическая компания» оспаривает приказ Службы по тарифам Иркутской области № 79-13-спр от 08.02.2022 «Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ООО «Байкальская энергетическая компания» (филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях».
Указанный приказ принят управомоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, в нем содержатся положения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере транспортных услуг, поэтому он является нормативным правовым актом.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
Часть 2 статьи 62 КАС РФ закрепляет, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Службы по тарифам Иркутской области на принятие нормативного правового акта, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.
Служба по тарифам Иркутской области устанавливает цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (Положение № 303-пп).
Согласно ст. 13 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее Закон № 1-оз) Служба по тарифам Иркутской области вправе издавать нормативные правовые акты в форме приказов, которые обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, в отношении которых они изданы. Приказы издаются руководителем Службы по тарифам путем их подписания.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии полномочий у Службы по тарифам Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта.
Согласнои ч. 2 ст. 57 Закона № 1-оз правовые акты Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области, министерств и иных исполнительных органов государственной власти области, их территориальных подразделений, министров и руководителей иных исполнительных органов государственной власти области вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен соответствующим правовым актом Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области, министерства или иного исполнительного органа государственной власти области.
Судом установлено, что оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области № 79-13-спр от 08.02.2022 «Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ООО «Байкальская энергетическая компания» (филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях» содержит указание на правовые акты, на основании которых он принят; издан путем его подписания уполномоченным лицом - руководителем службы - ФИО4
Таким образом, форма и вид нормативного правового акта соблюдены при его принятии.
Проверяя правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу, суд установил, что оспариваемый приказ в соответствии со ст. 54 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» опубликован в общественно-политической газете «Областная» № 18 от 18.02.2022, которая учреждена для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области на основании Закона Иркутской области от 12.03.2010 № 10-ОЗ, а также 09.02.2022 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.02.2022 - www.ogirk.ru.
Таким образом, оспариваемый приказ издан уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленной формы, в которой данный орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением правил официального опубликования и введения нормативных правовых актов в действие.
Компетенция, соблюдение процедуры принятия и опубликования нормативного правового акта административным истцом не оспариваются.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом проверена процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и установлено следующее.
Согласно п.п. 23, 27 Положения № 320-пп установление (пересмотр) тарифов на транспортные услуги производится регулирующим органом на основании письменного заявления субъекта регулирования. Регулирующий орган регистрирует заявление об установлении (пересмотре) тарифов на транспортные услуги с прилагаемыми документами в день получения.
В соответствии с п. 29 Положения № 320-пп рассмотрение заявления об установлении (пересмотре) тарифов на транспортные услуги, расчетных материалов и подготовка заключения регулирующим органом осуществляется в месячный срок с момента получения регулирующим органом документов, предусмотренных п. 25 Положения № 320-пп, в полном объеме.
При несоответствии документов установленным требованиям регулирующий орган возвращает их на доработку в десятидневный срок со дня получения с письменным указанием оснований такого возврата. Регулирующий орган устанавливает субъекту регулирования срок представления необходимых документов, указав форму их представления и требования к ним, а субъекты регулирования обязаны их представить в установленный регулирующим органом срок.
Заявление ООО «Байкальская энергетическая компания» от 13.10.2020 об установлении тарифов на транспортные услуги поступило в Службу по тарифам Иркутской области 09.11.2020. 18.11.2020 Службой по тарифам Иркутской области вынесено Распоряжение № 301 о принятии и начале рассмотрения заявления об установлении тарифов.
Сопроводительным письмом от 31.12.2020 ООО «Байкальская энергетическая компания» представило в Службу по тарифам Иркутской области дополнительные обосновывающие материалы.
В связи с несоответствием заявления установленным требованиям в адрес ООО «Байкальская энергетическая компания» в предусмотренный законодательством срок было направлено письмо Службы по тарифам Иркутской области от 29.01.2021 о возврате заявления об установлении тарифов на транспортные услуги и расчетных материалов на доработку.
13.05.2021 ООО «Байкальская энергетическая компания» повторно предоставило в Службу по тарифам Иркутской области заявление для установления тарифов на транспортные услуги, а также письмо от 14.05.2021 с уточнением направленной ранее информации. Указанное заявление в связи с имеющимися недостатками было возвращено письмом Службы по тарифам Иркутской области от 18.05.2021.
ООО «Байкальская энергетическая компания» устранило причины, послужившие основанием для возврата документов, и письмом 02.11.2021 предоставило в Службу по тарифам Иркутской области необходимые для установления тарифов на транспортные услуги материалы в полном объеме. В связи с чем, 09.11.2021 Службой по тарифам Иркутской области вынесено Распоряжение № 79-259-ср о принятии и начале рассмотрения заявления об установлении тарифов в отношении ООО «Байкальская энергетическая компания».
В срок, установленный п. 29 Положения № 320-пп, Службой по тарифам Иркутской области было подготовлено и направлено хозяйствующему субъекту экспертное заключение. В связи с наличием возражений ООО «Байкальская энергетическая компания» и представлением им дополнительных материалов Службой по тарифам Иркутской области было подготовлено дополнение к экспертному заключению, направленное хозяйствующему субъекту письмом от 27.12.2021.
30.12.2021 ООО «Байкальская энергетическая компания» вновь представило в Службу по тарифам Иркутской области возражения к экспертному заключению. 18.01.2022 Службой по тарифам Иркутской области в адрес ООО «Байкальская энергетическая компания» направлены дополнения к экспертному заключению.
В соответствии с п. 30 Положения № 320-пп решение об установлении (пересмотре) тарифов на транспортные услуги оформляется правовым актом регулирующего органа в десятидневный срок с момента подготовки заключения и подлежит официальному опубликованию в установленном порядке.
Приказ № 79-13-спр, устанавливающий предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые ООО «Байкальская энергетическая компания» на подъездных железнодорожных путях, издан Службой по тарифам Иркутской области 08.02.2020 и направлен в адрес ООО «Байкальская энергетическая компания» письмом от 09.02.2022.
Таким образом, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соответствует требованиям законодательства.
Судом установлено, что ООО «Байкальская энергетическая компания» является субарендатором недвижимого имущества, указанного в Приложении № 1, в том числе железнодорожного моста над Московским трактом по 1-му западному подъезду (п. 47 Приложения № 1).
Данное обстоятельство подтверждается договором о передаче в аренду недвижимого имущества (железнодорожные пути и сооружения), находящегося в собственности Российской Федерации, от 12.08.2013 № 53, заключенным между ФГУП «Кристалл» и ОАО «Иркутскэнерго»; дополнительным соглашением от 24.10.2017 № 2 к Договору № 53 о смене стороны ФГУП «Кристалл» на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управления государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия; дополнительным соглашением от 11.01.2021 № 5-21 к Договору № 53 о смене стороны Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управления государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия на КУМИ г. Усолье-Сибирское; договором субаренды недвижимого имущества от 01.09.2020 № 53/53-2020, заключённым между ПАО «Иркутскэнерго» и ООО «Байкальская энергетическая компания».
Согласно указанным документам, собственником железнодорожного моста над Московским трактом по 1-му западному подъезду является КУМИ г. Усолье- Сибирское, арендатором указанного имущества является ПАО «Иркутскэнерго», которое данное имущество передало в субаренду ООО «Байкальская энергетическая компания».
Согласно пункту 1.1 Договора № 53 во временное возмездное владение и пользование ПАО «Иркутскэнерго» передано недвижимое имущество: сооружения, расположенные по адресу: Россия, Иркутская область, северо-западная часть г. Усолье- Сибирское, территория производства химической продукции (согласно Приложению № 1), для использования по целевому назначению - эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования станции Химическая.
Описание и основные характеристики сооружений, передаваемых в аренду по Договору № 53, приведены в Приложении № 1, в котором под пунктом 47 поименовано «Сооружение - д/ж мост над Московским трактом по 1-му западному подъезду», техническое состояние «удовлетворительное, годное к эксплуатации по назначению». Аналогичное техническое состояние Моста зафиксировано в строке 47 Приложения № 1 к Дополнительному соглашению от 24.10.2017 № 2, в строке 47 Приложения № 1 к Договору субаренды от 01.09.2020 № 53/53-2020.
В соответствии с п. 2.2.7 Договора № 53 Арендатор (ПАО «Иркутскэнерго») обязуется производить капитальный ремонт арендуемого имущества. Ремонт производится только при наличии предварительного письменного согласия Арендодателя (КУМИ г. Усолье-Сибирское). Как следует из п. 4.3.7 договора субаренды № 53/53-2020, Субарендатор обязуется за счет собственных средств производить текущий ремонт Имущества. Перечень работ по текущему ремонту согласовывать с Арендатором и Собственником имущества.
Таким образом, ни Договором аренды № 53, ни договором субаренды № 53/53-2020 не определено, за чей счет должен производиться капитальный ремонт арендуемого имущества. Кроме того, договором субаренды обязанность осуществления капитального ремонта, в том числе за счет собственных средств, на ООО «Байкальская энергетическая компания» не возложена.
В соответствии с п. 1 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору: произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы; потребовать соответственного уменьшения арендной платы; потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Кроме того, ст. 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая, что в договоре аренды № 53 прямого указания на финансирование мероприятий по капитальному ремонту арендуемого имущества за счет арендатора (ПАО «Иркутскэнерго») нет, в случае возникновения такой необходимости расходы по капитальному ремонту моста должен нести арендодатель - КУМИ администрации г. Усолье-Сибирское.
Договор субаренды № 53/53-2020 заключен менаду ПАО «Иркутскэнерго» (Арендатор) и ООО «Байкальская энергетическая компания» (Субарендатор) 01.09.2020 и предусматривает передачу последнему во временное владение и пользование недвижимого имущества, поименованного в Приложении № 1 (п. 1.1 договора субаренды № 53/53-2020).
Имущество передается Субарендатору в состоянии, соответствующем его производственному назначению и пригодном для эксплуатации. Имущество считается переданным в субаренду с момента подписания акта приемки, в котором указывается техническое состояние передаваемого имущества (п.п. 2.1, 2.2 договора субаренды № 53/53-2020).
Информация о надлежащем техническом состоянии передаваемого имущества, а именно моста, также отражена в п. 47 Приложения № 1 к договору субаренды № 53/53-2020 и в п. 47 акта приемки-передачи недвижимого имущества по договору субаренды № 53/53-2020. Удовлетворительное техническое состояние передаваемого имущества и его пригодность для эксплуатации, а также визуальное обследование имущества в целях подтверждения его удовлетворительного состояния, соответствующего требованиям его эксплуатации, выделено в акте приемки.
Положений о проведении капитального ремонта, передаваемого в субаренду недвижимого имущества, договор субаренды № 53/53-2020 не содержит. В данном случае положения договора субаренды № 53/53-2020 не предусматривают обязанности Субарендатора по проведению капитального ремонта моста, не содержат требования о проведение таких работ и за счет собственных средств ООО «Байкальская энергетическая компания».
Таким образом, необходимость осуществления капитального ремонта моста и наличие именно у ООО «Байкальская энергетическая компания» обязанности по проведению такого ремонта представленными в Службу по тарифам Иркутской области документами не подтверждена, следовательно, правовые основания для включения в себестоимость транспортных услуг, заявленных ООО «Байкальская энергетическая компания» затрат на капитальный ремонт моста, отсутствуют.
Кроме того, доводы ПАО «Иркутскэнерго» о том, что в настоящее время арендуемое имущество не используется ПАО «Иркутскэнерго» для получения дохода в связи с его передачей в эксплуатацию ООО «Байкальская энергетическая компания» (Субарендатор) по договору субаренды и, следовательно, у ПАО «Иркутскэнерго» отсутствует источник финансирования работ по капитальному ремонту, не подтверждают обоснованность и наличие законных оснований для возложения бремени несения таких расходов на Субарендатора, поскольку абз. 2 п. 2.2.8 договора № 53 предусмотрена ответственность ПАО «Иркутскэнерго» по указанному договору перед Арендодателем в случае передачи арендованного имущества или прав на него иным лицам.
Также суд учитывает, что предписание об устранении нарушений выданное 26.04.2019 ПАО «Иркутскэнерго» не возлагает на ООО «Байкальская энергетическая компания» обязанности по его исполнению.
Кроме того, из смысла п.п. 4.3.3 - 4.3.6 Договора субаренды № 53/53-2020 следует, что Субарендатор (ООО «Байкальская энергетическая компания») несет ответственность, в том числе финансовую, только за нарушения требований действующих норм, правил и т.п., допущенные в ходе эксплуатации имущества непосредственно Субарендатором.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что Службой по тарифам Иркутской области обоснованно установлены предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые ООО «Байкальская энергетическая компания» (филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях».
Довод представителя административного истца, заинтересованного лица об отсутствии в договоре аренды № 53 указания на безусловную обязанность Арендодателя по компенсации расходов Арендатора на капитальный ремонт арендуемого имущества правового значения не имеет и не свидетельствует о наличии на стороне Арендатора/Субарендатора обязанности по проведению капитального ремонта за счет собственных средств.
Довод представителя административного истца, заинтересованного лица о том, что законодательство о железнодорожном транспорте возлагает на Арендатора обязанность производить капитальный ремонт суд считает несостоятельным, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Содержание в надлежащем техническом состоянии и осуществление капитального ремонта не являются тождественными понятиями.
Доводы ООО «Байкальская энергетическая компания» со ссылкой на п. 2.3 Договора субаренды № 53/53-2020 о состоянии имущества при его возврате от Субарендатора Арендатору (с учетом произведенных Субарендатором неотделимых улучшений) является необоснованными, поскольку положения указанного пункта не касаются вопросов распределения обязанностей сторон по договору, не свидетельствуют о наличии на стороне Субарендатора обязанности произвести неотделимые улучшения, капитальный ремонт в рамках улучшения свойств эксплуатируемого имущества.
Согласно ст. 623 ГК РФ произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного имущества являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды. В случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.
Данная статья не распространяется на работы по капитальному ремонту объекта аренды. По смыслу ст. 623 ГК РФ под улучшением объекта аренды следует понимать лишь такое изменение, которое повышает его качественные характеристики по сравнению с теми характеристиками, которые объект имеет в капитально отремонтированном состоянии. Кроме того, ГК РФ предусматривает различный правовой режим капитального ремонта и неотделимых улучшений; капитальный ремонт регулируется другими нормами гл. 34 ГК РФ. В частности, в отличие от расходов на неотделимые улучшения, подлежащих возмещению по общему правилу после прекращения договора аренды (п. 2 ст. 623 ГК РФ), расходы по капитальному ремонту должны быть возмещены арендодателем после предъявления соответствующего требования арендатором, если иное не предусмотрено договором.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого нормативного правового акта положениям законодательства, имеющим большую юридическую силу и отсутствии нарушений принципов установления данного вида тарифов, и как следствие, об отсутствии нарушений прав и законных интересов ООО «Байкальская энергетическая компания».
В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, установив, что оспариваемый приказ № 79-13-спр от 08.02.2022 «Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ООО «Байкальская энергетическая компания» (ИНН <***>; филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях» не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных административным истцом требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-176, 180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ООО «Байкальская энергетическая компания» к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим приказа № 79-13-спр от 08.02.2022 «Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ООО «Байкальская энергетическая компания» (ИНН <***>; филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях», обязании принять новый нормативно-правовой акт, заменяющий оспариваемый приказ, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья И.В. Ларичева
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2022 г.