Дело №3а-649/18
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 13 декабря 2018 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания Ловыгиной Е.Н.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об устранении в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, реестровой ошибки путем установления на период с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», до 28 июня 2017 года кадастровой стоимости объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером №, площадью 750 кв.м., расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, назначение: для общественно-делового назначения по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере 465000 (Четыреста шестьдесят пять тысяч) рублей; земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м., расположенного по адресу: ФИО3<адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, назначение: для общественно-делового назначения по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере 447000 (Четыреста сорок семь тысяч) рублей; применении установленной кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения с 1 января 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
административный истец ФИО1 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об устранении в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, реестровой ошибки путем установления на период с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», до 28 июня 2017 года кадастровой стоимости объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером №, площадью 750 кв.м., расположенного по адресу: ФИО3<адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, назначение: для общественно-делового назначения по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере 465000 (Четыреста шестьдесят пять тысяч) рублей; земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м., расположенного по адресу: ФИО3<адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, назначение: для общественно-делового назначения по состоянию на 01 ноября 2013 года в размере 447000 (Четыреста сорок семь тысяч) рублей; применении кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения с 1 января 2015 года.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении административный истец ФИО1 указал о том, что ему, ФИО1, принадлежит 1/2 доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером №, площадью 750 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для общественно-делового назначения, расположенный по адресу ФИО3<адрес>. Также ему принадлежит 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1100 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для общественно-делового назначения, расположенный по адресу ФИО3<адрес>.
Собственником другой 1/2 доли в праве собственности на данные объекты недвижимого имущества является ФИО2.
Государственная кадастровая оценка указанных земельных участков утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» исходя из вида разрешенного использования 7 группы «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» с применением удельного показателя кадастровой стоимости равного 1620,25 руб./кв.м. Кадастровая стоимость составила для земельного участка с кадастровым номером № - 1215187 рублей, для земельного участка с кадастровым номером № - 1782275 рублей.
По его заявлению решением комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 14.06.2017 года №730/2017 кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена в соответствии с представленным им отчетом об оценке в следующем размере: земельный участок с кадастровым номером № - 465000 рублей, земельный участок с кадастровым номером № - 447000 рублей. 28.06.2017 года сведения об установленной решением Комиссии кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Административный истец указал в административном исковом заявлении о том, что при проведении государственной кадастровой оценки, по результатам которой кадастровая стоимость его земельных участков была определена по состоянию на 01.11.2013 года, допущена ошибка по определению вида разрешенного использования принадлежащих ему в части земельных участков, в результате чего земельные участки были отнесены к группе с более высоким удельным показателем кадастровой стоимости.
Указал, что Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформирован по состоянию на 01.11.2013 года и предоставлен исполнителю ООО «Группа комплексных решений» письмом министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 14.05.2014 года №311-05-17-9321/14, то есть до вступления в силу приказа Министерства экономического развития РФ от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Следовательно, правовая основа для однозначного наименования видов разрешенного использования земельных участков на спорный период отсутствовала, что подтверждается письмом Министерства экономического развития РФ от 25 января 2011 года №Д23-233 «Об определении вида разрешенного использования земельного участка и кадастровой оценке земель».
По мнению административного истца, изложенному в административном иске, из содержания решения Земского собрания Вадского района от 30.06.2008 года №258 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории с.Вад Нижегородской области», следует, что в юридически значимый для настоящего спора период времени органом местного самоуправления устанавливались виды разрешенного использования земельного участка, не соответствующие перечню, содержащемуся в пункте 1.2 Методических указаний. При этом правоустанавливающие документы на принадлежащие ему земельные участки не содержат сведений о виде разрешенного использования земельного участка. Из полученного письма исполнителя ООО «Группа комплексных решений» от 21.09.2018 года №0458 следует, что отнесение принадлежащих ему земельных участков к 7 группе «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» осуществлялось на основании одного лишь их назначения - «для общественно-делового назначения». Однако из содержания пункта 6 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в состав общественно-деловых зон населенного пункта могут входить земельные участки различных видов разрешенного использования, обладающие различными факторами стоимости. Полагает, что при таких обстоятельствах отнесение принадлежащих ему земельных участков к названной 7-ой группе при проведении государственной кадастровой оценки является ошибочным, поскольку осуществлялось в отсутствие достоверных и достаточных сведений о виде разрешенного использования объектов недвижимости. Исполнителем работ ООО «Группа комплексных решений» не была собрана и учтена дополнительная информация, такая как вид деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен, и фактически осуществляемая деятельность владельца участка. Между тем, принадлежащие ему в части земельные участки были выделены под коммунальные бани, которые и располагаются на них до настоящего времени, однако не функционируют на протяжении нескольких лет. Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 года №163, действовавшему в юридически значимый для настоящего спора период, услуги бань, душевых и саун отнесены к бытовым услугам. Таким образом, при проведении государственной кадастровой оценки спорные земельные участки надлежало отнести к группе 5 «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
В обоснование периода, на который просит установить иную стоимость, указал в административном иске о том, что оспариваемая кадастровая стоимость установлена с момента вступления в силу постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 и стала архивной 28.06.2017 года после внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, утвержденной решением комиссии о рассмотрении споров об определении кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 14.06.2017 года №730/2017.
При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде административный истец ФИО1 требования административного искового заявления поддержал в полном объеме. Пояснил суду о том, что земельные участки приобретались в 2009 году вместе с расположенными на них объектами недвижимости - коммунальными банями. Однако здания в качестве бань уже давно не использовались, бани не работали. Здания находились и находятся в полуразрушенном состоянии и не используются. Каких-либо помещений, предназначенных для размещения в них офисов, объектов делового назначения, в зданиях не имеется.
Судом с учетом указания в административном исковом заявлении лиц, подлежащих привлечению к участию в административном деле, в качестве административных ответчиков привлечены: Правительство Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», а в качестве заинтересованных лиц: ФИО2 и администрация Вадского сельсовета Вадского муниципального района Нижегородской области.
Другие лица, привлеченные к участию в деле, в судебное заседание не явились, были извещены судом в порядке, предусмотренном главой 9 КАС РФ. Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве и не может быть признано преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
В письменном отзыве привлеченное в качестве административного ответчика Правительство Нижегородской области указало о том, что постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 года для участков земель населенных пунктов, внесенных в государственный кадастр недвижимости. При этом Правительство Нижегородской области действовало в соответствии с полномочиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года №316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель». Согласно данным Правилам организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами и должна основываться на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости с применением методов массовой оценки недвижимости и учетом данных земельного и других кадастров. Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года №39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, согласно которым расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Сославшись также на положения Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 года №215, Правительство Нижегородской области указало в письменном отзыве на то, что полномочиями по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, а также по проверке результатов государственной кадастровой оценки земель и по подготовке проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель было наделено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальные органы, а в настоящее время - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии с её территориальными управлениями. К полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при проведении кадастровой оценки земель относится только принятие нормативного правового акта, которым утверждаются результаты кадастровой оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области был проверен Росреестром. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области был представлен проект постановления Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» для последующего его принятия. Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 год.
Таким образом, по мнению Правительства Нижегородской области, результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом Российской Федерации, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель и Методическими указаниями (л.д.123-128).
В письменном отзыве привлеченное к участию в деле в качестве административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее также - ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала по Нижегородской области указало о том, что до 01.01.2017 года оно осуществляло государственный кадастровый учёт на основании Федерального закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 года №42 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости». ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области при осуществлении ведения государственного кадастра недвижимости в соответствии с указанным Федеральным законом не вступало с правообладателями объектов недвижимости в какие-либо экономические или частные гражданские отношения, кадастровые работы не выполняло, а воспроизводило в ГКН данные, представляемые заявителями.
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области направило в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области копию постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» (далее - Постановление №863), а также приложенные к постановлению в электронном виде файлы на электронном носителе диске CD-R. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером № и с кадастровым номером № были включены в Приложение №1 к Постановлению №863.
Заказчиком работ по проведению государственной кадастровой оценки, в том числе по земельным участкам с кадастровыми номерами № являлось Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, исполнителем работ по государственной кадастровой оценки являлось ООО «Группа комплексных решений». Поступившие в Филиал сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 1215187 рублей и земельного участка с кадастровым номером № в размере 1782275 рублей были внесены 01.01.2015 в государственный кадастр недвижимости (ГКН) в соответствии с полномочиями ФГБУ «ФКП Росреестра».
В отношении указанных земельных участков ФГБУ «ФКП Росреестра» не являлось и не является заказчиком государственной кадастровой оценки, решение о проведении государственной кадастровой оценки не принимало, не формировало перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № не определяло, отчет об определении кадастровой стоимости не составляло, экспертизу отчета не производило, результаты определения кадастровой стоимости в отношении указанных земельных участков не утверждало. Административным истцом не предоставлены доказательства, что ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Нижегородской области в результате осуществления полномочий нарушило или оспорило права, обязанности, свободы и законные интересы административного истца, создало препятствие в реализации прав, обязанностей и законных интересов административному истцу, доказательств обратного в материалах дела не представлено. В административном исковом заявлении отсутствуют доводы и объективные основания привлечения ФГБУ «ФКП Росреестра» в качестве административного соответчика по делу, ФГБУ «ФКП Росреестра» по данному делу является ненадлежащим ответчиком (л.д.144-147).
Заинтересованное лицо администрация Вадского сельсовета Вадского муниципального района Нижегородской области в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без её участия, указала, что с административным исковым заявлением ФИО1 согласна (л.д.120-121).
Исследовав материалы настоящего административного дела, заслушав административного истца ФИО1, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки. Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (пункт 13 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации).
С учетом изложенного суд считает, что настоящее дело на основании статьи 20 КАС РФ подсудно Нижегородскому областному суду в качестве суда первой инстанции и подлежит рассмотрению с учетом особенностей, предусмотренных главой 25 КАС РФ.
Из материалов настоящего административного дела усматривается следующее.
Административный истец ФИО1 на основании договоров купли-продажи от 07.09.2009 года является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на следующие объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым номером №, площадью 750 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для общественно-делового назначения, расположенный по адресу ФИО3<адрес>а; земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для общественно-делового назначения, расположенный по адресу ФИО3<адрес>б; объект капитального строительства - коммунальная баня, назначение: коммунально бытовое обслуживание, одноэтажное, общая площадь 126,7 кв.м., лит.А, адрес объекта: ФИО3<адрес>Б; объект капитального строительства - коммунальная баня на 20 мест, назначение: коммунально бытовое обслуживание, одноэтажное, общая площадь 186,8 кв.м., лит.А, адрес объекта: ФИО3<адрес>А. Перечисленные сведения о данных объектах указаны в выданных свидетельствах о государственной регистрации права от 23.09.2009 года (л.д.27-30).
Из представленных суду выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 12.11.2018 года следует, что вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № в ЕГРН также указан: для общественно-делового назначения (л.д.133-140).
В письменной информации филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области указал о том, что согласно данным ЕГРН в период с 01.11.2013 года по 28.06.2017 года вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № не изменялся и указан как: «для общественно-делового назначения». Земельные участки с кадастровыми номерами №, исходя из вида разрешенного использования «для общественно-делового назначения», в соответствии с Приложением 5 постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» отнесены к 7 группе видов разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» (л.д.131-142).
Административным истцом вместе с административным исковым заявлением в суд представлено письмо ООО «Группа комплексных решений» от 21.09.2008 года №0458, являющегося на основании государственного контракта исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов Нижегородской области, в котором указано о том, что на основании Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости» (ФСО №4), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 года №508, для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости применяются методы массовой оценки. В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ от 15.02.2007 года №39, отнесение земельного участка к той или иной группе (по виду разрешенного использования) осуществляется на основании сведений о разрешенном использовании объектов оценки, представленных в Перечне объектов оценки. Земельные участки с кадастровыми номерами № с разрешенным использованием «для общественно-делового назначения» были отнесены к 7 виду разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» на основании информации об учтенных, количественных и качественных характеристиках объектов оценки (л.д.35-37).
Таким образом, судом установлено, что постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» по состоянию на 01.11.2013 года была утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, в том числе и земельных участков с кадастровыми номерами №, которые, при этом были отнесены 7-ой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения). С учетом отнесения указанных земельных участков к 7-ой группе видов разрешенного использования определена их кадастровая стоимость.
Судом также установлено, что на основании заявления ФИО1, обратившегося 24.05.2017 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области, Комиссией 14.06.2017 года было принято решение №730/2017, которым кадастровая стоимость земельных участков определена в размере их рыночной стоимости, а именно земельного участка с кадастровым номером № в размере 465000 рублей, а земельного участка с кадастровым номером № в размере 447000 рублей (л.д.32).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе, по основанию выявления недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (действующей в спорный период) кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии со вступившим в силу с 01.01.2017 года Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» введено понятие реестровая ошибка - воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Закона).
Пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 (далее - Правила), и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39 (далее - Методические указания) (действующих на момент осуществления государственной кадастровой оценки, результаты которой утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области»), предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.
Пунктом 1.2 Методических указаний были установлены, в том числе следующие группы разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (подпункт 1.2.7) и земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (подпункт 1.2.9).
Постановление Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждено приложение №5 «Группы видов разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области.
Данное приложение содержит сведения о номере, наименовании группы и видах разрешенного использования.
Группа №7 имеет наименование: «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», виды разрешенного использования земельных участков в составе группы: земельные участки организаций, занимающихся банковской, страховой и биржевой деятельностью; земельные участки деловых, административных, коммерческих и офисных зданий и соответствующих помещений, принадлежащих организациям, занимающимся коммерческой деятельностью, а также иной управленческой деятельностью, не связанной с государственным и муниципальным управлением.
Группа №5 имеет наименование: «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», виды разрешенного использования земельных участков в составе группы, в том числе: земельные участки бань, используемых в коммерческих целях, земельные участки других предприятий бытового обслуживания населения.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Вместе с тем вид разрешенного использования земельного участка, указанный в правоустанавливающих документах, может быть сформулирован так, что он допускает неоднозначное толкование. В таком случае отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка.
По смыслу пункта 2.2, подпункта 2.2.4 Методических указаний (применяемых при определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.11.2013 года), определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп. Это предполагает необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования. Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка. Отнесение вида разрешенного использования земельного участка к группам должно осуществляться с учетом фактического использования такого земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, на земельных участках с кадастровыми номерами № были расположены и расположены в настоящее время здания коммунальных бань, то есть объектов, предназначенных для бытового обслуживания населения. Земельные участки, предназначенные для размещения бань, объектов бытового обслуживания относятся к 5 группе видов разрешенного использования.
Кроме того, при рассмотрении данного административного дела судом были получены сведения о территориальном зонировании, а именно сведения об отнесении спорных земельных участков к определенной территориальной зоне.
Из ответа главы администрации Вадского сельсовета Вадского муниципального района Нижегородской области от 27.11.2018 года №538/0118, а также из представленной вместе с ответом выписки из Правил землепользования и застройки территории сельского поселения Вадского сельсовета Вадского муниципального района Нижегородской области, утвержденных решением сельского Совета Вадского сельсовета Вадского муниципального района Нижегородской области от 23 декабря 2008 года №26 (в новой редакции), земельные участи с кадастровыми номерами № входят в границы территориальной зоны О-1 (зона объектов административно-делового назначения центра). Одним из основных видом разрешенного использования земельных участков, расположенных в данной территориальной зоне, является бытовое обслуживание (числовое обозначение вида разрешенного использования земельного участка 3.3).
Так как государственная кадастровая оценка земель основывается как на классификации земель по целевому назначению, так и по виду функционального использования (пункт 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316), то для разрешения вопроса о наличии либо отсутствии недостоверных сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами №, суд исследовал доказательства, содержащиеся в материалах настоящего административного дела относительно фактического использования земельных участков и расположенных на них зданиях.
В судебном заседании административный истец ФИО1 пояснил, что здания им со дня их приобретения не использовались и не используются для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения. Согласно представленному отчету об оценке от 20.03.2017 года №946/2017, составленному оценщиком ФИО5, земельные участки им отнесены к сегменту рынка «земельные участки для торговой деятельности и предоставления услуг» (л.д.60), то есть фактическое использование земельных участков соответствует наименованию 5 группы видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Доказательств того, что земельные участки фактически используются для размещения на них объектов недвижимости - офисных зданий делового и коммерческого назначения, суду не представлено и судом не получено. При таких обстоятельствах суд полагает, что земельные участки с кадастровыми номерами № ошибочно отнесены к 7-ой группе видов разрешенного использования и должны быть отнесены к 5-ой группе видов разрешенного использования.
Таким образом, отнесение вышеназванных земельных участков в ходе государственной кадастровой оценке к седьмой группе видов разрешенного использования вместо пятой свидетельствует об искажении сведений, воспроизведенных о них в Единый государственный реестр недвижимости.
Суд полагает необходимым удовлетворить административное исковое заявление ФИО1 в части и устранить воспроизведенную в Едином государственном реестре недвижимости реестровую ошибку, возникшую в результате неправильного определения 7‑ой группы видов разрешенного использования, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 750 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для общественно-делового назначения, расположенного по адресу: ФИО3<адрес>, а также земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для общественно-делового назначения, расположенного по адресу ФИО3<адрес>, путем отнесения земельных участков к 5 группе видов разрешенного использования и установления кадастровой стоимости данных земельных участков исходя из их рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке от 20.03.2017 года №946/2017 оценщиком ФИО4, правильность которой была проверена комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области.
При этом, суд руководствуется разъяснениями, содержащимися в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно которому при пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя может быть установлена рыночная стоимость такого объекта.
Именно такое требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № в размере их рыночной стоимости 465000 рублей и 447000 рублей в связи с недостоверностью сведений, внесенных в отношении них в Единый государственный реестр недвижимости на основании постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», заявлено административным истцом ФИО1 При этом ФИО1 представлен отчете об оценке от 20.03.2017 года №946/2017, которым установлена рыночная стоимость данных земельных участков по состоянию на 01.11.2013 года (л.д.38-99).
В соответствии с отчетом об оценке от 20.03.2017 года №946/2017 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 465000 рублей по состоянию на 01.11.2013 года, а земельного участка с кадастровым номером № составляет 447000 рублей по состоянию на 01.11.2013 года (л.д.79).
Исследовав представленный в суд отчет от 20.03.2017 года №946/2017 об оценке земельных участков с кадастровыми номерами №, составленный оценщиком ФИО5, суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объектов оценки определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», положений Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611, а также стандартов саморегулируемой организации Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», членом которой является оценщик ФИО5
Из представленного отчета об оценке усматривается, что целью и задачей оценки являлось определение рыночной стоимости земельных участков для пересмотра их кадастровой стоимости. При рассмотрении данного дела суд учитывает, что оценщиком в отчете обозначены допущения и ограничительные условия, использованные при оценке. В отчете в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки содержатся сведения об использованных при его составлении документах и источниках информации.
Оценщиком дано подробное описание объектов оценки - земельных участков с кадастровыми номерами №
Согласно отчету об оценке земельные участки расположены на северной окраине села Вад в зоне жилой частной застройки; транспортная доступность - удовлетворительная. Имеющиеся на дату оценки инженерные коммуникации: на земельном участке с кадастровым номером № - газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, канализация, на земельном участке с кадастровым номером № - коммуникации отсутствуют.
В отчете оценщиком указано о том, что на дату оценки (01.11.2013 года) предусмотренное использование объектов оценки - предоставление услуги бани, продажа банных принадлежностей (л.д.44 оборот).
В отчете приведен анализ рынка, к которому относятся объекты оценки, в том числе сведения о социально-экономической ситуации в Российской Федерации, Нижегородской области в период, предшествующий дате оценки земельного участка, со ссылками на источник информации. С целью установления рыночной стоимости земельных участков в отчете указаны тенденции отечественного рынка земель, дан анализ рынка земельных участков в Нижегородской области на дату оценки - 01.11.2013 года со ссылкой на источник информации. Анализ рынка в соответствии с пунктом 11 ФСО №7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014г №611, приведен за период, предшествующий дате оценки.
Оценщиком определен сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, - земельные участки для торговой деятельности и предоставления услуг (л.д.51).
С учетом сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки, для выбора объектов-аналогов оценщиком был изучен рынок предложений к продаже земельных участков на дату оценки - 01.11.2013 года. Описаны двадцать пять предложений о продаже земельных участков, из которых подобраны объекты-аналоги (л.д.52-55)
Определены ценообразующие факторы и характеристики, относящиеся к объектам оценки, существенно влияющие на их рыночную стоимость. Анализ основных ценообразующих факторов представлен оценщиком в рамках анализа рынка (л.д.58 оборот - 60).
Согласно главе V «Анализ рынка» Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО N7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611, объем исследований определялся оценщиком исходя из принципа достаточности. Доказательств нарушения данного принципа при составлении отчета об оценке, повлекшего за собой неверные выводы относительно установления оценщиком рыночной стоимости земельного участка, суду не представлено.
Наиболее эффективным использованием земельных участков признано их фактическое использование - для торговой деятельности и предоставления услуг (л.д.60).
Оценка земельных участков проведена с применением сравнительного подхода. При этом оценщик в отчете обосновал возможность и необходимость применения данного подхода к оценке и отсутствие необходимости применения доходного и затратного подходов (л.д.61-64).
При использовании сравнительного подхода оценщик обосновал условия подбора объектов-аналогов. Подобрано достаточное количество объектов-аналогов - 9, при этом оценщик привел принцип отбора аналогов (л.д.64-65).
Приведено обоснование применения вносимых корректировок и поправок при сравнении объектов оценки и объектов-аналогов (л.д.71-73).
При оценке отчета суд учитывает, что к нему оценщиком приложены копии материалов распечаток, используемых при составлении отчета; в отчете об оценке имеются ссылки на электронные адреса источников информации, что позволяет проверить правильность сделанных оценщиком выводов. Требования к содержанию отчета об оценке, содержащиеся в ФСО №3, суд признает соответствующими. Отчет содержит, в том числе необходимую информацию относительно заказчика и исполнителя работ по оценке, информацию относительно самих объектов оценки, процесса оценки и примененных подходов к оценке. Информация, которая должна быть приведена в отчете об оценке согласно ФСО №7, в отчете содержится. Отчет не допускает неоднозначного толкования и не позволяют вводить в заблуждение потребителей отчета.
Из материалов дела усматривается, что оценщик ФИО5 является членом саморегулируемой Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков», регистрационный номер 007360 от 06.05.2011 года, имеет специальное образование и стаж работы в оценочной деятельности 6 лет на дату составления отчета. Проходил профессиональную подготовку в МИПК ННГАСУ, диплом от 16.06.2010 года. Ответственность оценщика застрахована Страховым публичным акционерным обществом «Ингосстрах» (л.д.40, л.д.96 оборот - 99).
Сведений о том, что оценщик ФИО5 является лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в статье 16 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ограничивающих возможность проведения оценки, в отношении оценщика ФИО5, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке, составленному оценщиком ФИО5, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ, не представлено и в материалах дела не имеется.
Кроме того, как указано выше, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 14.06.2017 года №730/2017 кадастровая стоимость спорных земельных участков также определена в размере их рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке от 20.03.2017 года №946/2017 (Комиссией вопрос о недостоверности сведений при установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости не рассматривался).
Устанавливая период, на который должна быть установлена кадастровая стоимость земельных участков, суд приходит к следующему.
Так как воспроизведение в Едином государственном реестре недвижимости реестровой ошибки связано с неправильным отнесением земельных участков с кадастровыми номерами № и № к 7-ой группе видов разрешенного использования и утверждением постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» кадастровой стоимости данных земельных участков по состоянию на 01.11.2013 года, то новая кадастровая стоимость должна быть установлена с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», то есть с 01.11.2013 года.
Как указано выше, решением комиссии о рассмотрении споров об определении кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 14.06.2017 года №730/2017 кадастровая стоимость объектов с кадастровыми номерами № установлена в размере их рыночной стоимости.
Из представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12.11.2018 года следует, что сведения об актуальной кадастровой стоимости спорных земельных участков (в связи с установлением их кадастровой стоимости решением Комиссии от 14.06.2017 года №730/2017) были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28.06.2017 года.
В связи с изложенным суд полагает что период времени, на который данным судебным решением устанавливается новая кадастровая стоимость, составляет - с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», и до 28.06.2017 года, как и просит об этом административный истец ФИО1
Административное исковое заявление также содержит требование о применении установленной кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения с 1 января 2015 года,
В силу положений абзаца четвертого статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действующий на дату рассмотрения настоящего административного дела) в случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку. На основании пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующий на дату рассмотрения настоящего административного дела) изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Обосновывая данное требования административный истец исходил из того, что недостоверные сведения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области».
Вместе с тем, пунктом 8 данного постановления Правительства Нижегородской области установлено, что оно вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением положений об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со статьями 390-391 Налогового кодекса Российской Федерации. Положения настоящего постановления об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со статьями 390-391 Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 января 2016 года.
В связи с изложенным по настоящему административному делу суд не находит оснований для удовлетворения требования о применении установленной судом кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения с 1 января 2015 года.
Кроме того, по настоящему административному делу в качестве административных ответчиков административным истцом были указаны в административном исковом заявлении и привлечены судом к участию в деле в качестве административных ответчиков следующие лица: Правительство Нижегородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Вместе с тем, суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 по настоящему административному делу в части заявления искового требования в отношении административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» необходимо отказать, так как ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не устанавливало кадастровую стоимость земельных участков, результаты определения которой оспариваются по настоящему делу.
Суд также полагает необходимым указать резолютивной части решения о необходимости внесения соответствующих изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № исходя из их рыночной стоимости в размере 465000 (Четыреста шестьдесят пять тысяч) рублей и 447000 (Четыреста сорок семь тысяч) рублей по состоянию на 01.11.2013 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 по настоящему административному делу удовлетворить в части.
Устранить воспроизведенную в Едином государственном реестре недвижимости реестровую ошибку, возникшую в результате неправильного определения 7‑ой группы видов разрешенного использования, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 750 кв.м., расположенного по адресу: ФИО3<адрес>, путем отнесения земельного участка с кадастровым номером № к 5 группе видов разрешенного использования и установления на период с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», и до 28.06.2017 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № исходя из его рыночной стоимости в размере 465000 (Четыреста шестьдесят пять тысяч) рублей, определенной по состоянию на 01.11.2013 года.
Устранить воспроизведенную в Едином государственном реестре недвижимости реестровую ошибку, возникшую в результате неправильного определения 7‑ой группы видов разрешенного использования, в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1100 кв.м., расположенного по адресу: ФИО3<адрес>, путем отнесения земельного участка с кадастровым номером № к 5 группе видов разрешенного использования и установления на период с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 года №863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области», и до 28.06.2017 годакадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № исходя из его рыночной стоимости в размере 447000 (Четыреста сорок семь тысяч) рублей, определенной по состоянию на 01.11.2013 года.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.
Внести соответствующие изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №№
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № в связи с выявлением недостоверных сведений об объектах недвижимости считать 09.10.2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 по настоящему административному делу в части заявления искового требования в отношении административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - отказать.
Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Кручинин
В окончательной форме решение суда составлено 17 декабря 2018 года.
Судья М.А. Кручинин