ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-649/18 от 15.06.2018 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

при секретаре Тимашковой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №3а-649/2018 по административному исковому заявлению управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Региональному отделению в Тульской области общественной организации - политической партии «Российский общенародный союз» о приостановлении деятельности,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление) обратилось в Тульский областной суд с иском к Региональному отделению в Тульской области общественной организации - политической партии «Российский общенародный союз» (далее Региональное отделение) о приостановлении деятельности на основании пункта 2 статьи 39 Федерального закона «О политических партиях» от 11.07.2001 года № 95-ФЗ.

В обоснование заявленных требований Управление указало, что административный ответчик при осуществлении своей деятельности допустил нарушение статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», поскольку своевременно не представил информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в Региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах; сведения о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

В связи с указанным нарушением в адрес Регионального отделения Управлением было вынесено письменное предупреждение от 24.10.2017 года № 71/03-3935, которое в установленном законом порядке не обжаловано и не отменено.

В установленный в предупреждении срок нарушения законодательства Региональным отделением устранены не были, что и явилось основанием для обращения Управления с административным иском в суд.

Со ссылкой на положения п. 2 ст. 39 Федерального закона «О политических партиях» Управление просило суд приостановить деятельность Регионального отделения в Тульской области общественной организации - политической партии «Российский общенародный союз» (ОГРН ) сроком на один месяц.

В судебное заседание административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области представителя не направил, представив в адрес суда письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный Региональное отделение в Тульской области общественной организации - политической партии «Российский общенародный союз» представителя в суд не направил, о дате и месте слушания по делу извещался своевременно и надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Заинтересованное лицо Общественная организация Политическая партия «Российский общенародный союз» в судебное заседание представителя не направило. О дате и месте слушания по делу извещалось своевременно и надлежащим образом.

Суд, руководствуясь положениями части 4 статьи 263 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства.

Исследовав представленные в материалы административного дела письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (статья 1, часть 1).

В системном единстве с названным положением находятся положения статьи 13 Конституции Российской Федерации, относящиеся к основам конституционного строя Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (часть 1) и многопартийность (часть 3).

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

В силу статьи 7 вышеназванного Закона одной из организационно-правовых форм общественных объединений является политическая партия.

При этом, ст. 12.2 указанного Закона определено, что порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом.

Таким законом является Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

Согласно пп. «г» п. 1 ст. 26 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации.

Под региональным отделением политической партии в указанном Федеральном законе (п. 3 ст. 3) понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

Согласно пунктам 5 и 30.10 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, таким органом в данном случае является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области, поскольку, в силу предоставленных ему полномочий на территории Тульской области оно осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 456 утвержден Административный регламент исполнения министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства российской федерации.

Указанным регламентом (пп.2 п. 3) предусмотрено, что предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляемого центральным аппаратом (территориальными органами), является в числе прочих соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, указанный орган вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий не менее двух месяцев.

В силу ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подано в суд уполномоченным лицом.

Проверяя наличие оснований к приостановлению деятельности Регионального отделения, суд исходит из следующего.

Порядок приостановления деятельности регионального отделения политической партии урегулирован ст. 39 Федерального закона №95-ФЗ.

В силу п. 2 указанной статьи в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца.

В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.

В ходе рассмотрения спора по существу судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

Решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области от 22 августа 2012 года произведена государственная регистрация некоммерческой организации регионального отделения в Тульской области общественной организации - политической партии «Российский общенародный союз», с внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц 30.08.2012 года под основным государственным регистрационным номером 1127154027164, в подтверждение чего выдано свидетельство от 17 июля 2015 года № 7112060048 о государственной регистрации Регионального отделения.

Из материалов представленного административным истцом контрольного дела в отношении регионального отделения в Тульской области общественной организации политической партии «Российский общенародный союз» следует, что 24.10.2017 в отношении указанного юридического лица вынесено предупреждение № 71/03-3935 в порядке ст. 39 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ.

В указанном предупреждении Управление указало, что в ходе анализа материалов учетного дела установлено, что Региональное отделение в нарушение требований ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ не представило:

- информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и референдумах;

- сведения о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

Данное нарушение предписывалось устранить в срок до 27.11.2017. Предупреждение, было направлено по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, указанному в уставе и Едином государственном реестре юридических лиц: <адрес> и получено адресатом 21.11.2017, что подтверждено отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.

Данное предупреждение не было обжаловано Региональным отделением в суд, в связи с чем, при рассмотрении настоящего административного дела суду следует проверить обоснованность вынесенного в адрес административного ответчика предупреждения об устранении нарушений закона, в том числе наличие оснований к его вынесению и срок, предоставленные для устранения.

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

Ч. 2 ст. 39 закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ установлено, что срок устранения допущенных региональным отделением нарушений не может составлять менее одного месяца.

Указанные требования закона Управлением были соблюдены. Представленные Региональному отделению в соответствующем предупреждении срок соответствовал разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения и не был менее срока, установленного законом.

Проверяя обоснованность предупреждения, суд исходит из следующего.

Статьей 27 Федерального закона «О политических партиях» предусмотрено, что региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа (абзац второй пункта 2).

Политическая партия и ее региональные отделения один раз в три года представляют в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня (пункт 4).

Данные сведения, как следует из материалов контрольного дела, Региональным отделением представлены не были.

При этом трехгодичный срок для их представления, с учетом регистрации Регионального отделения в качестве юридического лица 30.08.2012 истек 01.09.2015 года.

Таким образом, суд полагает, что административным истцом в адрес Регионального отделения было вынесено обоснованное предупреждение, подлежащее безусловному исполнению.

В ходе рассмотрения спора по существу административным ответчиком, а равно заинтересованным лицом не представлено в адрес суда доказательств того, что нарушение, послужившее основанием для вынесения предупреждения, как в срок предоставленный Управлением в предупреждении, так и до даты судебного разбирательства устранены.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии намерений у Регионального отделения устранить допущенные нарушения в ходе рассмотрения дела, так же не установлено.

Проверяя причины, по которым административный ответчик не устранил выявленные нарушения законодательства, суд установил, что 28.03.2017 мировым судьей судебного участка №78 Центрального судебного района г. Тулы было рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении административного ответчика по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в рамках которого законный представитель указанного юридического лица - председатель Регионального отделения в Тульской области – ФИО1 указывал, что партия деятельности не осуществляет. Доказательств обратного суду не представлено.

Обстоятельств, препятствующих приостановлению деятельности Регионального отделения по решению суда, предусмотренных пп.5-7 ст.39 Федерального закона «О политических партиях», судом не установлено.

Вместе с этим, суд не может согласиться с позицией административного истца о необходимости учета при разрешении спора по существу, того обстоятельства, что председатель регионального отделения считается выбывшим из партии 22.12.2017 на основании личного заявления, однако сведения об этом в установленном законом порядке сообщены не были, поскольку на данные нарушения уполномоченный орган в предупреждении не ссылался и они возникли после вынесения предупреждения.

В соответствии с разъяснениями п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» в резолютивной части решения о приостановлении деятельности политической партии, регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения суд, помимо срока, на который подлежит приостановлению деятельность названных организаций, указывает срок, в течение которого выявленные нарушения должны быть устранены административным ответчиком. В случае необходимости суд указывает на конкретные действия, которые следует совершить для устранения нарушения, послужившего основанием для приостановления деятельности, в связи с чем, суд полагает правильным указать административному ответчику, что в течение срока, на который его деятельность приостановлена, Региональному отделению в Тульской области общественной организации - политической партии «Российский общенародный союз» следует устранить нарушения, указанные в предупреждении, а именно направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области необходимые сведения и информацию.

Исходя из изложенного, административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области о приостановлении деятельности Регионального отделения в Тульской области общественной организации - политической партии «Российский общенародный союз» на срок один месяц подлежит удовлетворению, поскольку указанного срока явно достаточно для устранения допущенных нарушений, при выражении соответствующего намерения со стороны административного ответчика.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются основания, предусмотренные п. 2 ст. 39 Федерального закона от 11 июля 2011 года № 95-ФЗ «О политических партиях», для приостановления деятельности Регионального отделения в Тульской области общественной организации - политической партии «Российский общенародный союз» в Тульской области на срок 1 (один) месяц.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области удовлетворить.

Приостановить деятельность Регионального отделения в Тульской области общественной организации - политической партии «Российский общенародный союз» в Тульской области (ОГРН ) на срок 1 (один) месяц.

В течение указанного срока административному ответчику следует устранить нарушения, указанные в предупреждении, а именно предоставить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области:

- информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и референдумах;

- сведения о количестве выдвинутых зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

Срок приостановления деятельности исчислять с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: