ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-649/202125О0000-01-2021-001042-42 от 17.12.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-649/202125OS0000-01-2021-001042-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2021 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,

при секретаре Салмине В.А.,

с участием представителя административного истца Веревкиной В.В. – Неустроева Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Веревкиной Виктории Викторовны к министерству финансов Приморского края, Правительству Приморского края, министерству строительства Приморского края, министерству образования Приморского края, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 августа 2016 года удовлетворены требования прокурора Партизанского района Приморского края в защиту интересов Веревкиной В.В., на Администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить Веревкиной В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Партизанского муниципального района Приморского края благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Партизанского муниципального района Приморского края.

17 ноября 2016 года Межрайонным отделом по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее – МОСП УФССП России по Приморскому краю) возбуждено исполнительное производство № .

Решением Приморского краевого суда от 22 марта 2018 года частично удовлетворены административные исковые требования Веревкиной В.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд взыскал с Приморского края в лице департамента финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу Веревкиной В.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере – 40000 рублей.

Решением Приморского краевого суда от 19 апреля 2019 года частично удовлетворены административные исковые требования Веревкиной В.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд взыскал с Приморского края в лице департамента финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу Веревкиной В.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере – 30000 рублей.

Решением Приморского краевого суда от 11 сентября 2020 года частично удовлетворены административные исковые требования Веревкиной В.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд взыскал с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу Веревкиной В.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере – 30000 рублей.

Веревкина В.В. в лице своего представителя Неустроева Е.О. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, и просила взыскать с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25 000 рублей, государственную пошлину в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 7500 рублей.

В обоснование заявленных требований указала, что на основании вышеуказанного решения суда на Администрацию Приморского края (ныне Правительство Приморского края) возложена обязанность по обеспечению её благоустроенным жилым помещением, до настоящего времени, решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 августа 2016 года не исполнено. В результате нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок она лишена гарантированного законом права на жилище, не имеет возможности обустроить свой быт по своему желанию, вынуждена периодически менять место жительства, что негативно сказывается на её эмоциональном состоянии.

Представитель административного ответчика министерства финансов Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания административный ответчик извещён надлежащем образом, просил рассмотреть административное дело в отсутствие его представителя. Ранее представили отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что министерство финансов Приморского края возражает против удовлетворения административных исковых требований. Указали, что доказательства нарушений при исполнении судебного акта должностными лицами органов исполнительной власти в материалах дела отсутствуют. Считают, что административным истцом не представлено доказательств последствий для него нарушения права на исполнения судебного акта в разумный срок, не обоснованны административным истцом тяжесть и значимость последствий от неисполнения судебного акта. С 2019 года вступил в действие Закон Приморского края от 24 декабря 2018 года № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Приморского края», согласно которому в целях выполнения обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот реализуются дополнительные меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом. Указали, что, таким образом, административному истцу предоставлено право не только на компенсацию за неисполнение судебного акта в разумный срок, но и для скорейшего обеспечения жилым помещением воспользоваться правом в виде социальной выплаты. Считают, что заявленный к взысканию размер компенсации и судебных расходов чрезмерно завышены, компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь и не заменяет собой возмещение имущественного вреда. С 2019 года до настоящего момента административный истец не воспользовался правом на получение меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом. Кроме того, в 2018, 2019 и 2020 годах решениями Приморского краевого суда в пользу истца уже взыскивалась компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в существенных размерах. Учитывая сроки исполнительного производства и принимаемые меры со стороны ответчика, размер компенсации может составлять не более 1000 рублей, размер судебных расходов на оплату услуг представителя также не может превышать 1000 рублей. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.

Представитель административного ответчика Правительства Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания административный ответчик извещён надлежащем образом, просил рассмотреть административное дело в отсутствие его представителя. Согласно ранее представленным возражениям на административное исковое заявление административный ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал, указав, что Правительство Приморского края является ненадлежащим ответчиком, главными распорядителями бюджетных средств по реализации мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также непосредственными исполнителями мероприятий по обеспечению указанной категории детей жилыми помещениями являются министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, министерство строительства Приморского края, министерство образования Приморского края. Строительство жилых помещений осуществляется министерством строительства Приморского края. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на министерство имущественных и земельных отношений Приморского края. Считают, что доказательств, свидетельствующих о том, что органы государственной власти Приморского края допустили какие-либо нарушения при исполнении судебного акта административным истцом не представлено; размер денежной компенсации, которую просит взыскать административный истец, необоснованно завышен, размер судебных издержек носит чрезмерный характер. Поскольку исполнительное производство возбуждено в 2016 году, размер компенсации не может превышать 10000 рублей. Просят в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать в полном объёме, в случае удовлетворения заявленных требований в части, уменьшить размер взыскиваемых судебных расходов до 2 500 рублей.

Административный истец Веревкина В.В. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания, в её отсутствие её интересы представляет Неустроев Е.О., действующий на основании доверенности.

Представители административных ответчиков министерства строительства Приморского края, министерства образования Приморского края, министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайства, возражения по существу административного искового заявления до начала рассмотрения дела от них не поступали.

В соответствии со статьями 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Представитель административного истца Веревкиной В.В. – Неустроев Е.О., в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении.

Выслушав объяснения представителя административного истца Веревкиной В.В. – Неустроева Е.О., исследовав материалы административного дела и материалы гражданского дела № 2-2205/2016, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ (в редакции от 19 декабря 2016 года) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации)взыскатели, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной властисубъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве), содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Положениями части 8 статьи 3 3акона о компенсации, части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 3 статьи 258 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учётом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 4) общая продолжительность неисполнения судебного акта.

В силу пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11) действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Согласно пункту 55 указанного постановления при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления от лица, в пользу которого принят судебный акт, исполнительного листа в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Как установлено в суде и подтверждается материалами административного дела, решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 августа 2016 года удовлетворены требования прокурора Партизанского района Приморского края в защиту интересов Веревкиной В.В., на Администрацию Приморского края возложена обязанность предоставить Веревкиной В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Партизанского муниципального района Приморского края благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв.м и не более 36 кв.м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Партизанского муниципального района Приморского края, решение суда вступило в законную силу 27 сентября 2016 года.

3 ноября 2016 года Фрунзенским районным судом города Владивостока Приморского края был выдан исполнительный лист серии ФС № 011295949.

17 ноября 2016 года МОСП УФССП России по Приморскому краю на основании указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № .

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

26 декабря 2016 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП России по Приморскому краю в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с Администрации Приморского края взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

17 мая 2017 года за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным-приставом исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, Администрация Приморского края признана виновной в совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В последующем, судебными приставами-исполнителями МОСП УФССП России по Приморскому краю в отношении Администрации Приморского края неоднократно выносились требования об исполнении исполнительного документа в установленный срок. За неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, постановлениями начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП УФССП России по Приморскому краю от 9 ноября 2017 года, 28 марта 2018 года, 8 августа 2018 года, 19 декабря 2018 года, 13 мая 2019 года, 2 октября 2019 года, 6 июля 2021 года Администрация Приморского края (в настоящее время Правительство Приморского края) была привлечена к административной ответственности, за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере по 50000 рублей.

Очередное требование об исполнении решения суда направлено в адрес Администрации Приморского края 6 июля 2021 года со сроком исполнения до 29 ноября 2021 года.

До настоящего времени решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 августа 2016 года не исполнено.

Решением Приморского краевого суда от 22 марта 2018 года частично удовлетворены административные исковые требования Веревкиной В.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд взыскал с Приморского края в лице департамента финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу Веревкиной В.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40000 рублей.

Решением Приморского краевого суда от 19 апреля 2019 года частично удовлетворены административные исковые требования Веревкиной В.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд взыскал с Приморского края в лице департамента финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу Веревкиной В.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30000 рублей.

Решением Приморского краевого суда от 11 сентября 2020 года частично удовлетворены административные исковые требования Веревкиной В.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд взыскал с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу Веревкиной В.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере – 30000 рублей.

Вместе с тем в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11, определено, что принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного исполнения судебного акта. При этом общая суммарная продолжительность исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.

Доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, подтверждающих уважительность причин его неисполнения в срок, установленный действующим законодательством для исполнения решения суда, административными ответчиками не предоставлено.

Отсутствие свободных жилых помещений на территории Партизанского муниципального района Приморского края либо недостаточность денежных средств на строительство и приобретение жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут являться исключительными обстоятельствами для неисполнения решения суда, поскольку его исполнение является гарантией защиты прав граждан.

Решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 августа 2016 года вступило в законную силу 27 сентября 2016 года, исполнительное производство № возбуждено 17 ноября 2016 года и должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства, срок неисполнения решения суда с момента вынесения 11 сентября 2020 года Приморским краевым судом решения о присуждении компенсации до дня обращения с данным административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (19 ноября 2021 года) составляет 1 год 2 месяца 8 дней, на момент рассмотрения дела (17 декабря 2021 года) 1 год 2 месяца 28 дней, а общая суммарная продолжительность неисполнения решения районного суда до дня обращения с данным административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (19 ноября 2021 года) составляет 5 лет 2 дня, на момент рассмотрения дела (17 декабря 2021 года) 5 лет 1 месяц. Такой срок исполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, административными ответчиками не приняты надлежащие меры к своевременному исполнению вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 25 августа 2016 года. При этом, за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

Суд учитывает, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Веревкина В.В. включена в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением, и жилое помещение ей не предоставлено.

На основании вышеизложенного суд признаёт установленным факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок и полагает возможным в целях защиты права Веревкиной В.В. присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.

Положениями главы 24.1 БК РФ предусмотрено исполнение судебных актов за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно подпункту 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, в разумный срок исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 данного Закона, в соответствии со статьёй 6 БК РФ понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

В данном случае в Приморском крае таким органом является министерство финансов Приморского края.

Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве финансов Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 24 сентября 2019 года № 616-па, министерство финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края.

В соответствии с пунктом 2.1.2 раздела II указанного Положения, министерство финансов Приморского края осуществляет проектирование предельных объёмов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.

Согласно пунктам 2.1.3., 2.1.8. Постановления Администрации Приморского края от 18 октября 2019 года № 681-па «Об утверждении Положения о министерстве строительства Приморского края» министерство строительства Приморского края осуществляет полномочия в области строительства, а именно организует проведение строительства (реконструкции) и капитального ремонта (за исключением профилактического ремонта в процессе эксплуатации) объектов капитального строительства, организует разработку проектной и сметной документации объектов капитального строительства, осуществляет мониторинг за ходом строительства и вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств краевого бюджета, в пределах своей компетенции; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, в частности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; главного администратора и администратора доходов краевого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Полномочиями по обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, в пределах своей компетенции, установленной законами Приморского края от 6 декабря 2018 года № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», от 24 декабря 2018 года № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» наделено министерство образования Приморского края, что предусмотрено пунктом 21.48 Положения о министерстве образования Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31 октября 2019 года № 708-па.

Согласно пункту 2.1.1.35 постановления Администрации Приморского края от 6 октября 2019 года № 646-па «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Приморского края» министерство имущественных и земельных отношений Приморского края осуществляет полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Приморского края, в частности приобретает жилые помещения в собственность Приморского края для лиц, включенных в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением, в соответствии с принятым в установленном порядке решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Приморского края.

Реализация подпрограммы № 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2020 - 2027 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильём и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2020-2027 годы, утверждённой постановлением Администрации Приморского края от 30 декабря 2019 года № 945-па, обеспечивается ответственными исполнителями: министерством имущественных и земельных отношений Приморского края, министерством образования Приморского края, министерством строительства Приморского края.

Пунктом 3 статьи 4 Закона о компенсации предусмотрено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счёт средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Учитывая, что министерство строительства Приморского края, министерство образования Приморского края, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края являются главными распорядителями и получателями средств краевого бюджета, предусмотренных на их содержание и на реализацию возложенных на них функций, но не имеют полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, обязанность по выделению денежных средств, необходимых министерству образования Приморского края, министерству строительства Приморского края и министерству имущественных и земельных отношений Приморского края для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена на министерство финансов Приморского края, решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит исполнению Приморским краем в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края.

Положениями статьи 2 Закона о компенсации предусмотрено, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению, суд учитывает меры, принятые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, общую продолжительность нарушения и период нарушения с момента присуждения последней компенсации, значимость его последствий для административного истца, а также, что соблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одна из главных гарантий соблюдения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.

С учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, а также с учётом ранее взысканных решениями Приморского краевого суда от 22 марта 2018 года, 19 апреля 2019 года, 11 сентября 2020 года компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд считает необходимым присудить в пользу административного истца компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25 000 рублей.

В соответствии со статьями 103, 111 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, и подлежат возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Согласно статье 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие, признанные судом необходимыми расходы.

В судебном заседании установлено, что 1 октября 2021 между Веревкиной В.В. («Заказчик») и ИП Неустроевым Е.О. («Исполнитель») заключён договор об оказании юридических услуг № 712/183-2021 в соответствии с которым Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказывать юридические услуги по подготовке необходимых документов, на стадии досудебного сбора документов и подаче в суд искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, участвовать в судебных заседаниях в суде (пункт 1.1). Стоимость услуг Исполнителя по настоящему Договору оплачивается на основании акта выполненных работ (пункт 4.1.).

Из акта приёма-сдачи выполненных работ от 15 октября 2021 года следует, что работы выполнены в срок, на общую сумму 7500 рублей, объём юридических услуг и их стоимость составили: устные консультации по вопросу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок – 500 рублей, ознакомление с материалами исполнительного производства в отделе судебных приставов с истребованием копии материалов исполнительного производства – 2 500 рублей, составление искового заявление, оформление приложений – 2 000 рублей, участие в суде первой инстанции до принятия решения по делу – 2500 рублей.

Согласно представленному кассовому чеку от 1 ноября 2021 года административный истец Веревкина В.В. оплатила ИП Неустроеву Е.О. 7 500 рублей.

Кроме этого, из материалов дела следует, что административный истец при обращении в суд уплатила государственную пошлину в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером ПАО Сбербанк Приморское отделение 8635/170 от 9 октября 2021 года.

Таким образом, в соответствии со статьей 111 КАС РФ подлежат возмещению Веревкиной В.В. судебные расходы, а именно расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей; расходы по оплате услуг представителя в размере 7 500 рублей, понесенные ею в разумных пределах.

Согласно части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 178, 180, 259 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Веревкиной Виктории Викторовны к министерству финансов Приморского края, Правительству Приморского края, министерству строительства Приморского края, министерству образования Приморского края, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок – удовлетворить.

Взыскать с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу Веревкиной Виктории Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.

Взыскать с Приморского края в лице министерства финансов Приморского края за счёт средств казны Приморского края в пользу Веревкиной Виктории Викторовны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 7 500 рублей, всего: 7 800 (семь тысяч восемьсот) рублей.

Решение в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Г.А. Поломошнова