ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-64/17 от 02.11.2017 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Дело № 3а-64/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 2 ноября 2017 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Маховой Ю.А.,

с участием прокурора Тулиной О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ильина А.В., Каменской Е.И., Коковой Т.И., Коковой Е.И., Кокова А.И. о признании недействующим постановления Правительства Республики Хакасия от 10 декабря 2010 г. № 659 «Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного биологического заказника регионального значения «Кискачинский» (в редакции постановления от 17 марта 2016 г. № 102),

УСТАНОВИЛ:

Постановление Правительства Республики Хакасии от 10 декабря 2010 г. № 659 «Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного зоологического заказника регионального значения «Кискачинский» (далее – постановление Правительства Республики Хакасия № 659) опубликовано 23 декабря 2010 г. в официальном печатном издании «Вестник Хакасии» (№ 98).

Пунктом 1 данного постановления на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия образован государственный зоологический заказник регионального значения «Кискачинский» общей площадью 79340 гектаров.

Пунктом 2 постановления утверждено Положение о государственном зоологическом заказнике регионального значения «Кискачинский» и его границы согласно приложению.

Постановление Правительства Республики Хакасия от 10 декабря 2010 г. № 659 действует в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 17 марта 2016 г. № 102.

Ильин А.В., Каменская Е.И., Кокова Т.И., Кокова Е.И., Коков А.И. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Республики Хакасия № 659, мотивируя требования тем, что при образовании заказника была нарушена процедура принятия – процедура проведения государственной экологической экспертизы. Указывают, что в нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе» решение об образовании заказника «Кискачинский» принято без учета мнения местного населения, в частности граждан, проживающих на территории муниципального образования г. Сорск, куда входит аал Колтаров. В нарушение статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов не содержит обоснования необходимости включения в состав особо-охраняемой территории населенного пункта аал Колтаров. Полагают, что включение земель муниципального образования г. Сорск в границы заказника «Кискачинский» с нарушением установленной законом процедуры, привело к ограничению использования земельных участков административными истца.

В судебном заседании представители административных истцов Солушкина И.Н., Колесникова И.В. доводы административного иска поддержали по основаниям, изложенным в нем, а также в дополнениях к административному исковому заявлению.

Представители административного ответчика Правительства Республики Хакасия Кунучаков В.Г., Молчанов В.А. требования не признали, представили письменные возражения, пояснив, что оспариваемый акт не противоречит федеральному законодательству, не нарушает права и законные интересы административных истцов. Процедура принятия оспариваемого акта не нарушена. Просили в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» Семенова Н.Б. возражала против удовлетворения административного иска, представила письменный отзыв. Обращает внимание, что административными истцами не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы признано в установленном законом порядке противоречащим законодательству в области охраны окружающей среды. Заявила о пропуске срока исковой давности.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Тулиной О.Е., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Часть 6 данной статьи закрепляет, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В связи с указанной нормой необоснован довод представителя административного ответчика ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» о пропуске административными истцами срока исковой давности.

В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

На основании части 1 статьи 66 Конституции Российской Федерации статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

В силу статьи 88 Конституции Республики Хакасия (далее – Конституция РХ) исполнительную власть Республики Хакасия осуществляет Правительство Республики Хакасия, возглавляемое Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия.

Правительство Республики Хакасия является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Республики Хакасия. Правительство Республики Хакасия обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия на территории Республики Хакасия. В состав Правительства Республики Хакасия входят Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия, первый заместитель и заместители Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, министры и председатели государственных комитетов Республики Хакасия (статья 93 Конституции РХ).

Статьей 97 Конституции РХ предусмотрено, что Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия в пределах своих полномочий на основе и во исполнение действующего законодательства издает постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Хакасия.

Согласно статьи 10 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» постановление Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия - нормативный правовой акт, принятый по вопросам, входящим в полномочия Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия.

В соответствии с частью 1 статьи 28 указанного Закона официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете «Хакасия»; в газете «Хабар»; в бюллетене «Вестник Хакасии»; или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

До вступления в силу указанного Закона действовал Закон Республики Хакасия от 5 декабря 2005 г. № 87-ЗРХ в редакции Закона Республики Хакасия от 30.01.2009 № 14-ЗРХ, статья 34 которого предусматривала, что официальными изданиями, предназначенными для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Хакасия, являются газета «Хакасия», газета «Хабар – Известия» и бюллетень «Вестник Хакасии».

10 декабря 2010 г. Правительством Республики Хакасия принято постановление № 659 «Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного зоологического заказника регионального значения «Кискачинский». Текст постановления опубликован 23 декабря 2010 г. в официальном печатном издании «Вестник Хакасии» (№ 98).

Пунктом 1 данного постановления на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия образован государственный зоологический заказник регионального значения «Кискачинский» общей площадью 79340 гектаров.

Пунктом 2 постановления утверждено Положение о государственном зоологическом заказнике регионального значения «Кискачинский» и его границы согласно приложению (далее – Положение о заказнике «Кискачинский»).

В постановление Правительства Республики Хакасия № 659 вносились изменения постановлениями Правительства Республики Хакасия от 24.11.2011 № 810, от 26.11.2012 № 799, от 12.08.2013 № 576, от 19.06.2014 № 269 и от 17.03.2016 № 102, при этом общая площадь заказника «Кискачинский» не изменялась. Все изменения были официально опубликованы в официальном печатном издании «Вестник Хакасии».

Постановление Правительства Республики Хакасия от № 659 действует в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 17 марта 2016 г. № 102 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Хакасия».

Пунктом 2 данного постановления в постановление Правительства Республики Хакасия от 10 декабря 2010 г. № 659 «Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного зоологического заказника регионального значения «Кискачинский» внесены следующие изменения: 1) в наименовании и по тексту постановления слово «зоологический» в соответствующем падеже заменить словом «биологический» в соответствующем падеже; 2) в приложении: в наименовании и по тексту слово «зоологический» в соответствующем падеже заменить словом «биологический» в соответствующем падеже.

Пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) закрепляет, что к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (пункт 10 статьи 85 ЗК РФ).

Согласно пунктов 1, 2 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

На день принятия оспариваемого постановления Правительства Республики Хакасия (10.12.2010) действовал Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 379-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 33-ФЗ законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различают государственные природные заказники.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1 статьи 22 Федерального закона № 33-ФЗ).

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения (пункт 3 статьи 22 Федерального закона № 33-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона № 33-ФЗ государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 24 Федерального закона № 33-ФЗ).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов, природных ландшафтов и иных природных объектов Республики Хакасия, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Закон Республики Хакасия от 20.10.1992 № 12 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 12).

На основании части 2 статьи 8 Закона Республики Хакасия № 12 (в редакции Закона Республики Хакасия от 09.07.2009 № 80-ЗРХ) государственные природные заказники регионального значения на территории Республики Хакасия образуются Правительством Республики Хакасия по представлению государственного органа исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченного в области охраны окружающей среды и природопользования, по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

В силу частей 4, 5 статьи 1 Закона Республики Хакасия № 12 (в редакции Закона Республики Хакасия от 09.07.2009 № 80-ЗРХ) все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Хакасия утверждается Правительством Республики Хакасия. На основании принятой схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Правительство Республики Хакасия принимает решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

14 октября 2009 г. постановлением Правительства Республики Хакасия № 444 утверждена схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Республике Хакасия на период до 2015 года.

В перечне планируемых к организации особо охраняемых природных территорий в Республике Хакасия (приложение 2) указан зоологический заказник «Кискачинский».

Из материалов дела, пояснений представителей сторон, заключения кадастрового инженера (л.д. 70) следует, что населенный пункт аал Колтаров по всей своей площади находится в границах заказника регионального значения «Кискачинский».

Административные истцы Коков А.И., Кокова Т.И., Кокова Е.И. зарегистрированы и проживают в аале Колтаров; Каменская Е.И. и Ильин А.В. являются арендаторами земельных участков, расположенных в аале Колтаров.

При образовании природного заказника регионального значения было проведено согласование с соответствующими органами местного самоуправления, о чем свидетельствуют: протокол по вопросу организации особо охраняемой природной территории – заказника регионального значения «Кискачинский» в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия от 15 сентября 2010 г. (л.д. 21); переписка Государственного комитета по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия, Государственного комитета по промышленности и экологии Республики Хакасия и глав администраций Усть-Абаканского района, г. Сорска, МО Усть-Бюрский сельсовет (л.д. 105-107, 112).

Проект границ организуемого заказника «Кискачинский» был согласован с Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом (л.д. 110).

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Положения о заказнике «Кискачинский» государственный заказник регионального значения «Кискачинский» (далее - Заказник) имеет профиль зоологического и предназначен для сохранения и восстановления популяции диких копытных животных (косуля сибирская, лось, олень благородный (марал), кабан) и среды их обитания, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Республики Хакасия. Заказник расположен на землях общей площадью 79340 гектаров в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия. Пунктом 1.4 названного положения определены границы заказника.

Заказник образован без ограничения срока действия и без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников (пункт 1.5 Положения о заказнике «Кискачинский»).

В силу статьей 32 и 33 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ) оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

В соответствии с подпунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции Федерального закона от 17.12.2009 № 314-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов, утвержденным приказом Государственного комитета по промышленности и экологии Республики Хакасия от 3 ноября 2010 г. № 303-Э, рекомендован к реализации проект экологического обоснования организации особо охраняемой природной территории заказника регионального значения «Кискачинский» (л.д. 116-134, 155).

Довод административных истцов о нарушении порядка проведении государственной экологической экспертизы, выразившегося в непредставлении на экспертизу материалов обсуждений объекта экспертизы с населением аал Колтаров, не может повлечь незаконность оспариваемого нормативного правового акта.

На момент принятия постановления Правительства Республики Хакасия 10 декабря 2010 г. № 659 заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное компетентным органом, не было отменено, признано недействующим в установленном законом порядке.

В силу требований пункта 4 статьи 18 Федерального закона № 174-ФЗ заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Из системного анализа приведенных выше норм суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Республики Хакасия в пределах предоставленной федеральным законодателем компетенции, соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

При этом суд обращает внимание, что государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» является ненадлежащим административным ответчиком по настоящему делу, поскольку не принимало оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 174-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Ильина А.В., Каменской Е.И., Коковой Т.И., Коковой Е.И., Кокова А.И. о признании недействующим постановления Правительства Республики Хакасия от 10 декабря 2010 г. № 659 «Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного биологического заказника регионального значения «Кискачинский» (в редакции постановления от 17 марта 2016 г. № 102) отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 7 ноября 2017 г.