ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-64/20 от 15.12.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

УИД ...

дело №3а-64/2020

Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Свистунове А.И.,помощнике ФИО1, с участием прокурора Бадмацыреновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя ФИО2 о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17 декабря 2019 г. № 3/168 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 марта 2019г. № 3/18 «О тарифах на захоронение коммунальных отходов для потребителей ИП ФИО2 в МО «Селенгинский район».

У С Т А Н О В И Л:

Приказом службы по тарифам Республики Бурятия (далее - Служба, РСТ РБ) № 3/18 от 25 марта 2019 года «О тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей ИП ФИО2 в МО «Селенгинский район» для потребителей ИП ФИО2 установлены тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов (далее-ТКО) и долгосрочные параметры регулирования.

Согласно приложению 1 к приведенному Приказу, тариф на захоронение ТКО на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года установлены в размере 84,50 руб. за куб.м.

Данный приказ зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 27 марта 2019 года за № 032019130.

27 марта 2019 года приказ официально опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.egov-buryatia.ru.

Приказом Службы № 3/168 от 17 декабря 2019 годав приведенный выше Приказ РСТ внесены изменения. Тариф на захоронение ТКО для потребителей ИП ФИО2 в МО «Селенгинский район» на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года установлен в размере 97, 33 руб. за куб. м.

Данный приказ зарегистрирован в Реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 20 декабря 2019 года за № 032019752.

20 декабря 2019 года приказ официально опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.egov-buryatia.ru.

Обращаясь в суд, административный истец с учетом уточнения административного иска, просит признать недействующим приказ РСТ РБ от 17 декабря 2019 года № 3/168 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 марта 2019 года № 3/18 «О тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей ИП ФИО2 в МО «Селенгинский район».

В обоснование административного иска указано следующее. При установлении оспариваемого тарифа, РСТ РБ приняла в своих расчетах планируемый объем захоронения ТКО для потребителей Селенгинского района в год в размере 111,7767 тыс. руб. м., тогда как согласно пункту 11 «б» Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», утвержденных постановлением Правительства РФ № 505 от 3 июня 2016 года, в случае если объект захоронения ТКО не оборудован средством измерения, коммерческий учет ТКО определяется исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство. Как следствие объем ТКО на полигоне твердых бытовых отходов ( далее –ТБО) г. Гусиноозерска должен быть принят РСТ РБ в размере 55,88835 тыс. куб.м. (от уменьшенного вдвое объема доставки ТКО от потребителей Селенгинского района в размере 111,7767 тыс. куб.м.). В соответствии с приведенными правилами, административный истец предоставлял для утверждения тарифа на захоронение ТКО для потребителей МО «Селенгинский район» в РСТ РБ объемы ТКО в размере 61,406 тыс. куб. м.

Служба по тарифам республики в лице представителя по доверенности от 13 января 2020 года ФИО3 представила письменные отзывы на заявление, в которых со ссылкой на Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 484 от 30 мая 2016 года полагала правомерным принятие при утверждении оспариваемого тарифа объема ТКО в размере 111,7767 тыс. куб.м. – согласно данным Территориальной схемы в области обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства РБ от 29 ноября 2016 года № 540.

Определениями суда от 6 октября и 26 ноября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «ЭкоАльянс» и Министерство природных ресурсов Республики Бурятия.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от 8 сентября 2020 года ФИО4 доводы административного иска поддержала.

Представители РСТ РБ по доверенности ФИО3 и ОООЭкоАльянс» ФИО5 возражали против удовлетворения заявления.

Представитель Министерства природных ресурсов Республики Бурятия в судебное заседание, будучи надлежаще извещенным не явился.

Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора Бадмацыреновой Ю.С., полагавшей оставить административный иск без удовлетворения, изучив материалы дела, проверив оспариваемый приказ РСТ РБ на предмет соответствия федеральному законодательству, суд находит, что он не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ) захоронение твердых коммунальныхотходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы.

Пунктом 2 этой же статьи установлено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учётом территориальной схемы обращения с отходами.

Статьей 24.9 этого же Закона установлено, что государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО (далее также тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта РФ органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1).

Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО инвестированного капитала (п.2).

Тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться в порядке и по критериям, которые установлены основами ценообразования в области обращения с ТКО, определенными Правительством РФ.

В соответствии со статьей 6 этого же Закона утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО и утверждение производственных программ в области обращения с ТКО относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с приведеннымиФедеральнымзаконом, Основами ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённымипостановлением Правительства РФ № 484 от 30 мая 2016 горда (далее-Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными этим же постановлением Правительства РФ и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы № 1638/16 от 21 ноября 2016 года (далее-Методические указания).

Исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в сфере государственного регулирования предельных тарифов в области обращения с ТКО, постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005г. № 29 определена служба по тарифам Республики Бурятия.

В соответствии с пунктом 3.10 этого же постановления Правительства РБ, в полномочия РСТ РБ также входит утверждение производственных программ операторов по обращению с ТКО, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, службой по тарифам республики принят приказ, приведенные выше положения которого оспариваются административным истцом.

Из положений пунктов 3, 7,8, 17, 18, 19 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ № 484 от 30 мая 2016 г. следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Из пункта 18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённыхэтим же постановлением правительства РФ следует, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объема и (или) массы ТКО. Расчетный объем и (или) масса ТКО определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) масса твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов – исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Судом установлено, что ИП ФИО2 осуществляет деятельность по сбору, транспортировке, обработке и размещению отходов I-IV класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном в г. Гусиноозерск.

Приказом № 7/11 РСТ РБ от 25 марта 2019г. ИП ФИО2 впервые утверждена производственная программа в сфере обращения с ТКО (захоронение ТКО).

С учетом внесенных приказом РСТ РБ от 17 декабря 2019 г № 7/128 изменений планируемый объем ТКО, размещаемых на полигоне в 2020 году утвержден в размере 111, 7767 тыс. куб.м.

Административный истец представил в Службу заявление от 28августа 2019 г. о расчете тарифа на размещение (захоронение) ТКО методом экономически обоснованных расходов (затрат) на период 2020 года в связи с изменением производственной программы.

Необходимая валовая выручка (далее-НВВ) на 2020 год для расчета тарифа по данным предприятия составила 9527,945 руб. тыс. руб.

Приказом РСТ РБ от 11 сентября 2019 года открыто дело об установлении (корректировке) тарифов на захоронение ТКО для потребителей ИП ФИО2 Селенгинского района на 2020 год методом индексации.

При расчете НВВ предприятия, РСТ РБ проведена проверка обоснованности планируемых им затрат.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в порядке п. 17 Правил регулирования тарифов проведена экспертиза поступившего предложения об установлении цен (тарифов) на предмет определения их обоснованности, по результатам которой регулятор согласился с предложенным предприятием размером операционных (подконтрольных) расходов в полном объеме.

Как уже указывалось выше, в силу пункта 18 Основ ценообразования расчетный объем и (или) масса ТКО определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов – исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 14 Методических указаний расчетный объем и (или) масса ТКО определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов – исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления ТКО.

Как видно из материалов тарифного дела, информацию о фактических объемах образования ТКО ИП ФИО2 за последний отчетный 2018 год не представлял, как и не представлял данные о динамике образования отходов за последние три года, в связи с чем при расчете тарифов на услуги по захоронению ТКО административный ответчик правомерно принял массу ТКО в размере 111, 7767 тыс. куб.м. - по данным Территориальной схемы в области обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия № 540 от 29 ноября 2016 года, что соответствовало положениям приведенного выше пункта 18 Основ ценообразования.

Принятое регулятором среднегодовое размещение отходов в размере 111, 7767 тыс. куб.м. не противоречит проектной вместимости и фактической мощности эксплуатируемого административным истцом полигона. Как следует из приведенной Территориальной схемы (таблица 20) мощность полигона ТБО составляет 246047 тонн.

Доводы административного истца со ссылками на Правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденные постановлением Правительства РФ № 505 от 3 июня 2016 года основаны на неверном толковании приведенных выше норм материального права и выводы регулятора не опровергают.

Как видно из пункта 1 названных Правил, нормы данного правового акты применяются в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО.

Нормативных положений о том, что положения данных Правил, включая пункт 11 применяются при тарифном регулировании отношений в области обращения ТКО, как данные Правила, так и иные нормативные правовые акты, не содержат.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах, следует признать, что оспариваемый приказ РСТ РБ экономически обоснован, принят административным ответчиком в пределах своей компетенции, без нарушения процедуры принятия, а потому не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск индивидуального предпринимателя ФИО2 о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 17 декабря 2019 г. № 3/168 «О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 марта 2019г. № 3/18 «О тарифах на захоронение коммунальных отходов для потребителей ИП ФИО2 в МО «Селенгинский район», оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 31 декабря 2020 года.

Судья Верховного Суда

Республики Бурятия ПОДПИСЬ Т.Н. Раднаева

ВЕРНО: судья

секретарь