ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-64/2021 от 17.08.2021 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3а-64/2021

УИН 12 OS 0000-01-2021-000037-84

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 17 августа 2021 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

с участием прокурора Полозовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о признании недействующими пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года №27-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»,

УСТАНОВИЛ:

приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, опубликованным
28 декабря 2018 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень на 2019 год).

В Перечень на 2019 год под пунктом 4895 включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 139).

Приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года № 27-нп, опубликованным
30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год).

В Перечень на 2020 год под пунктом 4828 включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 140).

Приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп, опубликованным
26 декабря 2020 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год).

В Перечень на 2021 год под пунктом 4753 включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 141).

ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований просит признать недействующими пункт 4895 Перечня на 2019 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
26 декабря 2018 года № 19-нп, пункт 4828 Перечня на 2020 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года № 27-нп, пункт 4753 Перечня на 2021 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп, возложить обязанность на административного ответчика об исключении объекта с кадастровым номером <№>, расположенного, по адресу: <адрес> из перечня, в том числе на последующие годы (л.д. 99-105).

В обоснование административного иска указал, что является собственником указанного выше объекта недвижимости. Включение в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы спорного объекта противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта.

В возражениях на административный иск Министерство государственного имущества Республики Марий Эл просит отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что объект недвижимости включен в Перечни на 2019, 2020, 2021 годы на основании полученной из Управления Росреестра по Республике Марий Эл информации, согласно которой здание с кадастровым номером <№> имеет наименование – столовая, назначение – нежилое, то есть объект недвижимого имущества предусматривает размещение объекта общественного питания и соответствует признакам объекта, приведенного в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 129-132).

В судебное заседание административный истец ФИО1, извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в соответствии с положениями части 9 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.

При таких обстоятельствах с учетом мнения прокурора Полозовой Т.В, полагавшей возможным рассмотреть дело без участия представителей сторон, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагаю возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Исследовав материалы настоящего административного дела, заслушав заключение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению в части признания недействующими приведенных в административном иске пунктов Перечней на 2019, 2020, 2021 годы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Установление местных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального, городского округа (пункт 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно пункту 2 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (действовавшими до 1 января 2021 года) регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с
1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, в том числе включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса.

Пунктом 5 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые льготы не применяются в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из совокупного толкования данных норм закона следует, что уплата налога на имущество физическими лицами осуществляется исходя из кадастровой стоимости имущества. При этом ставка налога на имущество зависит, в том числе от включения объекта недвижимого имущества в перечень, предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Также на такие объекты не распространяются установленные налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года № 39, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от
4 августа 2017 года № 325 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года № 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).

Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник»; периодическое печатное издание «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет»; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом приказы Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, от
24 декабря 2019 года № 27-нп, от 23 декабря 2020 года № 53-нп изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.

Соблюдение Министерством государственного имущества Республики Марий Эл порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу административный истец не оспаривает.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Предметом судебной проверки по настоящему административному делу являются: пункт 4895 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, пункт 4828 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года №27-нп, пункт 4753 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп. По мнению административного истца, данными пунктами незаконно предусмотрен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимого имущества, что влияет на размер уплачиваемого им налога на имущество.

В соответствии со статьей 17.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» единой датой начала применения на территории Республики Марий Эл порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено 1 января 2017 года.

Решением администрации Исменецкого сельского поселения Звениговского района Республики Марий Эл от 23 октября 2014 года № 18 на территории муниципального образования «Исменецкое сельское поселение» установлены ставки налога на имущество физических лиц. При этом налог на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определенный в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 1% от кадастровой стоимости объекта, в отношении прочих объектов налогообложения – 0,3% от кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу части 9 статьи 213, части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества в оспариваемый Перечень.

Судом установлено, что 19 декабря 2001 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимости – столовая с кадастровым номером <№>, расположенная по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости данный объект недвижимости, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, имеет наименование: столовая, назначение: нежилое, количество этажей: 1 (л.д. 142-144).

Из содержания выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 19 июля 2021 года и от 25 сентября 2018 года следует, что объект недвижимости с кадастровым номером <№> расположен на земельном участке с кадастровым номером <№>, который отнесен к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: под базу отдыха, земельный участок принадлежит административному истцу на праве собственности, что также подтверждается актом обследования, выполненного административным ответчиком (л.д. 157-159, 181-189).

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, что является одним из предусмотренных подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условий отнесения зданий к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость.

Тот факт, что принадлежащее административному истцу здание имеет наименование «столовая» сам по себе без оценки фактических обстоятельств дела не свидетельствует о правомерности отнесения его к объектам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно имеющемуся в материалах дела разрешению на строительство <№>, выданному 8 июня 2018 года администрацией муниципального образования «Исменецкое сельское поселение», ФИО1 разрешено выполнить реконструкцию нежилого здания площадью <...> кв.м., расположенного на базе отдыха «Илеть» в
<адрес> на земельном участке с кадастровым номером <№> (л.д. 52-54).

12 сентября 2018 года администрацией муниципального образования «Исменецкое сельское поселение» ФИО1 выдано разрешение <№> на ввод указанного объекта в эксплуатацию (л.д. 177-180).

Из технического плана здания, выполненного 3 августа 2018 года кадастровым инженером ООО «Геоинформ», следует, что здание с кадастровым номером <№> имеет назначение – нежилое, наименование – столовая, площадь <...> кв.м., количество этажей 1, год завершения строительства - 2018 (л.д. 42-50).

28 октября 2020 года ФИО1 обращался в Министерство государственного имущества Республики Марий Эл с заявлением о проведении обследования указанного здания с целью исключения его из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. К заявлению прилагалась пояснительная записка об использовании здания столовой в совокупности с иными зданиями и сооружениями, расположенными на земельном участке с кадастровым номером <№>, под базу отдыха, которая в летний период используется под детский лагерь отдыха (л.д. 13, 14).

14 декабря 2020 года Министерство государственного имущества Республики Марий Эл уведомило ФИО1 об отсутствии оснований для удовлетворения заявления, в связи с соответствием объекта недвижимости условиям, установленным пунктом 4 части 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 12)

Согласно представленному в материалы дела акту обследования здания по определению вида фактического использования по состоянию на
13 ноября 2020 года общая площадь здания столовой с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, используемая для размещения объекта общественного питания, составляет <...> кв.м. (100% общей площади объекта).

В заключении о виде фактического использования обследуемого объекта указано, что столовая расположена на закрытой территории детского оздоровительного лагеря ДОЛ «Илеть», функционирует в летний период и обеспечивает питанием отдыхающих детей (л.д. 157-159).

К акту обследования приложены фотографии, из которых следует, что обследуемый объект находится на огороженной территории базы отдыха и ДОЛ «Илеть» (л.д. 160-164). Данное обстоятельство также подтверждается фотографиями, представленными с административным иском (л.д. 86).

1 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года между индивидуальным предпринимателем ФИО1 (арендодатель) и
ООО «<...>» (арендатор) заключены договоры аренды, по условиям которых арендатору переданы во временное пользование объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>, в следующем составе: пять двухэтажных бунгало на 75 мест; пять двухэтажных деревянных домов на 100 мест; один спальный корпус с актовым залом на 35 мест; столовая на 120 посадочных мест с оборудованием и инвентарем необходимым для организации питания и соответствующая СанПиН; танцевальная площадка; хозяйственные постройки; санитарные помещения (душевая, санузлы); спортивные площадки (2 футбольных поля, 2 волейбольных поля, 1 баскетбольная площадка, 3 стола для настольного тенниса, гимнастический городок); общежитие для персонала на 26 мест, 7 беседок, баня (л.д. 18-21, 190-200).

В соответствии с пунктом 1.5 каждого из договоров имущество арендуется для организации отдыха туристов, а также детей и подростков по оздоровительным программам. При этом арендатору запрещено сдавать имущество в субаренду, передавать в безвозмездное пользование (пункт 2.3.1 договоров аренды). Из содержания договоров аренды усматривается, что арендатор не вправе использовать имущество по иному назначению. Данное обстоятельство является основанием для расторжения договора аренды.

В материалах дела имеется реестр организаций отдыха детей и их оздоровления Республики Марий Эл, в который включен ДОЛ «Илеть»
ООО «<...>», расположенный по адресу: <адрес>. В данном реестре присутствуют сведения о включении в состав услуг, предоставляемых лицу, приобретшему путевку, питания (л.д. 201-206).

Согласно сведениям федеральной налоговой службы, являющимся общедоступными в силу статей 5, 6 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», основными видами деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1, ИНН <№> является деятельность туристических агентств, ООО «<...>»,
ОГРН <***> - деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания.

Межгосударственный стандарт «ГОСТ 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения», введенный в действие приказом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 июня 2013 года № 191-ст, определяет общественное питание (индустрия питания) как самостоятельную отрасль экономики, состоящую из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующую питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

В соответствии с пунктами 41 указанного межгосударственного стандарта услуга общественного питания – это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей). Из пункта 42 межгосударственного стандарта следует, что исполнитель услуги общественного питания -предприятие общественного питания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги общественного питания.

Согласно пункту 3 ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.

Из материалов административного дела следует, что объект недвижимого имущества «столовая» фактически входит в состав зданий, задействованных в деятельности по организации и оказанию услуг детского отдыха, не используется для оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности, а также не используется для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, её функционирование обусловлено деятельностью базы отдыха и детского лагеря. Здание используется для оказания услуг питания лицам, приобретшим путевку на базу отдыха и детский лагерь «Илеть».

Данное обстоятельство также подтверждено при проведении обследования здания представителем Министерства государственного имущества Республики Марий Эл 13 ноября 2020 года.

При таких обстоятельствах, установленных при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, суд приходит к выводу о том, что спорное здание в оспариваемые Перечни на 2019, 2020, 2021 годы включено быть не могло, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств использования данного здания в целях оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности и для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности.

При установленных судом обстоятельствах само по себе наименование «здание столовой» не свидетельствует о наличии достаточных оснований отнесения объекта недвижимого имущества к объектам общественного питания.

Иных оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которых спорное здание могло быть включено в оспариваемые перечни, по материалам дела не установлено.

Оценив представленные в материалы дела доказательства полно, объектив и всесторонне в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что принадлежащее ФИО1 на праве собственности здание столовой с кадастровым номером <№> площадью 320,8 кв.м. необоснованно включено в пункт 4895 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
26 декабря 2018 года № 19-нп, пункт 4828 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
24 декабря 2019 года №27-нп, пункт 4753 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
23 декабря 2020 года № 53-нп, поскольку не отвечает признакам, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части признания недействующими указанных пунктов Перечней на 2019, 2020, 2021 годы.

Признание соответствующих перечней недействующими не влечет необходимости дополнительного исключения объекта недвижимости из оспариваемых перечней.

Возможности исключения спорного объекта недвижимости из перечня на будущее время действующим законодательством не предусмотрено, поскольку проверке в порядке Главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит только действующий нормативный правовой акт, примененный в отношении лица, обращающегося за судебной защитой. Возможности получения судебной защиты по правилам указанной главы от предполагаемого нарушения в будущем не предусмотрено, в связи с чем требования административного искового заявления в данной части подлежат оставлению без удовлетворения.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должен быть признаны недействующими, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказы в оспариваемой части подлежат признанию недействующими со дня их принятия.

При этом суд учитывает разъяснения, данные в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск ФИО1 удовлетворить частично.

Признать пункт 4895 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
26 декабря 2018 года № 19-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», недействующим со дня издания приказа.

Признать пункт 4828 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
24 декабря 2019 года № 27-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», недействующим со дня издания приказа.

Признать пункт 4753 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
23 декабря 2020 года № 53-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», недействующим со дня издания приказа.

В остальной части требования административного искового заявления ФИО1 оставить без удовлетворения.

Сообщение о решении подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Н. Смышляева

В окончательной форме решение принято 26 августа 2021 года

Решение29.09.2021