ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-64/2022 от 11.08.2022 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород11 августа 2022 г.

Белгородский областной суд в составе

судьи Каюкова Д.В.

с ведением протокола секретарём Грущенко Е.П.,

с участием представителей административного истца – Лемашова О.В., административного ответчика – Городовой А.Д., прокурора Коротких В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «РУСАГРО-ИНВЕСТ» о признании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Белгородской области от 7 февраля 2022 г. №98-р «О внесении изменений в распоряжение от 28 сентября 2017 года №333-р» не действующим в части,

установил:

Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 28 сентября 2017 г. №333-р (официально опубликовано 9 октября 2017 г.) утверждён перечень государственного имущества Белгородской области, предусмотренный ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Белгородской области от 7 февраля 2022 г. №98-р «О внесении изменений в распоряжение от 28 сентября 2017 года №333-р» (официально опубликовано 16 февраля 2022 г.) в перечень включены земельные участки с кадастровыми площадью м2 и площадью м2.

Дело возбуждено по административному исковому заявлению ООО «РУСАГРО-ИНВЕСТ», поданному 16 июня 2022 г. и уточнённому впоследствии, в котором административный истец, ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, нарушение ст. 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при включении земельных участков в перечень, создание ему препятствий в приобретении земельных участков в аренду, требовал признать распоряжение от 7 февраля 2022 г. №98-р не действующим в части включения указанных земельных участков в перечень и возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области обязанность исключить эти земельные участки из перечня.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал предъявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Белгородской области (административный ответчик) просила отказать в удовлетворении административного иска, сослалась на законность оспоренного распоряжения и отсутствие нарушения прав и законных интересов административного истца.

Представитель Прокуратуры Белгородской области также не усмотрел оснований для удовлетворения административного иска.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению.

В Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации).

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом «О защите конкуренции», согласно которому федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов орган или организация могут предоставлять государственные или муниципальные преференции отдельным хозяйствующим субъектам путём передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путём предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. Одной из допустимых целей предоставления таких преференций является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 20 ст. 4, п. 13 ч. 1 ст. 19).

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №209-ФЗ), который определяет виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условия и порядок её предоставления.

Одной из форм такой поддержки является имущественная поддержка, оказание которой осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) (ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 18 Федерального закона №209-ФЗ).

В целях оказания поддержки органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечни государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом. Государственное имущество, включённое в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства. Перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные пп. 1-10, 13-15, 18, 19 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК Российской Федерации), за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства (ч. 4 ст. 18 Федерального закона №209-ФЗ).

Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4.1 ст. 18 Федерального закона №209-ФЗ).

Административный ответчик является органом исполнительной власти Белгородской области, уполномоченным в пределах своей компетенции на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Белгородской области, а также земельными участками (сельскохозяйственными угодьями из состава земель сельскохозяйственного назначения), государственная собственность на которые не разграничена. От имени административного ответчика возглавляющий его министр издаёт распоряжения (распоряжение Губернатора Белгородской области от 29 ноября 2021 г. №573-р, п.п. 1.1, 2.1, 2.3.17, 4.3 положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Белгородской области, утверждённого постановлением Правительства Белгородской области от 20 декабря 2021 г. №622-пп, ст. 2 закона Белгородской области от 22 декабря 2015 г. №37 «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления и органами государственной власти Белгородской области»).

Согласно постановлению Правительства Белгородской области от 27 сентября 2017 г. №354-пп (с учётом распоряжения Правительства Белгородской области от 29 ноября 2021 г. №589-рп) административный ответчик уполномочен осуществлять формирование, утверждение, ведение (в том числе ежегодное дополнение) перечня в целях предоставления имущества во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня государственного имущества Белгородской области, предусмотренного ч. 4 ст. 18 Федерального закона №209-ФЗ, утверждены постановлением Правительства Белгородской области от 27 сентября 2017 г. №354-пп (далее – Правила №354-пп), согласно которым: по распоряжению административного ответчика в перечень вносятся сведения об областном имуществе, соответствующем определённым в п. 2 критериям, и на основе предложений перечисленных в п. 3 органов власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций; рассмотрение предложения осуществляется в течение 30 календарных дней с даты его поступления и по результатам рассмотрения принимается одно из предусмотренных решений (п. 4); сведения об областном имуществе вносятся в перечень в составе и по форме, которые установлены в соответствии с ч. 4.4 ст. 18 Федерального закона №209-ФЗ, группируются в перечне по муниципальным образованиям, на территориях которых областное имущество расположено, и по видам имущества (п.п. 8, 9); внесённые в перечень изменения подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, являющихся источником официального опубликования правовых актов Губернатора и Правительства Белгородской области, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения и размещению на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет в течение 3 рабочих дней со дня утверждения (п. 11).

Судом установлено, что распоряжением административного ответчика от 28 сентября 2017 г. №333-р, официально опубликованным 9 октября 2017 г. на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области», утверждён перечень государственного имущества Белгородской области, предусмотренный ч. 4 ст. 18 Федерального закона №209-ФЗ.

По его же распоряжению от 7 февраля 2022 г. №98-р в перечень включены земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми площадью м2 и площадью м2, расположенные на территории .

Распоряжение от 7 февраля 2022 г. №98-р официально опубликовано 16 февраля 2022 г. на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области», размещено 9 февраля 2022 г. на официальном сайте административного ответчика в сети Интернет.

Административный истец зарегистрирован в качестве юридического лица 17 марта 2007 г., осуществляет экономическую деятельность в различных сферах, в том числе выращивание сельскохозяйственных культур, не является субъектом малого и среднего предпринимательства (согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства).

17 августа 2021 г. он подал административному ответчику заявление о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым площадью м2 сроком на 49 лет в целях растениеводства, которое 18 октября 2021 г. отклонено по причине раздела указанного земельного участка.

Вследствие этого раздела образованы земельные участки с кадастровыми площадью м2 и площадью м2, в отношении которых административным ответчиком решено провести торги на право заключения договора аренды (распоряжения от 7 июня 2022 г. №492-р, от 21 июня 2022 г. №552-р).

Учитывая, что участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, включённого в перечень, предусмотренный ч. 4 ст. 18 Федерального закона №209-ФЗ, могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (п. 10 ст. 39.11 ЗК Российской Федерации), а также намерение административного истца использовать указанные земельные участки по назначению, основанное на законе (ст. 39.1, п. 1 ст. 39.6, пп. 11 п. 8 ст. 39.8 ЗК Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») и выраженное в судебном оспаривании результатов рассмотрения его заявления от 17 августа 2021 г. (дело А08-11757/2021, решение по которому не уступило в законную силу) и в ходе настоящего производства, суд полагает, что включение по распоряжению от 7 февраля 2022 г. №98-р земельных участков в перечень предоставляет административному истцу право оспорить это распоряжение согласно ч. 1 ст. 208 КАС Российской Федерации.

Из имеющихся доказательств усматривается, что земельные участки с кадастровыми и включены административным ответчиком в перечень по предложению начальника управления имущественных и земельных отношений Администрации , поступившего 3 февраля 2022 г. и рассмотренного в установленный срок с принятием предусмотренного решения (п. 4 Правил №354-пп). Сведения о земельных участках внесены в перечень в составе и по форме, которые установлены в соответствии с ч. 4.4 ст. 18 Федерального закона №209-ФЗ, сгруппированы в перечне должным образом.

Утверждение административного истца о том, что предложение о включении земельных участков в перечень подано ненадлежащим лицом, суд отклоняет.

Согласно Уставу городского округа, принятому решением Совета депутатов городского округа от 2 ноября 2018 г. №40, к вопросам местного значения отнесено создание условий для развития сельскохозяйственного производства, содействие развитию малого и среднего предпринимательства (п. 37 ст. 7). Администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа, осуществляет полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Структура Администрации и положения о её органах утверждаются решениями Совета депутатов городского округа (ст. 29).

Управление имущественных и земельных отношений входит в структуру Администрации городского округа, является её функциональным органом без статуса юридического лица, к его задачам и функциям отнесено осуществление анализа эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и принятие мер по его повышению, взаимодействие с органами государственной власти Белгородской области для выполнения возложенных не него функций (решения Совета депутатов городского округа от 18 декабря 2018 г. №86, от 29 января 2019 г. №179).

Лицо, подписавшее предложение, также замещает должность заместителя главы Администрации городского округа по имущественным и земельным отношениям.

При таких обстоятельствах суд полагает, что предложение исходило от уполномоченного органа местного самоуправления и подлежало рассмотрению административным ответчиком по существу поставленных вопросов.

Ссылка административного истца на несоблюдение порядка опубликования оспоренного распоряжения не может повлечь вывода о признании его недействующим.

Распоряжение опубликовано в источнике официального опубликования правовых актов Белгородской области (в том числе Губернатора и Правительства) в период действия закона Белгородской области от 31 декабря 2003 г. №112 «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» (ст. 2). В настоящее время этот источник зарегистрирован как сетевое издание (согласно общедоступным сведениям из перечня наименований зарегистрированных средств массовой информации, размещённого на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в сети Интернет rkn.gov.ru), является средством массовой информации (ст.ст. 2, 8 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»). Размещение распоряжения на официальном сайте административного ответчика в сети Интернет также было обеспечено.

В данном случае суд не усматривает нарушений требований ст. 18 Федерального закона №209-ФЗ и п. 11 Правил №354-пп, а также вступивших в силу с 1 июня 2022 г. требований ч. 3 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», которые бы могли повлечь вывод о том, что распоряжение от 7 февраля 2022 г. №98-р не было доведено до сведения лиц, права, свободы и законные интересы которых оно затрагивает, и не вступило в силу. Кроме того, при предъявлении административного искового заявления представитель административного истца указал источник официального опубликования распоряжения, предъявил его полную копию (п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Суд признаёт это распоряжение принятым в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением утверждённого порядка, требований законодательства к форме и виду нормативного правового акта, правил введения его в действие.

Включение земельных участков с кадастровыми площадью м2 и площадью м2 в перечень осуществлено с учётом критериев, установленных ст. 18 Федерального закона №209-ФЗ и п. 2 Правил №354-пп.

Выписками из Единого государственного реестра недвижимости, сведениями из публичной кадастровой карты, картой градостроительного зонирования территории городского округа, утверждённой распоряжением Управления архитектуры и градостроительства Белгородской области от 1 декабря 2020 г. №439, письмами Управления архитектуры и градостроительства Белгородской области от 4 августа 2022 г. №27/1206 и Администрации городского округа от 10 августа 2022 г. №47-8/470и, распоряжениями административного ответчика от 23 июня 2020 г. №344-р, от 12 ноября 2021 г. №764-р подтверждено, что указанные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым площадью м2, государственная собственность на который не была разграничена, не изъяты из оборота, свободны от прав третьих лиц. Местоположение границ земельных участков определено и не требует уточнения, объекты капитального строительства на них отсутствуют. Земельные участки расположены вне границ населённых пунктов городского округа, отнесены к землям сельскохозяйственного назначения – сельскохозяйственным угодьям (зона СХ-1), для которых не устанавливаются градостроительные регламенты (ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), имеют вид разрешённого использования «растениеводство», не предусматривающий возможности строительства зданий и сооружений (код 1.1 классификатора видов разрешённого использования земельных участков, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. №П/0412). В отношении территории, на которой расположены земельные участки, отсутствуют договоры о её комплексном развитии, объекты федерального, регионального и местного значения. Ограничения, установленные в связи с расположением на земельных участках охранных зон объектов электросетевого хозяйства и газопроводов (зоны с особыми условиями использования территории – ст. 105 ЗК Российской Федерации), не препятствуют использованию земельных участков по назначению с учётом площади этих зон и характера ограничений, предусмотренных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. №160, от 20 ноября 2020 г. №878.

Приведенные обстоятельства не оспорены и не опровергнуты лицами, участвующими в деле.

Включение земельных участков в перечень не противоречило государственной программе Белгородской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области», утверждённой постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 г. №522-пп, соисполнителем и участником которой является административный ответчик.

В указанную государственную программу, действующую на период 2014–2025 гг., на основании Федерального закона №209-ФЗ включена подпрограмма №3 «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства», в рамках которой предусмотрено оказание субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки путём предоставления государственных преференций, предусмотренных ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О защите конкуренции», в виде передачи областного имущества (разделы 3.1, 3.2 подпрограммы). Из содержания государственной программы и подпрограммы не усматривается, что земельные участка не могут быть предоставлены в качестве имущественной поддержки. То обстоятельство, что административный ответчик не указан в качестве исполнителя и участника подпрограммы №3, не влияет на осуществление предоставленных ему в установленном порядке полномочий по формированию и ведения перечня, предусмотренного ч. 4 ст. 18 Федерального закона №209-ФЗ, и не свидетельствует о том, что земельные участки включены в перечень незаконно.

С учётом установленных обстоятельств суд полагает, что включение земельных участков в перечень, предусмотренный Федеральным законом №209-ФЗ, соответствует положениям федерального законодательства и законодательства Белгородской области, имеющим большую юридическую силу, является следствием свободного и самостоятельного осуществления органами государственной власти Белгородской области своих полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Белгородской области, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, управление и распоряжение государственным имуществом Белгородской области (ст.ст. 26.3, 26.12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), и – применительно к статусу административного истца - не может повлечь выводов о произвольности соответствующего решения административного ответчика, создании для административного истца дискриминационных условий с позиции п. 8 ст. 4, п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» (п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 г. №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства») и нарушении прав и законных интересов административного истца в обозначенном им аспекте.

В этой связи распоряжение от 7 февраля 2022 г. №98-р не может быть признано не действующим в оспоренной части, а оснований для возложения на административного ответчика обязанности исключить земельные участки из перечня не имеется.

Следовательно, административный иск не подлежит удовлетворению (п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС Российской Федерации), расходы административного истца на уплату государственной пошлины за подачу административного искового заявления – 4500 руб. не подлежат возмещению (ч. 1 ст. 111 КАС Российской Федерации).

Руководствуясь ст. 215 КАС Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска ООО «РУСАГРО-ИНВЕСТ» о признании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Белгородской области от 7 февраля 2022 г. №98-р «О внесении изменений в распоряжение от 28 сентября 2017 года №333-р» не действующим в части включения земельных участков с кадастровыми (площадью м2), (площадью м2) в перечень государственного имущества, возложении на Министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области обязанности исключить указанные земельные участки из перечня государственного имущества.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном источнике, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи через Белгородский областной суд апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

СудьяД.В. Каюков

Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2022 г.

Решение16.08.2022