ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-64/2022 от 20.06.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-64/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2022 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Разуваевой А.Л.

при секретаре Некрасовой М.Н.

с участием прокурора Парыгиной И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Оборонэнерго» к департаменту по тарифам Новосибирской области о признании не действующими приказов департамента по тарифам Новосибирской области № 416-ЭЭ от 09.12.2021 "О внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 23.12.2019 № 754-ЭЭ, от 23.12.2019 № 755-ЭЭ" и № 419-ЭЭ от 09.12.2021 "О корректировке на 2022 г. необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на долгосрочные периоды регулирования для сетевых организаций в Новосибирской области" в части,

установил:

Акционерное общество «Оборонэнерго» (филиал «Забайкальский», далее по тексту АО «Оборонэнерго», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к департаменту по тарифам Новосибирской области и просило признать не действующими в течение всего периода действия приказы департамента по тарифам Новосибирской области № 416-ЭЭ от 09.12.2021 «О внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 23.12.2019 № 754-ЭЭ, от 23.12.2019 № 755-ЭЭ» и № 419-ЭЭ от 09.12.2021 «О корректировке на 2022 г. необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на долгосрочные периоды регулирования для сетевых организаций в Новосибирской области» в части установления необходимой валовой выручки на 2022 г. для АО «Оборонэнерго» в размере 71 877,7 рублей (пункт 5 таблицы Приложения № 1 к приказу№ 419-ЭЭ), в части установления индивидуальных тарифов для расчетов между сетевыми организациями АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Забайкальский» и АО «Региональные электрические сети» (пункт 5 таблицы Приложения № 2 к приказу№ 419-ЭЭ), обязать департамент по тарифам Новосибирской области в течение месяца со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу, устранить нарушения законодательства в области электроэнергетики путем принятия заменяющего акта; взыскать с департамента по тарифам Новосибирской области в пользу АО «Оборонэнерго» сумму государственной пошлины, уплаченной при подаче административного иска.

В обоснование требований указало, что Общество является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Новосибирской области.

Приказом № 416-ЭЭ от 09.12.2021 "О внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 23.12.2019 № 754-ЭЭ, от 23.12.2019 № 755-ЭЭ" неправомерно внесены изменения в приказ от 23.12.2019 № 754-ЭЭ (в редакции приказа от 31.08.2021 № 144-ЭЭ) об установлении долгосрочных параметров регулирования и в приказ от 23.12.2019 № 755-ЭЭ (в редакции приказа департамента от 31.08.2021 № 144-ЭЭ), об установлении НВВ и индивидуальных тарифов на базовый 2020 г. долгосрочного периода 2020 - 2024 годов.

Приказом № 419-ЭЭ от 09.12.2021 "О корректировке на 2022 г. необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на долгосрочные периоды регулирования для сетевых организаций в Новосибирской области" безосновательно индивидуальные тарифы и необходимая валовая выручка утверждены в экономически необоснованном размере в связи с исключением расходов по статье «Услуги по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства» в размере 1 652,52 рублей, расходов по обеспечению коммерческого учета электрической энергии, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в размере 9 109,242 рублей, снижением величины корректировки неподконтрольных расходов по статье «Амортизация основных средств за 2020 год» на рублей, исключением выпадающих расходов за 2021 г. по статье «Материалы на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства» в размере рублей, исключением выпадающих доходов от оказания услуг по передаче электрической энергии в 2020 г. в размере рублей.

Действия административного ответчика, выраженные в пересмотре базовой величины подконтрольных расходов, исключении экономически обоснованных расходов, исключение выпадающих доходов и расходов, в свою очередь приведшие к установлению необходимой валовой выручки ниже экономически обоснованного размера, нарушают права и интересы административного истца, являются незаконными и противоречащими законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству Российской Федерации об электроэнергетике: части 3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта; абзацу 6 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту Закон об электроэнергетике) в соответствии с которым должны соблюдаться баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; абзацу 8 пункта 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике, который предполагает обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики; абзацу 4 пункта 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике, который предполагает достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; части 2 статьи 23, части 3 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике;

пункты 7, 12, 16, 17, 27, 28, 31, 38 Основ ценообразования; пункты 7, 22, 23 Правил государственного регулирования; пункты 5, 6, 11, 12 Методических указаний № 98-э; абзац 12 пункта 136 Основных положений № 442.

При расчете необходимой валовой выручки филиала «Забайкальский» АО «Оборонэнерго» на 2022 год регулирующим органом допущены нарушения, которые привели к занижению необходимой валовой выручки административного истца на сумму рублей.

Оплата за услуги по передаче электроэнергии является основным источником для эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Нарушение департаментом по тарифам Новосибирской области императивных правил повлекло установление для административного истца необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей, индивидуального тарифов на передачу электрической энергии на 2022 г. в меньшем размере, что отразилось на хозяйственной деятельности Общества, повлекло нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В судебном заседании представитель административного истца Н.Л., действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование, поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель департамента по тарифам Новосибирской области Ю.С., действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование, требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т. 2 л.д. 104-114), просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель Акционерного общества «Региональные электрические сети» в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, материалы тарифного дела в части корректировки, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на территории Новосибирской области является департамент по тарифам Новосибирской области (постановление Правительства Новосибирской области от 25 февраля 2013 года № 74-п «О департаменте по тарифам Новосибирской области», далее по тексту постановление № 74-п).

В соответствии с пунктом 7 постановления № 74-п в установленной сфере деятельности департамент в соответствии с Федеральными законами от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" устанавливает или согласовывает в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях долгосрочные параметры регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемые виды деятельности, принимает в установленном порядке решения об изменении (корректировке) таких долгосрочных параметров.

Для определения основных направлений деятельности департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - правление департамента общей численностью не более 9 человек (пункт 37 постановления № 74-п).

В соответствии с пунктом 38 постановления №74-п руководитель департамента является председателем правления департамента и утверждает персональный состав правления департамента, а также порядок его деятельности.

Члены правления департамента, не являющиеся работниками департамента, не позднее чем за 10 календарных дней извещаются о проведении заседания правления департамента. По планируемым к рассмотрению вопросам членам правления департамента, не являющимся работниками департамента, в срок не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания правления департамента представляются на электронном носителе материалы к заседанию правления департамента, включая проект решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, расчеты и заключения экспертизы, а также пояснительная записка. По запросу члена правления департамента, не являющегося работником департамента, может быть предоставлена иная информация с учетом требований законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. По запросу членов правления департамента указанные материалы предоставляются на бумажном носителе.

Заседание правления департамента считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы.

Решение принимается большинством голосов членов правления департамента, присутствующих на заседании. Голос председателя правления департамента при равенстве голосов членов правления департамента является решающим.

Согласно подпункту 11 пункта 36 постановления N 74-п руководитель департамента издает приказы по вопросам, относящимся к сфере деятельности департамента.

Департаментом по тарифам Новосибирской области изданы: приказ от 09.12.2021 N 416-ЭЭ "О внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 23.12.2019 N 754-ЭЭ, от 23.12.2019 N 755-ЭЭ" (далее - Приказ № 416-ЭЭ) и приказ от 09.12.2021 N 419-ЭЭ "О корректировке на 2022 год необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на долгосрочные периоды регулирования для сетевых организаций в Новосибирской области"( далее – Приказ № 419-ЭЭ).

Приказы изданы регулирующим органом на основании решений правления департамента по тарифам Новосибирской области от 09 декабря 2021г. (т.2 л.д.56-62, 74-76).

Согласно части 1 статьи 26 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 N 80-ОЗ "О нормативных правовых актах Новосибирской области" постановления Губернатора Новосибирской области, постановления Законодательного Собрания, постановления Правительства Новосибирской области, нормативные правовые акты областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, либо сведения конфиденциального характера, в течение десяти дней после дня их подписания.

Датой официального опубликования нормативного правового акта считается дата первой (в хронологическом порядке) публикации его полного текста в газете "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области" или газете "Советская Сибирь" либо дата первого размещения (опубликования) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), в сетевом издании "Сайт Законодательного Собрания Новосибирской области. Нормативные правовые акты", в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Новосибирской области" (www.nsopravo.ru) (часть 2 статьи 26).

Приказы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, Приказ № 416-ЭЭ опубликован 16 декабря 2021г., а Приказ № 419-ЭЭ 13декабря 2021г.

С учетом вышеуказанных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Новосибирской области, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения в действие. По этим основаниям административным истцом приказы не оспариваются.

Проверяя законность оспариваемых приказов на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования), и Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).

Разрешая требование о признании не действующим в течение всего периода действия Приказа № 416-ЭЭ, суд исходит из следующего.

Приказом № 416-ЭЭ внесены изменения в приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 23.12.2019 N 754-ЭЭ "Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2020 - 2024 годы" и в приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 23.12.2019 N 755-ЭЭ "Об установлении необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области на 2020 - 2024 годы" (с учетом изменений, внесенных приказами департамента по тарифам Новосибирской области от 23.12.2020 N 653-ЭЭ, от 31.08.2021 N 144-ЭЭ).

Ссылаясь на абзац 12 пункта 7 и абзац 19 пункта 12 Основ ценообразования, административный истец полагает, приказом № 144-ЭЭ пересмотрены долгосрочные параметры регулирования, поэтому у департамента отсутствовали правовые основания для принятия новых решений об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования на 2020-2024 годы, установлении НВВ на 2020г., об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) на 2020г.

В силу абзацев 1, 4 пункта 7 Правил регулирования, по общему правилу, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев. Указанное правило не распространяется, в частности, на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Соответственно, из положений указанной нормы прямо следует, что орган регулирования наделен правом в любое время, независимо от срока действия тарифов, в том числе и в течение срока их действия, привести в соответствие с действующим законодательством ранее принятые тарифные решения, в том числе исправить допущенные при принятии тарифных решений ошибки, поскольку незаконные нормативные правовые акты не должны порождать правовых последствий.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 23.12.2019 N 754-ЭЭ установлены с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, в том числе в отношении АО «Оборонэнерго» филиал «Забайкальский».

Не согласившись с расчетом НВВ, Общество обратилось с административным исковым заявлением в суд.

Решением Новосибирского областного суда от 27 июля 2020 г. по административному делу № 3а-78/2020 по административному исковому заявлению АО «Оборонэнерго» признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия пункт 7 Приложения к приказу департамента по тарифам Новосибирской области от 23.12.2019 № 754-ЭЭ «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2020-2024 годы» в части определения базового уровня подконтрольных расходов по статьям: «расходы на капитальный ремонт основных средств», «расходы на текущий ремонт основных средств» и «расходы на формирование аварийно-страхового запаса» и пункт 7 Приложения № 1, пункт 7 Приложения № 2 к приказу департамента по тарифам Новосибирской области от 23.12.2019 № 755-ЭЭ «Об установлении необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области на 2020-2024 годы» в части формирования необходимой валовой выручки и индивидуального тарифа по статьям: «расходы на капитальный ремонт основных средств», «расходы на текущий ремонт основных средств» и «расходы на формирование аварийно-страхового запаса».

На департамент по тарифам Новосибирской области судом возложена обязанность принять в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом не действующим.

Во исполнение решения суда департаментом принят приказ от 27.10.2020 № 252-ЭЭ «О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года № 754-ЭЭ, от 23 декабря 2019 года № 755-ЭЭ».

Не согласившись с данным приказом, АО «Оборонэнерго» обратилось в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании его не действующим.

Решением Новосибирского областного суда от 11 марта 2021 г. по административному делу № 3а-30/2021 административное исковое заявление АО «Оборонэнерго» о признании недействующим приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 27.10.2020 № 252-ЭЭ «О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года № 754-ЭЭ, от 23 декабря 2019 года № 755-ЭЭ» оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 июля 2021 г. решение Новосибирского областного суда от 11 марта 2021 г. по административному делу № 3а-30/2021 отменено с принятием нового решения, признан не действующим с даты принятия приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 27.10.2020 № 252-ЭЭ «О внесении изменений в приказы Департамента по тарифам Новосибирской области от 23 декабря 2019 года № 754-ЭЭ, от 23 декабря 2019 года № 755-ЭЭ».

Отменяя решение Новосибирского областного суда от 11 марта 2021 г. суд апелляционной инстанции исходил из того, что при принятии заменяющего нормативного правового акта во исполнение вступившего в законную силу решения Новосибирского областного суда от 27 июля 2020 г., у органа регулирования отсутствовали основания осуществлять перерасчет в сторону снижения необходимой валовой выручки и индивидуальный тариф по статье «Материалы на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства», несмотря на выявленные при принятии заменяющего нормативного правового акта недостатки при определении этих видов расходов. Поскольку при принятии заменяющих нормативных правовых актов органу регулирования надлежало исполнить только ранее принятое решение, то у него отсутствовали основания одновременно произвести изъятие средств из необходимой валовой выручки в связи с невыполнением в 2018 г. ремонтных работ.

Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 июля 2021 г. оставлено без изменения кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2022 г.

Выявленные по результатам судебных разбирательств ошибки при формировании расходов на ремонтную деятельность АО «Оборонэнерго» на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов были исправлены департаментом посредством принятия двух нормативных правовых актов:

- взамен Приказа № 252-ЭЭ департаментом был принят приказ от 31 августа 2021 № 144-ЭЭ «О внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 23.12.2019 № 754-ЭЭ, от 23.12.2019 № 755- ЭЭ», являющийся заменяющим нормативным правовым актом во исполнение решения суда, которым пересмотрены расходы на ремонтную деятельность только в части обжалуемых АО «Оборонэнерго» расходов («расходы на капитальный ремонт основных средств», «расходы на текущий ремонт основных средств» и «расходы на формирование аварийно-страхового запаса»);

- остальные допущенные департаментом ошибки при формировании расходов на ремонтную деятельность (при формировании расходов на материалы на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства, выполняемое хозяйственным способом; а также не изъятие необоснованного дохода, возникшего в связи с недоиспользованием средств по расходам на ремонтную деятельность по факту 2018 года) были исправлены посредством принятия Приказа № 416-ЭЭ.

Как верно указано представителем департамента, данное право не требует какой-либо специальной регламентации и является естественным следствием полномочий по установлению цен (тарифов). В противном случае (в случае невозможности органу регулирования самостоятельно исправить допущенную им при принятии тарифного решения ошибку) незаконные тарифные решения применялись бы достаточно длительное время (вплоть до тех пор, пока ФАС России не обнаружит допущенные органами регулирования ошибки и не реализует свои полномочия и не отменит в порядке контроля незаконные нормативные правовые акты, принятые органами регулирования; либо незаконные нормативные правовые акты не будут отменены судом), порождая тем самым негативные последствия в тех важнейших сферах экономики, в которых государством введено государственное регулирование цен, необоснованно увеличивая размер вреда, причиненный применением незаконно установленных тарифов, и, как следствие, неоправданно увеличивая размер ответственности органа регулирования перед субъектами регулируемых правоотношений в виде компенсации возникающих у них убытков за счет бюджета субъекта РФ.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 80 Закона № 80-ОЗ изменение или отмена нормативных правовых актов Правительства Новосибирской области, исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, их отдельных положений осуществляется органом государственной власти Новосибирской области, принявшим данный нормативный правовой акт, либо Губернатором Новосибирской области.

Таким образом, исходя из вышеуказанной нормы, изменение нормативного правового акта, изданного департаментом по тарифам Новосибирской области, допускается им же.

Суд также не может согласиться с позицией административного истца о нарушении департаментом при принятии Приказа № 416-ЭЭ абзаца 19 пункта 12 Основ ценообразования.

Абзац 19 пункта 12 Основ ценообразования устанавливает, что долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), а также в случаях, предусмотренных пунктом 36 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике в отношении территориальных сетевых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность одновременно на территориях городов федерального значения и граничащих с ними субъектов Российской Федерации.

Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что долгосрочные параметры регулирования не подлежат пересмотру регулятором (например, по заявлению сетевой организации в связи с предоставлением дополнительных документов). Принимая Приказ № 416-ЭЭ, департамент не пересматривал долгосрочные параметры регулирования деятельности Общества, а исправлял допущенных им при определении используемых в расчете тарифов долгосрочных параметров регулирования ошибки, что допустимо действующим законодательством в области тарифного регулирования.

Разрешая требование о признании не действующим Приказа № 419-ЭЭ суд исходит из следующего.

Департаментом по тарифам Новосибирской области в рамках дела об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период 2020-2024 гг. АО «Оборонэнерго» в лице филиала Забайкальский» произведена корректировка необходимой валовой выручки на 2022 год, в том числе по полугодиям.

В отношении АО «Оборонэнерго» осуществляется государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации тарифов в рамках долгосрочного периода 2020-2024 гг.

В 2012 г. для АО «Оборонэнерго» начался первый долгосрочный период, который составлял 3 года, третий долгосрочный период составляет 5 лет 2020-2024 годы.

АО «Оборонэнерго» оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ему на праве собственности и аренде, осуществляет деятельность по передаче электрической энергии на основании договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенного с территориальной сетевой организацией - котлодержателем АО «РЭС» от ДД.ММ.ГГГГ

29 апреля 2021 г. АО «Оборонэнерго» обратилось в регулирующий орган в установленные законодательством сроки с заявлением о корректировке утвержденного тарифа.

Заявленные Обществом расходы по статье «услуги по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства» в размере тыс. рублей полностью исключены департаментом, с указанием на возможность их учета в следующие периоды регулирования по факту произведенных работ, как выпадающие доходы в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

В соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, в том числе на основании такого долгосрочного параметра регулирования, как базовый уровень подконтрольных расходов.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 данного документа.

Пунктом 38 Основ ценообразования, пунктом 6 Методических указаний к долгосрочным параметрам регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются, отнесен базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами.

На момент принятия Приказа № 419-ЭЭ размер подконтрольных расходов, установленный для АО «Оборонэнерго» на первый 2020г. долгосрочного периода регулирования установлен Приказом № 754-ЭЭ.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 данного документа, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом приведенных в данном пункте факторов.

В соответствии с «Пояснительной запиской к предложениям о корректировке тарифа» и «Расчетом корректировки НВВ на 2022 год» АО «Оборонэнерго» предлагало учесть в НВВ 2022 года расходы на услуги по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства в размере тыс. рублей в составе «прочих неподконтрольных расходов», обосновывая это тем, что «в составе подконтрольных расходов по статье «Работы и услуги производственного характера» регулятором на 2022 год не учтены расходы на услуги по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства».

Понятие "подконтрольные расходы" дано в Основах ценообразования, под которыми понимаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

В силу пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами.

Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э утверждены Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (Методические указания № 98-э).

Пункты 11 и 12 Методических указаний № 98-э устанавливают порядок определения ННВ в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования, а также затраты, которые учитываются при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования.

Расходы на услуги по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства относятся к «подконтрольным расходам» и учитываются в составе базового уровня подконтрольных расходов, являющегося долгосрочным параметром регулирования.

Как было указано выше, в соответствии с абзацем 19 пункта 12 Основ ценообразования № 1178 долгосрочные параметры регулирования не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования.

Какой-либо возможности учета в течение долгосрочного периода регулирования в качестве неподконтрольных расходов подконтрольных расходов, не учтенных в базовом уровне подконтрольных расходов, законодательством не предусмотрено.

В соответствии с абзацем 10 пункта 7 Основ ценообразования расходы, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, в случае если эти расходы на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов будут признаны экономически обоснованными, подлежат учету регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

АО «Оборонэнерго» указывает, что в силу положений Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, на сетевые организации возложена обязанность установления и определения в отношении всех принадлежащих ей объектов электросетевого хозяйства границ охранных зон, относящихся к зонам с особыми условиями использования территории.

При этом в силу положений части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 252-ФЗ) сведения о местоположении границ с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный реестр недвижимости до 1 января 2022 года.

Данные расходы заявлены в рамках проведения корректировки на 2022г.

АО «Оборонэнерго» не было представлено каких-либо доказательств необходимости проведения в 2022 году работ по установлению охранных зон в отношении принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства, указанных им в «Перечне объектов для выполнения работ по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства филиала «Забайкальский» акционерного общества «Оборонэнерго» на 2022г.».

В обоснование необходимости проведения указанных работ АО «Оборонэнерго» ссылается на предписание Ростехнадзора, однако не предоставило его.

Из представленного акта проверки следует, что проверка проводилась Ростехнадзором в отношении филиала «Сибирский» АО «Оборонэнерго» на предмет соблюдения правил охраны электрических сетей не только в отношении объектов электросетевого хозяйства АО «Оборонэнерго», расположенных на территории Новосибирской области, но и в иных регионах, при этом все объекты электросетевого хозяйства указаны в акте проверки без привязки к их месту расположения и без указания инвентарных номеров. Вследствие чего, соотнести указанные в акте проверки объекты электросетевого хозяйства с Перечнем объектов, департамент не мог.

Также расчет расходов на указанные работы был выполнен АО «Оборонэнерго» исходя из цены за 1 км протяженности электрических сетей в размере тыс. рублей, посчитанной АО «Оборонэнерго» из стоимости и протяженности электрических сетей по Договору № ДД.ММ.ГГГГ, с применением ИПЦ (1,036 и 1,039) и протяженности электрических сетей в размере 166,884 км.

В силу положений пункта 28 Основ ценообразования № 1178, предусмотренные указанной нормой расходы должны определяться в соответствии с положениями пункта 29 Основ ценообразования № 1178, в соответствии с которым при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Договор был заключен не по результатам торгов, поэтому не соответствует требованиям к источнику цен, предусмотренному абзацем 3 пункта 29 Основ ценообразования № 1778.

Согласно отчету о производственно-хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по передаче электрической энергии за 2020 год у АО «Оборонэнерго» отсутствовали фактические расходы по данной статье затрат в 2020 году.

С учетом вышеуказанного, департаментом обоснованно исключены расходы по статье «услуги по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства» в размере тыс. рублей.

Административный истец также не согласен с исключением расходов по обеспечению коммерческого учета электрической энергии, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ, в размере тыс. рублей.

АО «Оборонэнерго» в соответствии с пояснительной запиской, «Расчетом корректировки НВВ на 2022 год», а также в соответствии с «Уточненным расчетом корректировки необходимой валовой выручки (НВВ) на оказание услуги по передаче электрической энергии на 2022 год в рамках долгосрочного периода регулирования 2022-2024 годы филиала «Забайкальский» АО «Оборонэнерго» в границах Новосибирской области» предложено учесть в тарифе 2022 года расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона № 35-ФЗ обязанностей по обеспечению коммерческого учета электрической энергии в размере тыс. рублей.

В обоснование расчета представлены: план-график работ по приборам учета в электрических сетях АО «Оборонэнерго» по РЭС «Новосибирский» филиала «Забайкальский»; локальный сметный расчет на установку коммерческого трехфазного прибора учета; локальный сметный расчет на замену трансформатора тока; расчет начальной цены на примере цен сопоставимых поставщиков в отношении трехфазного счетчика электрической энергии; счет на оплату счетчика от 7 апреля 2021 года, выставленный ООО (г. Улан-Удэ) в адрес АО «Оборонэнерго»; счет на оплату счетчика от 7 апреля 2021 года, выставленный ООО (г. Чита) в адрес АО «Оборонэнерго»; коммерческое предложение от 07.04.2021 ООО (г. Москва) в адрес АО «Оборонэнерго» по цене трехфазного прибора учета ; договор поставки от 17.03.2021 между и АО «Оборонэнерго» на поставку наконечников, трансформаторов тока, электросчетчиков и протокол заседания закупочной комиссии филиала «Забакайльский» АО «Оборонэнерго» от 12.03.2021, пунктом 4 которого согласовано проведение закупки по указанному договору как нерегламентированной закупки у единственного поставщика; договор поставки (без даты и подписи) между ООО и АО «Оборонэнерго» на поставку узлов учета, приборов учета, щитов учета в адрес филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» (г. Пятигорск) и протокол заседания закупочной комиссии от 12.12.2019 к указанному договору.

Как следует из заключения по результатам предложения АО «Оборонэнерго» о корректировке на 2022 год НВВ и индивидуальных тарифов (т.2 л.д.193 оборот), заявленные расходы по установке приборов учета не учтены в связи с отсутствием подтверждения фактического размера расходов по установке приборов учета за 2020 г. Заявленные Обществом на выполнение в 2022 году, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике, обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, не признаны департаментом экономически обоснованными в полном объеме, в связи с чем не учтены в составе НВВ на 2022 год. В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, расходы сетевой организации, понесенные ею для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике, подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27.12.2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

Порядок реализации обязанностей, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и иного оборудования, используемых для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе состав такого оборудования, а также порядок реализации указанных обязанностей в отношении ветхих и аварийных объектов, точек поставки на розничных рынках, совпадающих с точками поставки, входящими в состав групп точек поставки на оптовом рынке, определяется правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Таким образом, с 01 июля 2020г. к сетевым организациям перешла ответственность за приборы учета электрической энергии потребителей в случаях, если: прибор учета отсутствует, вышел из строя и требуется его замена; у прибора учета истек межповерочный период; у прибора учета закончился срок эксплуатации; при новом технологическом присоединении.

В силу части 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 N 442 (далее - Правила N 442), в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 136 Правил N 442 гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности): при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).

Установка прибора учета и допуск его к эксплуатации, в случае если такой прибор учета отсутствовал или вышел из строя, истек срок его эксплуатации по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее, должны быть осуществлены до 31 декабря 2023 г. В иных случаях установка, замена или с учетом положений пункта 136 настоящего документа поверка прибора учета электрической энергии и допуск к эксплуатации прибора учета электрической энергии должны быть осуществлены не позднее 6 месяцев:

с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (оказания услуг по передаче электрической энергии) (пункт 151 Правил N 422).

Пунктом 141 Правил N 442 предусмотрено, что используемые на 1 июля 2020 года приборы учета электрической энергии, не соответствующие новым требованиям, могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо до момента их выхода из строя или утраты.

Кроме того, данными правилами установлен порядок проведения поверок расчетных приборов учета и процедура оформления результатов таких поверок.

Таким образом, федеральный законодатель, возлагая обязанность на электросетевые организации по установке приборов учета в отношении энергопринимающих устройств потребителей, определил правила исполнения такой обязанности. Из анализа приведенных норм следует, что с 1 июля 2020 года по 1 января 2022 года используются приборы учета электрической энергии, не в полной мере соответствующие новым требованиям законодательства, т.е. могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо до момента их выхода из строя или утраты. Используемые приборы учета считывают электрическую энергию с нарастающим итогом, не позволяют регулировать потребление электроэнергии, с их табло необходимо списывать показания и передавать поставщику. Установка интеллектуальных приборов учета производится только в случае утверждения таких мероприятий в инвестиционной программе электросетевых организаций.

Из представленного Обществом расчета потребности в материалах и оборудовании следует, что в 2002г. подлежат замене: ПУ -37; ТТ – 2145; ИКУЭ- 14, на общую сумму руб.

В нарушение положений Правил N 442, административным истцом не представлены документы, подтверждающие выход из строя, истечение срока эксплуатации или истечение интервала между поверками приборов учета электрической энергии в точках поставки электрической энергии в сети АО "Обороэнерго" после 1 июля 2020 года. Представленный план-график работ по приборам учета такую информацию не содержит.

Таким образом, действующее законодательство в сфере тарифного регулирования предусматривает последовательный порядок применения информации о ценах, и в случае невозможности использования источников информации, предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования, а также при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов - орган регулирования по правилам пункта 31 Основ ценообразования использует в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией.

Административным истцом в нарушение требований законодательства не представлены документы в обоснование цены приобретения приборов учета и иного оборудования.

Тарифным органом обоснованно не принят договор поставки от декабря 2019г., протокол центральной закупочной комиссии, поскольку он относится к филиалу «Северо-Кавказский» АО "Оборонэнерго", и к деятельности филиала "Забайкальский" не имеет отношения.

Представленные АО «Оборонэнерго» в обоснование цен документы не соответствуют требованиям пункта 29 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, выводы департамента о том, что Общество не представило документы, обосновывающие заявленные по данной статье затрат расходы, являются правильными.

При этом обязанность по экономическому обоснованию исходных данных и расчета тарифов лежит на регулируемой организации, поскольку являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должна быть заинтересована в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. В этой связи законодательством на заявителя возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

Кроме того, по факту 2020 года у АО «Оборонэнерго» отсутствовали расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона № 35-ФЗ обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии.

Руководствуясь пунктом 31 Основ ценообразования № 1178, расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона № 35-ФЗ обязанностей сетевой организации были определены департаментом в размере, соответствующем факту 2020 года - 0,00 рублей.

Указанные расходы, как не учтенные при установлении тарифа 2022 год, но фактически понесенные, могут быть учтены на следующий период регулирования в соответствии с абзацем 10 пункта 7 Основ ценообразования № 1178.

АО «Оборонэнерго» не согласно с уменьшением размера корректировки неподконтрольных расходов по статье «амортизация основных средств за 2020 год». По мнению административного истца, департаментом при осуществлении корректировки неподконтрольных расходов по статье «амортизация» по формуле (7) пункта 11 Методических указаний № 98-э неправомерно не приняты в расчет фактические расходы АО «Оборонэнерго» на амортизацию основных средств за 2020 год в размере тыс. рублей, подтвержденные ведомостью амортизации основных средств.

Порядок определения экономически обоснованного размера расходов на амортизацию для целей расчета тарифов регламентирован пунктом 27 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с абзацем 5 пункта 27 Основ ценообразования № 1178 при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

Согласно пункту 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

Реализация указанных положений пункта 7 Основ ценообразования № 1178 предусмотрена в формулах расчета необходимой валовой выручки на соответствующий год долгосрочного периода регулирования пункта 11 Методических указаний № 98-Э через параметр - расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9 Методических указаний, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний (тыс. руб.). Указанные расходы определяются следующим образом:

В расчете указанного параметра по формуле, в том числе, учитывается параметр - корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра, расчет которого производится по формуле.

Согласно пункту 11 Методических указаний № 1178 неподконтрольные расходы на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются методом экономически обоснованных расходов; и включают в себя, в том числе, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, определяемых в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, в силу указанных положений законодательства в расчете корректировки неподконтрольных расходов по формуле (7) пункта 11 Методических указаний № 98-э в качестве фактической величины неподконтрольных расходов могут быть использованы только экономически обоснованные расходы, отвечающие требованиям соответствующих норм Основ ценообразования № 1178, предусматривающих критерии «экономической обоснованности» соответствующих расходов, подлежащих учету в устанавливаемых на плановый период регулирования тарифов.

Применительно к таким неподконтрольным расходам как «амортизация» размер их фактической величины для расчета корректировки по формуле должен определяться в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, в частности, исходя из максимальных сроков полезного использования объектов основных средств.

АО «Оборонэнерго» в расчете корректировки амортизации по факту 2020 года использовалась фактически начисленная амортизация по объектам основных средств согласно ведомости начисления амортизации, размер которой в сумме тыс. рублей был определен не в соответствии с требованиями абзаца 5 пункта 27 Основ ценообразования № 1178 (не из максимальных сроков полезного использования).

В связи с чем, департаментом такой расчет фактической величины амортизации за 2020 год был признан экономически необоснованным, и фактическая величина амортизации за 2020 год была определена департаментом на указанные в ведомости начисления амортизации объекты основных средств, исходя из их максимальных сроков полезного использования.

С учетом вышеизложенного, департамент законно и обоснованно определил сумму возмещения амортизационных отчислений в экономическо-обоснованном размере - тыс. руб.

АО «Оборонэнерго» заявлено о необоснованном исключении выпадающих доходов от оказания услуг по передаче электрической энергии в 2020 году в размере тыс, рублей и исключении выпадающих расходов по подконтрольным расходам за 2021 год по статье «Материалы на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства» в размере тыс. рублей.

В обоснование данного довода АО «Оборонэнерго» указывает, что в связи признанием апелляционным судом не действующим Приказа № 252-ЭЭ и принятием департаментом во исполнение указанного судебного решения Приказа № 144-ЭЭ взамен Приказа № 252-ЭЭ, департамент обязан был на основании пункта 7 Основ ценообразования № 1178 и пунктов 7 и 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» (далее - Пленум ВС РФ № 63) учесть в составе тарифа 2022 года «выпадающие доходы» АО «Оборонэнерго» по статье затрат «ремонтная деятельность»:

- за 2020 год - в размере тыс. рублей, рассчитанные как разница между плановой НВВ за содержание объектов электросетевого хозяйства, определенной по Приказу № 144-ЭЭ; и фактической выручкой за содержание объектов электросетевого хозяйства, сложившейся по факту 2020 года с применением тарифов, установленных Приказом № 252-ЭЭ; с применением индексов (ИПЦ 2021 и 2022 годов);

- за 2021 год - в размере тыс. рублей, рассчитанные как разница планируемого размера расходов по статье затрат «материалы на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства», определенная на 2021 год исходя из Приказа № 252-ЭЭ и Приказа № 144-ЭЭ; с применением коэффициента индексации подконтрольных расходов 2021 года.

Данная позиция административного истца является необоснованной, поскольку фактически «выпадающие доходы», заявленные к возмещению АО «Оборонэнерго», отсутствуют в связи с принятием Приказа № 416-ЭЭ.

Также учет заявленных АО «Оборонэнерго» «выпадающих доходов» в тарифе 2022 года невозможен по следующим основаниям.

Пункт 7 Основ ценообразования № 1178 предусматривает возможность учета в составе тарифа на следующий период регулирования неучтенных экономически обоснованных расходов в периоде регулирования, в котором они понесены, и недополученных доходов при осуществлении регулируемой деятельности по независящим от регулируемой организации причинам. При этом обязательным условием учета таких расходов (доходов) в составе тарифа следующего периода регулирования является условие выявления регулирующим органом таких расходов (доходов) на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.

Пункт 2 Основ ценообразования № 1178 содержит понятия, используемые в данном документе, среди которых понятий «экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования» и «недополученные доходы» нет.

Значения иных понятий, используемых в настоящем документе, соответствуют принятым в законодательстве Российской Федерации.

Понятия «экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования» и «недополученные доходы» содержатся в законодательстве в сфере ценообразования Российской Федерации в следующих нормативных правовых актах: Основах ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования № 406); Основах ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (далее - Основы ценообразования № 484).

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 406: «недополученные доходы» - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов»; «экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования» - расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией на осуществление производственной деятельности в течение предыдущего периода регулирования, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов либо судом».

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 484: «недополученные доходы» - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением объема и (или) массы твердых коммунальных отходов по сравнению с объемом и (или) массой твердых коммунальных отходов, учтенных при установлении тарифов;

"экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования" - расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, используемую регулируемой организацией в процессе осуществления производственной деятельности в течение предыдущего периода регулирования, изменением законодательства Российской Федерации, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными Федеральной антимонопольной службой либо судом».

Таким образом, к «недополученным доходам» относятся только доходы, которые не получены регулируемой организацией в предыдущий период регулирования в связи со снижением объема полезного отпуска реализуемого потребителям ресурса; а к «экономически обоснованным расходам, не учтенным при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования» только расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, используемую регулируемой организацией в процессе осуществления производственной деятельности в течение предыдущего периода регулирования, изменением законодательства Российской Федерации, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными Федеральной антимонопольной службой либо судом.

Заявленные АО «Оборонэнерго» к учету в тарифе 2022 года «выпадающие доходы» 2020 и 2021 годов не подпадают под вышеуказанные критерии понятий «недополученных доходов» и «экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования», содержащихся в законодательстве Российской Федерации в сфере ценообразования, поэтому не подлежат учету в составе тарифа 2022 года на основании абзаца 10 пункта 7 Основ ценообразования № 1178.

Кроме того, в силу положений абзаца 10 пункта 7 Основ ценообразования № 1178 в составе тарифа 2022 года не могут быть учтены, в принципе, какие- либо недополученные в 2021 году доходы и экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в 2021 году, поскольку годовая бухгалтерская и статистическая отчетность и прочие материалы за 2021 год к моменту проведения экспертизы предложения регулируемой организации об установлении тарифа 2022 года (20 декабря 2021 года) отсутствовали.

В отношении заявленных АО «Оборонэнерго» к возмещению в составе тарифа 2022 года «выпадающих доходов» 2020 года необходимо учесть, что

при принятии Приказа № 252-ЭЭ департаментом по результатам судебных разбирательств, в целях приведения в соответствие с действующим законодательством, помимо учтенных в Приказе № 144-ЭЭ ошибок при формировании расходов на ремонтную деятельность были исправлены также следующие ошибки: произведен перерасчет в сторону уменьшения необходимой валовой выручки по статье затрат «материалы на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства» с тыс. руб. до тыс. рублей; произведено изъятие на основании пункта 7 Основ ценообразования № 1178 необоснованного дохода, полученного АО «Оборонэнерго» по факту 2018 года в связи недоиспользованием учтенных в тарифе 2018 года средств по расходам на ремонтную деятельность в размере тыс. рублей.

По результатам анализа отчетных данных АО «Оборонэнерго» по факту осуществления регулируемого вида деятельности в 2020 году установлено, что по сравнению с расходами на ремонтную деятельность, учтенными в Приказе № 252-ЭЭ, перерасход средств по указанной статье затрат составил

незначительную величину - тыс. рублей ( тыс. рублей («ремонт основных средств») + тыс. рублей «материалы на ремонты»).

При этом указанный перерасход обусловлен в большей части проведением не заявлявшихся ранее при формировании НВВ 2020 года услуг по восстановлению асфальтобетонного покрытия в размере тыс. рублей, перерасходом на тыс. рублей учтенных по предложению АО «Оборонэнерго» расходов на ремонт автотранспорта и оргтехники, и только лишь в размере 11,47 тыс. рублей перерасходом материалов на ремонты.

Соответственно, в том случае, если бы департаментом изначально при принятии Приказа № 252-ЭЭ не были исправлены вышеуказанные ошибки, и НВВ на 2020 год была бы сформирована в размере, соответствующем Приказу № 144-ЭЭ, то по факту осуществления АО «Оборонэнерго» регулируемого вида деятельности в 2020 году в тарифе 2022 года у АО «Оборонэнерго» возник бы необоснованный доход почти в той же сумме, которая составляет разницу между НВВ, учтенной в Приказе № 252-ЭЭ и в Приказе № 144-ЭЭ, подлежащей изъятию на основании пункта 7 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 ГК РФ).

Таким образом, в случае признания судом тарифного решения не действующим вследствие его экономической необоснованности должна осуществляться компенсация «имущественных потерь» регулируемой организации, а не «необоснованно полученные доходы».

Соответственно, в отсутствие у АО «Оборонэнерго» каких-либо имущественных потерь по факту применения в 2020 году тарифа, установленного Приказом № 252-ЭЭ, отсутствуют и какие-либо основания для их компенсации.

По мнению суда, в ходе рассмотрения настоящего дела не нашли своего подтверждения и являются необоснованными доводы административного истца относительно несоответствия оспариваемых приказов правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая то, что оспариваемые в части нормативные правовое акты требованиям действующего законодательства соответствует, права и законные интересы административного истца не нарушают, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Акционерного общества «Оборонэнерго» отказать в полном объеме.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Новосибирский областной суд.

Судья Разуваева А.Л.

Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2022 года