Дело № 3а-64/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень |
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипова А.В.,
при секретаре Щукиной М.А.,
с участием представителя административного истца Ашба Р.М. – Полетаевой С.М., представителя заинтересованного лица ГБУ ТО «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации» Мадеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ашба Р.М. в лице представителя Полетаевой С.М. к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
у с т а н о в и л:
Ашба Р.М. в лице представителя Полетаевой С.М. с учетом уточнения требований обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости:
- здания, назначение нежилое, наименование: забойный цех, площадью 620,4 кв.м, кадастровый номер <.......>, местоположение: <.......>, по состоянию на 01 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 921 200 рублей;
- здания, назначение нежилое, наименование: птичник № 7, площадью 1579,60 кв.м, кадастровый номер <.......>, местоположение: <.......> 11, по состоянию на 01 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 1 088 000 рублей;
- здания, назначение нежилое, наименование: птичник № 6, площадью 1579 кв.м, кадастровый номер <.......>, местоположение: <.......> по состоянию на 01 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 1 088 000 рублей;
- здания, назначение нежилое, наименование: птичник № 5, площадью 1579 кв.м, кадастровый номер <.......>, местоположение: <.......>, по состоянию на 01 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 1 088 000 рублей
- здания, назначение нежилое, наименование: птичник № 4, площадью 1579,6 кв.м, кадастровый номер <.......>, местоположение: <.......> по состоянию на 01 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 1 088 000 рублей;
- здания, назначение нежилое, наименование: птичник № 3, площадью 1579 кв.м, кадастровый номер <.......>, местоположение: <.......>, по состоянию на 01 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 1 088 000 рублей;
- здания, назначение нежилое, наименование: нежилое строение, площадью 1179 кв.м, кадастровый номер <.......>, местоположение: <.......> по состоянию на 01 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 785 300 рублей;
- здания, назначение нежилое, наименование: арочник-склад, площадью 268,5 кв.м, кадастровый номер <.......>, местоположение: <.......>, по состоянию на 01 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 193 600 рублей;
- здания, назначение нежилое, наименование: нежилое строение (инкубаторий), площадью 984,8 кв.м, кадастровый номер <.......>, местоположение: <.......>, по состоянию на 01 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 1 189 400 рублей;
- здания, назначение нежилое, наименование: нежилое строение, площадью 1579,6 кв.м, кадастровый номер <.......>, местоположение: <.......>, по состоянию на 01 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 1 088 000 рублей;
- здания, назначение нежилое, наименование: теплая стоянка тракторов, площадью 77,5 кв.м, кадастровый номер <.......>, местоположение: <.......> 5, по состоянию на 01 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 211 700 рублей;
- здания, назначение нежилое, наименование: нежилое строение (котельная), площадью 107,7 кв.м, кадастровый номер <.......>, местоположение: <.......>, по состоянию на 01 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 127 700 рублей;
- здания, назначение нежилое, наименование: нежилое строение (моечный пункт), площадью 71,7 кв.м, кадастровый номер <.......>, местоположение: <.......>, по состоянию на 01 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 312 500 рублей;
- здания, назначение: нежилое строение (гараж), площадью 483,5 кв.м, кадастровый номер <.......> местоположение: <.......>, по состоянию на 01 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 917 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что Ашба Р.М. является собственником вышеуказанных объектов недвижимости.
Административный истец указывает, что:
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 3 439 084,93 рубля;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года 8 170 391,01 рубль;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 211 122,69 рубля;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 5 386 631,17 рубль;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 211 651,00 рубль;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 211 122,69 рубля;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 2 827 626,83 рублей;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 583 508,79 рублей;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 5 570 314,92 рублей;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 5 388 981,36 рубль;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 135 851,44 рубль;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 456 756,73 рублей;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 937 375,92 рублей;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 5 124 925,05 рублей.
В подтверждение заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке ООО «Экспертиза, оценка и консалтинг» от 04 декабря 2022 года № 35, согласно которому:
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 921 200 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1088 000 рублей;
- рыночная стоимость здания <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 088 000 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 088 000 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 088 000 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 088 000 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 785 300 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 193 600 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 189 400 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 088 000 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 211 700 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 127 700 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 312 500 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 917 000 рублей.
Ашба Р.М. как собственник указанных объектов недвижимости является плательщиком налога на имущество, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец указывает, что у него имеется правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, поскольку установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в большем размере, чем рыночная стоимость, приводит к тому, что собственник оплачивает налог на имущество в большем размере, что нарушает права административного истца.
Обращает внимание, что административным истцом соблюден досудебный порядок, предусмотренный для данной категории спора, поскольку решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 06 августа 2012 года №П/345 при Управлении Росреестра по Тюменской области от 24 марта 2021 года была снижена кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <.......>; <.......>; <.......>; <.......>; <.......>; <.......>; <.......>; <.......>; <.......>; <.......>.
19 декабря 2022 года Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Тюменской области Департамента имущественных отношений Тюменской области принято решение об отклонении заявления административного истца об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: <.......>; <.......>; <.......>; <.......>; <.......>; <.......>; <.......>; <.......>; <.......>; <.......>; <.......>; <.......>; <.......>.
По изложенным основаниям административный истец обратился с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2021 года.
Определением Тюменского областного суда от 27 июня 2023 года по ходатайству представителя административного истца Ашба Р.М. – Полетаевой С.М. назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Ваш Партнер» ФИО9.
07 ноября 2023 года в суд поступило заключение эксперта ООО «Ваш Партнер» № 2023-466.
Определением судьи Тюменского областного суда от 07 ноября 2023 года производство по делу возобновлено.
14 ноября 2023 года в суд поступило заявление представителя административного истца об уточнении требований, просила установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной судебным экспертом.
В судебном заседании представитель административного истца Ашба Р.М. – Полетаева С.М. просила удовлетворить заявленные требования с учетом уточнений.
Представитель заинтересованного лица ГБУ ТО «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации» Мадеева Е.С. в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда.
Административный истец Ашба Р.М., представители административных ответчиков Департамента имущественных отношений Тюменской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителей административного истца, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» даны разъяснения о том, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе, требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 указанного Федерального закона).
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного объекта.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец является собственником объектов недвижимости:
- здания, площадью 620,4 кв.м, с кадастровым номером <.......>, местоположение: <.......>;
- здания, площадью 1579,60 кв.м, с кадастровым номером <.......> расположенного по адресу: <.......>;
- здания, площадью 1579 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>;
- здания, площадью 1579 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>
- здания, площадью 1579,6 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>
- здания, площадью 1579 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>;
- здания, площадью 1179 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>
- здания, площадью 268,5 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>;
- здания, площадью 984,8 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>;
- здания, площадью 1579,6 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>;
- здания, площадью 77,5 кв.м, с кадастровым номером <.......>, местоположение: <.......>;
- здания, площадью 107,7 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>;
- здания, площадью 71,7 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......> 8;
- строения, площадью 483,5 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, что подтверждается выписками из ЕГРН и ответом филиала ППК «Роскадастр» по Тюменской области (т.1 л.д. 41-48, 65-86, т.3 л.д.48-53).
В силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 2 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, административный истец несет обязанность по уплате налога на имущество в отношении указанных объектов недвижимости, расчет которых производится исходя из их кадастровой стоимости. Результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются права и обязанности административного истца.
На территории Тюменской области государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проведена в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест), расположенных в Тюменской области, по состоянию на 01 января 2021 года утверждены распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 03 ноября 2021 года №360/16.
По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 3 439 084,93 руб.;
- здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 8 170 391,09 руб.;
- здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 211 122,69 руб.;
- здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 5 386 631,17 руб.;
- здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 211 651,1 руб.;
- здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 211 122,69 руб.;
- здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 2 827 626,83 руб.;
- здания с кадастровым <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 583 508,79 руб.;
- здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 5 570 314,92 руб.;
- здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 5 388 981,36 руб.;
- здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 135 851,44 руб.;
- здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 456 756,73 руб.;
- здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 937 375,92 руб.;
- здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 5 124 925,05 руб.
Дата начала применения оспариваемой кадастровой стоимости – 01 января 2022 года.
Обращаясь в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и указывая на несоответствие кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен отчет об оценке № 35 от 04 декабря 2022 года, выполненный оценщиком ООО «Экспертиза, оценка и консалтинг».
Согласно отчету об оценке № 35 от 04 декабря 2022 года, выполненному оценщиком ООО «Экспертиза, оценка и консалтинг»:
- рыночная стоимость нежилого строения с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 921 200 рублей;
- рыночная стоимость нежилого строения с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 088 000 рублей;
- рыночная стоимость нежилого строения с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 088 000 рублей;
- рыночная стоимость нежилого строения с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 088 000 рублей;
- рыночная стоимость нежилого строения с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 088 000 рублей;
- рыночная стоимость нежилого строения с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 088 000 рублей;
- рыночная стоимость нежилого строения с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 785 300 рублей;
- рыночная стоимость нежилого строения с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 189 400 рублей;
- рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 193 600 рублей;
- рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 088 000 рублей;
- рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 211 700 рублей;
- рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 127 700 рублей;
- рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 312 500 рублей;
- рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 917 000 рублей.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости объектов недвижимости, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, а также ходатайством представителя административного истца и возражениями административного ответчика, судом назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Ваш Партнер» ФИО9С. (т.3 л.д.213-222).
В соответствии с заключением №2023-466, выполненного экспертом ООО «Ваш Партнер» ФИО9., рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 142 565 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 067 546 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 067 546 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 067 546 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 067 546 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 067 546 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 720 277 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 70 935 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 250 247 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 067 546 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 172 973 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 192 889 рублей;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 464 371 рубль;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером <.......> по состоянию на 01 января 2021 года составляет 1 002 693 рубля.
Представитель административного истца, согласившись с выводами заключения эксперта, просила установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной судебным экспертом.
Заинтересованным лицом ГБУ ТО «Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации» представлены замечания относительно выводов экспертного заключения. При этом указывает, несмотря на имеющиеся замечания, с учетом фактического состояния объектов оценки, результаты экспертизы соответствуют уровню цен, сложившемуся на рынке.
Оценивая заключение эксперта ООО «Ваш Партнер» №2023-466 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 КАС РФ, суд признает его надлежащим доказательством по делу, так как экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования и стажем работы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
При определении рыночной стоимости объектов недвижимости эксперт проанализировал подходы к оценке, применил затратный подход, обосновал отказ от сравнительного и доходного подходов.
Выбор объектов-аналогов осуществлялся на основании сопоставления основных характеристик объектов оценки и объектов-аналогов согласно справочнику укрупненных показателей стоимости строительства, КО-ИНВЕСТ «Здания и сооружения агропромышленного комплекса», 2020 год.
Суд, исследовав заключение эксперта и сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о том, что заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, соответствует законодательству об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, является обоснованным и объективным, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы, и ответы на поставленные судом вопросы.
Поскольку документальных данных содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайство о проведении повторной или дополнительной судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости ни административным истцом, ни административными ответчиками не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости определенной судебной экспертизой.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд – 13 апреля 2023 года. Из положений статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости помещения.
Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Ашба Р.М. удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость здания, площадью 620,4 кв.м, с кадастровым номером <.......>, местоположение: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере 1 142 565 рублей;
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость здания, площадью 1579,60 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере 1 067 546 рублей;
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость здания, площадью 1579 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере 1 067 546 рублей;
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость здания, площадью 1579 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, равное его рыночной стоимости в размере 1067 546 рублей;
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость здания, площадью 1579,6 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере 1 067 546 рублей;
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость здания, площадью 1579 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере 1 067 546 рублей;
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимости здания, площадью 1179 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере 770 277 рублей;
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость здания, площадью 268,5 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере 70 935 рублей;
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость
здания, площадью 984,8 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере 1 250 247 рублей;
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость здания, площадью 1579,6 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере 1 067 546 рублей;
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость нежилого здания, площадью 77,5 кв.м, с кадастровым номером <.......>, местоположение: <.......> равной его рыночной стоимости в размере 172 973 рублей;
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость здания, площадью 107,7 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере 192 889 рублей;
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость здания, площадью 71,7 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере 464 371 рубль;
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость строение, площадью 483,5 кв.м, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размер 1 002 693 рубля;
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 апреля 2023 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 11 декабря 2023 года.
Судья Тюменского областного суда А.В.Осипов