ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-650/17 от 19.10.2017 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область. 19 октября 2017 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-650/17 по административному исковому заявлению Злотникова Сергея Анатольевича о признании недействующими подпунктов «а» и «в» подпункта 26 пункта 1 решения Совета депутатов города Дубны Московской области от 24 ноября 2016 года № РС – 10(33)-101/41 «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области» относительно изменений в части 3 и 7 статьи 43 Устава города Дубны Московской области,

установил:

Злотников С.А. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими подпунктов «а» и «в» подпункта 26 пункта 1 решения Совета депутатов города Дубны Московской области от 24 ноября 2016 года № РС – 10(33)-101/41 «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области» относительно изменений в части 3 и 7 статьи 43 Устава города Дубны Московской области.

Пояснил, что 19 января 2017 года в 3-м номере газеты «Вести Дубны» было опубликовано решение Совета депутатов города Дубны от 24.11.2016 № РС-10(33)-101/41 «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области».

В соответствии с указанным Решением об изменении Устава Совет депутатов города Дубны Московской области внёс в Устав города Дубны Московской области ряд изменений и дополнений, в т.ч. изменил статью 43 Устава города Дубны:

Согласно пп.26 п.1 указанного Решения об изменении Устава было решено «в статье 43:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Официальным опубликованием правовых актов города Дубны считается первая публикация их полного текста в официальных печатных изданиях органов местного самоуправления города Дубны или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале органов местного самоуправления города Дубны Московской области, определяемом решением Совета депутатов города Дубны.»;

б) в части 5 слово «Администрацией» заменить словом «Главой»;

в) часть 7 дополнить словами «или на официальный интернет-портал органов местного самоуправления города Дубны Московской области».

В соответствии с Федеральным законом №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации Местного самоуправления в Российской Федерации»:

Статья 28. Публичные слушания

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;

4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

В соответствии с действующим в 2016 году Уставом города Дубны Московской области:

Статья 17. Публичные слушания

1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей города Советом депутатов, главой города могут проводиться публичные слушания.

На публичные слушания в обязательном порядке выносятся:

1) проект Устава города, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами Совета депутатов города и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей города о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей города, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Результаты публичных слушаний подлежат официальному опубликованию.

В нарушение Устава Дубны и Закона о местном самоуправлении указанные изменения в части внесения подпунктов «а» и «в» в статью 43 Устава г. Дубны предварительно не были опубликованы для ознакомления и не были вынесены на публичные слушания для обсуждения жителями города.

По мнению административного истца, было нарушено его право на участие в решении вопросов местного значения и на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления.

Сам проект изменений в Устав города Дубны действительно был опубликован для ознакомления - в 28 номере газеты Вести Дубны от 14.07.2016 года. В этом же номере было сообщено о проведении 18 августа 2016 года публичных слушаний по опубликованному проекту изменений в Устав города.

В тексте опубликованного проекта изменений в Устав города не было каких-либо упоминаний о том, что размещение правовых актов города Дубны на официальном интернет-портале города предлагается считать официальным опубликованием правовых актов, и таким образом, размещение документа где-то на портале может заменять собой официальное опубликование правового акта в официальных печатных изданиях органов местного самоуправления города Дубны.

Подпункт 26 пункта 1 в опубликованном проекте изменений был сформулирован так: «в части 5 статьи 43 слово «Администрацией» заменить словом «Главой». И никаких новых пунктов «а» и «в» о приравнивании размещения на интернет-портале официальному опубликовании в печати. Также никаких упоминаний о приравнивании интернет-публикации официальному опубликованию правового акта нет и в заключении по результатам публичных слушаний, опубликованных в 35-м номере Вестей Дубны от 01.09.2016, на странице 15. Также в заключении по результатам публичных слушаний не было никакого мотивированного обоснования принятого решения о внесении оспариваемых дополнений в Устав Дубны.

Опубликованный в июле 2016 года проект изменений в Устав Дубны по сути своей был предназначен для приведения Устава Дубны в соответствие областному законодательству в связи со вступлением в силу Закона Московской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований МО и органами государственной власти МО» и Закона Московской области «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований МО и порядке формирования представительных органов муниципальных районов МО, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований МО». Поэтому публичные слушания не вызвали какой-либо существенный интерес у жителей города.

Приравнивание размещения правового акта города где-то на городском интернет-портале опубликования в официальном печатном издании - это решение совершенно другого уровня, существенно влияющего на возможность жителей города своевременно получать достоверную информацию о новых правовых актах города.

Кроме того, в качестве официального интернет-портала органов местного самоуправления города Дубны Московской области, решением Совета депутатов города Дубны определён адрес http://naukograd-dubna.ru/. Однако, как показывает практика, непосредственно по адресу http://naukograd-dubna.ru/ не был опубликован ни один правовой акт города. Все правовые акты, которые были выложены на портале, были выложены где-то в глубине портала, по совершенно разным адресам. Ссылки на часть документов выложены по адресу http://naukograd-dubna.ru/ov/administratsiya- goroda/rasporyazheniva-i-postanovleniya/.

Также, не существует утверждённых технических требований к публикации правовых актов на официальном интернет-портале города: при выкладывании текста документа в глубине интернет-портала, никаким образом не гарантируется неизменность текста выложенного документа на протяжении времени. Более того, бывали случаи, когда содержание выложенного на интернет-портале документа в дальнейшем изменялось, хотя адрес этого документа оставался прежним. Например, такой случай произошёл с генеральным планом города, изменение которого на интернет-портале бывший главный архитектор города объяснял «ошибкой программистов».

Исходя из существа внесенных изменений в Устав, они не могут быть законными, т.к.:

нет никакой определённости, где именно на интернет-портале города жители могут найти принятые правовые акты;

нет никакой определённости в сроках публикации правого акта на интернет-портале (как определять эти сроки);

нет каких-либо гарантий неизменности содержания (текста, карт, графиков, формул и проч.) правового акта в течение времени.

Несоответствие Решения, принятого местным органом власти, законодательству Российской Федерации, нарушает конституционный принцип правового государства.

Возможно, оспариваемые изменения в Устав Дубны были внесены на основании предложения городской администрации. Но публичные слушания не предназначены для внесения изменений по предложениям городской администрации. Публичные слушания предназначены для учёта мнения жителей города. Это следует, из пунктов 1, 4 ст. 28 Закона о местном самоуправлении; из пунктов 1 и 4 ст. 17 Устава Дубны, из п.1.2 и статьи 2 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Дубне Московской области, утверждённого решением Совета депутатов городского округа Дубна Московской области от 29 ноября 2007 г. № РС-14(63)-115/77. Оспариваемые же изменения не были предложены жителями города.

Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Из представленных публикаций принятых изменений в Устав Дубны от 01.09.2016 г., 14.07.2016 г. и 19.01.2017 г., усматривается, что администрацией города Дубна Московской области нарушен порядок организации и проведения публичных слушаний, а именно, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений о внесении изменений в Устав муниципального образования (г.Дубны).

Нарушение порядка организации и проведения публичных слушаний органом местного самоуправления затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе интересы административного истца, поскольку обязанности представительного органа местного самоуправления должны исполняться в интересах всех жителей соответствующей территории.

Представитель Совета депутатов г. Дубны Московской области не согласился с требованиями, заявленными Злотниковым С.А.

Представитель пояснил, что согласно доводам Злотникова С.А. в нарушение Устава Дубны и Федерального Закона о местном самоуправления указанные изменения в части внесения подпунктов «а» и «в» в статью 43 Устава г. Дубны предварительно не были опубликованы для ознакомления и не были внесены на публичные слушания для обсуждения жителями города. По мнению Злотникова С.А., было нарушено его право на участие в решении вопросов местного значения и на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления.

По мнению представителя Совета депутатов г. Дубны Злотников С.А. неправильно толкует нормы действующего законодательства в части процедуры принятия устава муниципального образования, заблуждается относительно выявленных им нарушений.

На основании части 4 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Непосредственное участие населения города Дубны Московской области в осуществлении местного самоуправления в процессе обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения на территории города Дубны Московской области осуществляется в порядке, установленным Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Дубне Московской области, утвержденным решением Совета депутатов от 29.11.2007 № PC-14(63)-115/77. Согласно пункту 1.3. Положения о публичных слушаниях подготовка, проведение и определение результатов публичных слушаний осуществляются открыто и гласно.

Решением Совета депутатов от 30.06.2016 № РС-6(29)-57/21 «О проекте решения Совета депутатов города Дубны Московской области «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области» был принят за основу проект решения Совета депутатов города Дубны Московской области «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области».

Пунктами 3, 4 решения Совета депутатов от 30.06.2016 № РС-6(29)-57/21 был определен порядок учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядок участия граждан в его обсуждении: 3. Определить, что предложения жителей города по проекту решения Совета депутатов города Дубны Московской области «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области» подаются в письменном виде в отдел по обеспечению деятельности Управления делами Администрации города Дубны. Предложения регистрируются и направляются в рабочую группу по Регламенту Совета депутатов и Уставу города Дубны. 4. Провести публичные слушания по проекту решения Совета депутатов города Дубны Московской области «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области» 18.08.2016 года в 17 часов 00 мин. в зале заседаний Совета депутатов г. Дубны.

Решение Совета депутатов от 30.06.2016 № РС-6(29)-57/21 опубликовано в газете «Вести Дубны», № 28(363) от 14 июля 2016, раздел «Документы Совета депутатов г. Дубны» (страницы 12 - 13).

Во исполнение указанного решения Совета депутатов 18.08.2016 г. состоялись публичные слушания по проекту решения Совета депутатов города Дубны Московской области «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области», в которых приняли участие 20 человек.

На Публичных слушаниях представителем Администрации города Дубны Московской области Н.Ю. Мадфесом были доложены предложения Администрации города Дубны Московской области о внесении изменений и дополнений в проект решения Совета депутатов города Дубны Московской области «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области», связанные с изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» после публикации указанного проекта, а также связанные с внесением переходных положений в указанный проект.

Согласно пункту 15 указанных Предложений Администрация города Дубны предложила изменить конструкцию пункта 26 части 1 Решения Совета депутатов от 30.06.2016 № РС-6(29)-57/21 и изложить его в следующей редакции: «26) в статье 43: а) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Официальным опубликованием правовых актов города Дубны считается первая публикация их полного текста в официальных печатных изданиях органов местного самоуправления города Дубны или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале органов местного самоуправления города Дубны Московской области, определяемом решением Совета депутатов города Дубны.»;

б) в части 5 слово «Администрацией» заменить словом «Главой»;

в) часть 7 дополнить словами «или на официальный интернет-портал органов местного самоуправления города Дубны Московской области».Указанное предложение Администрация города Дубны обосновала наличествующей необходимостью закрепления в Уставе города Дубны положений, согласно которым официальным опубликованием правовых актов города Дубны будет считаться первая публикация их полного текста в официальных печатных изданиях органов местного самоуправления города Дубны или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале органов местного самоуправления города Дубны.

Аналогичные нормы содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность органов государственной власти Российской Федерации и Московской области, например:

- пункт 2.1. Указа Президента РФ от 05.04.1994 № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов»

-пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;

-пункт 1 Указа Президента РФ от 02.04.2014 № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)»;

-статья 15 Закона Московской области от 20.11.1996 № 52/96-03 «О порядке принятия, обнародования, вступления в силу и хранения Устава Московской области и законов Московской области».

Иных предложений и (или) замечаний до момента окончания Публичных слушаний не поступило.

По результатам Публичных слушаний было принято решение признать их состоявшимися.

Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в газете «Вести Дубны», № 35(370) от 01 сентября 2016.

В дальнейшем решением Совета депутатов от 24.11.2016 № РС-10(33)-101/41 «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области» принята окончательная редакция изменений и дополнений в Устав города Дубны с учетом предложений Администрации города Дубны.

В ходе мероприятий по государственной регистрации решения Совета депутатов города Дубны Московской области от 24.11.2016 № РС-10(33)-101/41 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области в порядке, установленном частью 4 статьи 1 Федерального закона № 97-ФЗ, были осуществлены следующие действия:

проверено соответствие изменений и дополнений в Устав города Дубны Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Московской области, законам Московской области;

проверено соблюдение установленного в соответствии с Федеральным законом № 97-ФЗ порядка принятия изменений и дополнений в Устав города Дубны;

проведена антикоррупционная экспертиза изменений и дополнений в Устав города Дубны.

По результатам указанных мероприятий муниципальный правовой акт города Дубны Московской области - решение Совета депутатов от 24.11.2016 № РС-10(33)-101/41 был зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области 28.12.2016, государственный регистрационный № RU 503190002016001.

Зарегистрированное в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области решение Совета депутатов от 24.11.2016 № РС-10(33)-101/41 было опубликовано в газете «Вести Дубны», № 3(390) от 19 января 2017 года.

Злотников С.А. предложений к Публичным слушаниям в установленном порядке не направлял, в Публичных слушаниях участия лично либо через представителя не принимал, результаты Публичных слушаний не обжаловал, в заседании Совета депутатов 24.11.2016, на котором было принято решение № РС-10(33)-101/41, также не принимал участие лично либо через представителя.

Процедура принятия оспариваемых Злотниковым С.А. изменений и дополнений в Устав города Дубны полностью соответствовала действующему законодательству, в связи с чем Советом депутатов право Злотникова С.А. «на участие в решении вопросов местного значения и на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления» не нарушено.

Согласно доводам Злотникова С.А. решением Совета депутатов от 24.11.2016 № РС- 10(33)-101/41 (в обжалуемой части) нарушено его право своевременно получать достоверную информацию о правовых актах города.

Свою позицию Злотников С.А. обосновывает выявленным им отсутствием опубликованных правовых актов города Дубны на сайте http://naukograd-dubna.ru, отсутствием порядка публикации правовых актов, отсутствием утвержденных технических требований к публикации правовых актов на официальном интернет-портале города Дубны.

Вышеуказанные правоотношения решением Совета депутатов от 24.11.2016 № РС-10(33)-101/41 (в обжалуемой части) не регулируются, потому указанные довод Злотникова С.А. являются необоснованными, никакого отношения к настоящему делу не имеют.

По мнению прокурора, действующее законодательство предусматривает возможность официального опубликования нормативных правовых актов на соответствующем интернет-портале органа местного самоуправления, поэтому включение в оспариваемую часть Устава положения о возможности опубликования муниципального нормативного правового акта на официальном интернет-портале органов местного самоуправления города Дубны не противоречит федеральному законодательству, поскольку такой способ опубликования нормативных правовых актов, наряду с опубликованием в периодических печатных изданиях, допускается федеральным законодательством. Доводы административного истца о нарушении процедуры принятия нормативного правового акта не обоснованы. Предложения Администрации города Дубны, в том числе в части порядка опубликования нормативных правовых актов, выносились на публичные слушания 18.08.2016г. по проекту внесения изменений и дополнений в Устав города Дубны, что подтверждается протоколом публичных слушаний и заключением по результатам публичных слушаний. Оспариваемый нормативны правовой акт не противоречат нормативным правовым актам Российской Федерации и не нарушает права, законные интересы административного истца.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, оценив положения решения Совета депутатов города Дубны Московской области от 24 ноября 2016 года № РС – 10(33)-101/41 «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области», суд приходит к следующему.

Решением Совета депутатов города Дубны Московской области от 24 ноября 2016 года № РС – 10(33)-101/41 «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области» внесены изменения в Устав города Дубны Московской области, в частности внесены изменения в часть 3, часть 7 статьи 43 Устав города Дубны.

Решение Совета депутатов от 24 ноября 2016 года № РС-10(33)-101/41 было опубликовано в газете «Вести Дубны», № 3(390) от 19 января 2017 года.

Согласно пп. а, пп. 26, п. 1 решением Совета депутатов города Дубны Московской области от 24 ноября 2016 года № РС – 10(33)-101/41 «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области» часть 3 ст. 43 Устава города Дубны изложена в следующей редакции: первая публикация их полного текста в официальных печатных изданиях органов местного самоуправления города Дубны или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале органов местного самоуправления города Дубны Московской области, определяемом решением Совета депутатов города Дубны.»;

Согласно пп. в, пп. 26, п. 1 решением Совета депутатов города Дубны Московской области от 24 ноября 2016 года № РС – 10(33)-101/41 «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области» часть 7 ст. 43 Устава города Дубны дополнина словами «или на официальный интернет-портал органов местного самоуправления города Дубны Московской области».

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, порядок обнародовании акта должен обеспечивать возможность доведения его до сведения населения и ознакомления с его содержанием.

Федеральный закон от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, свободу поиска, получения, передачи и распространения информации (пункты 1 и 3 статьи 4).

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона № 8-ФЗ официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.

Статьей 13 Федерального закона № 8-ФЗ установлен перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», включающий информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (подпункт «а» пункта 2 части 1).

Действующее законодательство предусматривает возможность официального опубликования нормативных правовых актов на соответствующем интернет-портале органа местного самоуправления, поэтому включение в ст. 43 Устава положений о возможности опубликования муниципального нормативного правового акта на официальном интернет-портале органа местного самоуправления города Дубны не противоречит федеральному законодательству, поскольку такой способ опубликования нормативных правовых актов, наряду с опубликованием в периодических печатных изданиях, допускается федеральным законодательством.

Применение такого способа опубликования нормативных правовых актов, должно обеспечивать оповещение населения о принятии тех или иных нормативных правовых актов и ознакомления с ними в целях их обнародования в контексте требования статьи 15 (части 3) Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон № 8-ФЗ предусматривает не только создание органами местного самоуправления официальных сайтов в сети «Интернет» для размещения информации о своей деятельности (включающей размещение текстов нормативных муниципальных правовых актов, изданные органом местного самоуправления), но и проведение мероприятий, направленных на обеспечение права неограниченного круга лиц на доступ к размещенной на официальном сайте информации.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ государственным органам и органам местного самоуправления федеральным законодателем предписано в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, создание пунктов подключения к сети «Интернет» в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах).

Соответственно использование новых информационных технологий в качестве способа официального опубликования нормативных правовых актов возможно при условии обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к такому роду информации.

Судом установлено, что на территории муниципального образования город Дубна обеспечен бесплатный доступ населения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе к официальным сайтам органов государственной власти и местного самоуправления, как это предусмотрено частью 2 статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ, что подтверждается письмом МАУ культуры города Дубны «Дубненская городская Библиотека семейного чтения» (Л.Д. 94).

Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.1996г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»).

По мнению суда доводы административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта являются необоснованными. Предложения Администрации города Дубны, в том числе в части порядка опубликования нормативных правовых актов, выносились на публичные слушания 18 августа 2016 года по проекту внесения изменений и дополнений в Устав города Дубны, что подтверждается протоколом публичных слушаний и заключением по результатам публичных слушаний. Довод о том, что Администрация города Дубны не является участником публичных слушаний и не может вносить свои предложения, не основан на нормах закона. Злотников С.А. предложений к Публичным слушаниям в установленном порядке не направлял, в Публичных слушаниях участия не принимал, результаты Публичных слушаний не оспаривал.

Процедура принятия оспариваемых Злотниковым С.А. изменений в Устав города Дубны полностью соответствует действующему законодательству, право Злотникова С.А. на участие в решении вопросов местного значения и на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления не нарушено.

Таким образом, оспариваемые подпункты «а» и «в» подпункта 26 пункта 1 решения Совета депутатов города Дубны Московской области от 24 ноября 2016 года № РС – 10(33)-101/41 «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области» приняты компетентным органом, в установленном законом порядке и не противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации и Московской области, оснований для признания данных нормативных актов недействующими не имеется. Требования, заявленные Злотниковым С.А., подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Злотникова Сергея Анатольевича о признании недействующими подпунктов «а» и «в» подпункта 26 пункта 1 решения Совета депутатов города Дубны Московской области от 24 ноября 2016 года № РС – 10(33)-101/41 «О внесении изменений и дополнений в Устав города Дубны Московской области» относительно изменений в части 3 и 7 статьи 43 Устава города Дубны Московской области.

На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.

Судья Терещенко А.А.