Дело № 3а-651/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 20 мая 2020 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Судневой В.Н.
при помощнике судьи Манько А.В.
с участием прокурора Пермского края Поносова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РСМУ» к Правительству Пермского края о признании недействующим со дня принятия пунктов 3237, 3316 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «РСМУ» (далее – ООО «РСМУ», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края, в котором просит признать недействующим со дня принятия пункты 3237, 3316 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
В обоснование заявленных требований общество указывает, что Правительством Пермского края 29 ноября 2018 г. принято постановление №756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 756-п). В пункте 3237 таблицы 1 «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Перечень на 2019 г.) указано здание с кадастровым номером **8809, в пункте 3316 здание с кадастровым номером **8810, расположенные по адресу: ****, которые принадлежат обществу на праве собственности. Данные здания не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, их включение в Перечень на 2019 г. не соответствует критериям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ).
Административный корпус с гаражом, с ремонтными мастерскими, складскими помещениями, здания склада с пристроем, а также здание склада с 2-х этажным пристроем не соответствует положениям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, включение их в Перечень на 2019 год является незаконным. Фактически в объектах недвижимости размещаются рабочие места для размещения руководства и сотрудников предприятия, обеспечивающих функционирование производственного процесса, составляют инфраструктуру предприятия, офисного назначения не имеют. Объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером **223 с видом разрешенного использования для эксплуатации здания административного корпуса с гаражом, с ремонтными мастерскими, складскими помещениями, здания склада с пристроем по адресу: ****.
Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы общества, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством.
Представитель ООО «РСМУ» - Я. требования поддерживает.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края - К. требования не признает.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно постановлению Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края. Названным Министерством Перечень 2019 г. был сформирован и Правительством Пермского края утвержден в Постановлении №756-п.
Таким образом, Постановление № 756-п издано Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликовано (обнародовано), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п, Указу губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункту 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», и данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Закон Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (в редакции, действующей на день утверждения оспариваемого Перечня) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края (пункт 1 части 1 статьи 2).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей по состоянию на 29 ноября 2018 г., налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В пункте 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Приведенные правовые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов постановления №756-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения Зданий в Перечень.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Правительство Пермского края обязано доказать законность включения Здания в оспариваемый Перечень.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, обществу с ограниченной ответственностью «РСМУ» на праве собственности принадлежит нежилое здание склада с 2-х этажным пристроем с кадастровым номером: **8809 общей площадью 2764 кв.м и нежилое здание административного корпуса с гаражом, ремонтными мастерскими, складскими помещениями с количеством этажей 2, общей площадью 3770,8 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером **223 площадью 8846+\-12 кв.м по адресу: ****, категория земель: земли населенных пунктов, имеющим вид разрешенного использования: для эксплуатации здания административного корпуса с гаражом, с ремонтными мастерскими, складскими помещениями, здания склада с пристроем (лит.В-В1), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на объект недвижимости (л.д. 26,27,30). По сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» с даты постановки земельного участка на государственный кадастровый учет- 25.03.2009, вид разрешенного использования не изменялся (л.д.59).
В возражениях на административное исковое заявление Правительство Пермского края указывает, что основанием для включения объекта недвижимости с кадастровым номером **8810 в Перечень на 2019г. послужило его наименование «административный корпус с гаражом, с ремонтными мастерскими, складскими помещениями, здания склада с пристроем»; объекта недвижимости с кадастровым номером **8809 на основании разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером **223, на котором он расположен,- для эксплуатации здания административного корпуса с гаражом, с ремонтными мастерскими, складскими помещениями, здания склада с пристроем, что в целом позволяло их отнести к зданиям, предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Между тем, положениями статьи 378.2 НК РФ наименование здания не предусмотрено в качестве условия признания здания административно-деловым или торговым центром.
Из содержания технического паспорта, составленного филиалом г.Березники МУП «Бюро технической инвентаризации» на 17.12.2002 г. видно, что объект с кадастровым номером **8810 (л.д.45 ) состоит из административного корпуса и гаража (литер А-А1).
Первый этаж здания состоит из помещений как гаража (литер А1), так и административного корпуса (литер А). Согласно техпаспорту на 1-м этаже (литер А) расположены следующие помещения (с учетом вспомогательных) за №№ 1-27, поименованные как: коридор, лестничная клетка, коридор, кладовая, сушилка одежды, коридор, умывальник, преддушевая, душ, баня, сауна, коридоры, раздевалка, уборная, лестничная клетка, тамбур, склад, кладовая, коридор, склад, раздевалка, уборная, коридор, кабинет механика, диспетчерская; в здании (литер А1) располагаются следующие помещения за №№ 28-50, поименованные как «электромастерская, коридор, мастерская, инструментальная, склад деталей, склад, склад спецодежды, кабинет кладовщика, гараж, аккумуляторная, ремонтная газового оборудования, агрегатный цех, вулканизаторная, токарный цех, столярная мастерская, бойлер, гараж». Общая площадь 1 этажа административного корпуса и гаража составляет 2463,5 кв.м. В своих объяснениях представитель административного истца указывает, что 1 этаж используется под гараж, мастерские и складские помещения;
2 этаж здания (литер А) состоит из помещений за №№ 1-13б, поименованных как «лестничная клетка, коридор, уборная, раздевалка, преддушевая, душ, лестничная клетка, кабинет, коридор, кабинет художника, бытовка, умывальник, раздевалка, кабинет, архив, коридор». Площадь 2 этажа составляет 571,5 кв.м. ( л.д.46);
3 и 4 этажи, (площадью соответственно 367,7 кв.м и 368,1 кв.м) по сведениям технического паспорта не используются, как следует из пояснений представителя административного истца находятся в аварийном состоянии.
Согласно техническому паспорту нежилого здания (строения), составленного филиалом г. Березники МУП «Бюро технической инвентаризации» 17.12.2002 года 1-этажное здание с кадастровым номером **8809 является нежилым и имеет назначение склада с двухэтажным пристроем, литеры В-В1. На 1 этаже расположены помещения за №№1-6 поименованные как: «склад, кабинет кладовщика, склад, склад, коридор, склад», на 2-м этаже помещения за №№1-2: «склады», всего общей площадью 2764,0 кв.м ( л.д.36 об)
Перечисленные помещения в спорных Зданиях не могут быть однозначно отнесены к помещениям офиса, обследование спорного здания и помещений в нем на предмет его фактического использования до принятия оспариваемой нормы не проводилось. Поскольку термин «кабинет» не является тождественным термину «офис», помещение с назначением «кабинет» не может быть учтено в качестве офисного помещения. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что назначение поименованных выше помещений не позволяет сделать однозначный вывод о том, что указанные объекты используется в целях делового, административного и коммерческого назначения. Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета сведения на здания не подтверждают, что объекты подлежали включению в Перечень объектов недвижимого имущества, поскольку назначение и наименование расположенных в нем помещений не предусматривают размещение офисов, а равно торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания в объеме не менее 20 процентов от общей площади зданий.
Обследование спорных зданий и помещений в нем на предмет его фактического использования до принятия Перечней в установленном порядке не проводилось.
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Правовое значение имеет вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены спорные здания. В рассматриваемом случае, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **223, на котором расположены спорные здания - для эксплуатации здания административного корпуса с гаражом, с ремонтными мастерскими, складскими помещениями, здания склада из буквального прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству, т.е. не предполагает размещение на нем объектов в целях, указанных в ст. 378.2 НК РФ.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), вышеназванные нежилые здания не могли быть включены в Перечень, в том числе, по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, следовательно, следует признать несостоятельным утверждение административного ответчика о законности их включения в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка.
Доказательств обратного Правительством Пермского края не представлено.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие принадлежащих административному истцу Зданий условиям, установленным ст. 378.2 НК РФ, и необходимым для включения этого здания в Перечень на 2019 г., в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213). Однако административным ответчиком достоверных доказательств в обоснование своей позиции по административному делу не приведено, поэтому суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество организаций в 2019 году, и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год). Признание отдельных его положений с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и исключения спорного здания из Перечня на 2019 год, путем признания соответствующего пункта недействующим.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением от 27.02.2020 (л.д. 16).
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей, подлежат взысканию в пользу общества с административного ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «РСМУ» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункты 3237, 3316 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью «РСМУ» с Правительства Пермского края расходы на уплату государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись