66OS0000-01-2022-000164-18 Дело № 3а-651/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 26 мая 2022 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Шмелёвой А.С.,
с участием представителей:
административного истца – ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,
административного ответчика – ФИО5 и ФИО6,
прокурора Васильевой Марии Александровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания «РИФЕЙ» о признании недействующим в части нормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
ООО «Компания «РИФЕЙ» с 01 января 2019 года является одним из региональных операторов на территории Свердловской области (АПО-1).
17 декабря 2019 года, в связи с реорганизацией в форме присоединения, к ООО «Компания «РИФЕЙ» присоединилось ООО «Экотехсервис» (оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами). Правопреемник – ООО «Компания «РИФЕЙ» полностью приобрело права и обязанности ООО «Экотехсервис». До утверждения на 2021 год в установленном порядке тарифов применялись тарифы, установленные для ООО «Экотехсервис».
Таким образом, ООО «Компания «РИФЕЙ» одновременно является и региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
30 ноября 2018 года Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее – РЭК Свердловской области) принято постановление № 198-ПК «Об утверждении производственных программ в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования для установления предельных тарифов на захоронение твёрдых коммунальных отходов, и установлении предельных тарифов на захоронение твёрдых коммунальных отходов операторам по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Свердловской области на 2019 – 2021 годы» (далее – постановление № 198-ПК).
Постановлением № 198-ПК для ООО «Экотехсервис», чьи права и обязанности перешли к ООО «Компания «РИФЕЙ», утверждена производственная программа; установлены долгосрочные параметры регулирования и предельный тариф на захоронение твёрдых коммунальных отходов.
Регулирование тарифов ООО «Компания «РИФЕЙ» в 2019 – 2021 годах (учитывая также приобретение прав и обязанностей ООО «Экотехсервис») осуществлялось органом регулирования методом индексации; ежегодно РЭК Свердловской области принимала соответствующие нормативные правовые акты. Таким образом, в постановление № 198-ПК в период его действия и применения неоднократно вносились изменения, в том числе, путём замещений ранее действовавших редакций нормативных правовых актов. На текущий момент времени постановление № 198-ПК признано утратившим силу с 01 января 2022 года, о чём РЭК Свердловской области издано постановление от 22 декабря 2021 года № 244-ПК.
В результате принятия и опубликования постановления РЭК Свердловской области от 16 декабря 2020 года № 234-ПК «О внесении изменений в отдельные Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами» (далее – постановление № 234-ПК), на 2021 год для ООО «Компания «РИФЕЙ» в соответствии с приложением № 1 предельные тарифы на захоронение твёрдых коммунальных отходов оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами изложены в новой редакции.
Названные постановления № 198-ПК и № 234-ПК являются нормативными правовыми актами. Они в установленном порядке опубликованы, размещены и общедоступны на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области (http://www.pravo.gov66.ru).
В результате принятия нормативных правовых актов – названных постановлений № 198-ПК и № 234-ПК (их отдельными положениями), для ООО «Компания «РИФЕЙ» на 2021 год установлены предельные тарифы на захоронение твёрдых коммунальных отходов (с календарной разбивкой на первое и второе полугодие в равных размерах): IV класс опасности – 144 руб. 24 коп. / тонну; V класс опасности – 67 руб. 92 коп. / тонну.
11 марта 2022 года ООО «Компания «РИФЕЙ» обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, подлежащим рассмотрению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Полагая нарушенными свои права и законные интересы, административный истец просит суд признать недействующим положения пункта 22 приложения № 2 постановления № 198-ПК (в редакции постановления № 234-ПК) в части установления на 2021 год для ООО «Компания «РИФЕЙ» предельных тарифов на захоронение твёрдых коммунальных отходов IV и V классов опасности.
В судебном заседании представители ООО «Компания «РИФЕЙ» заявленные требования поддержали, настаивали на признании недействующим утверждённого для административного истца предельного тарифа на захоронение твёрдых коммунальных отходов на 2021 год.
РЭК Свердловской области (административный ответчик), возражая против обоснованности суждений административного истца, заявленные требования не признала; ссылаясь на представленное тарифное дело, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам, которые изложены в представленных письменных возражениях.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что требование административного искового заявления подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд связан только с предметом заявленного административного иска. При этом, суд не связан с теми основаниями и доводами, которые содержатся и приведены в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим. В связи с этим, и в отличие от иных видов, категорий рассматриваемых дел, суд первой инстанции не должен и не обязан в обязательном порядке оценивать все доводы и суждения административного истца, давая им оценку в судебном акте. Вне зависимости от волеизъявления административного истца, но исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как установлено в статье 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон) утверждение предельных тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Статьи 248 и 249 названного Федерального закона устанавливают, что тариф на захоронение твёрдых коммунальных отходов подлежит регулированию, которое осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами инвестированного капитала.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования тарифов).
Приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года № 1638/16 утверждены Методические указания по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – Методические указания).
Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утверждённым Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года № 1067-УГ, установлено, что РЭК Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен. РЭК Свердловской области утверждает предельные тарифы в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (пункты 1 и 13 Положения). Из содержания пунктов 29-32 Положения следует, что для определения основных направлений деятельности в области регулирования цен и принятия соответствующих решений образуется коллегиальный орган – Правление Комиссии, на заседании которого принимаются решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Решения, принятые на заседании Правления, оформляются постановлениями РЭК Свердловской области.
Проанализировав доказательства, представленные административным ответчиком, проверив соблюдение требований и условий, перечисленных в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что постановления № 198-ПК и № 234-ПК приняты уполномоченным органом, в надлежащей форме, при соблюдении установленной процедуры для их принятия. Поименованные нормативные правовые акты опубликованы в установленном порядке, введены в действие; нормы, о признании которых недействующими просит административный истец, применялись в сфере регулируемых ими отношений до наступления с 01 января 2022 года очередного долгосрочного периода регулирования. Поводов и причин для иных утверждений не усматривается; несоблюдение условий, перечисленных в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Что же касается разрешения вопроса о соответствии оспариваемых значений предельного тарифа на захоронение твёрдых коммунальных отходов на 2021 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 29 октября 2018 года № 431 утверждена инвестиционная программа ООО «Экотехсервис», которая устанавливала нормативную прибыль в размере 772700 тыс. руб. на 2019 год. Принимая 30 ноября 2018 года постановление № 198-ПК, РЭК Свердловской области, также учла в составе необходимой валовой выручки нормативную прибыль в обозначенном размере, отразив это в протоколе заседания Правления.
Таким образом, в составе установленного предельного тарифа на захоронение твёрдых коммунальных отходов учтена и заложена нормативная прибыль (как источник инвестиционной программы; собираемая за счёт тарифа). То есть, собирая в 2019 году платежи по установленному тарифу, регулируемая организация тем самым собирала денежные средства, предусмотренные, в том числе, и на реализацию инвестиционной программы.
ФАС России проводилась внеплановая документарная проверка; вынесено предписание от 06 мая 2019 года № СП/37430/19; помимо прочего, ФАС России указала в предписании, что необходимо пересмотреть тариф на 2019 год для ООО «Экотехсервис», снизив долю учтённых затрат по статье «нормативная прибыль» до 420067 тыс. руб., величина снижения составляет 352633 тыс. руб. (772700 тыс. руб. – 420067 тыс. руб.).
Также ФАС России указала в предписании на необходимость снижения затрат по статье «налог на прибыль»: в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации налог на прибыль рассчитан от нормативной прибыли 420067 тыс. руб. (с применением ставки налога в размере 20 %). В результате величина налога на прибыль составила 105016,75 тыс. руб. (объектом налогообложения является нормативная прибыль), со снижением к ранее учтённой органом регулирования сумме средств в размере 88158,25 тыс. руб. (193175 тыс. руб. – 105016,75 тыс. руб.).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 28 ноября 2019 года № 531 в инвестиционную программу внесены изменения; инвестиционная программа изложена в новой редакции. Нормативная прибыль на 2019 год установлена в размере 420067 тыс. руб.; амортизационные отчисления – 154,670 тыс. руб.
РЭК Свердловской области исполнила предписание; в тарифе на 2019 год величина нормативной прибыли учтена в размере 420067 тыс. руб.; одновременно в тарифе учтён налог на прибыль (20 % от объекта налогообложения – нормативная прибыль) учтена в размере 105016,75 тыс. руб.
В итоге на 2019 год в рассматриваемом тарифе учтены: собственные средства, определённые инвестиционной программой и необходимые для финансирования предусмотренных ей мероприятий (420067 тыс. руб.), амортизация основных средств (154,670 тыс. руб.) и расходы из прибыли, необходимые для уплаты налога на прибыль (105016,75 тыс. руб.).
Мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой, не были выполнены регулируемой организацией; тем самым, в тарифе 2019 года в итоге оказались учтены экономически необоснованные средства.
Помимо изложенного, тариф на 2019 год для ООО «Экотехсервис» устанавливался исходя из массы отходов в размере 42,871 тыс. тонн, а фактически по итогам 2019 года объём отходов составил 51,223 тыс. тонн.
То есть, по итогам 2019 года регулируемая организация, применяя установленный тариф, включавшей частично экономически необоснованные средства, собрала больше денежных средств, получив тем самым излишний (не планируемый и не полностью экономически необоснованный) доход.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов. Тождественные по содержанию положения предусмотрены также в пункте 7 Методических указаний.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка тарифов осуществляется по результатам истекшего года в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях, и включающей отдельные, перечисленные показатели, которые, в свою очередь, также использованы в формулах (пункты 57 и 58 Основ ценообразования).
Вопросы, связанные с корректировкой необходимой валовой выручки, подробно регламентированы и детализированы в пунктах 45-52 Методических указаний; соответственно, обязательному применению подлежат содержащиеся в этих пунктах формулы 15-23. Следует отметить, что необходимые для практического применения этих формул понятия элементов, которые составляют названные формулы, а также порядок их определения и используемые в формулах единицы измерения, также поэтапно раскрыты законодателем в этих формулах. Таким образом, проверяя соответствие оспариваемых норм нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд должен проверить, правильно ли органом тарифного регулирования при проведении ежегодной корректировки тарифа определены необходимые цифровые значения, а также верно ли и последовательно применены соответствующие формулы.
Масса отходов в размере 53,806 тыс. тонн. (для тарифа на захоронение твёрдых коммунальных отходов) определена РЭК Свердловской области в соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, пунктом 14 Методических указаний; в расчёте административного истца использовано такое же значение массы отходов. Такая же масса твёрдых коммунальных отходов, планируемых к захоронению на 2021 год, определена производственной программой (в редакции постановления РЭК Свердловской области от 25 ноября 2020 года № 154-ПК). Проанализировав материалы тарифного дела, суд также приходит к выводу, что при корректировке тарифа органом тарифного регулирования правильно определена масса отходов.
Тариф на захоронение твёрдых коммунальных отходов, с календарной разбивкой и в зависимости от классов опасности (IV класс опасности – 144 руб. 24 коп. / тонну; V класс опасности – 67 руб. 92 коп. / тонну), рассчитан РЭК Свердловской области следующим образом. Величина необходимой валовой выручки, принятой к расчёту при установлении тарифа, в размере 6042,811 тыс. руб. разделена на массу отходов в размере 53,806 тыс. тонн.; полученный результат (112,31 руб./т.), в свою очередь, пропорционально разделён в зависимости от классов опасности отходов.
В соответствии с пунктом 47 Методических указаний необходимая валовая выручка, принимаемая к расчёту при установлении тарифов на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования, ННВi, определяется с учётом отклонения фактических значений параметров расчёта тарифов, от значений, учтённых при установлении тарифов, с использованием и применением формулы (16). В данном случае в следующих цифровых значениях:
(6042,811 = 551719,281 – 20438,05– 525238,42 – 0)
То есть, в данном случае для возможности применения вышеназванной формулы 16 необходимо рассчитать и установить три величины:
551719,281 – плановая необходимая валовая выручка на i-й год, скорректированная в соответствии с пунктом 45 Методических указаний, тыс. руб.
«– 20438,05» – размер корректировки необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, рассчитываемый в соответствии с пунктом 48 Методических указаний, тыс. руб.
«– 525238,42» – величина отклонения показателя ввода и вывода объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов, и изменения утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы регулируемой организации, определяемая в соответствии с пунктом 49 Методических указаний, тыс. руб.
В свою очередь, скорректированная с применением пункта 45 Методических указаний, плановая необходимая валовая выручка определена в соответствии с формулой 15 Методических указаний в размере 551719,281 тыс. руб.
(13368,283 + 116862,903 + 108,763 + 234,10 + 420067,00 + 1078,232 + 0 + 0)
Для получения такого результата органом тарифного регулирования произведён расчёт и использованы скорректированные значения:
операционных (подконтрольных) расходов – 13368,283 тыс. руб.;
неподконтрольных расходов – 116862,903 тыс. руб.;
расходов на приобретение энергетических ресурсов – 108,763 тыс. руб.;
расходов на амортизацию – 234,10 тыс. руб.;
нормативной прибыли – 420067 тыс. руб.;
расчётной предпринимательской прибыли – 1078,232 тыс. руб.
Далее, для того, чтобы определить ?НВВk за 2019 год («i-2») – размер корректировки необходимой валовой выручки, необходимо в соответствии с пунктом 48 Методических указаний использовать формулу 17.
Эта формула, как видно из её содержания, предусматривает арифметическое вычитание двух величин. Из величины необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемой в соответствии с пунктом 51 Методических указаний, вычитается выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году. Вычитаемая выручка определяется исходя из фактического объёма услуг в (i-2)-м году и тарифов, установленных на (i-2)-й год в соответствии с Методическими указаниями, без учёта уровня собираемости платежей. Тем самым, происходит математическое сравнение фактического и скорректированного значения необходимой валовой выручки, которая ранее учтена в тарифе, с величиной «товарной выручки» (с объёмом собранных денежных средств).
Пункт 51 устанавливает, что необходимая валовая выручка, определяемая на (i-2)-й год на основе фактических значений параметров расчёта тарифов взамен прогнозных (НВВф за 2019 год), рассчитывается по формуле 21, которая предусматривает суммирование фактических параметров.
То есть, для проведения корректировки, производится математическая корректировка величины ранее учтённой необходимой валовой выручки.
РЭК Свердловской области, применяя формулу 21, сделала расчёт:
(14164,75 + 138725,84 + 159,43 + 85,03 + 420067 = 573202,05)
Следует отметить, что такой расчёт НВВф за 2019 год, произведённый РЭК Свердловской области, совпадает с расчётом НВВф за 2019 год, произведённым и представленным административным истцом в орган тарифного регулирования (приложение № 13 к Методическим указаниям; столбец 5, строка 12). То есть, в своём расчёте ООО «Компания «РИФЕЙ» не рассчитало и не включило в расчёт НВВф за 2019 год величину расчётной предпринимательской прибыли, которая (как расчётная величина) определяется в соответствии с пунктом 55 Основы ценообразования и тождественным пунктом 25 Методических указаний. Эта величина (в размере 704,33 тыс. руб.) также не была учтена РЭК Свердловской области, поскольку в силу положений пункта 17 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Иными словами, РЭК Свердловской области считает, что если от самой регулируемой организации нет предложения об учёте расчётной предпринимательской прибыли, то и от органа регулирования не должна исходить такая инициатива по учёту того о чём не заявлено.
Между тем, по мнению суда, проверяющего дело в полном объёме, органу тарифного регулирования при расчёте НВВф за 2019 год по формуле 21 следовало (с точки зрения правильности и полноты расчёта) не ограничиваться столь формальным подходом. Наиболее правильным и обоснованным действием в такой ситуации явилось бы суммирование показателя формулы – «РП2019» – расчётная предпринимательская прибыль, ранее учтённая при установлении тарифов на 2019 год, в размере 704,33 тыс. руб.
Суд считает, что, при правильном применении формулы 21, величина НВВф за 2019 год должна была бы составлять 573906,38 тыс. руб.
(14164,75 + 138725,84 + 159,43 + 85,03 + 420067 + 704,33)
Однако, данное обстоятельство никаким образом не повлияло на итоговые значения проверяемого судом тарифа и величины необходимой валовой выручки, принятой РЭК Свердловской области к расчёту с использованием и применением формулы (16) в размере 6042,811 тыс. руб.
Установленное обстоятельство заведомо не может повлечь удовлетворение административного искового заявления по следующим причинам.
Не планировавшаяся на 2019 год для регулируемой организации масса отходов последовательно повлекла за собой увеличение «товарной выручки» (ТВ2019), величина которой используется в расчёте формулы 17.
В результате того, что величина «товарной выручки» (ТВ2019), которая используется в формуле 17, значительно, и вне зависимости от добавления в расчёт «РП2019» в размере 704,33 тыс. руб., превышает величину НВВф за 2019 год, в любом случае применение формулы 17 влечёт образование отрицательного (со знаком минус) цифрового значения.
РЭК Свердловской области определила ?НВВk за 2019 год в размере равном «- 102190,26 тыс. руб.» путём вычитания из НВВф за 2019 год в размере 573202,05 тыс. руб. «товарной выручки» (ТВ2019) 675392,31 тыс. руб.
(573202,05 тыс. руб. – 675392,31 тыс. руб. = «- 102190,26 тыс. руб.»)
В такой ситуации, если бы орган тарифного регулирования полностью использовал полученное значение (- 102190,26 тыс. руб.), то в формуле 16 в итоге бы получился отрицательный результат; иными словами, необходимая валовая выручка, принимаемая к расчёту при установлении тарифов на очередной 2021 год долгосрочного периода регулирования, приняла бы отрицательное значение, а это привело бы к математической невозможности расчёта, корректировке и установлении тарифа на 2021 год.
С целью не допустить одномоментный учёт и полное исключение излишне полученных регулируемой организацией за 2019 год денежных средств, орган тарифного регулирования, ориентируясь на предписания пункта 12 Основ ценообразования, воспользовался механизмом поэтапного исключения из тарифа излишне полученных денежных средств.
Вышеназванный пункт 12 Основ ценообразования предусматривает, что при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора). При этом, в отношении излишне полученных доходов (в отличие от излишне понесённых расходов) законодатель не установил каким образом, в каком порядке, в каком размере, в какой последовательности должно происходить такое исключение экономически не обоснованных доходов прошлых периодов регулирования.
При корректировке и установлении тарифа на 2021 год РЭК Свердловской области использована только 1/5 часть от ?НВВk, определённой для всего 2019 года в размере равном «- 102190,26 тыс. руб.», то есть, в расчёте использована величина «- 20438,05 тыс. руб.» (102190,26 / 5). Оставшиеся не учтёнными при корректировке тарифа на 2021 год 4/5 части излишне полученного в 2019 году дохода предполагается РЭК Свердловской области учитывать в последующие периоды регулирования, что не противоречит положениям Основы ценообразования и Методические указания. Поэтому, тот факт, что при использовании формулы 21 в расчёте отсутствует, не учтена и не суммирована величина «РП2019» в размере 704,33 тыс. руб. на итоговую правильность оспариваемого тарифа всё равно никак не влияет. В дальнейшем, и в зависимости от результата рассмотрения данного дела, РЭК Свердловской области не лишается возможности учесть эту величину в последующие периоды регулирования.
Правильность всех вышеизложенных обстоятельств, которые связаны с законотворческой деятельностью РЭК Свердловской области в сфере тарифного регулирования – по корректировке предельного тарифа на захоронение твёрдых коммунальных отходов для ООО «Компания «РИФЕЙ» на 2021 год, административный истец сомнению не подвергал. В административном исковом заявлении, в дополнениях, в ходе судебных заседаний, на не соответствие таких расчётов положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не указывал.
ООО «Компания «РИФЕЙ» фактически не согласно с тем, каким образом РЭК Свердловской области определила в соответствии пунктом 49 Методических указаний величину изменения утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы регулируемой организации (показатель – ?И2021 в формуле 16, который рассчитывается по формуле 18).
В соответствии с положениями пункта 58 Основ ценообразования корректировка тарифов осуществляется по результатам истекшего года в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях. В формулу одним из показателей включается изменение утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы регулируемой организации (подпункт «г»).
В свою очередь, из положений пункта 49 Методических указаний видно, что величина изменения утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы рассчитывается по формуле 18 следующим образом:
где:
– объём собственных средств на реализацию инвестиционной программы, учтённый при установлении тарифов на (i-2)-й год и включающий амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы из прибыли и иные собственные средства, определённые инвестиционной программой, тыс. руб.;
– объём фактического исполнения инвестиционной программы по объектам, используемым для обработки, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов в (i-2)-м году по стоимости, определённой в инвестиционной программе соответствующего периода, тыс. руб.;
– плановый размер финансирования инвестиционной программы, утверждённой в установленном порядке на (i-2)-й год, тыс. руб.
Формула 18 математически сконструирована таким образом, что:
– полное неисполнение инвестиционной программы всегда приводит к результату, который в скобках формулы получается равным «минус 1» (так как ноль при делении на любую величину всегда равен нолю);
– в свою очередь, показатель «ССИП за 2019 год» (при умножении на «минус 1») в такой ситуации всегда оказывается равен самому себе, но только с отрицательным (минусовым) значением.
– следовательно, и показатель «?И2021» в такой ситуации также оказывается всегда равным показателю – «ССИП за 2019 год», но с отрицательным значением.
Такая математическая конструкция формулы полностью объяснима; органу тарифного регулирования необходимо провести корректировку тарифа; для этого, помимо прочего, требуется учесть фактические результаты деятельности регулируемой организации. Имеется в виду деятельность, связанная с исполнением инвестиционной программы, на реализацию которой в тарифе 2019 года были учтены, предусмотрены (получены регулируемой организацией) соответствующие денежные средства за предшествующий (за 2019 год) период регулирования.
В рассматриваемом деле, РЭК Свердловской области рассчитала ?И2021 в размере «- 525238,42 тыс. руб.»; следовательно, показатель «ССИП за 2019 год» установлен равным 525238,42 тыс. руб.
Такой показатель состоит из трёх составляющих:
420067 тыс. руб. – нормативная прибыль на 2019 год:
154,670 тыс. руб. – амортизационные отчисления;
105016,75 тыс. руб. – налог на прибыль (по ставке 20 %)
(420067 тыс. руб. + 154,670 тыс. руб. + 105016,75 тыс. руб.)
Показатель «ССИП за 2019 год» – это объём собственных средств на реализацию инвестиционной программы, учтённый при установлении тарифов на (i-2)-й год и включающий амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы из прибыли и иные собственные средства, определённые инвестиционной программой.
Исходя из такого понятия, из его содержания, суд, не соглашаясь с мнением административного истца и прокурора, приходит к выводу, что РЭК Свердловской области правильно и обоснованно определил объём собственных средств на реализацию инвестиционной программы. По мнению суда, при отсутствии детализации данного вопроса в Основах ценообразования и Методических указаниях, 105016,75 тыс. руб. (налог на прибыль, исчисленный на инвестиционную составляющую – на нормативную прибыль, и ранее учтённый в тарифе 2019 года) должен входить и включаться в показатель «ССИП за 2019 год». Более того, включение органом тарифного регулирования названной величины 105016,75 тыс. руб. в состав показателя «ССИП за 2019 год» не вступает в противоречие с предписаниями и положениям Основ ценообразования и Методических указаний. Обстоятельства, касающиеся сферы налоговых правоотношений, в том числе и исполнения обязанностей регулируемой организацией как налогоплательщиком, непосредственного отношения к тарифному регулированию не имеют. В действительности в тарифе на 2019 год были предусмотрены и учтены данные средства; по итогам 2019 года они оказались необоснованно получены по причине неисполнения инвестиционной программы, следовательно, регулируемая организация в 2019 году использовала тариф, который на сегодняшний день по результатам работы содержал не полностью экономическое обоснование. При таком положении орган тарифного регулирования абсолютно правильно и обоснованно при проведении корректировки учёл эти суммы; правильно и последовательно применил нормы Основ ценообразования, а также формулы Методических указаний, в результате определил в размере 6042,811 тыс. руб. величину необходимой валовой выручки, принятой к расчёту при установлении тарифа. Вопреки мнению административного истца, суд утверждать иное и противоположенное оснований не усматривает, и считает, что установленные для административного истца значения предельного тарифа на захоронение твёрдых коммунальных отходов на 2021 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат. Поэтому административное исковое заявление следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Компания «РИФЕЙ» о признании недействующим пункта 22 приложения № 2 постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30 ноября 2018 года № 198-ПК «Об утверждении производственных программ в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования для установления предельных тарифов на захоронение твёрдых коммунальных отходов, и установлении предельных тарифов на захоронение твёрдых коммунальных отходов операторам по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Свердловской области на 2019 – 2021 годы» (в редакции постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 16 декабря 2020 года № 234-ПК «О внесении изменений в отдельные Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами») в части установления на 2021 год для административного истца (как для оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами) предельных тарифов на захоронение твёрдых коммунальных отходов IV и V классов опасности оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2022 года.
Судья | М.В. Старков |