ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-652/17 от 09.10.2017 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область. 09 октября 2017 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-652/17 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими преамбулу и ст. 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005 – ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в части не представления права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС если они не относятся к категории граждан, указанных в преамбуле и ст. 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005 – ОЗ,

установил:

ФИО1 обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими преамбулу и ст. 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005 – ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в части не представления права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС если они не относятся к категории граждан, указанных в преамбуле и ст. 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005 – ОЗ. Пояснил, что Постановлением Московской областной Думы от 30 ноября 2005 года N 7/160-П был принят Закон Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005 - ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В преамбуле оспариваемого Закона было указано, что данный нормативный акт устанавливает порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области учета малоимущих граждан Российской Федерации, проживающих на территории Московской области, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В части 1 статьи 2 указанного Закона: «Право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет».

Постановлением Московской областной Думы от 06.07.2017 г. № 81/28-П был принят Закон Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (Опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области (http://mosreg.ru), 26.07.2017, «Ежедневные новости. Подмосковье», 01.08.2017, 10.08.2017). Которым в том числе были изменены преамбула и ст. 2 Закона.

По мнению административного истца, преамбула и ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005 - ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в предыдущей редакции, противоречили федеральному законодательству и были недействующими в части не предоставления права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, если они не являлись малоимущими. Чем, были ущемлены права, свободы и законные интересы административного истца.

Последние изменения преамбулы и ст. 2 Закона Московской области от 12 12.2005 года № 260/2005 - ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», внесенные Постановлением Московской областной Думы от 06. 07. 2017 г. № 81/28-П, не перестали нарушать права, свободы и законные интересы административного истца. И не перестали противоречить федеральному законодательству, не перестали быть недействующими в части не предоставления права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, если они кроме того не относятся к категориям граждан, указанных в преамбуле и ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005 - ОЗ.

В силу ст 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Жилые помещения жилищного фонда РФ предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч.3 ст. 49 «Жилищного Кодекса РФ»).

На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право состоять указанные в ст. 49 «Жилищного кодекса РФ» категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящейся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих основании (ч. 2 ст. 52 «Жилищного кодекса РФ»).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления; с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 3, ч. 4 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ).

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются действие настоящего законодательства, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Статьей 22 вышеназванного закона РФ, гражданам, указанным в п. 11 части первой ст. 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона.

Административный истец в соответствии с п. 11 ч.1 ст. 13 ФЗ 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», относится к гражданам, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, данный факт подтверждается удостоверением установленного образца.

П. 7 ст. 17 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. В соответствии с п. 5 подпунктом е) право на участие в подпрограмме, имеют категории граждан Российской Федерации, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ФИО1, относится к категории граждан, которые в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Административный истец обратился в Администрацию Коломенского муниципального района Московской области с заявлением о постановки на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На обращение из Администрации пришел письменный ответ от 21.02.2017 г., в котором было указано, что для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ФИО1 должен быть признан малоимущим.

На повторное заявление ФИО1 из Администрации пришел письменный ответ от 05.05.2017 г. № 1294, в котором указано, что на основании Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005 - ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ему отказано в постановке на жилищный учет, так как он не признан малоимущим.

Преамбула и ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005 - ОЗ в предыдущей и последней редакциях, в противоречии с правовыми позициями, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П и от 10 ноября 2009 года N 17-П; Жилищным кодексом РФ; Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 - не предоставляли и не предоставляют право гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для получения в последующем жилой площади из средств федерального бюджета, если они кроме того не относятся к категориям граждан, указанных в преамбуле и ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005 - ОЗ в предыдущей и последней редакциях.

Закон Московской области № 260/2005 - ОЗ в предыдущей и последней редакциях устанавливая право только граждан, указанных в преамбуле и ст. 2 Закона состоять на жилищном учете, создавал и создает в будущем непреодолимые препятствия для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к осуществлению своего права на возмещение вреда в результате радиационной катастрофы, установленного Конституцией РФ и Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». И, в том числе, препятствовал и препятствует осуществлению права, названных граждан, состоять в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Чьи права в этом закреплены ст. 49, ст. 51 и ст. 52 Жилищного кодекса РФ.

Преамбула и ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005 - 03 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» предыдущей и последней редакциях в части не предоставления права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нарушал и продолжает нарушать права ФИО1, свободы и законные интересы, предоставляемые ст. ст. 49 и 52 Жилищного кодекса РФ создавал и создает непреодолимые препятствия к осуществлению в последующем моих прав, свобод и законных интересов, установленных ст. ��������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�T�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????????????????�??????????�??????????????????


?j�?????????????????????????
??????????�?????????????????�????????????? ? ??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�/�����?������/�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?���

Признать преамбулу и ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005 - ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (с изменениями, внесенными законами Московской области №195/2008-03, № 111/2009-03, № 138/2012-03, № 118/2013-03, № 130/2016-03) противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части не предоставления права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не малоимущих граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за весь период их действий.

Представитель Московской областной Думы не согласилась с требованиями, заявленными ФИО1

Представитель пояснила, что в соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, согласно пункта 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с преамбулой Закон Московской области № 260/2005- 03 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» устанавливает порядок ведения учета органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, Закон Московской области № 260/2005-03 принят по предмету совместного с Российской Федерацией ведению в соответствии с федеральным законом - Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. Административный истец полагает, что в преамбуле и статье 2 Закона Московской области № 260/2005-03 должна быть указана категория граждан, к которой он относится, а отсутствие этой категории указывает на несоответствие оспариваемых норм федеральному законодательству.

Этот довод истца несостоятелен.

Закон Московской области № 260/2005-03 в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует порядок ведения учета граждан, не просто нуждающихся в жилых помещениях, а нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации такие помещения предоставляются малоимущим гражданам, в связи с чем эта категория граждан указана в преамбуле и статье 2 Закона Московской области № 260/2005-03.

Согласно части 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться по договорам социального найма категориям граждан, указанным в части 3 этой же статьи, но лишь в случае наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение этих граждан жилыми помещениями.

В соответствии с частью 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем предусмотренных указанным законом категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

К таким гражданам, относятся, например, инвалиды и участники Великой Отечественной войны.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона Московской области № 125/2006-03 «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, в связи с чем эти категории указаны в преамбуле и статье 2 Закона Московской области № 260/2005-03.

Истец, как установлено материалами дела, относится к категории граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы. Специальный закон, регулирующий правоотношения в области социальной защиты этой категории граждан - Закон Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не содержит аналогичного положения Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ о передаче государственных полномочий по обеспечению жильем субъекту Российской Федерации, в связи с чем обязанность по обеспечению жилыми помещениями таких граждан у Московской области не возникает и оспариваемый закон не должен регулировать порядок ведения учета органами местного самоуправления граждан такой категории.

3. Административный истец полагает, что Закон Московской области № 260/2005-03 препятствует постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Этот довод истца несостоятелен.

Из материалов дела следует, что руководителем администрации Коломенского муниципального района Московской области 05.05.2017 вынесено постановление № 1294 об отказе в принятии на учет истца в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, со ссылкой на Закон Московской области № 260/2005- ОЗ, а также на основание отказа в постановке на учет - пункт 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Основанием отказа в принятии истца на учет, как это следует из постановления № 1294 от 05.05.2017, послужило непредставление истцом документов, необходимых для принятия на учет (пункт 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации), а не нормы оспариваемого Закона Московской области № 260/2005-03.

Гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, абзацем первым статьи 22 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 указанного Закона.

В соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 года указанным гражданам, если они нуждаются в улучшении жилищных условий, гарантируется обеспечение жилой площадью в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы».

В соответствии с пунктом 1 указанного постановления формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья.

В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, для участия в указанной подпрограмме граждане, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), подают заявление.

Таким образом, для реализации своего права на жилье истец должен был подать в орган местного самоуправления заявление о постановке на учет для получения социальной выплаты.

Однако в материалах дела сведения об обращении истца в администрацию Коломенского муниципального района Московской области с соответствующим заявлением отсутствуют, в связи с чем вывод истца о наличии препятствий к реализации его права на жилье в виде Закона Московской области № 260/2005-03 не обоснован.

Административный истец в исковом заявлении фактически выражает свое несогласие с постановлением администрации Коломенского муниципального района Московской области № 1294 от 05.05.2017.

Производство по делам об оспаривании решения должностного лица регулируется иными нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, чем производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов.

Московская областная Дума не является надлежащим ответчиком при оспаривании вышеуказанного постановления.

Истец полагает, что преамбула и статья 2 Закона Московской области № 260/2005-03 в редакции Закона Московской области № 130/2016-03 «О внесении изменения в Закон Московской области «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» противоречат федеральному законодательству в части не предоставления лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

6 июля 2017 года постановлением Московской областной Думы № 81/28-П принят Закон Московской области № 140/2017-03 «О внесении изменений в Закон Московской области «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», который подписан Губернатором Московской области 21.07.2017 и опубликован на официальном Интернет- портале Правительства Московской области 26.07.2017.

Оспариваемые истцом нормы - преамбула и статья 2 Закона Московской области № 260/2005-03 изменены, перестали затрагивать права, свободы и законные интересы истца, что является основанием для

прекращения производства по административному делу в части обжалования указанных норм.

руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими преамбулу и ст. 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005 – ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в части не представления права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС если они не относятся к категории граждан, указанных в преамбуле и ст. 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005 – ОЗ.

На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.

Судья Терещенко А.А.