ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-653/19 от 05.08.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-653/19

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 05 августа 2019 года

Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,

при секретаре судебного заседания Ловыгиной Е.Н.,

с участием представителя административного истца ООО фирма «<данные изъяты>» ФИО1,

прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма «<данные изъяты>» о признании не действующим со дня принятия пункта №13028 раздел «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.11.2018 года №Сл-326-25615/18, в части включения в него принадлежащего ООО фирма «<данные изъяты>» на праве собственности объекта недвижимости: нежилое встроенное помещение , площадь общая 334,2 кв.м, этаж - подвал , кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>; обязании министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение месяца после вступления данного судебного решения в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью фирма «<данные изъяты>» (далее также - ООО фирма «<данные изъяты>») обратилось в Нижегородский областной суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указало о том, что является собственником объекта недвижимости - нежилое встроенное помещение , площадь общая 334,2 кв.м, этаж - подвал , кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>.

Данное нежилое помещение в соответствии с пунктом включено в раздел «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.11.2018 года №Сл-326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также - Перечень на 2019 год).

Вместе с тем, объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, не является административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), а равно не предназначен для использования и фактически не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания. Часть помещения используется под ателье, площадь которого составляет 14%. Таким образом, помещение не подлежало включению в Перечень на 2019 год.

При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала, просила административное исковое заявление удовлетворить по приведенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в судебное заседание не явился. Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области было извещено о месте и времени рассмотрения дела.

Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО7 предложил суду административное исковое заявление ООО фирма «<данные изъяты>» удовлетворить, так как нежилое помещение не отвечает признакам, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, изучив представленные доказательства, обсудив доводы и требования административного искового заявления, заслушав представителя административного истца и заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 06 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, назначено министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.

Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области является правопреемником министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в связи со слиянием данного государственного органа и министерства инвестиционной политики Нижегородской области и образования министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 6 Указа Губернатора Нижегородской области от 15.01.2018 года №6 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области» министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области принят приказ от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

Данный приказ размещён на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Оспариваемый в части приказ от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» принят министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий и опубликован, что не оспаривается административным истцом.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», в разделе «город Нижний Новгород», содержит пункт (строку) следующего содержания: номер по порядку: 13028, кадастровый номер помещения: , кадастровый номер здания (строения, сооружения), в котором расположено помещение: , адрес объекта: <адрес>, пом.П7 (л.д.26-28).

Административный истец ООО фирма «<данные изъяты>» является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , что подтверждается представленной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26.11.2018 года (л.д.29-32).

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объектами налогообложения для российских организаций, согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Частью 9 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Суд полагает, что административным ответчиком министерством имущественных и земельных отношений по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемый по настоящему административному делу в части приказ принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, административным истцом представлены в суд доказательства, подтверждающие, что оспариваемый им в части приказ противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом суд исходит из следующего.

Из представленного суду технического паспорта объект недвижимости с кадастровым номером следует, что данный объект недвижимости имеет наименование: помещение, назначение: помещение. В экспликации к плану строения указано, что в помещении с кадастровым номером предусмотрено размещение его частей с назначением «помещения» (л.д.55-58).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.11.2018 года помещение с кадастровым номером имеет назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение (л.д.29).

Само помещение расположено в подвале жилого дома, находящегося на земельном участке с разрешенным использованием: для объектов жилой застройки.

Относительно фактического использования помещения административным истцом представлено Экспертное заключение от 19.06.2018 года №650/И о фактическом использовании помещения для целей налогообложения на территории Нижегородской области, составленное аккредитованной организацией ООО «Компания «Оценочный стандарт». Согласно данному Экспертному заключению при внутреннем и внешнем осмотре объекта недвижимости с кадастровым номером установлено, что он используется собственником частично. В помещениях (подпомещениях) №3, 4, 5, 6 требуется ремонт. Помещение (подпомещение) №11, площадью 46,9 кв.м., что составляет 14,03 кв.м. от всей площади помещения, используется арендатором под бытовые услуги (ателье). Остальные помещения (подпомещения), со слов собственника, долгое время не используются ни в каких целях. При осмотре не выявлено использования внутренних помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания (л.д.34-54).

Суду представлены акты обследования нежилого помещения П7, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер ), от 07.09.2018 года и от 17.06.2019 года , составленные начальником отдела мониторинга объектов недвижимости и кадастровой оценки министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области ФИО8, консультантом отдела мониторинга объектов недвижимости и кадастровой оценки министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области ФИО9 и представителем административного истца ООО фирма «<данные изъяты>» ФИО10 Согласно данным Актам обследования помещение общей площадью 334,2 кв.м. используется следующим образом: основная часть помещений не используется, часть помещений (S=46,9 кв.м., 14%) используется под ателье по ремонту и пошиву одежды (л.д.61, 68).

При таких обстоятельствах суд находит, что правовых и фактических оснований для включения нежилого помещения с кадастровым номером в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год не имелось.

Как установлено судом и указано в данном судебном решении, нежилое помещение с кадастровым номером не обладает признаками административно-делового центра либо торгового центра (комплекса), как это указано в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно документам технического и кадастрового учета данное нежилое помещение не относится к объектам недвижимости, в которых прямо предусмотрено размещение объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания, офисов (в документах указано - помещение, нежилое помещение).

Фактически используется часть помещения (подпомещения) площадью 46,9 кв.м., что составляет 14% от общей площади помещения. Как следует из представленных документов и пояснений представителя административного истца данная часть помещения (подпомещения) используется под ателье по ремонту и пошиву одежды, то есть под оказание бытовых услуг.

Вместе с тем, помещение (подпомещение), используемое для оказания бытовых услуг (ремонт и пошив одежды), составляет менее 20% от общей площади помещения, что не позволяет отнести данное помещение к объектам недвижимости, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, суд учитывает, что на основании решения Нижегородского областного суда от 21.01.2019 года по делу №3а-36/19 Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год признан недействующим в части включения помещения с кадастровым номером в данный Перечень на 2017 год. Судебное решение вступило в законную силу (л.д.62-66).

Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.10.2018 года №Сл-326-11591/18 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год с 01.01.2018 года исключен пункт №10548 в отношении помещения с кадастровым номером (л.д.60).

Из пояснений представителя административного истца и из представленных Актов обследования от 07.09.2018 года № и от 17.06.2019 года следует, что фактическое использование помещения в 2018-2019 годах не изменялось.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В связи с изложенным суд полагает необходимым удовлетворить заявленные по настоящему административному делу требования.

Определяя дату, с которой суд считает необходимым признать недействующим оспариваемый в части приказ, суд принимает во внимание, что сам приказ определяет Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год и в оспариваемой части затрагивает интересы непосредственно административного истца ООО фирма «<данные изъяты>». В таком случае суд считает возможным признать данный приказ недействующим в оспариваемой части со дня его принятия.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 2.2 оспариваемого в части приказа предусмотрено его размещение на официальном сайте Правительства Нижегородской области и на официальном сайте министерства в информационно - коммуникационной сети «Интернет». Поэтому суд полагает необходимым указать в резолютивной части настоящего судебного решение на обязанность административного ответчика в течение месяца после вступления данного судебного решения в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии на официальном сайте Правительства Нижегородской области и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно - коммуникационной сети «Интернет».

Также суд полагает необходимым обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить копию решения суда или сообщение о его принятии в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области. При этом суд учитывает, что пунктом 2.1 приказа предусмотрено направление Перечня в налоговые органы. На основании пункта 4 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта могут содержаться другие сведения о вопросах, разрешенных судом исходя из конкретных обстоятельств административного дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью фирма «<данные изъяты>» по настоящему административному делу удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия нормативного правового акта пункт №13028 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.11.2018 года №Сл-326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», о включении в Перечень на 2019 год объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу:

направить копию решения суда или сообщение о его принятии в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области;

разместить сообщение о решении суда на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно - коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда М.А. Кручинин

Решение суда в окончательной форме составлено 06.08.2019 года.

Судья областного суда М.А. Кручинин