ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-654/2023 от 10.08.2023 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

УИД23OS0000-01-2023-000515-56 Дело №3а-654/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2023 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Седовой А.О.,

при секретаре судебного заседания Фролова Г.А.,

с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,

представителя административного истца

ООО «ИВ-Консалтинг» - Адамова М.А.,

представителя административного ответчика департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края – Уланова Р.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ИВ-консалтинг» к департаменту государственного регулирования тарифов Краснодарского края об оспаривании нормативных правовых актов в части,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ив-Консалтинг» (далее по тексту также - ООО «Ив-Консалтинг») обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит признать недействующими с даты вступления в силу:

- приказ департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 17.11.2022 г. №318/2022-вк «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2018 г. №299/2018-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду»;

- приказ департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 19.07.2023 г. №54/2023-вк «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2018 г. №299/2018-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду»,

в части установления тарифов на питьевую воду на 2023 год.

И обязать департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края принять новый нормативный правовой акт, замещающий выше указанные Приказы в части, признанной недействующими.

На основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.09.2021 №620 «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 г. №652 «О региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края» изменено наименование региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края на департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края. Указанное изменение наименование зарегистрировано 01.10.2021 в Едином государственном реестре юридических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «ИВ-Консалтинг» - Адамов М.А. поддержал требования административного искового заявления. В обоснование требований указано, что при принятии оспариваемого Приказа от 17.11.2022 г. №318/2022-вк неверно определена выручка административного истца за 2021 год, расходы на амортизацию объектов основных средств в 2021 году, расчетная предпринимательская прибыль за 2021 год, расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, экономически не обоснованные доходы прошлых периодов. А Приказ от 19.07.2023 г. №54/2023-вк сам по себе дублирует Приказ от 17.11.2022 г. №318/2022-вк.

Представитель административного ответчика департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края – ...........3 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление и дополнительно представленным пояснениям, полагая, что оспариваемые приказы не противоречат федеральному законодательству, приняты в пределах компетенции регулирующего органа и с соблюдением соответствующей процедуры, установленной действующим законодательством Российской Федерации.

Прокурор Сидорова Л.Е. в заключении указала, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста Кругловой С.В., показания свидетелей Савиной А.В. и Абышевой Н.А., изучив доводы административного иска и уточнения, отзыва на него и дополнений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, соблюдение порядка их принятия и публикации, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункты 1 и 2 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Как следует из материалов дела и установлено судом, приказ от 17.11.2022 № 318/2022-вк принят уполномоченным органом (пункты 1.2, 3.1 Положения о департаменте государственного регулирования тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 года № 652) и опубликован в соответствии с частью 3 статьи 46 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» на официальном сайте администрации Краснодарского края (https://admkrai.krasnodar.ru/content/1291/) 18 ноября 2022 г.

Приказ от 19.07.2023 № 54/2023-вк принят уполномоченным органом (пункты 1.2, 3.1 Положения о департаменте государственного регулирования тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 года № 652) и опубликован в соответствии с частью 3 статьи 46 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» на официальном сайте Губернатора Краснодарского края и администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 19.07.2023.

Таким образом, процедура принятия и опубликования оспариваемых приказов соблюдена.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии в части оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие обстоятельства.

Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том числе методом индексации, при котором расчет производился с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Из материалов дела следует, что административный истец оказывает услуги по холодному водоснабжению на территории ................ района.

Для административного истца тарифы на питьевую воду на 2019 - 2022 годы установлены с использованием метода индексации приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2018 № 299/2018-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду».

На основании заявления административного истца от 29.04.2022 о корректировке тарифов на услуги холодного водоснабжения, по результатам проведения специалистами тарифного органа заседания правления и экспертизы проверки экономического обоснования тарифов на питьевую воду и водоотведения для административного истца, принят оспариваемый приказ департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 17.11.2022 № 318/2022-вк.

Оспариваемым приказом утверждена произведенная административным ответчиком с применением метода индексации корректировка на 2023 г. тарифов на питьевую воду, установленных на 2019 - 2023 гг. для административного истца.

Оспариваемый приказ от 19.07.2023 № 54/2023-вк «О внесении изменения в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2018 № 299/2018-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду» принят во исполнение норм Закона Краснодарского края от 6 апреля 2015 года № 3161-КЗ (ред. от 30.06.2023 № 4936-КЗ) «О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края», в соответствии с которыми в случае, если рассчитанные органом регулирования тарифы на питьевую и техническую воду, подлежащие применению при расчете платы граждан за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, превышают более чем в два раза средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги по Краснодарскому краю в отношении услуг холодного водоснабжения, определенные на основании данных органов государственной статистики в месяце, предшествующем месяцу, в котором устанавливаются тарифы на питьевую воду и техническую воду, решением органа регулирования устанавливаются тарифы на питьевую воду и техническую воду на уровне, не превышающем более чем в два раза средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги по Краснодарскому краю в отношении услуг холодного водоснабжения, определенные на основании данных органов государственной статистики в месяце, предшествующем месяцу, в котором устанавливаются тарифы на питьевую воду и техническую воду» (ст.2.1).

Изменения тарифов на питьевую воду для населения направлены на доведение уровня тарифов на питьевую воду для населения до уровня, не превышающего более чем в два раза средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги по Краснодарскому краю в отношении услуг холодного водоснабжения, определенные на основании данных органов государственной статистики за июнь 2023 г.

Статьей 3 указанного Закона Краснодарского края предусматривается компенсация регулируемым организациям выпадающих доходов, возникающих вследствие применения льготных тарифов и розничных цен, устанавливаемых в соответствии c данным Законом.

Экономически обоснованные тарифы и иные утверждаемые показатели регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения приказом от 19.07.2023 № 54/2023-вк не были изменены. Тарифы на питьевую воду для населения административным истцом не оспариваются.

В целях реализации Закона о водоснабжении и водоотведении Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, если иное не установлено федеральным законом. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.

Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

Административный истец полагает, что выручка от реализации услуг по холодному водоснабжению административным ответчиком определена неверно, поскольку административный ответчик руководствовался данными бухгалтерского учета и нормами налогового законодательства, и не руководствовался положениями пунктом 91 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, в соответствии в которым выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VII Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Cпециалист Круглова С.В. пояснила в судебном заседании, что в данных бухгалтерского учета должны отражаться не только получение средств от реализации питьевой воды, но и иные поступления денежных средств, обусловленные осуществлением регулируемого вида деятельности в сфере холодного водоснабжения.

При этом в соответствии с главой VII Методических указаний устанавливаются тарифы на питьевую воду в экономически обоснованном размере.

Соответственно, выручка от реализации определяется исходя из фактического объема полезного отпуска, экономически обоснованных тарифов, установленный на соответствующий период регулирования.

Поскольку для административного истца установлены в соответствии с приказом региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2018 № 299/2018-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду» льготные тарифы на питьевую воду (тарифы для населения), из бюджета Краснодарского края предоставляются административному истцу субсидии для компенсации межтарифной разницы, что обеспечивает получение регулируемой организацией выручки от реализации питьевой воды исходя из экономически обоснованного тарифа.

В соответствии с данными бухгалтерских регистров (оборотно-сальдовая ведомость по счету 90) ООО «ИВ-консалтинг» и в смете расходов, подписанной руководителем и экономистом административного истца, копии которых содержаться в материалах тарифного дела, указана выручка от реализации питьевой воды по факту 2021 года в сумме ................ тыс. руб. (без НДС), которая и была обоснованно принята административным ответчиком при расчете и установлении тарифов на питьевую воду на 2023 год.

Административный истец привел доводы о том, что административный ответчик незаконно не учел при определении затрат на амортизацию основных средств за 2021 год амортизационные отчисления автомобиля УАЗ, приобретенный в 2019 году.

Специалист Круглова С.В. пояснила, что поскольку автомобиль УАЗ используется для производственных нужд и является основным средством, амортизационные отчисления должны включаться в состав расходов на амортизацию.

В расчет тарифа административным истцом заявлена сумма фактически начисленной амортизации за 2021 год в сумме ................ тыс.руб., в том числе расходы на амортизацию автотранспорта в сумме ................ тыс.руб., расходы на амортизацию имущества, расположенного в административном здании, на сумму ................ тыс.руб.

Административным ответчиком из расчета тарифов исключены в полном объеме в связи с тем, что положениями Приказа ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» указанные расходы на амортизацию транспорта и имущества, расположенного в административном здании, поскольку данные расходы относятся к операционным расходам и не подлежат включению в состав расходов на амортизацию имущества.

................

Пунктом 1.1.6.1. приложения 6.1. Методических указаний № 1746-э определено, что расходы на амортизацию автотранспорта являются прочими расходами, относящимися к операционным расходам, отражаются в смете расходов по строке 1.7.2, и не включаются в состав расходов «Амортизация».

В соответствии с пунктом 33 и 72 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, операционные расходы являются долгосрочным параметром регулирования и по общему правилу не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, амортизация транспорта и амортизация имущества, расположенного в административном здании, относятся к операционным расходам, которые в течении долгосрочного периода регулирования не пересматриваются, и не могут быть отнесены к амортизации производственных объектов.

Учитывая дату приобретения автомобиля УАЗ (2019 год), амортизация не могла быть учтена при расчете операционных расходов в 2018 году, появления данного вида расходов не является основанием для досрочного пересмотра операционных расходов, как долгосрочного параметра регулирования.

Кроме того, в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования при расчете экономически обоснованного размера амортизации срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В результате административным ответчиком скорректирован расчет расходов на амортизацию за 2021 год в части применения срока полезного использования в отношении объектов основных средств, участвующих в процессе производства услуг холодного водоснабжения, на ................ тыс. руб.

С учетом изложенного, административным ответчиком расчет сумм амортизации объектов водного хозяйства, участвующих в процессе производства услуг холодного водоснабжения, произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Административный истец полагает, что изъятие административным ответчиком из необходимой валовой выручки необоснованных доходов и расходов по электроэнергии является экономически необоснованным.

Административный истец и специалист Круглова С.В. считают, что в случае недостижения показателя энергоэффективности исключение из необходимой валовой выручки расходов электроэнергию возможно только в соответствии с положениями пунктом 90 и 93 Методических указаний.

Судом установлено, что корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с приведенными нормами права производится с учетом недостижения показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения.

Данные показатели не относятся к показателям энергетической эффективности, к которым относятся удельных расход электроэнергии, определяемых в соответствии с Приказом Минстроя России от 04.04.2014 №162/пр «Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей».

Доводы административного истца и специалиста Кругловой С.В. о неприменимости положений пункта 16 Основ ценообразования для оценки фактических затрат административного истца и формирования объема экономически обоснованных затрат на оплату электрическую энергию не основаны на нормах действующего законодательства.

Административным истцом в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения.

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 39 Федерального закона №416‑ФЗ показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения применяются соответственно для контроля за исполнением обязательств организации, осуществляющей холодное водоснабжение, по реализации инвестиционной программы, производственной программы, а также в целях регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 1.2. статьи 39 Федерального закона №416‑ФЗ степень исполнения обязательств организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, по реализации инвестиционной программы, производственной программы определяется с использованием плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования № 406 при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования № 406 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, в числе прочих относятся показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Приказом департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 18.12.2018 № 299/2018-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду» для ООО «ИВ-консалтинг» утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годы, в том числе удельный расход электрической энергии, в размере – ................ кВтч/куб. м воды, поступившей в сеть.

Исходя из утвержденной на долгосрочный период регулирования удельной нормы расхода электрической энергии и планируемого объема полезного отпуска воды в сеть был определен требуемый для оказания услуг объем электрической энергии, а также расходы на приобретение данного объема электрической энергии.

Таким образом, утвержденный Административным ответчиком удельный расход электрической энергии определяет максимально допустимый годовой расход электрической энергии при осуществлении регулируемой деятельности. Потребление (расход) электрической энергии сверхдопустимого объема характеризуется как потребление ресурсов в завышенных объемах.

Руководствуясь пунктом 1.2. статьи 39 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в ходе проведения анализа потребленного в 2021 году объема электрической энергии был выявлен факт превышения фактического значения удельного расхода электрической энергии относительно планового.

В соответствии с пояснениями административного ответчика, показаниями свидетеля Абышевой Н.А., данными в судебном заседании, подтвержденными материалами тарифного дела, размер экономически необоснованных расходов административного истца на оплату электрической энергии в 2021 году составил ................ тыс.руб.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования данная сумма расходов была обоснованно исключена из расчета тарифа на 2023 год.

Также обоснованно, на основании материалов тарифного дела (Реестр счетов-фактура по электроэнергии в 2021 году и по поставщикам, счета-фактуры поставщиков электроэнергии) исключена из необходимой валовой выручки на 2023 год в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования сумма расходов на оплату электроэнергии в размере ................ тыс.руб., учтенная в расчете тарифа на 2021 год по цене выше фактической на ................ руб.

Административный истец полагает, что изъятие из необходимой валовой выручки неиспользованных операционных расходов является экономически необоснованным.

Административный истец и специалист Круглова С.В. полагают, что административный истец произвел таким образом корректировку операционных расходов, как долгосрочного параметра регулирования, в нарушение норм действующего законодательства.

Судом установлено, что сумма операционных расходов на 2023 год определена исходя из актуальных значений параметров расчета тарифов (прогнозных показателей, определенных в подпункте «в» пункта 16 Методических указаний). В качестве основы применен базовый уровень операционных расходов, установленный на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годы в соответствии с пунктом 45 Методических указаний.

Базовый уровень операционных расходов на 2020-2023 годы долгосрочного периода не пересматривался и скорректирован с применением фактических и прогнозных индексов потребительских цен и индекса эффективности расходов (1%) и составил на 2020 год ................ тыс.руб, на 2021 год – ................ тыс.руб., на 2022 год – ................ тыс.руб.

На 2023 год уровень операционных расходов рассчитан в размере ................ тыс.руб. и учтен при формировании необходимой валовой выручки административного истца на 2023 год.

Нарушений, связанных с корректировкой базового уровня операционных расходов не выявлено.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования при установлении тарифов из необходимой валовой выручки орган регулирования должен исключить экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов; расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации: а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

Как пояснил административный ответчик, что подтверждается показаниями свидетеля Савиной А.В., данными в судебном заседании, и материалами тарифного дела, в ходе анализа операционных расходов ООО «ИВ-консалтинг» за 2019-2021 годы были выявлены факты недорасходования средств, заложенных в тарифы в сумме: за 2019 год- ................ тыс.руб., за 2020 год – ................ тыс.руб.

В ходе анализа фактических операционных расходов ООО «ИВ-консалтинг» за 2021 год установлен, кроме недорасходования средств, факт несения расходов, связанных с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах по статьям «Расходы на ГСМ» и «Административные расходы».

Так, в 2021 года ООО «ИВ-консалтинг» заключены договоры аренды легковых автомобилей, находящихся в личной собственности работников ООО «ИВ-консалтинг»: ................ автомобиль KIA JF (OPTIMA), ................ автомобиль TOYOTA CAMRY, ................ автомобиль ВАЗ 217230, ................ автомобиль LADA 219010, ................ автомобиль LADA 219010, ................ автомобиль ВАЗ 21140, ................ автомобиль LADA Largus, ................. автомобиль TOYOTA RAV-4.

Пунктом 1 подпункта 11 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов относятся в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации от 8 февраля 2002 года № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией». Указанным документом установлены нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Иные расходы в отношении данного транспорта законодательством не предусмотрены так как транспорт является легковым и используется собственником как для служебных, так и в личных целях.

При утверждении операционных расходов на 2019-2023 годы административным ответчиком учтены расходы на компенсацию использования личного автотранспорта. Расходы на ГСМ в отношении данного транспорта в расчет тарифов не включены.

Таким образом, в ходе анализа фактических расходов ООО «ИВ-консалтинг» за 2021 год уставлен факт расходов году на ГСМ в завышенных объемах. В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования, при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах,

Также исключены из статьи «ГСМ» расходы на оплату топлива для котла отопления в административном здании административного истца, так как данные расходы учтены по статье административные расходы, учтенные при определении операционных расходов. Данные расходы отражены в расчете факта административных расходов на 2021 год.

Кроме того, в ходе анализа фактических расходов за 2021 год по статье «Административные расходы» административным ответчиком обоснованно выявлен факт несения экономически не обоснованных расходов на приобретение канцелярские товаров. Также выявлены расходы аренду транспорта на основании договора аренды, заключение в нарушение конкурсных процедур, предусмотренных Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Пунктом 30 Правил регулирования тарифов установлено, что орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.

Исходя из анализа положений федерального и регионального законодательства, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме, порядку введения в действие, и по этим основаниям сторонами не обжалуется решение суда первой инстанции.

Проверив соответствие содержания оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в результате принятия оспариваемых нормативных правовых актов не нарушены нормы действующего законодательства, а также не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.

Соответствующие выводы суда подтверждаются анализом материалов, содержащихся в административном деле и тарифном деле. При этом административным истцом не представлены относимые, допустимые и достаточные доказательства, опровергающие данные выводы.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом изложенных обстоятельств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО «Ив-Консалтинг» к департаменту государственного регулирования тарифов Краснодарского края.

Руководствуясь статьями 175-180, 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО «ИВ-консалтинг» к департаменту государственного регулирования тарифов Краснодарского края о признании недействующими с даты его вступления в силу приказ департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 17.11.2022 г. №318/2022-вк «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2018 г. №299/2018-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду» и приказ департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 19.07.2023 г. №54/2023-вк «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2018 г. №299/2018-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду» в части установления тарифов на питьевую воду на 2023 год.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 23 августа 2023 года.

Судья Краснодарского краевого суда А.О. Седова