ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-656/18 от 12.07.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3а-656/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2018 г. г. Архангельск

Архангельский областной суд в составе:

судьи Лобановой Н.В.,

при секретаре Паламар А.И.,

с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.,

в отсутствие административных ответчиков совета депутатов муниципального образования «Алексеевское», главы муниципального образования «Алексеевское», заинтересованного лица администрации муниципального образования «Алексеевское»,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора Архангельской области А. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения совета депутатов муниципального образования «Алексеевское» от ДД.ММ.ГГГГ. «О тарифах на оплату жилья»,

установил:

решением совета депутатов муниципального образования «Алекеевское» от ДД.ММ.ГГГГ. «О тарифах на оплату жилья» установлен размер платы за наем жилья в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «Алексеевское», на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц 6,92 руб.

Решение совета депутатов муниципального образования «Алекеевское» от ДД.ММ.ГГГГ. на дату рассмотрения данного административного дела действует в редакции решения совета депутатов муниципального образования «Алексеевское» от 21 марта 2018 г. № 47. Тексты данных нормативных правовых актов официально опубликованы в выпусках за ДД.ММ.ГГГГ. газеты «З.» и за ДД.ММ.ГГГГ. газеты «<данные изъяты>», которая выходит в составе газеты «З.».

Заместитель прокурора Архангельской области А. обратился в суд с административным иском о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с даты вступления решения суда в законную силу решения совета депутатов муниципального образования «Алексеевское» от ДД.ММ.ГГГГ. .

В обоснование административного иска указано, что оспариваемым нормативным правовым актом установлен единый тариф на оплату найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, вне зависимости от его качества, степени благоустройства и места положения жилого дома, что не соответствует требованиям статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Методических указаний установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 668/пр, и нарушает права населения сельского поселения на оплату найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в экономически обоснованном размере.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Загвоздина Н.А. на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным основаниям.

Административные ответчики совет депутатов муниципального образования «Алексеевское», глава муниципального образования «Алексеевское» К., заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Алексеевское», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В направленных в адрес суда отзывах на административный иск полагали заявленные требования необоснованными.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав участвующего в деле прокурора Загвоздину Н.А., суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

В силу пункта 6 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищного законодательства на территориях сельских поселений осуществляются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Муниципальное образование «Алексеевское» представляет собой сельское поселение с административным центром в с. Красноборск, входящее в состав муниципального образования «<данные изъяты>».

Как следует из представленных суду материалов, начиная с 2016 г. между администрацией муниципального образования «Алексеевское» и администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» ежегодно заключаются соглашения о передаче полномочий, по условиям которых полномочия по решению вопросов, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», продолжает осуществлять муниципальное образование «Алексеевское» за счет межбюджетных трансферов из бюджета муниципального образования «<данные изъяты>». На дату рассмотрения данного административного дела действует соглашение о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты>» и органами местного самоуправления муниципального образования «Алексеевское» от 15 декабря 2017 г. № 187.

Процедура передачи муниципального жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «Алексеевское», в собственность муниципального образования «<данные изъяты>», предусмотренная главой V закона Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», начата только в марте 2018 г. в связи с принятием Советом депутатов муниципального образования «Алексеевское» решения от 21 марта 2018 г. № 51 «Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности муниципального образования «Алексеевское», подлежащих передаче в собственность муниципального образования «<данные изъяты>» и на дату рассмотрения данного административного дела не завершена.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления в пределах его компетенции.

Форма и порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, включая его опубликование, в рассматриваемом случае также соблюдены, что подтверждается представленными в деле материалами, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Плата за пользование жилым помещением входит в структуру платы за жилое помещение (пункт 1 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации), ее размер устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения жилого дома, не должен приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения (части 4 и 5 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 668/пр (далее по тексту – Методические указания).

Названными Методическими указаниями определены формулы расчета платы за наем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, и базового размера платы за наем жилого помещения. При этом базовый размер платы за наем жилого помещения определяется, исходя из средней цены 1 кв.м. общей площади квартир на вторичном рынке жилья в субъекте Российской Федерации, в котором находится жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, по актуальным данным Федеральной службы государственной статистики, которые размещаются в свободном доступе в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).

По сообщению Архангельскстата от 2 июля 2018 г. средняя стоимость 1 кв.м. общей площади проданных квартир на вторичном рынке жилья по Архангельской области (без Ненецкого автономного округа) на конец четвертого квартала 2017 г. составила 58524 рубля. Таким образом, базовый размер платы за наем жилого помещения, определенный по формуле, установленной пунктом 3.1 Методических указаний, составил 58 рублей 52 копейки.

В соответствии с пунктом 2.1 Методических указаний, размер платы за наем жилого помещения определяется с учетом коэффициента, характеризующего качество и благоустройство жилого помещения, место положения дома, рассчитываемого по формуле, предусмотренной пунктом 4.2 Методических указаний, и коэффициента соответствия платы, величина которого устанавливается, исходя из социально-экономических условий в соответствующем муниципальном образовании, в интервале от 0 до 1. Коэффициент соответствия платы может быть установлен как единым для всех граждан, проживающих в данном муниципальном образовании, так и дифференцированно для отдельных категорий граждан, в соответствии с действующим законодательством имеющих право на получение мер социальной поддержки.

Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что в состав муниципального образования «Алексеевское» входят с. Красноборск, д. Алексеевская, пос. Дябрино, пос. Комсомольский, д. Фроловская и иные населенные пункты, при этом состав муниципального жилищного фонда не является однородным, включает в себя здания как в деревянном, так и кирпичном, панельном исполнении разной степени благоустройства.

Как установлено в ходе прокурорской проверки и административными ответчиками в ходе судебного разбирательства не опровергнуто, величина тарифа за наем жилого помещения муниципального жилищного фонда установлена единой для любых жилых помещений, независимо от уровня их благоустройства, места нахождения и иных обстоятельств, определенных Методическими указаниями. При этом какой-либо расчет, основанный на объективных экономических показателях, до принятия оспариваемого нормативного правового акта не производился.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21 апреля 2011 г. № 522-О-О, плата за пользование жилым помещением устанавливается с целью обеспечения надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, уполномоченные органы не вправе принимать произвольные решения и при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В связи с непредставлением административными ответчиками доказательств тому, что оспариваемый в данном административном деле нормативный правовой акт принят в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в том числе, с учетом экономически обоснованного расчета платы за пользование жилым помещением по каждой группе жилых домов муниципального жилищного фонда, суд приходит к выводу о том, что представительный орган местного самоуправления не подтвердил, что плата за пользование жилым помещением установлена в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома и в соответствии с формулами, установленными Методическими указаниями, как этого требует Жилищный кодекс Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение совета депутатов муниципального образования «Алексеевское» от ДД.ММ.ГГГГ. не соответствует статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и Методическим указаниям установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 668/пр, в связи с чем подлежит признанию недействующим.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом разъяснений, данных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», принимая во внимание, что указанный в административном иске нормативный правовой акт применялся при расчетах за наем муниципального жилья, суд считает необходимым признать решение совета депутатов муниципального образования «Алексеевское» от ДД.ММ.ГГГГ. недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.

В силу указания пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «З.».

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Архангельской области А. удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с даты вступления решения суда в законную силу решение совета депутатов муниципального образования «Алексеевское» от ДД.ММ.ГГГГ. «О тарифах на оплату жилья».

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании – газете «З.».

На решение суда лицами, участвующим в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 17 июля 2018 г.

Судья Н.В. Лобанова