ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-656/2022 от 29.08.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24SO0000-01-2022-000477-32

дело № 3А-656/2022

010а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2022 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,

с участием представителя административного истца ООО «Сывел Плюс» Масловой О.Г.,

прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Васильевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Сывел Плюс» о признании не действующим в части Решение Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края от 10 декабря 2021 года № 129-рс «Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости земельных участков при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования минусинский район, предоставленные в аренду без торгов»,

У С Т А Н О В И Л:

10 декабря 2021 года Минусинским районным Советом депутатов Красноярского края принято решение № 129-рс «Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости земельных участков при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования минусинский район, предоставленные в аренду без торгов» (далее – Решение от 10.12.2021 года № 129-рс).

Пунктом 2.16 Приложения № 1 «Коэффициенты, учитывающие вид разрешенного использования земельного участка, применяемого к кадастровой стоимости земельных участков при расчете арендной платы (К1)» (далее - Приложение № 1) к Решению от 10.12.2021 года № 129-рс для земельных участков вне черты населенных пунктов, предназначенных для установки рекламных конструкций К1 установлен в размере 15,512.

Решение от 10.12.2021 года № 129-рс, в первоначальной редакции было опубликовано 16.12.2021года в газете «Власть труда» № 50/1 и в соответствии с пунктом 6 данного Решения оно вступило в силу в день, следующий за днем его официального опубликования в газете «Власть труда» и применяется к правоотношениям возникшим с 01.01.2022 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Сывел Плюс» (далее – ООО «Сывел Плюс») обратилось с административным иском о признании не действующим пункта 2.16 Приложения № 1 к Решению от 10.12.2021 года № 129-рс, в части значения коэффициента К1 для земельных участков вне черты населенных пунктов, предназначенных для установки рекламных конструкций.

Требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором 42 земельных участков относящихся к землям, для установки рекламных конструкций, при расчете размера арендной платы за пользование которыми применяется коэффициент К1, значение которого устанавливается решением Минусинского районного Совета депутатов.

Оспариваемым Решением от 10.12.2021 года № 129-рс для указанных земельных участков установлен коэффициент К1, в размере выше чем действовавший в 2021 году, что привело к увеличению размера арендной платы за 2022 год более чем в 10 раз. Считает, что оспариваемый размер К1 является экономически не обоснованным.

В судебном заседании представитель административного истца настаивала на удовлетворении требований административного иска, по основаниям и доводам изложенным в нем. Дополнительно показала, что в отчете ООО «Эксперт-Оценка» № 50/25/10/21 от 01.11.2021 года установленное значение К1 в размере 15,512 определено необоснованно, поскольку отсутствует экономическое обоснование.

Представитель Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края, представила суду письменные возражения, а также обратилась к суду с ходатайством об отложении судебного разбирательства, к которому приложила копии авиабилетов. В удовлетворении ходатайства судом отказано, поскольку причина неявки представителя в судебное заседание является не уважительной.

Глава администрации Минусинского района извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие Главы Минусинского района Красноярского края и представителя Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края.

Прокурор в своем заключении полагала административный иск подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена порядок определения размера арендной платы определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2); порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (подпункт 3).

Отношения по использованию и охране земель в Красноярском крае, а также порядок определения размера арендной платы регулируются Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (далее – Закон края от 4 декабря 2008 года № 7-2542), в статье 12 которого закреплено, что порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов K1, K2 и К3 устанавливает Правительство Красноярского края, а сами коэффициенты - органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки.

Таким образом, вышеуказанным законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов наделены полномочиями по установлению коэффициента К1, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка, в отношении передаваемых в аренду земельных участков, расположенных на территории вышеуказанных муниципальных образований и находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно статьям 18 и 21 Устава Минусинского муниципального района Красноярского края Минусинский районный Совет депутатов (далее - Совет) является представительным органом местного самоуправления, обладающим правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории района. К компетенции Совета отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, порядка и условий его приватизации.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, с соблюдением процедуры его принятия и вступления в силу. По данным основаниям Решение от 10.12.2021 года № 129-рс не оспаривается.

Судом установлено, что ООО «Сывел Плюс» является арендатором 41 земельного участка, с кадастровыми номерами 24:25:0801002:0861, 24:25:0801002:0862, 24:25:0801002:0863 и других, для использования в целях размещения рекламного щита, что подтверждается договорами аренды земельных участков находящихся в государственной собственности от 20.08.2007 года № 850 и от 24.12.2007 № 970 (л.д.19-33).

При определении размера арендной платы за пользование указанными земельными участками в 2022 году применяется коэффициент К1, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка, значение которого было установлено оспариваемым Решением от 10.12.2021 года № 129-рс.

В подтверждение экономической обоснованности оспариваемого коэффициента К1, суду представлен отчет № 50/25/10/21 от 01.11.2021 года выполненный ООО «Эксперт-Оценка» (далее Отчет), в рамках исполнения муниципального контракта № 02/09/21 от 30.09.2021 года на обоснование К1, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков расположенных на территории Минусинского района, собственность на которые не разграничена, из состава категории «вне черты населенного пункта».

Согласно данному Отчету коэффициент К1 в размере 15,512 для земельных участков предназначенных для установки рекламных конструкций был рассчитан оценщиком исходя из соотношения размера арендной платы двух земельных участков, который определен по результатам торгов и размера кадастровой стоимости данных земельных участков.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582).

Утвержденные данным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 основные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Статьей 12 Закона края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 установлено, что при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора (пункт 4).

Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, за исключением случаев, указанных в пункте 5.1 данной статьи, производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где:

А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);

Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);

К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;

К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора (пункт 5).

Коэффициенты К1, К2 и К3 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности. Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3 утверждается Правительством края (пункт 6).

Постановлением Правительства Красноярского края от 18 марта 2010 года № 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов K1, K2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок), в соответствии с которым (порядком) расчет экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3 направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.

В пункте 2 Порядка также закреплено, что органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края утверждают коэффициенты К1, К2 и К3 исходя из принципа экономической обоснованности.

В силу пункта 4 Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) для расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2 необходимо провести анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования, расположенных на территории городского округа, муниципального района края; провести анализ категорий арендаторов земельных участков.

Таким образом, принцип экономической обоснованности, предполагает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования. Для расчета экономической обоснованности коэффициента К1, необходимо провести анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков различных категорий земель по видам разрешенного использования.

Между тем, в Отчете не проводился анализ изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель, предназначенных для установки рекламных конструкций.

Как следует из Отчета, для определения величины коэффициента К1 оценщик использовал сравнительный подход.

В соответствии с подпунктами «б», «д» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611, при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (по условиям рынка, местоположению объекта, физическим и экономическим характеристикам объекта и др.), выявляются различия по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта.

В нарушение пункта 22 ФСО № 7 в Отчете в качестве объектов-аналогов выбраны земельные участки, с учетом одного ценообразующего фактора- местоположение объекта, без учета иных характеристик объекта, в том числе физических и экономических условий рынка. Кроме того, в Отчете не дана оценка тому факту, что размер арендной платы объектов-аналогов определен по результатам торгов, а размер К1 устанавливается для определения размера арендной платы, в отношении земельных участков, которые предоставляются в аренду без проведения торгов.

Учитывая изложенное, Отчет в вышеуказанной части нельзя признать обоснованным, а соответственно, недопустимо использование данного Отчета в целях определения величины коэффициента К1 для земельных участков, предназначенных для установки рекламных конструкций.

Утвержденный пунктом 2.16 Приложения № 1 к Решению от 10.12.2021 года № 129-рс коэффициента К1 для земельных участков вне черты населенных пунктов, предназначенных для установки рекламных конструкций в размере 15,512, не аргументирован Минусинским районным Советом депутатом с точки зрения его экономической обоснованности.

Таким образом, оспариваемое значение коэффициента К1 было утверждено Минусинским районным Советом депутатов при отсутствии анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, что противоречит требованиям статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542, Постановления Правительства Красноярского края от 18 марта 2010 года № 121-п.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, то оспариваемый нормативный правовой признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства, признаются судом не действующими со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемое в части Решение от 10.12.2021 года № 129-рс фактически применяется с 01.01.2022 года, то признание отдельных его положений не действующими с момента вступления решения суда в законную силу не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку как следует из показаний в судебном заседании представителя административного истца, между истцом и администрацией Минусинского района существует спор, в части обоснованности размера арендной платы начисляемого после 01.01.2022 года.

Таким образом, суд считает необходимым признать Решение от 10.12.2021 года № 129-рс в оспариваемой части не действующим с момента вступления его в силу.

Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Принимая во внимания вышеприведенные положения процессуального законодательства, суд полагает необходимым в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих правоотношениях с участием административного истца и неопределенного круга лиц возложить на Минусинский районный Совет депутатов обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанное судом не действующим Решение от 10.12.2021 года № 129-рс, в оспариваемой части, установив срок для принятия такого акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Сывел Плюс» - удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления в силу решения, пункт 2.16 приложения № 1 к Решению Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края от 10 декабря 2021 года № 129-рс «Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости земельных участков при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования минусинский район, предоставленные в аренду без торгов», в части установления коэффициента К1 для земельных участков вне черты населенных пунктов, предназначенных для установки рекламных конструкций в размере 15,512.

Обязать Минусинский районный Совет депутатов Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом не действующим, в части пункта 2.16 приложения № 1 к Решению Минусинского районного Совета депутатов Красноярского края от 10 декабря 2021 года № 129-рс «Об установлении коэффициентов, применяемых к кадастровой стоимости земельных участков при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования минусинский район, предоставленные в аренду без торгов», в части установления коэффициента К1 для земельных участков вне черты населенных пунктов, предназначенных для установки рекламных конструкций в размере 15,512.

Обязать Минусинский районный Совет депутатов Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль

Решение в окончательной форме принято 01 сентября 2022 года