ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-657/19 от 12.09.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-657/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 12 сентября 2019 г.

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бузмакова С.С.,

при секретаре Силенок О.В.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Поносова А.В., представителя административного истца ЗАО «Дедал» Клименко Е.В., представителя административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Кыровой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Дедал» о признании недействующими со дня принятия пункта 311 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год» к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и пункта 231 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год» к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

25 ноября 2017 г. Правительством Пермского края принято постановление № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 944-п), которым определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год согласно приложению к данному Постановлению (далее – Перечень 2018). Нормативный правовой акт 30 ноября 2017 г. размещён на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 4 декабря 2017 г. опубликован в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 48.

29 ноября 2018 г. Правительством Пермского края принято постановление № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 756-п), которым определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, согласно приложению к данному Постановлению (далее – Перечень 2019). Нормативный правовой акт 30 ноября 2018 г. размещён на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 3 декабря 2018 г. опубликован в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 47 часть 2.

Пунктом 311 таблицы № 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в Перечень 2018 и пунктом 231 таблицы № 1 приложения «Перечень здания (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в Перечень 2019 включено здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****.

Таким образом, налоговая база объекта недвижимости с кадастровым номером ** при определении налога на 2018 год и на 2019 год определяется как его кадастровая стоимость.

Закрытое акционерное общество «Дедал» (далее также – административный истец, ЗАО «Дедал»), являясь собственником приведённого выше объекта капитального строительства, обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пункта 311 таблицы 1 Перечня 2018, утверждённого Постановлением № 944-п, и пункта 231 таблицы 1 Перечня 2019, утверждённого Постановлением № 756-п, ссылаясь на то, что объект недвижимости с кадастровым номером ** не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; включение этого здания в Перечень 2018 и Перечень 2019 противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ) и статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее – Закон № 141-ПК), нарушает права и законные интересы ЗАО «Дедал» в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости здания.

В судебном заседании представитель административного истца ЗАО «Дедал» Клименко Е.В., действующая на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивала.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Кырова Н.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании просила отказать административному истцу в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Заслушав представителей сторон и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).

Законом № 141-ПК налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казённых учреждений Пермского края (пункт 1 части 1 статьи 2).

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно постановлению Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края. Названным Министерством Перечень 2018 и Перечень 2019 были сформированы, а в дальнейшем эти перечни Правительством Пермского края были утверждены Постановлением № 944-п и Постановлением № 756-п соответственно.

Таким образом, Постановление № 944-п и Постановление № 756-п изданы Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликованы (обнародованы), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п, указу губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункту 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», и это обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующего имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ определено, что в целях данной статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ЗАО «Дедал» является собственником объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: ****, включённого в Перечень 2018 и Перечень 2019: здание склада, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, площадью 1870,5 кв. м, с кадастровым номером **.

Объект капитального строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации (согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости).

Данный вид разрешённого использования безусловно не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем содержание вида разрешённого использования земельного участка должно быть установлено с учётом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке, что фактически административным ответчиком сделано не было.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, критерием для признания того, что здание предназначено или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения является размещение в здании офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. При этом использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия (собственника здания) и не являющейся определённым этапом такой деятельности.

Из анализа акта осмотра объекта недвижимого имущества от 24 мая 2019 г., составленного кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью «КадастрГарант», следует, что: 1-этажное кирпичное здание склада-гаража с кадастровым номером ** расположено на земельном участке с кадастровым номером **. Земельный участок представляет собой территорию гаражной коммунально-складской застройки. Помимо склада-гаража на земельном участке находятся другие здания и постройки. В здании с кадастровым номером **, являющимся нежилым, расположены подсобные и производственные помещения с различными наименованиями: гараж, кабинет, уборная, склад, коридор, тамбур умывальник, туалет. Торговые (офисные) помещения в здании отсутствуют. Помещение с наименованием «кабинет» (фактически бытовка для кладовщиков) имеет площадь 17,1 кв. м, что составляет 0,9 % общей площади здания.

Таким образом, спорное здание не предназначено и не используется фактически для размещения в них офисов и сопутствующей инфраструктуры. В зданиях не осуществляется самостоятельная деловая, административная или коммерческая деятельность, прямо или косвенно не связанная с обеспечением производственной деятельности ЗАО «Дедал». Помещения, находящиеся в задании, не отвечают критериям, которые определены в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.

Расположенное в спорном нежилом здании помещение, поименованное как «кабинет», не может быть однозначно отнесено к офисам и сопутствующей инфраструктуре, учитывая, что термин «кабинет» не является тождественным (равным по значению) термину «офис».

Необходимо учитывать, что в Перечень 2018 и Перечень 2019 по своей цели и смыслу подлежат включению такие здания (строения, сооружения), которые используются или могут быть использованы в целях делового, административного или коммерческого назначения. То есть это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.

Спорный объект капитального строительства не является объектом недвижимости, в отношении которого при действующем правовом регулировании допустимо использовать его кадастровую стоимость для последующего определения размера налоговой базы, поскольку с экономической точки зрения такой объект недвижимости не приносит самостоятельного дохода и его использование возможно исключительно по функциональному назначению.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность и обоснованность включения спорного объекта недвижимости в Перечень 2018, утверждённый Постановлением № 944-п, и Перечень 2019, утверждённый Постановлением № 756-п.

Однако Правительство Пермского края доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие принадлежащего ЗАО «Дедал» недвижимого имущества условиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и необходимым для включения спорного здания в оспариваемые Перечень 2018 и Перечень 2019, не представило.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость утверждён постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п.

Вместе с тем, как установлено при рассмотрении административного дела, мероприятия по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости на момент его включения в Перечень 2018 и Перечень 2019 Правительством Пермского края не производились. Включение объекта недвижимости с кадастровым номером ** в Перечень 2018 и Перечень 2019 произведено на основании сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, представленных в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.

Оценивая представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости включён в Перечень 2018, утверждённый Постановлением № 944-п, и в Перечень 2019, утверждённый Постановлением № 756-п, без соблюдения требований статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и статьи 2 Закона № 141-ПК, и это нарушает права и законные интересы ЗАО «Дедал», так как незаконно возлагает на предприятие обязанность по уплате налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости здания.

Учитывая, что оспариваемые административным истцом региональные нормативные правовые акты приняты с нарушением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, требования ЗАО «Дедал» являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Оспариваемые административным истцом Перечень 2018, утверждённый Постановлением № 944-п, в части пункта 311 таблицы 1 и Перечень 2019, утверждённый Постановлением № 756-п, в части пункта 231 таблицы 1 подлежат признанию недействующими со дня их принятия.

Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

В силу положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Пермского края в пользу ЗАО «Дедал» подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины в размере 9000 рублей.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление закрытого акционерного общества «Дедал» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункт 311 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год» к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и пункт 231 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год» к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Взыскать в пользу закрытого акционерного общества «Дедал» с Правительства Пермского края расходы на уплату государственной пошлины в размере 9000 (девять тысяч) рублей 00 копеек.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 19 сентября 2019 г.

Решение в законную силу не вступило.

Судья – подпись