Дело № 3а-657/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 16 сентября 2020 года
Брянский областной суд в составе:
судьи Брянского областного суда Бобылевой Л.Н.
при секретаре Шалатоновой Т.С.
с участием прокурора Дзех К.А.
административного истца Белозерова Ю.Д., его представителя Киселева О.В., представителя административного ответчика Савенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белозерова Юрия Дмитриевича о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска, Брянской области в отношении которых в 2018, 2019 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции от 25 августа 2020 года № 1217), от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции от 25 августа 2020 года № 1222)
УСТАНОВИЛ:
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень 2018 года), размещенный на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года. Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 августа 2020 года № 1217 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2018 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень 2019 года), размещенный на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 3 декабря 2018 года. Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 августа 2020 года № 1222 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019 года.
В Перечни включены объекты недвижимого имущества, в том числе помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Белозерову Ю.Д.
Белозеров Ю.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных пунктов вышеуказанных Перечней, в части включения принадлежащего ему объекта недвижимости, ссылаясь на то, что нежилое помещение не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Обследование нежилого помещения не проводилось и фактическое его использование не установлено.
В судебном заседании административный истец Белозеров Ю.Д., его представитель Киселев О.В. поддержали заявленные требования по основаниям изложенным в иске, пояснив, что исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости и технической документации оснований для включения нежилого помещения в Перечни, как по предназначению, так и наименованию не имелось, поскольку основанием включения может служить наименование объекта недвижимости, а не наименование помещений, входящих в состав спорного объекта недвижимости. Включение помещения в Перечень было возможно только по результатам фактического обследования и установления его использования в целях делового или коммерческого назначения.
Представитель административного ответчика Савенко О.В. иск не признала, пояснив, что оспариваемые Приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура утверждения и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюдены. Спорный объект включен в Перечни в соответствии с подпунктом 2 пункта 1, пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из его предназначения для размещения торгового объекта.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания специалиста, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацем первым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. На законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года № 80-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» предусмотрено, что с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года № 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции) управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, приказы управления имущественных отношений Брянской области об определении Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка опубликования.
В Перечни включен спорный объект недвижимого имущества –нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Белозерову Ю.Д.
Проверяя содержание Перечней в части оспариваемого объекта недвижимости на предмет их соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень 2018 года, утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
Согласно пункту 6 указанного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).
Аналогичные положения предусмотрены действующим с 10 января 2018 года Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, которое соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 НК РФ.
Материалами дела и в судебном заседании установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером №, расположен в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.
Таким образом, нежилое помещение расположено в пределах объекта, не отвечающего признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно оснований для включения его в Перечень по данному основанию не имелось.
По данным Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости имеет назначение «нежилое помещение», наименование «нежилое помещение».
Как установлено в судебном заседании, нежилое помещение включено в Перечни по предназначению с учетом данных технического паспорта, составленного ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 26 сентября 2006 года.
Данный технический паспорт содержит план строения с указанием его наименования «магазин продовольственных товаров», согласно экспликации в состав нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м входят: три торговых зала площадью <данные изъяты> кв.м, кабинет площадью <данные изъяты> кв.м, которые отнесены к торговой площади <данные изъяты> кв.м, подсобные помещения – тамбур, коридоры, туалет общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В выписке из технического паспорта на нежилое помещение, составленного по результатам технической инвентаризации 26 сентября 2006 года, наименование помещения указано «магазин продовольственных товаров».
Из показаний сотрудника ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Артемовой Т.С., привлеченной к участию в рассмотрении дела в качестве специалиста, следует, что наименование нежилого помещения указано в плане строения на основании правоустанавливающих документов, предъявленных Белозеровым Ю.Д. Указание наименования объекта недвижимости на титульном листе технического паспорта действующими указаниями по заполнению технических паспортов не предусмотрено.
Из правоустанавливающих документов Белозерова Ю.Д на данный объект недвижимости следует, что он является собственником нежилого помещения на основании договора строительства встроенного магазина продовольственных товаров в жилом доме переменной этажности по проспекту Московскому (поз. 3) г. Брянска от 6 сентября 2002 года № 138. По окончанию строительства жилого дома со встроенным магазином соглашением о распределении квартир и нежилых помещений между участниками долевого строительства от 15 мая 2006 года Белозерову Ю.Д. был распределен продовольственный магазин площадью <данные изъяты> кв.м и согласно акту приема-передачи от 18 мая 2006 года ему передан в собственность магазина продовольственных товаров, расположенный на 1 этаже в 1-м подъезде жилого дома <адрес>
Таким образом, технический паспорт содержит наименование нежилого помещения – магазин продовольственных товаров, которое соответствует правоустанавливающим документам.
Доводы представителя административного истца о возможности включения нежилого помещения в Перечни по наименованию, указанному на титульном листе технического паспорта, суд находит несостоятельными, поскольку не соответствуют требованиям Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04 августа 1998 года № 37, а также Приказу Минэкономразвития РФ от 17.08.2006 № 244 "Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества", которыми не предусмотрено указание наименования объекта на титульном листе технического паспорта.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ наименование нежилого помещения может учитываться при включении в Перечень с января 2017 года, соответственно наименование нежилого помещения «магазин продовольственных товаров» является основанием для включения его в Перечни 2018, 2019 годов.
Доводы административного истца, его представителя о неправомерности включения объекта недвижимости в Перечни, поскольку помещение фактически не используется под размещение торгового объекта суд также находит необоснованными, так как критерием установления особенности определения налоговой базы является не совокупность условий, а хотя бы одно из условий, предусмотренных в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В данном случае спорное помещение было включено в Перечень не по виду его фактического использования, в связи с чем фактическое использование помещения правового значения для настоящего административного дела не имеет, поскольку данное обстоятельство не служило и не служит основанием для включения помещения в Перечень.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что включение нежилого помещения с кадастровым номером № в Перечни соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам представителя административного истца об обоснованности заявленных требований в связи с наличием противоречий, которые подлежат толкованию в пользу налогоплательщика, суд считает, что применительно к настоящему делу неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах не имеется. В данном случае различное указание наименование нежилого помещения в Едином государственном реестре недвижимости и техническом паспорте не свидетельствует о наличии вышеуказанных обстоятельств.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленного административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении административного искового заявления Белозерова Юрия Дмитриевича о признании недействующим с 1 января 2018 года пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 августа 2020 года № 1217), с 1 января 2019 года пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 августа 2020 года № 1222) – отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30 сентября 2020 года.
Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева