дело № 3а-657/2021
УИД: 26OS0000-04-2021-000326-75
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 26 июля 2021 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Товчигречко М.М.
при секретаре судебного заседания Стасенко В.О.
с участием административного истца У.В.К.,
представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.С.Н.,
прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольской края М.Р.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску У.В.К. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими со дня принятия:
пункта 964 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» от 26 декабря 2016 года №1093,
пункта 685 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от 27 декабря 2017 года №1122,
пункта 923 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985,
установил:
приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» от 26 декабря 2016 года №1093, вступившим в законную силу с 01 января 2017 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень на 2017 год) в пункт 964 которого включено жилое здание с кадастровым номером …, расположенное по адресу: …..
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» 27 декабря 2017 года №1122, вступившим в законную силу с 01 января 2018 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень на 2018 год) в пункт 685 которого включено жилое здание с кадастровым номером …., расположенное по адресу: …..
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985, вступившим в законную силу с 01 января 2019 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень на 2019 год) в пункт 923 которого включено нежилое здание с кадастровым номером …., расположенное по адресу: …...
Названные приказы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru 28 декабря 2016 года, 27 декабря 2017 года и 28 декабря 2018 года, соответственно.
Административный истец У.В.К. обратился с административным иском о признании недействующим пункта 964, пункта 685, пункта 923 названных выше Перечней, указав в обоснование иска о том, что принадлежащее ему на праве собственности жилое здание с кадастровым номером ….. не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Включение принадлежащего ему жилого здания с кадастровым номером ….. в указанные Перечини является незаконным, нарушает его права и законные интересы, неправомерно возлагает на него обязанность по уплате имущественного налога в завышенном размере, по повышенной налоговой ставке.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенный о слушании административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не представил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указанные обстоятельства не являются препятствием для рассмотрения дела в отсутствие лиц, извещенных о слушании дела надлежащим образом.
Административный истец У.В.К., заявленные требования поддержал, просил об удовлетворении административного иска в полном объеме. Пояснил, что объект недвижимости с кадастровым номером …., неправомерно включен в оспариваемые Перечни, так как является жилым зданием со встроенным магазином на первом этаже, а торговая площадь этого объекта составляет 18,5 %.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.С.Н. с административным иском не согласилась, поддержала, представленные письменные возражения на административный иск, пояснив суду, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером …. на дату включения его в оспариваемые Перечни имело назначение: нежилое, наименование – магазин. Таким образом, указанный объект недвижимости обоснованно включен в оспариваемые административным истцом Перечни, поскольку данный объект отвечает критериям, установленным подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора прокуратуры Ставропольской края М.Р.Я. об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска У.В.К. по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, в которой перечислены объекты налогообложения, в том числе здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 поименованного кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3).
Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Ставропольского края «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» от 5 ноября 2015 года № 109-кз, установлена единая дата начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ставка налога на имущество физических лиц установлена в повышенном размере, в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта налогообложения (п.п.2 п.3).
Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года № 137 (далее - Положение), с последующими изменениями и дополнениями, Министерство имущественных отношений Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, за исключением отношений, связанных с планированием, рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, а также в сфере финансового оздоровления и банкротства в пределах своей компетенции (пункт 1).
К полномочиям Министерства имущественных отношений Ставропольского края относится определение в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и его размещение на официальном сайте министерства и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подпункт 16.1 пункта 16 раздела 3 «Полномочия» Положения).
Следовательно, Министерство имущественных отношений Ставропольского края, как орган исполнительной власти, является уполномоченным органом для определения Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических и юридических лиц определяется как их кадастровая стоимость.
Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).
Оспариваемые в части приказы Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» от 26 декабря 2016 года №1093, «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от 27 декабря 2017 года №1122, «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985 опубликованы на Официальном интернет – портале правовой информации Ставропольского края www/pravo.stavregion, 28 декабря 2016 года, 27 декабря 2017 года и 28 декабря 2018 года соответственно.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом в части нормативные правовые акты Министерства имущественных отношений Ставропольского края: приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» от 26 декабря 2016 года №1093, приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от 27 декабря 2017 года №1122, приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985, приняты уполномоченным органом субъекта - Министерством имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» и пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов Ставропольского края стороной административного истца не оспаривается.
Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется в том числе видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций».
К таким нежилым объектам отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций» от 26 ноября 2003 года № 44, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вводит налог на имущество организаций на территории Ставропольского края, устанавливает ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, а также налоговые льготы.
В соответствии со статьей 1.1 названного закона, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается Министерством имущественных отношений Ставропольского края.
Решением совета г. Изобильного 22 ноября 2016 года № 395 «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц на территории города Изобильного Изобильненского района Ставропольского края в 2017 году» в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ставка налога на имущество физических лиц установлена в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения. Утратил силу с 01 января 2019 года
Таким образом, включение зданий, строений, сооружений и нежилых помещений в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, осуществляется на территории Ставропольского края на основании взаимосвязанных положений федерального и регионального законодательства.
Проверяя соответствие пункта 964 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» от 26 декабря 2016 года №1093, пункта 685 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от 27 декабря 2017 года №1122, пункта 923 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985 в части включения в них объекта недвижимого имущества, жилого здания с кадастровым номером …., расположенное по адресу: …., д. 102, принадлежащего на праве собственности У.В.К. в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2017 год, 2018 год и 2019 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Жилое здание с кадастровым номером …., площадью 521,7 кв.м, количество этажей 2, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: ……, принятое в эксплуатацию, согласно постановлению главы г. Изобильного Ставропольского края от 17 июня 2002 года как здание, состоящее из двух магазинов и жилого помещения, принадлежит административному истцу У.В.К. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01 марта 2013 года …..
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 03 декабря 2018 года административному истцу У.В.К. сообщено об исправлении технической ошибки и внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о назначении, принадлежащего ему на праве собственности объекта: исправлено назначение здания с кадастровым номером ….. с «жилого» на «нежилое».
Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 02 сентября 2020 года действия государственного регистратора прав, которым внесены изменения в описание объекта недвижимости с кадастровым номером ….., в части его назначения («жилое» на «нежилое») признаны незаконными. На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю возложена обязанность устранить допущенные нарушения, внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения, о том, что принадлежащее У.В.К. здание с кадастровым номером …., площадью 521, 7 кв.м. имеет назначение «жилое».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 11 февраля 2020 года названное судебное решение отменено, вынесено решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 сентября 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 11 февраля 2020 года отменено, решение Изобильненского районного суда от 02 сентября 2020 года оставлено без изменения, выдан исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство от 24 октября 2020 года № 131969/20/26041-ИП.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 27 ноября 2020 года административному истцу У.В.К. сообщено о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о назначении, принадлежащего ему на праве собственности объекта: исправлено назначение здания с кадастровым номером ….. с «нежилого» на «жилое».
Из выписки Единого государственного реестра недвижимости от 04 декабря 2020 года № КУВИ-002/2020-45481944 следует, что объект недвижимости с кадастровым номером …., является жилым зданием, имеет наименование магазин.
Экспликацией к поэтажному плану строения, представленной в техническом паспорте спорного объекта недвижимости с кадастровым номером ….., составленного по состоянию на 20 января 2017 года Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по Ставропольскому краю отделением «Северное» подтверждается, что объект, находящийся по адресу: …..2, состоит из двух этажей, помещения, расположенные на втором этаже имеют наименования: коридоры (1, 3, 19), кабинеты (20,21), комната отдыха (22), санузлы (7,23, 24), жилые (2, 4, 5), кухня (6).
Таким образом, торговые помещения на втором этаже спорного жилого здания с кадастровым номером ….. отсутствуют.
Площадь спорных помещений, имеющих назначение «кабинет» судом во внимание не принимается, поскольку такое назначение без проверки фактического использования не свидетельствует о размещении офиса, так как термин «кабинет» не тождественен термину «офис», поскольку документы технического учета объекта, в котором расположены спорные объекты недвижимости не содержат сведений о том, что данные помещения предназначены для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Земельный участок с кадастровым номером ….., расположенный под спорным объектом с кадастровым номером ….., имеет вид разрешенного использования: здание многофункционального использования с квартирами на верхних этажах и размещением в нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения при условии поэтажного разделения различных видов использования (запрос администрации г. Изобильного Изобильненского района Ставропольского края от 31 марта 2016 года № 1029 в Федеральное государственное бюджетное учреждение «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ставропольскому краю о проведении повторной кадастровой оценки).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером …. - здание многофункционального использования с квартирами на верхних этажах и размещением в нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения при условии поэтажного разделения различных видов использования, на котором расположен спорный жилой объект недвижимости с наименованием магазин, с кадастровым номером …., не является однозначно определенным, как и наименование самого спорного объекта – магазин, расположенного в здании с назначением - жилое, и безусловно не свидетельствуют о том, что они предусматривают размещение помещений делового, административного и коммерческого назначения. В связи с чем, суд приходит к выводу, что содержание вида разрешенного использования этого земельного участка и наименования спорного объекта недвижимости должны быть установлены с учетом площади помещений, находящихся в расположенном на этом земельном участке жилого объекта, назначение, разрешенное использование или наименование которого, общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) этих объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика об обоснованности включения объекта капитального строительства с кадастровым номером …. в оспариваемые Перечни по следующим основаниям.
Под жилым домом (объектом индивидуального жилищного строительства, индивидуальным жилым домом) понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ; п. 39 ст. 1 ГрК РФ).
Объект недвижимости с кадастровым номером …. является жилым объектом со встроенным на первом этаже магазином, площадью 97,3 кв.м, что составляет 18,5% от общей площади здания – 527,0 кв.м, о чем свидетельствует справка ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» Ставропольского края от 30 марта 2021 года, № 24 и подтверждается актом обследования ГБУ Ставропольского края «Ставкрайимущество» этого объекта недвижимости от 17 марта 2021 года.
Из письма администрации Изобильненского городского округа от 30.05.2019г. №02-9/5359 следует, что в результате осмотра специалистами администрации округа объекта выявлено, что площадные и объемно-планировочные показатели здания соответствуют данным технического паспорта от 15.02.2007 года, работы по реконструкции (перепланировке) не проводились.
Согласно письму Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 апреля 2021 года № 7623/06 объект недвижимости с кадастровым номером …., по результатам рассмотрения обращения его собственника У.В.К. исключен министерством из Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» от 27 декабря 2019 года № 1317 и Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» от 22 апреля 2021 года № 241.
Таким образом, при установленных судом обстоятельствах, объект с кадастровым номером ….., жилое здание, магазин, не может быть включен в оспариваемые Перечни, поскольку площадь торговых помещений составляет менее 20 % от общей площади жилого здания, а вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ….. с наименованием - здание многофункционального использования с квартирами на верхних этажах и размещением в нижних этажах объектов делового, культурного, обслуживающего и коммерческого назначения при условии поэтажного разделения различных видов использования, также, однозначно не свидетельствует, что земельный участок предназначен исключительно для осуществления торговой деятельности. Приведенный вид разрешенного использования, отсутствует и в классификаторе видов разрешенного использованного земельных участков, утвержденном, приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Исходя из буквального толкования положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации договоры аренды помещений здания, включенного в Перечень, не являются допустимыми доказательствами фактического использования здания (строения, сооружении) в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку таковым является полученный в установленном порядке документ, подтверждающий реальное использование не менее 20 % его общей площади для размещения, в данном случае, торговых помещений.
Наименование объекта «магазин» само по себе не свидетельствует стопроцентном его использовании в качестве объекта торговли, так как сам спорный объект недвижимости является жилым зданием.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Исходя из установленных фактических обстоятельств, суд пришел к выводу о несоответствии объекта с кадастровым номером ….., расположенного по адресу: ….., признакам объектов налогообложения, закрепленным в статье 378,2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона Ставропольского края «О налоге на имущество организаций» от 26 ноября 2003 года № 44, так как соотношение торговой площади жилого здания от его общей площади составляет менее 20% (18,5%). Отсутствуют основания и для включения спорного объекта в оспариваемый перечень по виду разрешенного использования земельного участка.
Доказательств, объективно подтверждающих фактическое использование помещений, расположенных в жилом здании с кадастровым номером ….. административным истцом, либо третьими лицами в оспариваемый период более 20 % от общей площади здания в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Обследование объекта перед его включением в оспариваемые Перечни в целях определения вида его фактического использования не проводилось
Не были получены такие доказательства и в ходе рассмотрения административного дела.
На основании изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований административного истца.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца оспариваемые пункты перечней подлежат признанию недействующими с момента принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление У.В.К. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими со дня принятия о признании нормативных правовых актов недействующими в части удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2016 года №1093 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», в части включения в пункт 964 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером …., расположенное по адресу: …...
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 года №1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», в части включения в пункт 685 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ….. расположенное по адресу: …..
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года №985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», в части включения в пункт 923 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ….., расположенное по адресу: …...
Министерству имущественных отношений Ставропольского края опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте, на котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.07.2021 года.
Судья М.М. Товчигречко