ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-657/2022 от 28.07.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-657/2022

52OS0000-01-2022-000310-27

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 28 июля 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием представителя заинтересованного лица Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области - Русских О.О., прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Селезневой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Кстовский привоз» о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год,

УСТАНОВИЛ:

12 ноября 2018 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №Сл-326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также - приказ от 12 ноября 2018 года №Сл-326-25615/18, Перечень 2019).

Приказ от 12 ноября 2018 года № Сл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт раздела «[адрес] муниципальный район» Перечня 2019 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19, Перечень 2020).

Приказ от 25 ноября 2019 года № 326-13-3699/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт раздела «[адрес] муниципальный район» Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

19 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-631667/2020 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/2020, Перечень 2021).

Приказ от 19 ноября 2020 года №326-13-631667/2020 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт раздела «[адрес] муниципальный район» Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес]

25 ноября 2021 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-703523/21 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2021 года № 326-13-703523/21, Перечень 2022).

Приказ от 25 ноября 2021 года № 326-13-703523/21 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт раздела «[адрес] муниципальный район» Перечня 2022 включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес].

Общество с ограниченной ответственностью «Кстовский привоз» (далее по тексту также - ООО «Кстовский привоз», Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.

Как указал административный истец, объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности, не отвечает признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ.

Спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер], категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «склады», что подтверждается выпиской из ЕГРН № 99/2021/452314233 от 28.02.2022.

Административный истец считает, что оспариваемыми Приказами с указанных частях нарушены его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение налоговой базы на имущество юридических лиц, что существенно нарушает права и законные интересы Общества.

Административным ответчиком представлен отзыв по делу, согласно которому в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер] (пункт Перечня на 2019 год, пункт Перечня на 2020 год, пункт Перечня на 2021 год, пункт Перечня на 2022 год, которое, согласно данным ЕГРН имеет следующие характеристики: назначение: «нежилое здание», наименование: «отдельно стоящее здание - административно-бытовой корпус с магазином», общей площадью 477,5 кв.м., этажность - 1, расположенное на земельном участке с кадастровым номером [номер], с видом разрешенного использования: «под торговую площадку с подъездными путями и административным зданием».

Указывает, что представленный административным истцом технический паспорт на отдельно стоящее здание - административно-бытовой корпус с магазином, составленный по состоянию на 09.04.2021, не может быть признан надлежащим доказательством, т.к. с 01.01.2013 для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества, проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости, не предусмотрено действующим законодательством, Кроме того, данный технический паспорт составлен после дат утверждения оспариваемых Перечней на 2019, 2020, 2021 и 2022 годы.

Согласно п.38 раздела «Материально-техническая база торговли Национального стандарта РФ, Торговля. Термины и определения» ГОСТ Р 51303-2013, магазин: стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые и складские помещения.

Согласно п.96 раздела «Материально-техническая база торговли Национального стандарта РФ, Торговля. Термины и определения» ГОСТ Р 51303-2013, административно-бытовое помещение торгового предприятия: часть помещения торгового предприятия, предназначенная для размещения аппарата управления и включающая бытовые помещения.

Считает, что спорный объект недвижимости обоснованно включен в оспариваемые Перечни на 2019, 2020, 2021 и 2022 годы, т.к. в соответствии со сведениями ЕГРН расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования, предусматривает размещение торгового объекта - магазина с административно-бытовым корпусом, что соответствует требованиям п.п.1 п.4 ст.378.2 Налогового кодекса РФ (л.д.112-114).

Представитель заинтересованного лица Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области - Русских О.О. в судебном заседании указала, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению. Доводы административного истца считает несостоятельными.

Представители административного истца и административного ответчика в судебное заседание не явились о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины не явки суду не сообщили.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Обсудив доводы административного искового заявления, заслушав представителя заинтересованного лица Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области - Русских О.О., рассмотрев материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Селезневой О.Н., полагавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что ООО «Кстовский привоз» на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое здание, наименование: нежилое здание склада, площадью 477,5 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-67298920 от 04.05.2022 (л.д.64-66).

Указанный объект недвижимости включен в пункты , , и раздела «[адрес] муниципальный район» Перечней 2019, 2020, 2021 и 2022, соответственно.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ООО «Кстовский привоз» является надлежащим административным истцом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон №109-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 16 октября 2015 года № 666 «Об утверждении Положения о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказы Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, № 326-13-3699/19 от 25.11.2019, № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, от 25.11.2021 № 326-13-703523/21, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административным истцом компетенция Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, а также Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.

Проверив приказы № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, № 326-13-3699/19 от 25.11.2019, № 326-13-631667/2020 от 19.11.2020, № 326-13-703523/21 от 25.11.2021 в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Нижегородской области особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (определение налоговой базы как кадастровой стоимости указанного имущества) определены статьей 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций”.

Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; (нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. до Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером [номер], общей площадью 477,5 кв.м., расположенный по адресу: [адрес], имеет назначение «нежилое здание», наименование - «нежилое здание склада», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-67298920 от 04.05.2022 (л.д.64-66).

Также судом установлено, что на спорном объекте недвижимого имущества с кадастровым номером [номер], общей площадью 477,5 кв.м., расположенном по адресу: [адрес], была произведена реконструкция кафе-бара в административно-бытовом корпусе, под магазин «Стройматериалы» и установка двух металлических ангаров на территории рынка «Кстовский привоз» в [адрес], на основании Распоряжения Администрации [адрес] района Нижегородской области от 23.12.2002 № 2727р (л.д.82 оборот).

Кроме того, согласно ответу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области на запрос суда, объект капитального строительства с кадастровым номером 52:25:0010320:240 внесен в реестр объектов недвижимости 04.08.2009 с наименованием «отдельно стоящее здание - административно-бытовой корпус с встроенным магазином», назначением: «нежилое».

22.03.2019, на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 09.03.2019, наименование изменено на «нежилое здание склада» (л.д.171).

Спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером: [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: склады с видом разрешенного использования «склады», расположенный по адресу: [адрес], что подтверждается выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2022-672934634 от 04.05.2022 (л.д.58-60).

Согласно сведениям ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером [номер], 03.06.2019 в порядке информационного взаимодействия, в Филиал поступило Постановление Администрации Кстовского муниципального района от 31.05.2019 № 1195, на основании которого вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер] «магазины» был изменен на вид разрешенного использования «склады».

Иных заявлений об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, в том числе от собственника, в период с 2018 года в Филиал не поступало (л.д.171).

В подтверждение изложенного, в материалах дела имеется также копия Решения №18 единственного участника ООО «Кстовский привоз» ФИО6 от 15.03.2019 об изменении наименования объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] с «отдельно стоящее здание -административно-бытовой корпус с встроенным магазином» на «нежилое здание склада»; об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером [номер] с «магазины» на «склады», в связи с фактическим использованием нежилого здания с кадастровым номером 52:25:0010320:240 как склад и с целью приведения наименования здания в соответствии с его использованием, а также приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка (л.д.67).

Статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст, определено понятие «торгового объекта», а также ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст) (ред. от 29 марта 2016 года), в соответствии с которым под магазином понимается стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу п.1 ст.378.2 Налогового кодекса РФ, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, действующей на момент постановки вышеуказанного земельного участка на кадастровый учет, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9) и др.

Таким образом, действующее законодательство разграничивает виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения и виды разрешенного использования иных земельных участков.

Такой вид разрешенного использования земельного участка как «под здание магазина» соответствовал ранее коду 1.2.5 по вышеуказанной классификации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, действующим до 04.04.2021 (в данное время действует Приказ Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии № П/0412 от 10 ноября 2020 года «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»), был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определялись виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.

Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок, на котором расположено спорное нежилое здание, имел вид разрешенного использования: «магазины».

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

То обстоятельство, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение не только объектов для целей статьи 378.2 НК РФ не является препятствием для отнесения спорного здания к торговому объекту, как соответствующего требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, поскольку означает право разместить на земельном участке несколько зданий (строений, сооружений) или любой из перечисленных объектов недвижимости, каждый из которых исходя из воли федерального законодателя применительно к названной статье в целях налогообложения признается торговым центром (комплексом) независимо от фактического использования, которое, является самостоятельным условием признания объекта недвижимости таковым, если это устанавливается до принятия нормативного правового акта.

Такое толкование согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23 июня 2015 года №1259-О, согласно которой статья 378.2 НК РФ устанавливает необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению из кадастровой стоимости, определив в качестве основного критерия для названных целей вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости. Данное регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.

Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не требует наличия одновременно всех условий, предусмотренных в ней как основание для включения объекта налогообложения в Перечень, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий.

Т.е. судом установлено, что на момент принятия Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, земельный участок, на котором расположено спорное нежилое здание, имел вид разрешенного использования: «магазины».

Данного самостоятельного обстоятельства достаточно для включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемые Перечни на 2019 год.

Административным истцом представлен технический паспорт на здание с кадастровым номером [номер], составленный по состоянию на 23.03.2021 года (л.д.27-32).

Давая оценку указанному техническому паспорту, суд руководствуется следующим.

Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Таким образом, с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.

Следовательно, в силу ст.59, 61 КАС РФ указанный выше технический паспорт не отвечает признаку допустимого доказательства, (правовая позиция Верховного Суда РФ - апелляционное определение от 09.08.2019 № 83-АПА19-19).

Что касается технического паспорта от 05.12.2011 года (л.д.90-100), поступившего по запросу суда, суд также считает его недопустимым доказательствам, поскольку он содержит сведения технического характера в отношении другого здания с литерами Б,Б1.

Вместе с тем, в адрес суда поступил ответ на запрос из Кстовского отделения КП НО «Нижтехинвентаризация-БТИ Нижегородской области» - технический паспорт спорного объекта недвижимости, составленный по состоянию на 20 февраля 2001 года (л.д.146-160). Аналогичный технический паспорт на спорный объект недвижимости поступил из КП НО «Нижтехинвентаризация-БТИ Нижегородской области» (л.д.172-179). Из указанного документа технического учета следует, что в спорном здании имеются в том числе помещения с назначением касса, площадью 5,4 кв.м. и два торговых зала общей площадью 116,2 кв.м., всего 121,6 кв.м. Соответственно от площади здания (477,5 кв.м.) указанные помещения составляют 25,5 %. То есть документы технического учета (инвентаризации) данного здания предусматривают размещение в нем торговых объектов, площадью более 20 процентов его общей площади.

Данного самостоятельного обстоятельства также достаточно для включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемые Перечни, при этом определения фактического использования указанного здания, исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не требуется.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что спорный объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое здание, наименование: нежилое здание склада, площадью 477,5 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и обоснованно включено в Перечни на 2019-2022 годы по основанию предназначения для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При наличии вышеуказанного основания, установление фактического использования этого же объекта является необязательным.

Представители административного ответчика выход для составления Акта обследования фактического использования нежилого помещения не осуществляли.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Кстовский привоз» о признании недействующими: пункта раздела «[адрес] муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утв. приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12 ноября 2018 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»; пункта раздела «[адрес] муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25 ноября 2019 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»; пункта раздела «[адрес] муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/2020 от 19 ноября 2020 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»; пункта раздела «[адрес] муниципальный район» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-703523/21 от 25 ноября 2021 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», следует отказать.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Кстовский привоз» о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева

В окончательной форме решение принято 11 августа 2022 года.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева