ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-659/2021 от 15.06.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2020-002135-68

Дело № 3а-659/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2021 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

при секретаре Гатиной О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Чернецкого Валерия Ихильевича, Бармина Андрея Сергеевича, Добролюбова Игоря Константиновича, Мадьяновой Юлии Николаевны, Ноуэлз Вячеслава Викторовича, Яковлева Артура Павловича, ПАО «Пермгражданпроект», ООО «Консалтинговая группа «Тереза» к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Государственному бюджетному учреждению «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Чернецкий В.И., Бармин А.С., Добролюбов И.К., Мадьянова Ю.Н., Ноуэлз В.В., Яковлев А.П., ПАО «Пермгражданпроект», ООО «Консалтинговая группа «Тереза» обратились в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Государственному бюджетному учреждению «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, просят установить кадастровую стоимость:

- земельного участка с кадастровым номером **901, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под учреждения жилищно-коммунального хозяйства, для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, площадью 3 511 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 16 592 577 рублей по состоянию на 01 января 2019 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **924, площадью 224,6 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 6 144 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **1406, площадью 209,4 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 4 200 000 рублей по состоянию на 14 февраля 2019 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **930, площадью 544,1 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 16 344 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **916, площадью 200,5 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 6 053 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **1407, площадью 733,7 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 5 003 000 рублей по состоянию на 14 февраля 2019 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **1273, площадью 59,5 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 879 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **1408, площадью 42,7 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 480 000 рублей по состоянию на 14 февраля 2019 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **1409, площадью 82,1 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 922 000 рублей по состоянию на 14 февраля 2019 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **1239, площадью 42,3 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 511 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **1397, площадью 131,7 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2 457 000 рублей по состоянию на 15 мая 2018 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **1395, площадью 639,4 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 17 372 000 рублей по состоянию на 15 мая 2018 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **1422, площадью 230,2 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 4 762 000 рублей по состоянию на 26 июля 2019 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **1179, площадью 16,6 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 488 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **1184, площадью 127,6 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3 427 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **1081, площадью 248,4 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 6 429 000 рублей по состоянию на 06 ноября 2018 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **1176, площадью 98 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2 883 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года,

- нежилого помещения, с кадастровым номером **1393, площадью 553,4 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 12 982 000 рублей по состоянию на 08 мая 2018 года.

В обоснование заявленных требований указали, что являются сособственниками указанных выше объектов недвижимости, соответственно, плательщиками налога на имущество физических лиц и юридических лиц, а также земельного налога, исчисляемых исходя из их кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость помещений и земельного участка не соответствует рыночной стоимости данных объектов недвижимости, что подтверждается отчетами об оценке независимого оценщика. Считают, что завышенная кадастровая стоимость помещений и земельного участка нарушает их право на уплату налогов в законно установленном размере.

В порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные истцы изменили предмет заявленных требований, в части определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **901 и нежилых помещений с кадастровыми номерами **924, **1406, **930, **916, в окончательной форме просили установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **901, равной его рыночной стоимости в размере 30 279 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года, нежилого помещения, с кадастровым номером **924, равной его рыночной стоимости в размере 4 335 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года, нежилого помещения, с кадастровым номером **1406, равной его рыночной стоимости в размере 4 312 000 рублей по состоянию на 14 февраля 2019 года, нежилого помещения, с кадастровым номером **930, равной его рыночной стоимости в размере 13 219 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года, нежилого помещения, с кадастровым номером **916, равной его рыночной стоимости в размере 5 829 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года.

Административные истцы Чернецкий В.И., Бармин А.С., Добролюбов И.К., Мадьянова Ю.Н., Ноуэлз В.В., Яковлев А.П., ПАО «Пермгражданпроект», ООО «Консалтинговая группа «Тереза» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Административные ответчики Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Государственное бюджетное учреждение «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от представителя К1. поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия, в котором отметила, что возражает против удовлетворения заявленных требований, между тем, каких-либо доказательств иной рыночной стоимости объектов недвижимого имущества представлять не намерены.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 13 мая 2021 года, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены К2., Д., Я1., Ю1., Х1., Х2., Ш1., Х3., Я2., Я3., ООО «Модуль-Групп», ПАО «Пермгражданпроект», АСРО «ГПС», ООО «ИКЦ «Арина», Б1., Б2., Ш2., К3., С., Т., Ю2., ООО «Миком».

Заинтересованные лица К2., Д., Я1., Ю1., Х1., Х2., Ш1., Х3., Я2., Я3., ООО «Модуль-Групп», ПАО «Пермгражданпроект», АСРО «ГПС», ООО «ИКЦ «Арина», Б1., Б2., Ш2., К3., С., Т., Ю2., ООО «Миком» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом надлежащего извещения лиц о времени и месте судебного разбирательства по делу, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов дела, Чернецкий В.И., Бармин А.С., Добролюбов И.К., Мадьянова Ю.Н., Ноуэлз В.В., Яковлев А.П., ПАО «Пермгражданпроект», ООО «Консалтинговая группа «Тереза» являются сособственниками нежилых помещений с кадастровыми номерами **924, **1406, **930, **916, **1407, **1273, **1408, **1409, **1239, **1397, **1395, **1422, **1179, **1184, **1081, **1176, **1393, расположенных по адресу: ****, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2018 года.

Решением Пермской городской Думы от 21 ноября 2017 года № 243 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Перми» установлен и введен в действие с 01 января 2018 года налог на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, принадлежащих физическим лицам.

Между тем, вышеназванные помещения являются частью здания с кадастровым номером **60, расположенного по адресу: ****.

Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке; закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

На территории Пермского края в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края» (в редакции до 01 января 2020 года) установлен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров комплексов (общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах, свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них. В настоящее время, с 01 января 2020 года в связи с принятием Закона Пермского края от 05 ноября 2019 года № 458-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» пункт 1 части 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК изложен в следующей редакции: «Налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. метров и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края».

На основании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации принято Постановление Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», которым был определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В названный Перечень за № 18 включено здание с кадастровым номером **60, в котором находятся нежилые помещения, кадастровую стоимость которых просят установить административные истцы в настоящем деле.

Кроме того, Чернецкий В.И., Бармин А.С., Добролюбов И.К., Мадьянова Ю.Н., Ноуэлз В.В., Яковлев А.П., ПАО «Пермгражданпроект», ООО «Консалтинговая группа «Тереза» являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером **901, расположенного по адресу: ****, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что помещения, принадлежащие административным истцам на праве долевой собственности, с 01 января 2018 года являются объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, принимая во внимание, что административные истцы является сособственниками земельного участка, то результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости влияют на права и обязанности истцов как налогоплательщиков, следовательно, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, административные истцы, являющиеся плательщиками налога на имущество физических лиц и юридических лиц, земельного налога, вправе требовать пересмотра кадастровой стоимости помещений и земельного участка.

Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости следует, что кадастровая стоимость каждого нежилого помещения с кадастровым номером **916 определена по состоянию на 01 января 2018 года приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25 октября 2018 года № СЭД-31-02-2-2-1323 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края» и составила 9 806 140,21 рубль, для нежилого помещения с кадастровым номером **924 составила 10 953 890,24 рубля, для нежилого помещения с кадастровым номером **930 составила 25 898 605,02 рубля, для нежилого помещения с кадастровым номером **1176 составила 4 864 754,3 рубля, для нежилого помещения с кадастровым номером **1179 составила 837 866,24 рубля, для нежилого помещения с кадастровым номером **1184 составила 6 303 475,73 рубля, для нежилого помещения с кадастровым номером **1239 составила 1 506 993,34 рубля, для нежилого помещения с кадастровым номером **1273 составила 2 974 891,71 рубль.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1081 определена актом Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 06 июля 2020 года № 962 по состоянию на 06 ноября 2018 года и составила 12 083 286,35 рублей. Дата внесения сведений 08 июля 2020 года. Дата начала применения кадастровой стоимости с 01 января 2019 года.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1393 определена актом Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 10 октября 2019 года № 388 по состоянию на 08 мая 2018 года и составила 26 328 796,36 рублей. Дата внесения сведений 25 октября 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости с 01 января 2019 года.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1395 определена актом Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 10 октября 2019 года № 388 по состоянию на 15 мая 2018 года и составила 30 299 036,8 рублей. Дата внесения сведений 25 октября 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости с 01 января 2019 года.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1397 определена актом Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 10 октября 2019 года № 388 по состоянию на 15 мая 2018 года и составила 6 501 910,47 рублей. Дата внесения сведений 25 октября 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости с 01 января 2019 года.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1406 определена актом Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 09 июля 2019 года № 213 по состоянию на 14 февраля 2019 года и составила 10 230 511,31 рубль. Дата внесения сведений 16 июля 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости с 14 февраля 2019 года.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1407 определена актом Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 09 июля 2019 года № 213 по состоянию на 14 февраля 2019 года и составила 34 638 784,07 рублей. Дата внесения сведений 16 июля 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости с 14 февраля 2019 года.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1408 определена актом Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 09 июля 2019 года № 213 по состоянию на 14 февраля 2019 года и составила 2 142 412,29 рублей. Дата внесения сведений 16 июля 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости с 14 февраля 2019 года.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1409 определена актом Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 09 июля 2019 года № 213 по состоянию на 14 февраля 2019 года и составила 4 087 043,91 рубль. Дата внесения сведений 16 июля 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости с 14 февраля 2019 года.

Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1422 определена актом Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 07 августа 2019 года № 281 по состоянию на 26 июля 2019 года и составила 11 219 977,93 рубля. Дата внесения сведений 19 августа 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости с 26 июля 2019 года.

Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2019 года приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12 ноября 2019 года № СЭД-31-02-2-2-1393 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края» и составила 47 407 361,67 рублей.

Приведенные результаты определения кадастровой стоимости помещений и земельного участка просят пересмотреть административные истцы, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность правовых актов об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.

Оспаривая кадастровую стоимость объектов недвижимости, в подтверждение заявленных исковых требований административные истцы представили отчеты об оценке, выполненные оценщиком ООО «Авангард» Б3.

Согласно отчету об оценке от 25 января 2021 года № 20/1215-1/2 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2019 года с кадастровым номером **901 составила 30 279 000 рублей.

Согласно отчету об оценке от 25 декабря 2020 года № 20/1215-1 рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **924 по состоянию на 01 января 2018 года составила 4 335 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **1406 по состоянию на 14 февраля 2019 года составила 4 312 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **930 по состоянию на 01 января 2018 года составила 13 219 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **916 по состоянию на 01 января 2018 года составила 5 829 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **1407 по состоянию на 14 февраля 2019 года составила 5 003 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **1273 по состоянию на 01 января 2018 года составила 879 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **1408 по состоянию на 14 февраля 2019 года составила 480 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **1409 по состоянию на 14 февраля 2019 года составила 922 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **1239 по состоянию на 01 января 2018 года составила 511 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **1397 по состоянию на 15 мая 2018 года составила 2 457 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **1395 по состоянию на 15 мая 2018 года составила 17 372 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **1422 по состоянию на 26 июля 2019 года составила 4 762 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **1179 по состоянию на 01 января 2018 года составила 488 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **1184 по состоянию на 01 января 2018 года составила 3 427 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **1081 по состоянию на 06 ноября 2018 года составила 6 429 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **1176 по состоянию на 01 января 2018 года составила 2 883 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером **1393 по состоянию на 08 мая 2018 года составила 12 982 000 рублей.

Проанализировав представленные в материалы дела отчеты об оценке, суд приходит к выводу, что они соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, утвержденным Минэкономразвития Российской Федерации.

Указанные отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и специальными познаниями. Так, оценщик Б3. является действующим членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет необходимое образование в области оценки, стаж работы в сфере оценочной деятельности, ответственность оценщика застрахована страховой организацией.

Из содержания отчета об оценке от 25 декабря 2020 года № 20/1215-1 следует, что оценщик произвел анализ рынка купли-продажи коммерческой недвижимости, то есть того сегмента рынка, к которому относятся помещения, на территории города Перми на конец 4 квартала 2017 года, с 1-го по 4-й квартал 2018 года.

Из содержания отчета об оценке от 25 января 2021 года № 20/1215-1/2 следует, что оценщик произвел анализ рынка купли-продажи земельных участков коммерческого назначения, то есть того сегмента рынка, к которому относится земельный участок, на территории города Перми за 4 квартал 2018 года.

Оценщик определил основные факторы, влияющие на цену объектов оценки, а также диапазон цен, установившийся на объекты, аналогичные объектам оценки.

Применяя сравнительный подход для определения рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с применением метода сравнения продаж, как наиболее полно учитывающего цель оценки и обеспеченный исходной информацией, из предложенного рынка купли-продажи объектов оценщик выбрал наиболее подходящие по элементам сравнения объекты. Исключив из выборки крайние значения (максимумы и минимумы), оценщик выбрал объекты-аналоги для объектов оценки. При этом оценщик ориентировался на то, чтобы аналоги были наиболее близки по основным элементам сравнения к объектам оценки. При внесении разумных корректировок, сведения о стоимости единого объекта достаточно полно отражают среднерыночный уровень цен продаж на рынке объектов типичных для объектов оценки. Обоснование применения корректировок, как и отказ от применения корректировок оценщиком приведены в отчетах со ссылкой на источники, которыми оценщик руководствовался.

Вся информация об объектах-аналогах является проверяемой, поскольку имеется возможность проверить использованные оценщиком сведения о цене продажи объектов-аналогов из предложений, размещенных в сети Интернет. Приложенные к отчету скриншоты страниц интернет-сайтов являются читаемыми.

Суд считает, что содержание отчётов об оценке не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Отчёты содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности, являются надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость объектов недвижимости, определённую по состоянию на даты их кадастровой оценки.

Возражения на административный иск со стороны административных ответчиков Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» не могут быть приняты во внимание с учетом следующего.

Суд считает, что выполненные в отчетах расчеты стоимости объектов оценки соответствуют выбранным подходам и методам, полученные результаты находятся в определенном оценщиком на основе анализа рынка диапазоне средней рыночной стоимости объектов аналогичного назначения.

В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административные ответчики, возражающие против удовлетворения заявленных требований, обязаны доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что в настоящем деле административные истцы представили надлежащие доказательства в подтверждение рыночной стоимости объектов.

Между тем, доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объектов оценки, занижения рыночной стоимости или несоответствия представленных заявителями отчетов требованиям закона, ответчиками не представлено, сведений об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости также не приведено. Ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ответчиками не заявлено.

При таком положении, суд полагает, что требования об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка в размере, равном их рыночной стоимости в соответствии с отчетами об оценке, подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», положений Закона об оценочной деятельности, датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию или в суд.

Принимая во внимание, что Законом о кадастровой оценке не предусмотрен обязательный досудебный порядок, заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 30 декабря 2020 года, следовательно, дата обращения в суд подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Чернецкого Валерия Ихильевича, Бармина Андрея Сергеевича, Добролюбова Игоря Константиновича, Мадьяновой Юлии Николаевны, Ноуэлз Вячеслава Викторовича, Яковлева Артура Павловича, ПАО «Пермгражданпроект», ООО «Консалтинговая группа «Тереза» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **901, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под учреждения жилищно-коммунального хозяйства, для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, площадью 3 511 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 30 279 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **924, площадью 224,6 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 4 335 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1406, площадью 209,4 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 4 312 000 рублей по состоянию на 14 февраля 2019 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **930, площадью 544,1 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 13 219 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **916, площадью 200,5 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 5 829 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1407, площадью 733,7 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 5 003 000 рублей по состоянию на 14 февраля 2019 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1273, площадью 59,5 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 879 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1408, площадью 42,7 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 480 000 рублей по состоянию на 14 февраля 2019 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1409, площадью 82,1 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 922 000 рублей по состоянию на 14 февраля 2019 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1239, площадью 42,3 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 511 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1397, площадью 131,7 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2 457 000 рублей по состоянию на 15 мая 2018 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1395, площадью 639,4 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 17 372 000 рублей по состоянию на 15 мая 2018 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1422, площадью 230,2 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 4 762 000 рублей по состоянию на 26 июля 2019 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1179, площадью 16,6 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 488 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1184, площадью 127,6 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3 427 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1081, площадью 248,4 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 6 429 000 рублей по состоянию на 06 ноября 2018 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1176, площадью 98 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2 883 000 рублей по состоянию на 01 января 2018 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **1393, площадью 553,4 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 12 982 000 рублей по состоянию на 08 мая 2018 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 30 декабря 2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья подпись

Решение в окончательной форме изготовлено 23 июня 2021 года.