ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-65/20 от 21.10.2020 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-65/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2020 года г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

Председательствующего судьи Исаева С.Н.,

при секретаре Шмавоняне Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Туристская гостиница им. Мокроусова» к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об изменении нормативной цены земельного участка, возложении обязанности по внесению сведений об установлении нормативной цены земельного участка,

установил:

07.08.2020 г. в Севастопольский городской суд обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Туристская гостиница им. Мокроусова» (далее – ООО «Туристская гостиница им. Мокроусова»), в лице генерального директора ФИО1, с указанным административным исковым заявлением, в котором просит изменить нормативную цену земельного участка с кадастровым номером , площадью 11 2295 га, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 988 600 262 рублей по состоянию на 01.01.2015 года, 01.01.2016 года, 01.01.2017 года, 01.01.2018 года и установить нормативную цену земельного участка с кадастровым номером , площадью 11 2295 га, расположенного по адресу: <адрес> в размере 197 720 052 рублей по состоянию на 01.01.2015 года, 01.01.2016 года, 01.01.2017 года, 01.01.2018 года в размере 197 720 052 рубля. Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя внести в сведения ЕГРН изменения об установленной судом нормативной цены указанного земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО2 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика – ФИО3 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 31 марта 1999 года зарегистрированным под в книге записей государственных актов на право постоянного пользования землей, в постоянном пользовании обозначенного предприятия находился земельный участок кадастровый , квартал: 001, зона:05. код , общей площадью 11,2295 га для обслуживания зданий и сооружений туристического комплекса с отнесением этих земель к категории земель населенных пунктов рекреационного назначения, согласно украинского классификатора целевого использования земли.

Управлением государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером , номер кадастрового квартала:

Кадастровая стоимость указанного земельного участка кадастровый , номер кадастрового квартала: , в соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке выданной Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 22 июля 2019 года № , составляет 282 467 965, 95 руб.

Письмом управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 11.06.2020 № 2437/01-24-01-06/02/20 в адрес ООО «Туристская гостиница им. Мокроусова» сообщено, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков расположенных на территории г. Севастополя утверждены постановлением Правительства г. Севастополя № 716-ПП от 25.10.2018, вступившим в силу с 01.01.2019. До этого времени кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером не утверждалась. На основании п.1 Постановления Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 «Об утверждении нормативной цены земли» нормативная цена земель города Севастополя утверждена на период с 01 января года, следующего за годом утверждения на территории города Севастополя Результатов массовой оценки земельных участков. В соответствий с этим Постановлением, нормативная цена указанного участка по состоянию на 01.01.2015, 01.01.2016, 01.01.2017, 01.01.2018 составила 988 600 262 рубля, о чем внесены сведения в ЕГРН.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, ООО «Туристская гостиница им. Мокроусова», в лице генерального директора ФИО1 просит об изменении нормативной цены земельного участка, возложении обязанности по внесению сведений об установлении нормативной цены земельного участка.

Согласно выписки из ЕГРН, заявитель привел учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации, сведения об ООО «Туристская гостиница им. Мокроусова», зарегистрированном на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

При этом, в качестве основания административный истец указывает на те обстоятельства, что организации в соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений ЕГРН о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ (п. 1 ст. 390 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков согласно с п. 2 ст. 66 ЗК РФ проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Под кадастровой стоимостью на основании ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссии).

С 1 января 2015 года действует п. 8 ст. 391 НК РФ, в котором установлен порядок определения налоговой базы по земельному налогу для Крыма и Севастополя.

До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов РФ, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

На основании п. 3 порядка определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории города Севастополя (приложение № 6) утвержденного п. 1.6. Постановления Правительства Севастополя от 28 ноября 2014 года № 515 «Об утверждении нормативной цены земли (в редакции Постановлений Правительства Севастополя от 24.08.2015 № 807-ПП, от 16.10.2015 № 970-ПП, от 19.03.2018 № 158-1111) нормативная цена земельного участка по оценочным зонам и группам видов разрешенного использования земельного участка определяется на основании нормативной цены 1 квадратного метра земель, расположенных на территории города Севастополя, по формуле:

НЦзу = П х НЦ х ДК, где:

НЦзу - нормативная цена земельного участка, в рублях;

П - площадь земельного участка, в квадратных метрах;

НЦ - нормативная цена 1 квадратного метра земель, установленная в приложении № 2 к постановлению Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 «Об утверждении нормативной цены земли», в рублях;

ДК - добавочный коэффициент, характеризующий стоимость участка определенного местоположения, установленный в приложении № 5 к постановлению Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 «Об утверждении нормативной цены земли».

Земельный участок в отношении которого оспаривается нормативная цена включает в себя бедующие показатели.

Согласно постановлению Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 Приложение №3 Оценочная зона № 130.

Вид функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенный на основании государственного акта на право постоянного пользования землей <...> от 31 марта 1999 года, признанный в порядке ст. 6 Закона г. Севастополя 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» - земли населенных пунктов рекреационного назначения с установленным, в Приложении № 4 к постановлению Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515, коэффициентом вида разрешенного использования характеризующего прибыльность использования земельного участка= 0,5.

П - площадь земельного участка, в квадратных метрах = 112295м2;

НЦ - нормативная цена 1 квадратного метра земель, установленная в приложении № 2 к постановлению Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 «Об утверждении нормативной цены земли», в рублях= 880,36 руб.

ДК - добавочный коэффициент, характеризующий стоимость участка определенного местоположения, установленный в приложении № 5 к постановлению Правительства Севастополя т 28.11.2014 № 515 «Об утверждении нормативной цены земли» = 2,0

197 720 052 руб. = 112295м2 х 880,36 х 2,0

По результатам вышеуказанного расчета следует, что нормативная цена земельного участка, который находится в пользовании ООО «Туристская гостиница им. Мокроусова» составляет 197 720 052 руб.

При таких обстоятельствах, нормативная цена на вышеуказанный земельный участок, определенная Управлением государственной регистрации и кадастра в суме 988 600 262 руб. является недостоверной, поскольку осуществлена с применением недостоверных сведений о земельном участке касающихся коэффициента вида разрешенного использования характеризующего прибыльность использования земельного участка равного -2.5, который завышает цену одного квадратного метра земельного участка и нормативную цену земельного участка, как налоговую базу которая влечет уплату завышенных отчислений по Земельному налогу на значительные суммы, чем нарушаются имущественные права ООО «Туристская гостиница им. Мокроусова».

Проверив доводы административного иска, исследовав доказательства по делу, суд считает, что исковое заявление ООО «Туристская гостиница им. Мокроусова» не подлежит удовлетворению, исходя из следующего:

Определением Арбитражного суда г. Севастополя от 28 июля 2020 года исковое заявление ООО « Туристическая гостинница им.Мокроусова» к Управлению государственной регистрации права и кадастра г.Севастполя об оспаривании стоимости спорного земельного участка возвращено в связи с непосудностью данного спора.

В силу ст. 9 Договора между Российской Федерации и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также ст. 23 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

На территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона № 6, действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Частью 1.1 ст. 12.1 Конституционного Закона, предусмотрено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативноправового регулирования в соответствующей сфере.

В силу частей 1, 3, ст. 3 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного бессрочного) пользования земельным участком.

До 1 января 2023 года юридические лица, которым земельные участки предоставлены на траве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки в аренду или приобрести земельные участки в собственность. В случае, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан и иностранных юридических лиц, и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды.

В силу ч. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно ст. 6 Закона Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержден постановлением Правительства Севастополя от 28 марта 2016 г. № 228-ПП.

Согласно частей 1, 3 статьи 10 Закона Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» порядок определения нормативной цены земли в отношении земельных участков устанавливается Правительством Севастополя. До утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, в порядке, установленном Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определенной в отношении соответствующих земельных участков.

По смыслу указанных норм следует, что налоговой базой для определения земельного налога для субъектов Российской Федерации за исключением Республики Крым и города федерального значения Севастополя является кадастровая стоимость земельного участка, установленная по результатам государственной кадастровой оценки, а на территории Республики м и города Федерального значения Севастополя до утверждения такой кадастровой оценки, налоговой базой для определения налога за землю, является нормативная цена земли, установленная, в частности, для города Федерального значения Севастополя, правительством да Севастополя.

Постановлением правительства Севастополя № 515 от 28 ноября 2014 года «Об утверждении нормативной цены земли» утверждены на период с 01 января 2015 года до 01 января года следующего за годом утверждения на территории города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков: нормативная цена земель сельскохозяйственного значения за гектар; по оценочным ш и группам видов разрешенного использования; нормативная цена за квадратный метр земельных участков по оценочным зонам и трупам зов разрешенного использования; схему оценочного зонирования с описанием оценочных зон; коэффициенты видов разрешенного использования земельных участков; добавочные коэффициенты, характеризующие стоимость участков определенного местоположения.

Постановлением Правительства Севастополя от 19.03.2018 № 158 ПП в указанное выше постановление внесены дополнения, которыми введен порядок определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории города Севастополя.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» нормативная цена земли определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Понятие нормативной цены земли приведено в Законе Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», согласно которому нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (статья 25). Этой же нормой предусмотрено, что порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 Постановления № 319 нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и определяется для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам (пункт 1).

В данном случае нормативная цена на земельный участок с кадастровым номером была определена на основании постановления Правительства Севастополя от 28.11.2014 г. № 515.

Вопреки доводам административного истца, согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером , площадью 11 2295 га, расположенного по адресу: <адрес>, присвоена категория земли: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания зданий и сооружений туристического комплекса.

Как усматривается из кадастровой выписки о земельном участке определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 11 2295 га, расположенного по адресу: <адрес> в размере 282 467 965,95 руб. (дата определения – 01.01.2018 года, дата применения сведений о кадастровой стоимости – 01.01.2019 год).

Согласно п. 1 Постановления № 515 нормативная цена земли утверждается на период с 1 января 2015 года до 1 января года, следующего за годом утверждения на территории города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков.

Приложением № 3 Постановления № 515 определены границы оценочных зон.

Данный земельный участок находится в оценочной зоне № 130, коэффициент вида разрешенного использования Кф=2,5 как для земель предпринимательства (земли торговли, страховой и банковской деятельности, делового управления, гостиничного обслуживания, земли отдыха, развлечения, земли обслуживания автотранспорта, общественного питания и т.п.) (Приложение № 4 к Постановлению № 515).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО «Туристская гостиница им. Мокроусова» 55.90 Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания.

Нормативная цена земли определена с учетом приведенных норм исходя из нормативной денежной оценки земель города Севастополя, существовавшей на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административным истцом не доказано нарушение его прав.

При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения административного иска ООО ««Туристская гостиница им. Мокроусова» не усматривается.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Туристская гостиница им. Мокроусова» к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об изменении нормативной цены земельного участка, возложении обязанности по внесению сведений об установлении нормативной цены земельного участка - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 30.10.2020 г.

Судья С.Н. Исаев