ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-65/2016 от 26.05.2016 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-65/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2016 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Жаворонковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской региональной общественной организации «Азербайджанский конгресс» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее – Управление Минюста РФ по Ивановской области) обратилось в суд с административным иском к Ивановской региональной общественной организации «Азербайджанский конгресс» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Требования мотивированы тем, что Управлением Минюста РФ по Ивановской области 06 июня 2001 года зарегистрирована некоммерческая организация - Ивановская региональная общественная организация «Азербайджанский конгресс» (далее – Конгресс). В ходе проведенной Управлением Минюста РФ по Ивановской области плановой документарной проверки деятельности данной организации выявлены грубые нарушения действующего законодательства и положений Устава, в частности: не осуществляется деятельность, направленная на достижение целей Конгресса; не созывался высший руководящий орган – Учредительская конференция; не осуществлял свою деятельность постоянно действующий руководящий орган Конгресса – Правление; не формировалась и не переизбиралась контрольно-ревизионная комиссия; ревизионная комиссия не осуществляла контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью общественной организации; не соответствие фактического адреса организации адресу, указанному в ЕГРЮЛ; на печати организации используется символика, описание которой отсутствует в её Уставе; в проверяемый период Конгрессом не публиковался отчет об использовании своего имущества и не обеспечивалось доступность ознакомления с указанным отчетом; Конгрессом принято решение о её ликвидации, однако действий для завершения данной процедуры или возобновления её деятельности не предпринимаются; не соответствие ряда положений Устава организации требованиям действующего федерального законодательства. Указанные нарушения Конгрессом устранены не были, несмотря на направленное Управлением Минюста РФ по Ивановской области предупреждение об их устранении.

В связи с изложенным, ссылаясь на Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», статью 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, Управление Минюста РФ по Ивановской области как орган, осуществляющий функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций, просило ликвидировать Ивановскую региональную общественную организацию «Азербайджанский конгресс» и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного ответчика Шабунина Н.В. заявленные Управление Минюста РФ по Ивановской области требования признала, согласилась на ликвидацию Конгресса и исключению её из ЕГРЮЛ, указав, что данной организацией деятельность не ведется уже пять лет, выявленные административным истцом нарушения не представляется возможным исправить, в связи с отсутствием членов организации в полном составе.

В судебное заседание не явились: представитель административного истца – Управления Минюста России по Ивановской области – в административном иске указал на возможность рассмотрения дела в свое отсутствие; представитель заинтересованного лица – УФНС по Ивановской области – по неизвестной суду причине, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, возражений относительно заявленных требований в адрес суда не направил.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствии указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания по рассмотрению административного искового заявления.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные по делу письменные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ).

Из статьи 7 Федерального закона № 82-ФЗ следует, что одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация.

В соответствии с положениями части первой статьи 26 и статьи 44 названного Закона общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ.

Статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся сферы его деятельности, а также норм, предусмотренных его уставом и иными учредительными документами; ежегодное опубликование отчета об использовании своего имущества или обеспечение доступности ознакомления с указанным отчетом; ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказание содействия представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон № 82-ФЗ возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: 1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; 2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; 3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38).

Судом установлено, что Управлением Минюста РФ по Ивановской области зарегистрирована некоммерческая организация – Ивановская региональная общественная организация «Азербайджанский конгресс», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации общественного объединения № 1779 от 06 июня 2001 года.

14 февраля 2003 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об Ивановской региональной общественной организации «Азербайджанский конгресс» как о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, за основным государственным регистрационным номером 1033700025006.

В период с 02 ноября 2015 года по 30 ноября 2015 года Управлением Минюста РФ по Ивановской области была проведена плановая документарная проверка деятельности Конгресса, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и положений Устава Фонда, отраженные в акте проверки №54 от 30 ноября 2015 года. По итогам проверки в адрес общественной организации административным истцом 30 ноября 2015 года направлено предупреждение с требованием устранить нарушения требований действующего законодательства в срок до 29 февраля 2016 года.

Выявленные административным истцом нарушения представителем Конгресса не оспаривались.

В заявлении от 04 апреля 2016 года Ликвидатор Конгресса М.С.А. проинформировал Управление Минюста РФ по Ивановской области о прекращении деятельности организации, об отсутствии намерения осуществлять деятельность в будущем и невозможности устранить выявленные нарушения, в связи с отсутствием членов организации и невозможности собрать Учредительскую конференцию.

В силу статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7- ФЗ «Онекоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Судом установлено, что в разделе 5 Устава Конгресса указаны виды предпринимательской деятельности, необходимые для достижения общественно полезных целей, ради которых создан Конгресс и соответствующей этим целям.

Раздел 7 Устава предусматривает организационную структуру Конгресса, в которую входят: Учредительская конференция, являющаяся высшим руководящим органом Конгресса, Правление, организующее текущую работу по выполнению уставных целей и задач, Ревизионная комиссия, осуществляющая контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью Конгресса. Уставом определены состав каждого органа, конкретные полномочия и сроки функционирования.

Проверкой выявлено, что в нарушении указанных выше положений Устава в проверяемый период Конгресс не осуществлял деятельность, направленную на достижение указанных в Уставе целей, не созывалась Учредительская конференция, не осуществляло предусмотренные Уставом функции Правление, не формировалась и не функционировала Ревизионная комиссия Конгресса.

В нарушение требований абзаца 9 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Конгресс не проинформировал Управление Минюста РФ по Ивановской области о смене места нахождения в течение трех дней с момента такого изменения и не представил необходимые документы для их внесения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Так, в соответствии с ЕГРЮЛ место нахождения Конгресса значится: ****. Согласно письменным пояснениям Руководителя Конгресса фактически адресом организации является: ****, на основании договора аренды нежилого помещения от 16 сентября 2009 года № **, срок действия которого истек.

В ходе проверки установлено использование Конгрессом на печати символики – изображение восьмиконечной звезды, описание которой отсутствует в Уставе данного общественного объединения, что является нарушением положений части 23 статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ.

Абзац 3 пункта 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ закрепляет обязанность каждого общественного объединения ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Указанные требования действующего законодательства также не были исполнены Конгрессом в проверяемый период.

В нарушение подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» административным ответчиком в Единый государственный реестр юридических лиц не были внесены коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности организации, хотя в разделе 5 Устава данного общественного объединения предусмотрены различные виды предпринимательской деятельности организации.

Нарушением требований действующего законодательства является неисполнение Конгрессом решения о своей ликвидации, принятое согласно Протоколу Учредительской конференции Конгресса № 5 от 19 декабря 2007 года.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62 - 64 Гражданского кодекса РФ.

В силу части 2 статьи 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

С момента принятия Конгрессом решения о ликвидации и уведомления налогового органа об этом до настоящего времени данным общественным объединением не завершена указанная процедура. Из письменных пояснений ликвидатора Конгресса М.С.А. следует, что причиной невозможности завершить ликвидацию организации является отсутствие членов Конгресса и невозможность собрания Учредительской конференции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона «Онекоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Указанные в пункте 5.1 Устава виды предпринимательской деятельности не соответствуют целям деятельности Конгресса, указанным в пункте 2.1 Устава.

Кроме того, проверкой установлено, что отдельные положения Устава Конгресса противоречат требованиям действующего законодательства, а именно: все решения Учредительской конференцией, в том числе и о внесении изменений и дополнений в Устав, принимается простым большинством голосов, тогда как законом предусмотрено принятие решения единогласно или квалифицированным большинством голосов; в Уставе не предусмотрен порядок реорганизации и (или) ликвидации, наличие которого в данном учредительном документе обязательно.

На момент рассмотрения настоящего административного дела в суде сведений об устранении вышеуказанных нарушений ни в Управление Минюста РФ по Ивановской области, ни в суд от административного ответчика не поступило.

Учитывая, что Конгресс допустил нарушения федерального законодательства и Устава организации, которые не были устранены после вынесенного предупреждения, суд полагает, что имеются предусмотренные статьей 44 Федерального закона № 82-ФЗ основания для ликвидации в судебном порядке некоммерческой организации – Ивановской региональной общественной организации «Азербайджанский конгресс» и исключения записи о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области удовлетворить.

Ликвидировать Ивановскую региональную общественную организацию «Азербайджанский конгресс», исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Данное решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья