ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-65/2017 от 16.05.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

дело а-65/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2017 года г. Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего - судьи Полушкина А.В.,

при секретаре судебного заседания П.

с участием: представителя административного истца Г.И.Х. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год; удостоверение адвоката , регистрационный , выдано ДД.ММ.ГГГГ),

представителя административного ответчика Правительства УР К.Т.Ю. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем образовании , регистрационный , дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ по специальности юриспруденция),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.Т.Х. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

В Верховный Суд Удмуртской Республики обратилась Г.Т.Х., с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов торговли, общей площадью 1 968 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 764 000 рублей 00 коп. Земельный участок с кадастровым <адрес> находится в аренде у истца в связи с чем, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной необходимо для уплаты справедливых арендных платежей за землю.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Г.И.Х. административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. Просил признать недопустимым доказательством заключение судебной оценочной экспертизы и назначить повторную экспертизу, указывая на нарушение экспертом при проведении экспертизы норм материального и процессуального права, федеральных стандартов оценки, применение некорректных аналогов при исследовании.

Представитель Правительства Удмуртской Республики К.Т.Ю. просила удовлетворить исковые требования частично, установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, определенной экспертом в рамках судебной оценочной экспертизы.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), Управление Росреестра по УР, Администрация МО «Игринский район» извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, руководствуясь пунктом 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Удмуртской Республики считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Верховный суд республики…рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В судебном заседании установлено, что Г.Т.Х. является арендатором земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов торговли, общей площадью 1 968 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым составляет 3 119 339 рублей 04 коп.

Данная кадастровая стоимость установлена в результате государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года».

Дата определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым – 01 января 2015 года. Сведения о земельном участке с кадастровым , внесены в государственный кадастр недвижимости 30 декабря 2015 года и с этой даты качественные и количественные показатели земельного участка не изменялись.

В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу статьи 248 КАС РФ, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 1 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции от 03.07.2016 г. №361-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно статьи 3 Закона о регистрации недвижимости Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

Согласно статьи 13 Закона «О государственной регистрации недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом регистрации прав на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.

Согласно пункта 1 части 5 статьи 8 «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который включена глава III. 1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Между тем пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в Единый государственный реестр недвижимости органом регистрации прав кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом регистрации прав такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума №28 от 30 июня 2015 года Верховный Суд РФ разъяснил, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.

Как следует из материалов административного дела, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, определенные Постановлением № 531, были внесены в государственный кадастр недвижимости 30 декабря 2015 года. Г.Т.Х.ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Удмуртской Республике с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ отклонено заявление Г.Т.Х. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>.

Административным истцом представлен отчет об оценке объекта от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>», согласно которого рыночная стоимость земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов торговли, общей площадью 1 968 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 764 000 рублей.

В случае, когда административные ответчики или заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных требований, они обязаны доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы (часть 1 статьи 62 КАС РФ).

В соответствии со статьей 62 КАС РФ, если возникли сомнения в обоснованности Отчёта об оценке и достоверности определения рыночной стоимости, суд выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).

Определением Верховного Суда УР от 28 февраля 2017 года было удовлетворено ходатайство представителя Правительства Удмуртской Республики о проведении судебной оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым . Проведение экспертизы поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>.». На разрешение экспертов поставлен вопрос определить рыночную стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов торговли, общей площадью 1 968 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ.

Экспертом ООО «<данные изъяты>Ш.О.Б. проведена судебная оценочная экспертиза, о чём составлено заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому: земельный участок с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов торговли, общей площадью 1 968 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 736 000 рублей.

Таким образом, эксперт установил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым в размере, превышающем рыночную стоимость, указанную в Отчёте об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, представленном административным истцом в обоснование своих требований.

В результате проведенных исследований эксперт пришел к выводу, что оценщиком ООО «<данные изъяты>» допущено нарушение ФСО №135-ФЗ, предъявляемых к форме и содержанию отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ:

- необоснованное введение корректировки на имущественные права, т.к. неизвестен срок аренды подобранного аналога;

- неаргументированный выбор в качестве аналога объекта, по которому отсутствуют данные по разрешенному использованию, предполагаемому использованию.

Указанные нарушения оказывают влияние на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.

В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к доказательствам по делу, которые подлежат оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

В силу статьи 82 КАС РФ, заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.

При этом, несогласие суда с заключением эксперта (комиссии экспертов) должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Представителем административного истца в судебном заседании высказано несогласие с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ и заявлено ходатайство об исключении его из числа доказательств, назначении повторной экспертизы.

На основании части 2 и 3 статьи 83 КАС РФ, в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов).

В определении суда о назначении дополнительной или повторной экспертизы должны быть изложены мотивы несогласия суда с ранее данным заключением эксперта (комиссии экспертов).

Оценивая заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведённого исследования. Изложенный в экспертном заключении вывод и ответы на поставленные судом вопросы, подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта является относимым и допустимым доказательством по административному делу.

На основании частей 6-8 статьи 82 КАС РФ, по ходатайству представителя административного истца, эксперт бы вызван в судебное заседание, где дал необходимые пояснения по экспертному заключению и ответил на дополнительные вопросы участников процесса. Кроме того, представил подробные письменные пояснения, в которых мотивированно ответил на поставленные представителем административного истца вопросы.

Основания полагать, что экспертное заключение получено с нарушением федерального закона, отсутствуют, доводы представителя административного истца не подтверждают наличие оснований, указанных в статье 59, 61 КАС РФ, для признания заключения эксперта недопустимым доказательством.

В связи с вышеизложенным, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства представителя административного истца о назначении повторной экспертизы, поскольку заключение эксперта является достаточно мотивированным и обоснованным, противоречия в заключении эксперта в судебном заседании не установлены.

Оценив экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд считает необходимым определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов торговли, общей площадью 1 968 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ составляющей 2 736 000 рублей, установленной экспертом.

При этом суд учитывает, что иных доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость земельного участка участниками процесса в суд не представлено. Представленный административным истцом Отчёт об оценке от ДД.ММ.ГГГГ основан на значительно заниженной рыночной стоимости 1 кв. метр общей площади земельного участка, что вызывает обоснованные сомнения в его достоверности.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

С учетом изложенного, суд находит заявленные исковые требования Г.Т.Х. подлежащими удовлетворению частично. Размер кадастровой стоимости спорного земельного участка устанавливается равным его рыночной стоимости в размере 2 726 000 рублей, определенной в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования административного истца сводятся к установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере её рыночной стоимости (изменению кадастровой стоимости, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости), не связаны с оспариванием нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель. Принимая во внимание, что удовлетворение данных требований влечет изменение соответствующих сведений о кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости, исполнение вступившего в законную силу решения суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Приказом Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" возложено на ФГБУ «ФКП Росреестра» как на орган кадастрового учета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 249, 293, 294, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд У. Республики

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Г.Т.Х. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить частично.

Установить на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельный участок, с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение объектов торговли, общей площадью 1 968 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 736 000 рублей 00 коп., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья А.В. Полушкин

Копия верна: Судья