Дело № 3а-65/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2017 года г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Хакимовой О.В.,
при секретаре Камеристовой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Е.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением указав, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 21 796 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений с размещением здания бытовки, здания-бытовое помещение, вагона-домика, адрес (местонахождение) объекта: (адрес), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений с размещением здания бытовки, здания-бытовое помещение, вагона-домика. Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 78 691 188,60 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не соответствуют его рыночной стоимости, которая составляет 10 827 085 рублей на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
Полагает, что существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет нарушение его прав, поскольку кадастровая стоимость является базовой для расчета налоговых платежей.
Е.А. просит суд установить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка равной рыночной стоимости, в размере 10 849 439 рублей и обязать административного ответчика внести указанную рыночную стоимость в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости.
Стороны и представители заинтересованных лиц, извещённые о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, представили письменные отзывы.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.
Изучив материалы дела, принимая во внимание отзывы административного ответчика и заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Администрации города Оренбурга от 29 ноября 2016 года № 3698-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав территории муниципального образования "город Оренбург".
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статьей 24.18 Федерального закона предусматривается, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей данного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 упомянутого Федерального закона.
Судом установлено, что Е.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 21 796 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений с размещением здания бытовки, здания-бытовое помещение, вагона-домика, адрес (местонахождение) объекта: (адрес), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений с размещением здания бытовки, здания-бытовое помещение, вагона-домика.
Кадастровая стоимость земельного участка определена органом кадастрового учета по состоянию на 01 января 2016 года в сумме 78 691 188,60 рублей. Являясь плательщиком земельного налога, административный истец имеет правовой интерес в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с рыночной стоимостью.
В обоснование заявленных требований административным истцом был представлен отчет об оценке от 011-17 от 20 марта 2017 года, составленный оценщиком М.В. Согласно выводам оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года составляла 10 827 085 рублей.
Кроме того, административным истцом представлено положительное экспертное заключение на отчет № от 20 марта 2017 года выполненное экспертном Н.А. и утвержденное председателем Экспертного совета Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства «Международная Г.В. Г.В. № от 06 апреля 2017 года, согласно которому расчет стоимости земельного участка, принадлежащего административному истцу соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Отчёт и экспертное заключение подготовлены лицами, обладающими правом на проведение подобного рода исследований, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участков, принадлежащих истцу. Экспертом проведен достаточно подробный анализ рынка недвижимости. К выбору аналогов замечаний нет. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе нормами Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчетах административным ответчиком и заинтересованными лицами, не представлено. У суда представленные доказательства сомнения не вызывают.
С учетом изложенного, суд признает размер рыночной стоимости земельного участка, определенный в представленном истцом отчете, экономически обоснованным и считает возможным установить кадастровую стоимость участка равной этому размеру.
Доводы Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области о необоснованности их привлечения к участию в рассмотрении дела и ходатайство о переводе Филиала в состав заинтересованных лиц являются ошибочными.
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отнесены в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (пункт 4); выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем (пункт 6).
Предусмотренные частью 3 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 статьи 3 Закона, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 Закона, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений Закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. Положения Закона о регистрации недвижимости применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений (часть 4 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости).
Пункты 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, также предусматривают, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
В соответствии с пунктом 1 Приказ Росреестра от 18 октября 2016 года N П/0515 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в том числе по ведению ЕГРН.
Согласно статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Анализ вышеуказанных нормативных актов свидетельствует о том, что обязанность по исполнению решения суда возложена на ФГБУ «ФКП Росреестра», поэтому оснований для удовлетворения ходатайства о замене ответчика суд не усматривает.
Также, суд считает ошибочными доводы представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, изложенные в отзыве, о том, что у административного истца отсутствуют основания для установления рыночной стоимости конкретного земельного участка. Действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости конкретного земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Е.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 21 796 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений с размещением здания бытовки, здания-бытовое помещение, вагона-домика, адрес (местонахождение) объекта: (адрес), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений с размещением здания бытовки, здания-бытовое помещение, вагона-домика по состоянию на 01 января 2016 года в размере 10 827 085 рублей, на период с 01 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Обязать Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области внести указанную рыночную стоимость в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости.
Датой подачи административного искового заявления считать 18 мая 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Мотивированное решение суда изготовлено 16 июня 2017 года.