дело № 3а-65/2018
Решение
именем Российской Федерации
6 марта 2018 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего А.И. Бурова,
при секретаре Токаревой М.В.,
с участием: прокурора прокуратуры Удмуртской Республики Вострокнутовой В.К., представителя административного истца Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики «Ордена Ленина племзавод им. 10 лет УАССР» - ФИО1, представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики «Ордена Ленина племзавод им. 10 лет УАССР» о признании недействующим Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №96, в части,
установил:
Положение о предоставлении субсидий на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики 10 марта 2015 года №96 (далее в тексте – Положение). Опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru 12 марта 2015 года.
В указанное Положение внесены изменения постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 марта 2016 года № 95 (опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru 17 марта 2016 года) и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 13 марта 2017 года №74 (опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru 17 марта 2017 года). В том числе, последним постановлением Правительства Удмуртской Республики изменено название Положения на - Положение о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве.
Подпунктом 2 пункта 4 оспариваемого Положения предусмотрено, что субсидии, предусмотренные данным актом, не предоставляются, если на первое число месяца, предшествующему месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии по форме, утвержденной Министерством в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Удмуртской Республики заявитель находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и имеет ограничения на осуществление хозяйственной деятельности.
Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики «Ордена Ленина племзавод им. 10 лет УАССР» (далее – ГУП УР «Ордена Ленина племзавод им. 10 лет УАССР», административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 2 пункта 4 Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №96.
Иск мотивирован тем, что административный истец относится к категории сельскохозяйственных организаций. В адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики ими была направлена заявка и необходимые документы на получение субсидии, направленной на повышение продуктивности в молочном скотоводстве за апрель – декабрь 2016 года (регистрационный номер № от 10.04.2017г.).
Письмом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 21.03.2017г. № в предоставлении субсидии было отказано на основании подпункта 2 пункта 4 Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №96.
Административный истец полагает, что данная норма ограничивает его право на получение субсидии.
На основании изложенного, административный истец просит признать недействующим подпункт 2 пункт 4 Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №96 как не соответствующий законодательству Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела по существу, представителем административного истца изменен предмет административного иска на требование – признать недействующим нормативный правовой акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации – в части слова «банкротства» в абзаце втором подпункта 2 пункта 4 Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №96.
В судебном заседании представитель административного истца ГУП УР «Ордена Ленина племзавод им. 10 лет УАССР» - ФИО1 на удовлетворении административного иска настаивала по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснила, что, по их мнению, оспариваемая норма противоречит положениям ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и положениям Законодательства о защите конкуренции, поскольку ставит их в неравное положение с иными участниками гражданских правоотношений.
Представитель административного ответчика – Правительства Удмуртской Республики ФИО2 поддержал возражения, относительно административного иска. В возражениях на административный иск указывал на то, что Положение о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №96. В него внесены изменения постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 марта 2016 года № 95 и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 13 марта 2017 года №74.
Оспариваемое постановление Правительства Удмуртской Республики и постановления Правительства Удмуртской Республики, которыми внесены изменения, в установленном порядке опубликованы на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru.
Правительство Удмуртской Республики при принятии оспариваемого нормативного правового акта действовало в пределах полномочий, предоставленных статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 2 марта 2001 года «О Правительстве Удмуртской Республики» (действовавшего на момент издания постановления Правительства Удмуртской Республики от 14 марта 2016 года № 95 и статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года «О Правительстве Удмуртской Республики».
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с требованиями законодательства, с соблюдением установленной формы и правил опубликования.
В обоснование законности оспариваемого акта ссылаются на положения статей 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года №887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг».
Выражают несогласие с доводами административного иска о том, что оспариваемое постановление Правительства Удмуртской Республики создает препятствие для допуска юридических лиц, фактически являющихся сельскохозяйственными организациями, к процедуре отбора в качестве получателей субсидий.
Указывают, что административный истец признан несостоятельным (банкротом).
Целями предоставления субсидий является поддержка организаций, осуществляющих деятельность в молочном скотоводстве.
В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства она не способна осуществлять надлежащую хозяйственную деятельность.
Следовательно, поддержка такой организации со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики за счет бюджетных средств не будет отвечать целям предоставления субсидий.
Прокурор Вострокнутова В.К. дала заключение о соблюдении законности при принятии оспариваемого нормативного правового акта, соблюдении требований к форме, порядку принятия и опубликованию.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца подлежит оставлению без удовлетворения.
Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативно-правовых актов урегулирован нормами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
В соответствии с ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административный истец просит признать недействующим абзац 2 подпункта 2 пункта 4 Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №96 в части слова «банкротства».
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами).
Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации. Такие расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1, 2 пункта 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года №887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее в тексте – Общие требования).
Согласно пункту 2 Общих требований, нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливают порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий.
В соответствии со статьей 52 Конституции Удмуртской Республики Правительство Удмуртской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики.
Правительство Удмуртской Республики обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики, законов Удмуртской Республики и иных нормативных правовых актов Удмуртской Республики на территории Удмуртской Республики.
Абзац 4 подпункта «е» пункта 4 Общих требований содержит указание на то, что получатели субсидий – юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий – индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом).
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Правительством Удмуртской Республики в пределах предоставленных вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Давая оценку доводу административного истца о том, что оспариваемая норма ставит их в неравное положение по сравнению с другими участниками гражданских правоотношений, суд не находит его состоятельным.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Принятие арбитражным судом решения о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства означает признание юридического лица неспособным в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, следовательно, осуществлять в полной мере хозяйственную деятельность, и влечет за собой существенные ограничения прав должника в целях сохранения принадлежащего ему имущества. Основной целью конкурсного производства является установление имущества должника и удовлетворение требований кредиторов за счет такого имущества.
При этом, исходя из Положения, целями предоставление субсидий является реализация государственной программы Удмуртской Республики, направленной на развитие сельского хозяйства.
При таких условиях, ограничения в предоставлении субсидий предприятиям, признанным банкротами, не будет достигать целей их предоставления.
Установленные по делу обстоятельства приводят суд к убеждению о том, что оспариваемая административным истцом норма принята в полном соответствии с требованиями законодательства, имеющего более высокую юридическую силу без нарушения прав административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 177-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики «Ордена Ленина племзавод им. 10 лет УАССР» о признании недействующим абзаца 2 подпункта 2 пункта 4 Положения о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №96 и от 14 марта 2016 года № 95, в части слова «банкротства» отказать.
Возложить на Правительство Удмуртской Республики обязанность в течение месячного срока со дня вступления в силу настоящего решения опубликовать резолютивную часть настоящего решения в официальном издании органов власти Удмуртской Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его составления в окончательной
форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 7 марта 2018 года.
Председательствующий А. И. Буров