ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-65/2021 от 29.07.2021 Курского областного суда (Курская область)

дело № 3а-65/2021

Курский областной суд

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Курск 29 июля 2021 года

Курский областной суд в составе:

председательствующего судьи - Павловой Е.Б.,

при секретаре: Кретовой О.К.,

с участием: прокурора – Белых В.А.,

представителя административного истца - общества с ограниченной ответственностью «Оздоровительный, водно-спортивный, рекреационный центр» по доверенности Веретенникова А.В.,

представителя административного ответчика - комитета по управлению имуществом Курской области по доверенности Олейникова П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Оздоровительный, водно-спортивный, рекреационный центр» к комитету по управлению имуществом Курской области об оспаривании нормативного правового в части,

у с т а н о в и л :

Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 30.12.2019 № 01-18/1445 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год (далее Перечень объектов недвижимого имущества, Перечень).

31.12.2019 указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области http://imkursk.ru.

Согласно пунктам 1247, 1251, 1252, 1254, 1255, 1256, 1257, 1258, 1259, 1260, 1264, 1266, 1268, 1269, 1270, 1271, 1274, 1275, 1280, 1281, 1282, 1283 Перечня нежилые помещения с кадастровыми номерами (соответственно) , расположенные по адресу: <адрес>, являются объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Общество с ограниченной ответственностью «Оздоровительный, водно-спортивный, рекреационный центр» (далее – ООО «ОВСРЦ»), являясь собственником вышеназванных объектов недвижимости, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия решения указанных пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, мотивируя свои требования тем, что нежилые помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в Перечень объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необоснованно возлагает на общество обязанность по уплате налога в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца Веретенников А.В. поддержал административные исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, указав, что в принадлежащих обществу помещениях осуществляется деятельность в сфере оздоровительных услуг, в них расположен фитнес-клуб и вступившим в законную силу решением суда установлено, что данная деятельность не относится к оказанию бытовых услуг.

Представитель административного ответчика Олейников П.С. не возражал против удовлетворения административного иска.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон и заключение прокурора Белых В.А., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения разграничены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанной нормой предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности указано, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, направить указанный перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и разместить его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 8 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО) на территории Курской области установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости.

Комитет по управлению имуществом Курской области, в соответствии с пунктом 3.58 Положения о комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 25.06.2007 № 286, является органом исполнительной власти Курской области, наделенным полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Руководство комитетом осуществляет председатель, который издает приказы и принимает решения по имущественным вопросам в пределах компетенции комитета (пункты 5.1, 5.4 Положения о комитете по управлению имуществом Курской области).

Постановлением Администрации Курской области от 23.01.2018 № 38-па утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно пунктам 2 - 6 указанного Порядка (в редакции, действовавшей до 20.12.2019 г.), перечень объектов недвижимого имущества формируется, ведется, утверждается и публикуется комитетом по управлению имуществом Курской области. Объекты недвижимого имущества, подлежащие включению в Перечень, определяются в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Основанием для включения объекта недвижимости в Перечень является информация, поступившая от органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Комитет формирует Перечень объектов недвижимого имущества на очередной налоговый период на основании сведений об объектах недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень, представленных в комитет не позднее 1 июня года, предшествующего налоговому периоду;

состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, определяется согласно приказу ФНС России от 28.11.2014 № ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме»;

до 1 ноября года, предшествующего налоговому периоду, комитет размещает на официальном сайте комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проект Перечня; не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу утверждает Перечень, направляет его в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Курской области и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Администрации Курской области от 23.01.2018 № 38-па, решение комитета по управлению имуществом Курской области от 30.12.2019 № 01-18/1445 «Об утверждении перечня объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», подписано исполняющим обязанности председателя комитета, и 31.12.2019 вместе с приложением - Перечнем объектов недвижимого имущества размещено и опубликовано на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://imkursk.ru (т. 2 л.д.24).

Таким образом, суд признает, что оспариваемый нормативный правовой акт сформирован и утвержден уполномоченным органом в пределах его компетенции, решение от 30.12.2019 № 01-18/1445 издано с соблюдением требований, предъявляемых к форме нормативного правового акта. Порядок принятия, опубликования и введения в действие указанного решения административным ответчиком не нарушен, что не оспаривается стороной административного истца.

Статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что принадлежащие ООО «ОВСРЦ» нежилые помещения с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес>, включены в Перечень объектов недвижимого имущества под пунктами 1247, 1251, 1252, 1254, 1255, 1256, 1257, 1258, 1259, 1260, 1264, 1266, 1268, 1269, 1270, 1271, 1274, 1275, 1280, 1281, 1282, 1283 (т. 1 л.д. 46-47), в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт применяется к административному истцу, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество за 2020 г. исходя из кадастровой стоимости этих объектов недвижимости, и дает обществу право требовать признания данного нормативного правового акта не действующим в части в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50).

Проверяя оспариваемые пункты Перечня объектов недвижимого имущества на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Проверяя решение в оспариваемой части на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 этого Кодекса.

В пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель указал, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного Кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях указанного пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используются для размещения перечисленных объектов.

Фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения перечисленных объектов (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 1.1 Закона Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

3) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (пункт 3 изложен в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений).

Поскольку субъект Российской Федерации не наделен полномочием по ограничению видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к видам недвижимого имущества, не указанным в статье 1.1 Закона Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО, положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации судом применяются без каких-либо особенностей.

Из системного толкования приведенных выше норм законодательства следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

В связи с чем оспариваемые пункты Перечня объектов недвижимого имущества будут соответствовать статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО, если спорные нежилые помещения, находятся в здании, отвечающем условиям, указанным в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо нежилое помещение соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Однако судом на основании представленных сторонами доказательств установлено, что принадлежащие административному истцу нежилые помещения, указанные в пунктах 1263, 1267, 1272, 1273, 1276, 1277, 1278, 1279, 1284 Перечня, ни одному из перечисленных выше условий не соответствуют.

Так, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, оспариваемыми пунктами в Перечень объектов недвижимого имущества включены принадлежащие на праве собственности ООО «ОВСРЦ» помещения, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами:

- , площадью 1 154 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1247 Перечня);

- , площадью 402,7 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1251 Перечня);

- площадью 272,9 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1252 Перечня);

- , площадью 163,7 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1254 Перечня);

- , площадью 115,3кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1255 Перечня);

- , площадью 109,4кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1256 Перечня);

- , площадью 93,2кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1257 Перечня);

- , площадью 86,8 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1258 Перечня);

площадью 56,3 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1259 Перечня);

- , площадью 37,1 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1260 Перечня);

- , площадью 739,4 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1264 Перечня);

- , площадью 248,4 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1266 Перечня);

- , площадью 179,6 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1268 Перечня);

- площадью 178,1 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (п. 1269 Перечня);

- , площадью 148,4 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1270 Перечня);

- , площадью 108,6 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1271 Перечня);

- , площадью 40,2 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1274 Перечня);

- , площадью 37,2 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1275 Перечня);

- , площадью 29 кв.м, этаж антресоль , наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1280 Перечня);

- , площадью 22,6 кв.м, этаж , наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1281 Перечня);

- площадью 17,3 кв.м, этаж антресоль , наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1282 Перечня);

- , площадью 14 кв.м, этаж цокольный, наименование и назначение – нежилое помещение (пункт 1283 Перечня) (т. 1 л.д. 35-122).

Вступившим в законную силу решением Курского областного суда от 06.02.2020 по делу по иску ООО «ОВСРЦ» к комитету по управлению имуществом Курской области о признании незаконными пунктов Перечня объектов недвижимого имущества на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного решением комитета по управлению имуществом Курской области от 27.12.2018 № 01-18/1659, установлено, что в соответствии с выпиской от 19.12.2019 из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером – здание, площадью 13878,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение нежилое, наименование - оздоровительный водно-спортивный реакционный центр, состоит из 6-ти этажей (в том числе 1 подземный), год завершения строительства - 2013, в здании расположены объекты недвижимости, в том числе, нежилые помещения, принадлежащие административному истцу;

указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 8 153 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации оздоровительного рекреационного центра.

При этом суд пришел к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка «для эксплуатации оздоровительного рекреационного центра» не соответствует видам разрешенного использования, перечисленным в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, и бесспорно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

из технического паспорта по состоянию на 19.02.2009, здание площадью 10 944,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, в состав которого входят вышеназванные помещения, имеет назначение – оздоровительный, водно-спортивный рекреационный центр, используется по назначению. Здание включает в себя помимо прочих помещения с назначением: «кабинет косметологии», «косметический салон», «парикмахерская», «бар», «моечная», «торговое», «кухня», совокупность площадей которых в экспликации к поэтажному плану составляет 550,2 кв.м, что не превышает 20 % от общей площади здания и свидетельствует об отсутствии предусмотренных подпунктами 2 пунктов 3, 4 и абзаца 3 пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для вывода о предназначении здания с кадастровым номером для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

то обстоятельство, что в здании имеются помещения с наименованием «кабинет», «кабинет администратора» не свидетельствует о его предназначении для использования таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин «кабинет» не является тождественным термину «офис». Доказательств, что в указанном здании предусмотрено размещение офисов, административным ответчиком не представлено. Согласно экспликации к техническому паспорту, данные помещения, как и помещения поименованные «душевая», «парная», «спортзал», «бассейн» отнесены к помещениям, предназначенным для лечебно-санитарной и прочей деятельности. Приведенное назначение помещений, согласно техническому паспорту, не позволяет отнести здание к видам объектов, поименованных в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;

кроме того, сведения, содержащиеся в техническом паспорте по состоянию на 19.02.2009 по площади, этажности отличаются от сведений из Единого государственного реестра недвижимости, а принадлежащие административному истцу нежилые помещения в виде самостоятельных объектов в техническом паспорте не указаны и соотнести их местонахождение в технической документации, чтобы определить их наименование, состав и назначение, не представляется возможным.

Из объяснений сторон по настоящему делу установлено, что иных документов технического учета (инвентаризации), кадастровых паспортов в отношении как принадлежащих административному истцу нежилых помещений, так и здания и земельного участка, не имеется. Здание с кадастровым номером в качестве самостоятельного объекта в оспариваемый Перечень не включено.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.

Учитывая, что по ранее рассмотренному делу давалась оценка тем же доказательствам, которые представлены сторонами по настоящему делу, установленные ранее обстоятельства имеют преюдициальное значение по настоящему делу.

С учетом, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика, суд признал, что принадлежащие административному истцу объекты недвижимости могли быть включены в Перечень только в случае подтверждения фактического использования не менее 20 % общей площади нежилых помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания; либо подтверждения фактического использования здания, в состав которого они входят, в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.

Судом по настоящему делу установлено, что на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта в распоряжении административного ответчика находились акты обследования фактического использования указанных нежилых помещений от 04.09.2019, проведенных на основании заявления ООО «ОВСРЦ» об исключении объектов недвижимости из Перечня на 2019 г., и являющиеся приложением к протоколу заседания межведомственной комиссии по рассмотрению обращений при комитете по управлению имуществом Курской области от 15.09.2019 № 4, решением которой в удовлетворении заявления обществу было отказано.

Однако данные акты обследования нельзя признать допустимым доказательством наличия у спорных нежилых помещений признаков недвижимого имущества, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи со следующим.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость утвержден постановлением Администрации Курской области от 26.10.2018 № 840-па.

Согласно пункту 1.2 указанного Порядка (здесь и далее в редакции постановления Администрации Курской области от 26.10.2018 № 840-па, действовавшей на момент составления акта обследования), вид фактического использования объектов недвижимости определяется комитетом по управлению имуществом Курской области на основании материалов, полученных в результате осуществления мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости, расположенных на территории соответствующего муниципального образования Курской области и предоставленных в комитет органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Курской области.

Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что к таким материалам относятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), сведения о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой на объектах недвижимости, и (или) сведения об использовании объектов недвижимости.

В случае, если осуществление межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Курской области, органами местного самоуправления и результаты анализа информации, предоставленной собственниками объектов недвижимости, не позволяют однозначно установить вид фактического использования объектов недвижимости, проводится их обследование.

Суд считает, что на акты от 04.09.2019 распространяются требования Порядка определения вида фактического использования помещений, поскольку Порядком формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня объектов недвижимого имущества, утвержденном постановлением Администрации Курской области от 23.01.2018 № 38-па, в соответствии с которым рассматривалось заявление ООО «ОВСРЦ» о повторном обследовании объекта недвижимости, не установлена форма акта обследования фактического использования нежилого помещения.

В тоже время, представленные акты не соответствуют по форме, указанной в приложении к Порядку определения вида фактического использования помещений.

Как установлено в пункте 3.1 Порядка определения вида фактического использования помещений, для целей определения вида фактического использования объектов недвижимости применяются следующие основные понятия:

1) общая площадь объекта - суммарная площадь всех помещений объекта недвижимости, в том числе помещений общего пользования, расположенных в нем;

2) площадь помещения - площадь отдельного помещения в объекте недвижимости, фактически используемого для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), а также для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

3) торговая или офисная площадь - суммарная площадь помещений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта.

Согласно пункту 3.2 Порядка определения вида фактического использования помещений, на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, документов технического учета (инвентаризации), договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на объекты недвижимости, а также результатов измерений (обмера) объекта недвижимости подлежат определению:

1) общая площадь объекта (Sобщ.);

2) площадь помещения (Sисп.);

3) торговая или офисная площадь (Sсумм.).

При этом доля фактически используемой в целях, указанных в пунктах 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площади объекта недвижимости определяется как отношение площади, используемой для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, к общей площади соответствующего объекта недвижимости. Процентное соотношение торговой или офисной площади к общей площади объекта рассчитывается посредством деления Sсумм. на Sобщ., умноженного на 100 процентов (пункты 3.3 и 3.4 Порядка определения вида фактического использования помещений).

Однако в представленных актах отсутствуют сведения о площади, долях и процентном соотношении с расчетом фактического использования нежилых помещений для оказания бытовых услуг, к которым относятся услуги по организации отдыха и развлечений, указанные в заключениях о фактическом использовании помещений.

Из объяснений представителя административного истца следует, что в спорных нежилых помещениях как ранее, так и в настоящее время, находится фитнес-центр «Три океана», то есть осуществляется деятельность в сфере оздоровительных услуг.

Доводы административного истца подтверждаются фотографиями нежилых помещений, приложенными к актам обследования от 04.09.2019, а также актом обследования фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 739,4 кв.м, согласно которому нежилое помещение фактически используется для занятий на тренажерах и для групповых занятий.

В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов в Перечень объектов недвижимого имущества.

Однако, относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилых помещений условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень, комитетом по управлению имуществом Курской области суду не представлено.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что на основании имевшихся в распоряжении административного ответчика сведений указанные нежилые помещения не могли быть включены в Перечень ни в составе здания, ни как самостоятельные объекты недвижимого имущества, поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание, ни техническая документация на здание, ни представленные сведения из Единого государственного реестра недвижимости не позволяли сделать вывод, что здание обладает признаками административно-делового или торгового центра, а спорные помещения предусматривали размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания или фактически используется в указанных целях, что свидетельствует о том, что Перечень объектов недвижимого имущества в части пунктов 1247, 1251, 1252, 1254, 1255, 1256, 1257, 1258, 1259, 1260, 1264, 1266, 1268, 1269, 1270, 1271, 1274, 1275, 1280, 1281, 1282, 1283 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50, нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт признается недействующим, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество в 2020 г., оспариваемые пункты Перечня объектов недвижимого имущества имеют ограниченный срок действия - на 2020 г., признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемая часть Перечня объектов недвижимого имущества подлежит признанию недействующей со дня принятия.

В силу части 11 статьи 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения либо сообщения о его принятии по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что опубликованию подлежит сообщение о принятом судом решении на официальном сайте комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного иска в размере 4 500 рублей (т. 1 л.д. 4).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Оздоровительный, водно-спортивный, рекреационный центр» к комитету по управлению имуществом Курской области об оспаривании нормативного правового в части удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия пункты 1247, 1251, 1252, 1254, 1255, 1256, 1257, 1258, 1259, 1260, 1264, 1266, 1268, 1269, 1270, 1271, 1274, 1275, 1280, 1281, 1282, 1283 Перечня объектов недвижимости на территории Курской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного решением комитета по управлению имуществом Курской области от 30 декабря 2019 г. № 01-18/1445.

Возложить на комитет по управлению имуществом Курской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на сайте комитета по управлению имуществом Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Взыскать с комитета по управлению имуществом Курской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Оздоровительный, водно-спортивный, рекреационный центр» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей (четыре тысячи пятьсот рублей).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11августа 2021 г.

Председательствующий: судья Е.Б. Павлова