Дело № 3а-65/2022
42OS0000-01-2022-000030-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кемерово 13 мая 2022 года
Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,
при секретаре Юргель Е.Е.,
с участием прокурора Фроловой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс» о признании недействующими в части постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года № 956 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год»,
УСТАНОВИЛ:
30 декабря 2021 года Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее также - РЭК Кузбасса, тарифный, регулирующий орган) принято постановление № 956 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год» пунктом 4 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год: ООО «ЕвразЭнергоТранс» и ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС»), а именно:
Одноставочный тариф на первое полугодие – 1,22069 руб./кВт*ч;
Двухставочный тариф на первое полугодие:
- ставка за содержание электрических сетей – 602 854,890967 руб./МВт*мес.,
- ставка на оплату технологического расхода (потерь) – 172,728226 руб./МВт*ч;
Одноставочный тариф на второе полугодие – 1,25723 руб./кВт*ч;
Двухставочный тариф на второе полугодие:
- ставка за содержание электрических сетей – 649 202,992897 руб./МВт*мес.,
- ставка на оплату технологического расхода (потерь) – 177,898025 руб./МВт*ч (далее – Постановление РЭК Кузбасса № 956) (том 1 л.д.172-185).
Постановление РЭК Кузбасса № 956 опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru - 30 декабря 2021 года (том 1 л.д.186).
ООО «ЕвразЭнергоТранс» с учетом дополнения оснований заявленных требований обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента издания Постановления РЭК Кузбасса № 956 в приведенной выше части, по причине не соответствия его Федеральному закону «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 № 35-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом ФСТ России от 17.12.2012 № 98-э, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.
Считает, что необходимая валовая выручка (далее - НВВ) общества органом регулирования занижена в связи с неправильным определением размера расходов на оплату технологических потерь электроэнергии, а заявленная мощность потребителей и объем полезного отпуска определены неверно, что привело к некорректным тарифной выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (том 1 л.д.5-16, 141-146).
В судебном заседании представитель административного истца ООО «ЕвразЭнергоТранс» ФИО1, действующая на основании доверенности, по основаниям, изложенным с учетом уточнений в административном иске и с учетом поданных к нему письменных пояснений (том 2 л.д.220-227, том 3 л.д.242-243), на заявленных требованиях настояла.
Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражал против требований административного истца. В деле имеются письменные возражения органа тарифного регулирования (том 1 л.д.163-171).
Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Сибирь» ФИО3, действующая на основании доверенности, согласилась с заявленными требованиями относительно некорректного распределения мощности и расчета плановой выручки, поддержала доводы, изложенные в представленных письменных пояснениях (том 3 л.д.24-29).
Представитель заинтересованного лица ФАС России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, опросив в качестве свидетелей ФИО14., ФИО15., ФИО16., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Фроловой Т.Е., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон «Об электроэнергетике»).
Согласно пункту 3 статьи 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится в том числе установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Таким образом, оспариваемое в части постановление принято РЭК Кузбасса в пределах предоставленных полномочий.
Проверив форму и вид, в которых РЭК Кузбасса вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правила введения их в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.
По процедуре и порядку принятия нормативные правовые акты административным истцом не оспариваются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
При этом Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
В статье 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» закреплены принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
К принципам регулирования цен (тарифов) в сфере электроснабжения отнесены, в частности: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе единые (котловые) тарифы и тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа (пункт 12 Основ ценообразования).
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования).
В силу изложенных предписаний орган регулирования вправе отказать регулируемой организации во включении в тарифы отдельных заявленных расходов только в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с требованиями законодательства в сфере ценообразования в электроэнергетике не подтверждена.
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.
Согласно пункту 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по перечисленным в данной норме видам деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
Согласно пунктам 16 – 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В силу пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании в том числе такого долгосрочного параметра регулирования как уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа.
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний № 98-э, расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV Методических указаний необходимой валовой выручки.
Согласно пунктам 5 и 9 Методических указаний, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются отдельно на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования, при этом необходимая валовая выручка регулируемой организации подлежит ежегодной корректировке.
Расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями осуществляется в соответствии с пунктами 50, 51, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2 (далее Методические указания №20-э/2).
В указанных ценах (тарифах) в порядке, определенном настоящим документом и методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, учитываются затраты на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии.
При этом присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации является базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей, которая наряду со ставкой на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии определяет размер двухставочного индивидуального тарифа.
Заявленной мощностью является величина мощности, планируемая к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа)).
В силу пункта 46 Правил недискриминационного доступа тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом использования потребителями указанных услуг мощности электрической сети, к которой они технологически присоединены.
Согласно пункту 47 Правил недискриминационного доступа заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемая в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, определяется сетевой организацией в целях ее направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в следующем порядке: в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, заявленная мощность определяется в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил; в иных случаях заявленная мощность определяется на основании информации об объемах услуг по передаче электрической энергии потребителей услуг в предыдущих расчетных периодах, определяемых в соответствии с пунктом 15 (1) настоящего документа, а также на основании информации о максимальных мощностях энергопринимающих устройств, процедура технологического присоединения которых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на момент направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не завершена.
В силу пункта 64 Основ ценообразования при установлении тарифов, регулирующие органы обязаны учитывать в том числе изменение объема поставляемой гарантирующим поставщиком потребителям электрической энергии (мощности), в том числе за счет получения потребителем электрической энергии (мощности) права на участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке, заключения такими потребителями договоров на розничном рынке с производителями электрической энергии (мощности) или энергосбытовыми организациями и перехода потребителей электрической энергии (мощности) на собственные источники электроснабжения; изменение структуры потребления по группам потребителей и уровням напряжения относительно принятых при установлении соответствующих цен (тарифов).
Согласно статье 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» потребителями мощности являются лица, приобретающие мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи, лица, реализующие электрическую энергию на розничных рынках, лица, реализующие электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.
Из содержания пункта 4 статьи 26, пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об электроэнергетике», пункта 51 Правил недискриминационного доступа следует, что сетевые организации обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства.
При этом сетевые организации обязаны заключить договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины (пункт 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 128 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, неучтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III настоящего документа.
Порядок определения стоимости потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям при, установлен пунктом 81 Основ ценообразования, предусматривающим, что в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии в порядке, определенном методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, учитываются расходы на оплату величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемой в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа.
Согласно абзацу 10 пункта 81 Основ ценообразования в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, а также величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемая в соответствии с пунктами 38(1) и 40(1) настоящего документа.
Абзацы 17 и 18 вышеуказанного пункта устанавливают, что стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования, а также с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.
Пункт 14 Основ ценообразования устанавливает, что расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс).
Формирование прогнозного баланса, а также внесение в него изменений и уточнений осуществляются в соответствии с разделом 5 Основ ценообразования и Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 г. N 53-э/1 (далее - Порядок).
Согласно подпункту «а» пункта 3, пунктам 4, 5 и 7 Порядка сводный прогнозный баланс формируется в целях расчетов регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, подлежащих государственному регулированию в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации согласно графику прохождения документов, в том числе с учетом объемов нормативных потерь электрической энергии, отраженных по всем сетевым организациям.
Из системного толкования положений пунктов 14, 80, 81 Основ ценообразования следует, что сводный прогнозный баланс является основным документом, на основании которого формируются тарифные решения в сфере электроэнергетики.
Судом установлено и в судебном заседании не оспаривалось сторонами, что ООО «ЕвразЭнергоТранс» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области – Кузбасса, которой, по результатам рассмотрения заявлением об установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2022 год и предоставленных обосновывающих материалов (том 1 л.д.25), регулирующим органом было открыто дело об установлении тарифов на 2022 год.
По итогам проведения анализа представленных документов, регулирующим органом подготовлено экспертное заключение по материалам, представленным ООО «ЕвразЭнергоТранс» для определения величины необходимой валовой выручки и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2022 год, с учетом предписания ФАС России от 14.04.2020 № СП/31688/20 (в редакции предписаний от 02.12.2020 №СП/105681/20, 26.11.2021 СП/100831/21) (далее – экспертное заключение)(том 1 л.д.187-250, том 2 л.д.1-110), в соответствии с которым, определение НВВ предложений ООО «ЕвразЭнергоТранс» произведено методом долгосрочной индексации. Долгосрочным периодом определены 2020 – 2024 годы (страница 6 экспертного заключения).
Согласно расчету административного истца, величина расходов (НВВ) в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2022 г. должна составить 220 829, 85 тыс.руб. (страница 6 искового заявления)
Считая, что расход на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям органом регулирования определен неверно, истец указывает на необоснованное без учета абзацев 17 и 18 пункта 81 Основ ценообразования нарушение применение тарифа на 1 полугодие в размере 2 668, 37 руб./МВт*ч вместо 3 812, 67 руб./МВт*ч, на 2 полугодие в размере 2 668, 48 руб./МВт*ч вместо 5 932, 62 руб./МВт*ч.
Согласно экспертному заключению, цена электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определена экспертами на 2022 год в размере 3 805, 67 руб./МВт*ч - 1 полугодие, 5 934, 62 руб./МВт*ч - 2 полугодие (страницы 78-82 экспертного заключения).
Математического расчета полученного результата, экспертное заключение не содержит.
Вместе с тем, при проведении проверки полученного регулирующим органом результата, судом установлено, что тариф был установлен с учетом величины цены электроэнергии указанных в прогнозе свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию (мощность) по субъектам Российской Федерации на 2022 год и исходных данных для построения прогнозов Ассоциации «НП Совет рынка» по состоянию на 01.11.2021, а не 26.11.2021, как на то указано в экспертном заключении, в связи с чем доводы административного истца в данной части заслуживают внимания (том 2 л.д.220-226).
1 полугодие:
779 158 руб/МВт.ч х 220, 30237 МВт х 6 мес./1000 + 689, 213 млн.кВт.ч х 1011 = 1 726 696 (тыс.руб.);
1 726 696 тыс.руб. / 689, 213 млн.кВт.ч = 2 505, 31 (руб/МВт.ч);
2 505, 31 + 1, 329 + 3, 359 + 0, 369 + 1 295,3 = 3 805, 67 руб/МВт.ч.
2 полугодие:
766 834 руб/МВт.ч х 225, 7753 МВт х 6 мес./1000 + 703, 9492 млн.кВт.ч х 1073 = 1 794 131 (тыс.руб.);
1 794 131 тыс.руб. / 703, 9492 млн.кВт.ч = 2 584, 67 (руб/МВт.ч);
2 548, 67 + 1, 509 + 3, 359 + 0, 385 + 3 380,7 = 5 934, 62 руб/МВт.ч.
Таким образом, фактически при расчете регулирующим органом применительно к 1 полугодию был применен показатель в размере 1 011 руб/МВт.ч, к 2 полугодию - 1073 руб/МВт.ч соответствующие прогнозу по состоянию на 01.11.2021 (том 3 л.д.15), а не 1018 руб/МВт.ч и 1071 руб/МВт.ч по прогнозу на 26.11.2021.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля экономист ООО «Агентство энергетических экспертиз» ФИО17., указанные противоречия не устранила.
При таких обстоятельствах, цена электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на 2022 год, определена регулирующим органом не в соответствии с действующей прогнозной рыночной ценой на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемую по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных Советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, то есть не в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования и является необоснованной.
Также из экспертного заключения следует, что поскольку полученная расчетным путем цена электрической энергии превышает рост предельной ставки на оплату потерь электрической энергии, экспертами предложено на 2022 год учесть расходы на оплату потерь, исходя из стоимости для всех сетевых организаций на 2022 год с учетом роста тарифов согласно прогноза: на 1 полугодие - 2 668,37 руб./МВт.ч., на 2 полугодие - 2 668, 48 руб./МВт.ч.
Соответственно, величина расходов (НВВ) в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2022 г. по предложению экспертов составила 121 447, 47 тыс. руб. = 61 902, 93 (2 668, 37 руб./МВт.ч. x 23, 199 млн. кВт.ч) + 59 544, 54 (2 668, 48 руб./МВт.ч. x 22,314 млн. кВт.ч) (страницы 82-83 экспертного заключения).
Однако приказом ФАС России от 16.12.2021 № 1429/21 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год» не установлены ограничения роста НВВ сетевых организаций в 2022 году по отношению к 2021 году (том 1 л.д.88-97).
С 11 января 2020 года вступил в силу порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержденный приказом ФАС России от 8 ноября 2019 года № 1483/19 (далее - Порядок согласования № 1483/19).
Пунктом 8 Порядка согласования № 1483/19 предусмотрено, что документы, прилагаемые к заявлению о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального, представляются не позднее 20 календарных дней со дня принятия Федеральной антимонопольной службой балансовых решений в сроки, установленные абзацем 7 пункта 60 Основ ценообразования.
Абзацем 7 пункта 60 Основ ценообразования предусмотрено, что балансовые решения принимаются не позднее чем за 2 месяца до начала соответствующего периода регулирования. Срок принятия балансовых решений может быть продлен Федеральной антимонопольной службой, но не более чем на 30 дней.
Таким образом, по смыслу абзаца второго пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, в случае превышения предельных уровней тарифов органу регулирования надлежало направить заявление о согласовании решения об установлении тарифов на уровне выше максимального в соответствии с Порядком согласования № 1483/19.
Административным ответчиком в материалы дела представлено заявление РЭК Кузбасса на превышение предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области Кузбасса, направленное в адрес ФАС России письмом от 09.12.2021 № 4247-01 (том 2 л.д.212-214).
По итогам рассмотрения вышеуказанного заявления и представленных к нему дополнительных материалов ФАС России принято решение от 29.12.2021 № 1567/21 «Об отказе в согласовании решения Региональной энергетической комиссии Кузбасса об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022 год на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Кемеровской области – Кузбассу на 2022 год, утвержденных приказом ФАС России от 16 декабря 2021 г. № 1429/21» (том 2 л.д.216-218).
Из вышеуказанного решения следует, что отказ ФАС России мотивирован нарушением регулирующим органом установленного порядка ценообразования и экономической необоснованностью заявленного роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии, то есть действиями, допущенными со стороны регулирующего органа при расчете единых (котловых) тарифов.
При таких обстоятельствах, действия регулирующего органа по направлению заявления на превышение предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, невозможно расценить как достаточные для вывода о принятии им всех необходимых мер для установления единых (котловых) тарифов выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, установленных в приказе ФАС России. Соответственно корректировку величины расходов на оплату потерь ООО «ЕвразЭнергоТранс» также нельзя признать обоснованной, кроме того, само экспертное заключение расчета примененной при корректировке стоимости (тарифа) покупки потерь, не содержит.
Учитывая изложенное при расчете тарифа на оплату технологических потерь электрической энергии, величина НВВ ООО «ЕвразЭнергТранс» на оплату технологического расхода (потерь) регулирующим органом определена неверно.
Также ООО «ЕвразЭнергоТранс» указывает на то, что ввиду неверного определения регулирующим органом величины заявленной мощности потребителей сетевой организации и объемов полезного отпуска электрической энергии некорректно определена тарифная выручка и индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно подпункту 6 пункта 17 Основ ценообразования к заявлению об установлении тарифов в числе обосновывающих материалов прилагается, в том числе расчет полезного отпуска электрической энергии.
Пунктом 57 Методических указаний № 20-э/2 предусмотрено, что для расчета тарифов применяется структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО (Таблица П1.6).
30.03.2021 ООО «ЕвразЭнергоТранс» направил в адрес АО «СО ЕЭС», НП «Совет рынка», РЭК Кузбасса предложения по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях на 2022 год (том 1 л.д.45, 46, 47).
Как указывает административный истец и не оспаривалось стороной административного ответчика, согласно заявлению об открытии дела на установление тарифа, направленного административным истцом в адрес РЭК Кузбасса 27.04.2021, часть 1 тома 3 к пояснительной записке по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, содержала плановый баланс электроэнергии и мощности, структуру полезного отпуска, отраженные в формах П1.4, П1.5, П1.6 в разрезе уровне напряжения (том 1 л.д.25).
Согласно экспертному заключению, сославшись на необоснованное снижение объема полезного отпуска в представленном балансе электрической энергии по отношению к факту 2020 года (2 743, 925 млн.кВт.ч. и 378, 601 МВт) на 677,219 млн.кВт.ч. и 124,573 МВт и не корректный уровень потерь электрической энергии, регулирующим органом была произведена корректировка в сторону увеличения планового полезного отпуска потребителям присоединенным к сетям истца и объемов поступлений из сетей филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго-РЭС» путем формирования полезного отпуска по факту 2020 года с учетом ухода потребителя ООО «Эр Ликвид Кузбасс» с годовым потреблением в 341,038 млн.кВт.ч (40,300МВт) до 2 402,888 млн.кВт.ч. = 2 743,925 млн.кВт.ч – 341,038 млн.кВт.ч (338,301 МВт = 378,601 МВт – 40, 300 МВт), уровень потерь принят согласно приложению 1 к постановлению РЭК № 844 от 31 декабря 2020 года.
Также, регулятором во исполнение балансовых показателей, утвержденных ФАС России от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП (заявленная мощность потребителей 2 483 МВт), произведена корректировка баланса мощности электросетевого котла, повлекшая за собой необходимость корректировки отдельных балансов мощности электросетевых организаций Кемеровской области. Произведено недискриминационное распределение дополнительных объемов мощности равномерно на все организации, пропорционально полезному отпуску конечным потребителям, присоединенным к электрическим сетям сетевой организации.
Согласно представленной таблице и приложению № 4 к вышеуказанному экспертному заключению, административному истцу в связи с исполнением предписания ФАС России по СПБ к полезному отпуску конечным потребителям в 338, 30 МВт добавлена величина заявленной мощности потребителей в размере 45, 30 МВт, в связи с чем, величина заявленной мощности потребителей увеличилась.
Таким образом, при привидении заявленной мощности потребителей в соответствие с величиной установленной приказом ФАС России из 293, 22 (2 438 – 2 189, 78) МВт, согласно расчету ответчика на ООО «ЕвразЭнергоТранс» после увеличения планового полезного отпуска на 84,273 МВт пришлись дополнительные 45, 30 МВт.
Как следует из пояснений допрошенного в судебном заседании главного консультанта технического отдела РЭК Кузбасса ФИО18. занимавшегося формированием баланса мощности, чтобы соблюсти приказ ФАС России утвердивший в сводном прогнозном балансе большую величину заявленной мощности потребителей, чем по сумме заявок сетевых организаций, необходимо было, в отсутствие в законодательстве соответствующего механизма, распределить 293 МВт, при распределении за основу была взята заявленная мощность потребителей, пропорционально которой на всех была раскидана дельта.
По сведениям ФАС России, РЭК Кузбасса 01.09.2021 направила в адрес ФАС России по системе ФГИС ЕИАС ФАС России уточненные предложения, в том числе по величине заявленной мощности на 2022 год в формате шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России FORM3.1.2022.SUMMARY, в соответствии с которыми заявленная мощность потребителей Кемеровской области составила 2 483 МВт. В свою очередь, ФАС России приказом от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП также утвердила величину заявленной мощности потребителей Кемеровской области в размере 2 483 МВт. (том 3 л.д.228 - ответ, л.д.230 – шаблон).
В письме от 07.10.2021 за № ВК/84996/21 вместе с которым ФАС России в адрес регулирующего органа был направлен проект сводного прогнозного баланса, указывалось на дополнительную возможность по предоставлению уточненных предложений органов регулирования в рамках процедуры формирования СПБ в срок не позднее 15.10.2021 (том 3 л.д.237).
Такое уточненное предложение, в соответствии с которым заявленная мощность потребителей составляла 2 260, 54 МВт РЭК Кузбасса было подготовлено, и согласно представленным регулирующим органом сведениям направлено в адрес ФАС России в формате шаблона FORM3.1.2022.SUMMARY 15.10.2021, однако последним при формировании сводного прогнозного баланса учтено предложение от 01.09.2021 (том 3 л.д.239 – сводное предложение, л.д.238 – квитанция о направлении).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при установлении тарифов, регулирующий орган распределил на все организации разницу в величине заявленной мощности потребителей между вошедшим в сводный прогнозный баланс предложением от 01.09.2021 и сформированным на 15.10.2021.
Согласно сводному предложению по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях, направленному регулирующим органом в адрес ФАС России в отношении ООО «ЕвразЭнергоТранс» общее поступление в сеть составляло 405, 5694 МВт, потери мощности в сети 6, 3674 МВт, относительные потери 1, 48 % (том 2 л.д.204).
Как указывает административный истец, величина поступления мощности в сеть в 405, 5694 МВт была сформирована из согласованной и заявленной им мощности в 254, 2983 МВт составляющей полезный отпуск потребителям, транзитной мощности по своим сетям в сети других сетевых компаний – сальдо переток с в смежные сетевые организации в 144, 7896495 МВт, потерь мощности при ее транзите по своим сетям – технологические потери в электрической сети в 6, 367 МВт, собственного потребления из своей сети в 0,114 МВт (том 3 л.д.236).
Регулирующим органом утверждено общее поступление в сеть в размере 535, 360 МВт, при потерях в 6, 367 МВт, относительных потерях 1, 19 %, полезном отпуске потребителям 528, 993 МВт, из которого: отпуск в смежные сетевые организации 145, 393 МВт, Сбыт 1 (полезный отпуск потребителям) - 338,300 МВт, Сбыт 2 – 45, 299 МВт.
При этом поступления из сетей ПАО «Россети Сибирь», по отношению с согласованными, увеличены регулирующим органом на 84, 273 МВт до 403,420 МВт, принятая заявленная мощность потребителей в размере 383, 533 МВт распределена на двухставочных потребителей без ГН в размере 228,001МВт, на одноставочных потребителей в размере 155, 531 МВт, плановый полезный отпуск по одноставочным потребителям увеличен на 337, 949 млн.кВТ.ч.(том 1 л.д.66, 67 – письма, л.д.67 – объемы, Приложение 4 (п.п.1, 1.7, 1.10, 4, 5.2, 7, 15, 16, 16.1 – 16.3,) – страница 174 – 177 экспертного заключения).
Таким образом, регулирующим органом, вопреки представленным административным истцом для формирования баланса сведениям о величине согласованной и заявленной мощности по конечным потребителям, в одностороннем порядке использована величина больше предложенной, с учетом которой, на последнего также был распределен дополнительный объем такой мощности.
Вышеизложенное свидетельствует также не только об увеличении регулирующим органом при установлении тарифов заявленной мощности потребителей, но и уменьшении обществу уровня потерь, то есть неверному определению величины заявленной мощности потребителей сетевой организации, которая является базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей, влечет неправильное определение индивидуального тарифа.
Ссылка ответчика на решение Кемеровского областного суда от 08.09.2021 по делу №3а-180/2021, вышеуказанных выводов не опровергает и об обоснованном установлении истцу заявленной мощности потребителей, не свидетельствует.
Доводы административного ответчика о невозможности определения величины полезного отпуска потребителям, опровергаются вышеизложенным текстом экспертного заключения, из которого следует, насколько, по отношению к заявленному, был скорректирован полезный отпуск.
Обстоятельства отклонения 02.04.2021 предложения регулируемой организации по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях на 2022, направленного 30.03.2021 в адрес регулирующего органа, по причине несоответствия потерь (том 3 л.д.251-266), при предоставлении указанных сведений в рамках заявки на тарифное регулирование в очередном году и наличия их у ФАС России (том 2 л.д.203-205) не свидетельствуют о соблюдении регулирующим органом законодательства в области электроэнергетики при проведенной в отношении административного истца корректировки заявленной мощности потребителей в сторону увеличения по отношению к вошедшей в сводный прогнозный баланс.
На основании пункта 63 Основ ценообразования и пункта 49 Методических указаний № 20-э/2, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Согласно пункту 52 Методических указаний № 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Согласно пункту 48 Методических указаний № 20-э/2 расходы территориальной сетевой организации-плательщика на оплату транзита включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг. Доходы от предоставления транзита по сетям сетевой организации-получателя и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых ею иным потребителям, должны суммарно обеспечивать ее необходимую валовую выручку.
Увеличение планового объема полезного отпуска электрической энергии (мощности) привели к искусственному увеличению плановой тарифной выручки ООО «ЕвразЭнергоТранс» на 1 294 646, 7939 тыс.руб. участвующей в расчете индивидуальных тарифов с ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго-РЭС) и как следствие к не корректному расчету двухставочного и рассчитываемого на его основании одноставочного тарифа для взаиморасчетов с последней.
Подтверждающие указанные обстоятельства расчеты административного истца, ответчиком в ходе судебного разбирательства не опровергнуты (том 3 л.д.235).
Оспариваемым в части постановлением установлены на 2022 год индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «ЕвразЭнергоТранс» и ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - Кузбассэнерго-РЭС). Индивидуальные тарифы установлены с календарной разбивкой по полугодиям в виде двухставочных (включая установление ставки за содержание электрических сетей и ставку на оплату технологического расхода (потерь)) и одноставочных тарифов.
Ввиду допущенных органом регулирования нарушений при расчете тарифа на оплату технологических потерь электрической энергии, повлиявших на величину НВВ на оплату технологического расхода (потерь), а также расчета истцу заявленной мощности потребителей и плановой выручки, суд находит обоснованными доводы ООО «ЕвразЭнергоТранс» и ПАО «Россети Сибирь» о том, что установленные пунктом 4 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год) оспариваемого постановления РЭК Кузбасса № 956 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год установлены с нарушением требований действующего федерального законодательства и противоречат ему, не являются экономически обоснованными, что влечет нарушение прав административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности.
Поскольку предметом настоящего спора является тарифное регулирование ООО «ЕвразЭнергоТранс», а ПАО «Россети Сибирь» заявлен самостоятельный иск, предметом которого является обоснованность принятых регулирующим органом единых (котловых) и индивидуальных тарифов, оценка доводов ПАО «Россети Сибирь» относительно нарушения его прав в рамках тарифного регулирования на 2022 год при обстоятельствах, указанных обществом в письменных пояснениях по делу (том 3 л.д.24-29), будем проверена в рамках рассмотрения не настоящего, а иного административного дела.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим в соответствующей части со дня его принятия, что соответствует положениям статьи 215 КАС РФ, с возложением на тарифный орган обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный частично не действующим, в соответствии с положениями статьи 216 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействующим со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года № 956 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год» в части пункта 4 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год).
Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий названное выше постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанное не действующим в части, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.
В окончательной форме решение изготовлено 27 мая 2022 года.
Председательствующий А.М. Решетняк