ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-65/2023 от 17.07.2023 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28OS0000-01-2023-000050-65

Дело № 3а-65/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 июля 2023 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Палатовой Т.В.,

при секретаре Варанкиной А.В.,

с участием представителей ООО «Спецавтохозяйство» Паршиной М.В., Тюрина М.Ю., представителей управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области Кольцовой О.В., Орловой К.Н.., прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Спецавтохозяйство» к управлению регулирования цен и тарифов Амурской области о признании недействующим нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Спецавтохозяйство» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением. В обоснование требований указало, что на основании соглашения заключенного с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области истцы наделены статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на десятилетний период. Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 24 ноября 2022 года № 121-пр/у «Об установлении предельных тарифов на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов на 2023-2027 годы; о внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области» в том числе для ООО «Спецавтохозяйства» установлены тарифы на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов для потребителей ООО «Спецавтохозяйство». При этом при установлении тарафов управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области необоснованно не учтены в полном объеме расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, не учтены в полном объеме расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов регулирующим органом не приняты в полном объеме.

На основании изложенного, просили суд признать недействительным приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 24 ноября 2022 года № 121-пр/у «Об установлении предельных тарифов на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов на 2023-2027 годы; о внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области» в части установления тарифа для ООО «Спецавтохозяйство»; обязать управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области рассмотреть по существу заявление ООО «Спецавтохозяйство» на государственное регулирование предельных тарифов на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов, с учетом расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды, расходов приобретение сырья и материалов и их хранение, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

17 июля 2023 года в ходе рассмотрения дела от и.о. директора ООО «Спецавтохозяйство» Вощелевой Н.В. поступило уточнение обоснования заявленных требований в части отказа от оспаривания изменения объемов ТКО образованных на территории г. Зеи и Зейского района подлежащих вывозу на полигон ТКО г. Свободного и учтенных в количестве 52,99 тыс. куб.м. в тарифе на захоронение.

В судебном заседании представители ООО «Спецавтохозяйство» поддержали заявленные требования, кроме доводов о неверном установлении управлением регулирования цен и тарифов Амурской области объемов ТКО образованных на территории г. Зеи и Зейского района подлежащих вывозу на полигон ТКО г. Свободного и учтенных в количестве 52,99 тыс. куб.м. в тарифе на захоронение, в остальной части относительно обоснования требований о том, что административным ответчиком при расчете тарифа необоснованно не учтены в полном объеме расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, не учтены в полном объеме расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы на ГСМ требования поддержали, на их удовлетворении настаивали. Дополнительно пояснили, что ООО «Спецавтохозяйством» действительно не ведется раздельный учет по регулируемым видам деятельности, однако к тарифной заявке организацией были представлены инвентарные карточки на основные средства, которые были заявлены в расходах на амортизацию: автомобиль Foton самосвал, весы, здание полигона (не являющееся капительным строением), бульдозер 0494 SD 22, машина ГАЗ САЗ самосвал, однако регулятором это не был учтено. По расходам на оплату труда пояснили, что фактически численность персонала задействованного на Полигоне составляет 7 человек, однако в связи с увеличением объема ТКО поступающего на полигон г. Свободный планируется введение дополнительных штатных единиц. Заработная плата персонала, отраженная в штатном расписании не включает в себя премирование, поскольку оно оформляется отдельным приказом руководителя. При расчете средней заработной платы размер ее рассчитывался не только исходя из суммы, которая складывается при умножении средней ставки на количество имеющихся сотрудников, а учитывался полный фонд оплаты труда и фактическая численность производственного персонала. При расчете размера заработной платы учитывались премии и переработки, предусмотренные трудовым договором.

Представители административного ответчика управления регулирования цент и тарифов Амурской области не согласились с заявленными требованиями, указав, что управлением при определении необходимой валовой выручки на 2023 года были исключены расходы на амортизацию объектов основных средств связи с невозможностью определить размер расходов, относимых на регулируемый вид деятельности «захоронение ТКО», ввиду отсутствия в расчетных материалах предприятия расчета распределения расходов по видам деятельности, в том числе нерегулируемым, в соответствии с учетной политикой предприятия (в учетной политике предприятия отсутствует способ распределения косвенных расходов). При расчете оплаты труда управлением не учитывались расходы на оплату труда административно-управленческого персонала, поскольку в тарифной заявке ООО «Спецавтохозяйство» такие расходы заявлены не были, способ распределения косвенных расходов по видам деятельности в учетной политике предприятия не отражен и отсутствует раздельный учет расходов по видам деятельности. Среднемесячная заработная плата основного производственного персонала, заявленная предприятием в калькуляции <данные изъяты> рублей в месяц, не соответствует среднемесячной заработной плате в представленном штатном расписании <данные изъяты> рубля в месяц. Заявленная ООО «Спецавтохозяйство» среднемесячная заработная плата на 2023 год выше утвержденной в тарифе в 2,5 раза. Участие в отраслевом тарифном соглашении предприятием не подтверждено. С учетом этого, исходя из представленных регулируемой организацией документов, управлением произведен расчет средней заработной платы основного производственного персонала в размере <данные изъяты> рубля в месяц исходя из представленного предприятием штатного расписания с учетом индекса роста потребительских цен (2023/2022) – 106,0% и численности основного производственного персонала в количестве 10 единиц. При этом сложившаяся за последний период регулирования в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях среднемесячная заработная плата основного производственного персонала значительно ниже заявленной предприятием и составляет <данные изъяты> рублей в месяц.

Выслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела, представленные письменные возражения и отзывы на административное исковое заявление, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования, с учетом уточнения правовых обоснований, не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2).

Исходя из взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 17, ст. 18, ст. 21 и ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер<номер>» от <дата>, заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Спецавтохозяйство», Обществу на 10 лет присвоен статус регионального оператора, который с <дата> обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой на территории зоны «Кластер <номер> (<адрес>, ЗАТО Циолковский)» Амурской области и Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018-2028 годов, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 8 ноября 2017 года № 527.

Региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам, которые устанавливает исполнительный орган государственной власти Амурской области, уполномоченный в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования. С учетом этого, ООО «Спецавтохозяйство» вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 года № 484, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года № 1638/16.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию, в том числе установление предельных тарифов на регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществление государственного контроля (надзора) за правильностью применения установленных тарифов, является управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (п.1.1, 3.29.3 Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 22 декабря 2008 года № 491.

В соответствии с п. 3.29.1 Положения, управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области утверждает производственные программы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляет контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности деятельности организаций, осуществляющих обращение с твердыми коммунальными отходами, и осуществляет выбор метода регулирования тарифов.

В соответствии с п.п. 8, 12 Правил регулирования установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел на основании предложений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (заявления об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии).

Согласно п. 15 Правил регулирования предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.

Документы и материалы, которые необходимо приобщить к заявлению об установлении цен (тарифов), указаны в п. 16 Правил.

Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в п. 16 Правил регулирования, является исчерпывающим, однако по инициативе регулируемой организации помимо указанных в данном пункте Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение (п. 17 Правил).

Тарифный орган принимает решение об установлении цен (тарифов) на заседании коллегиального органа, в ходе которого ведется протокол (п. 26 Правил регулирования).

Согласно п.п. 28, 29, 32, 33 Правил регулирования орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).

Экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования (далее - протокол) является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), а также основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Оспариваемый административным истцом приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 24 ноября 2022 года № 121-пр/у «Об установлении предельных тарифов на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов на 2023-2027 годы; о внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области» обладает признаками нормативного правового акта, принят управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, подписан уполномоченным должностным лицом, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Данные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспаривались.

Согласно пункту 6 Основ ценообразования регулированию подлежат, в том числе тариф на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе на объектах размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.

При этом размер тарифов должен компенсировать регулируемым организациям экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

Пунктом 2 Основ ценообразования установлено, что необходимая валовая выручка это - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами плановых значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов.

Необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности. При определении необходимой валовой выручки учитываются расходы регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций мероприятий в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей эффективности пункты 16, 17 Основ ценообразования).

Из материалов дела следует, что <дата> ООО «Спецавтохозяйство» обратилось в управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области с заявлением об установлении тарифов на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов для потребителей ООО «Спецавтохозяйство» (г. Свободный) на 2023-2027 годы методом индексации с приложением документов и материалов, с указанием величины необходимой валовой выручки на 2023 год – <данные изъяты> тыс. руб. Заявляемая величина тарифа на 2023 год составила 130,82 руб.куб.м.

Согласно пояснительной записке к заявлению об установлении тарифов и калькуляции по расчету тарифа, производственные расходы организации на 2023 год предусмотрены в размере <данные изъяты> тыс. рублей, в том числе расходы на горюче-смазочные материалы в размере <данные изъяты> тыс. рублей; оплату труда и социальные отчисления основного производственного персонала в размере <данные изъяты> тыс. рублей (из которых <данные изъяты> тыс. рублей составляют расходы на оплату труда производственного персонала). Амортизация составляет <данные изъяты> тыс. рублей.

В последующем к ранее поданной заявке ООО «Спецавтохозяйство» была скорректирована калькуляция по расчету тарифа на захоронение ТКО в связи с планируемым изменением территориальной схемы обращения с отходами Амурской области и увеличением объема ТКО по г. Зее и Зейскому району подлежащих захоронению на полигоне г. Свободного.

В скорректированной калькуляции заявлены следующие размеры расходов: производственные расходы организации на 2023 год предусмотрены в размере <данные изъяты> тыс. рублей, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение <данные изъяты> (горюче-смазочные материалы в размере <данные изъяты> тыс. рублей, материалы и малоценные основные средства <данные изъяты> тыс. рублей); оплату труда и социальные нужды основного производственного персонала в размере <данные изъяты> тыс. рублей (из которых <данные изъяты> тыс. рублей составляют расходы на оплату труда производственного персонала). Расходы по статье «Амортизация» скорректированы не были и составили также <данные изъяты> тыс. рублей.

Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 24 ноября 2022 года № 121-пр/у «Об установлении предельных тарифов на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов на 2023-2027 годы; о внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области» в приложении № 2 установлены предельные тарифы на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов для потребителей ООО «Спецавтохозяйство» (г. Свободный) согласно календарной разбивке: с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей за куб. метр (<данные изъяты> в рублях за тонну), с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей за куб. метр (<данные изъяты> в рублях за тонну), с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей за куб. метр (<данные изъяты> в рублях за тонну), с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей за куб. метр (<данные изъяты> в рублях за тонну), с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей за куб. метр (<данные изъяты> в рублях за тонну), с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей за куб. метр (<данные изъяты> в рублях за тонну), с<дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей за куб. метр (<данные изъяты> в рублях за тонну), с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей за куб. метр (<данные изъяты> в рублях за тонну), с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей за куб. метр (<данные изъяты> в рублях за тонну).

Не согласившись с принятым управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области приказом, ООО «Спецавтохозяйство» обратилось в суд с настоящими административными исковыми требованиями, указывая, что установленный тариф является экономически необоснованным и принят с нарушением норм права в области регулирования тарифов.

По мнению административного истца, выраженного в административном исковом заявлении, регулятором необоснованно были уменьшены производственные расходы в виде расходов на топливо и ГСМ, затрат на оплату труда основного производственного персонала, исключены расходы на амортизацию.

Рассматривая заявленные требования (с учетом уточнения обоснования), суд приходит к следующему.

Как следует из экспертного заключения об установлении на 2023-2027 г.г. долгосрочных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей ООО «Спецавтохозяйство» (г. Свободный) необходимая валовая выручка ООО «Спецавтохозяйство» определена управлением с применением метода индексации. Регулируемой организацией не представлен расчет необходимой валовой выручки, определяемой на 2021 год на основе фактических значений параметров регулирования тарифов.

Согласно пункту 44 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Из пункта 32 Основ ценообразования следует, что к административным расходам относятся: расходы на оплату товаров, работ и (или) услуг, поставляемых и (или) выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг и другие расходы в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала; арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; расходы на обязательное страхование производственных объектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; прочие административные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

По статье расходы на оплату труда основного производственного персонала в экспертном заключении об установлении на 2023-2027 г.г. долгосрочных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей ООО «Спецавтохозяйство» (г. Свободный) указано следующее. В проектных материалах предприятия расходы по оплате труда запланированы в сумме <данные изъяты> тыс. рублей, среднемесячная заработная плата по расчетам предприятия составляет <данные изъяты> рублей в месяц, численность производственного персонала по расчетам предприятия составляет 10 единиц. В качестве обосновывающих документов представлены: приказ от <дата> «Об изменении штатного расписания работников ООО «Спецавтохозяйство», коллективный договор ООО «Спецавтохозяйство» от <дата>, положение об оплате труда ООО «Спецавтохозяйство» от <дата>, расчет нормативной и фактической численности рабочих полигона. Средняя заработная плата основного производственного персонала, заявленная предприятием в калькуляции, не соответствует среднемесячной заработной плате в представленном штатном расписании. Расходы на оплату труда определены управлением в размере <данные изъяты> тыс. рублей исходя из среднемесячной заработной платы основного производственного персонала в размере <данные изъяты> рублей в месяц, определенной на основании представленного предприятием действующего штатного расписания с учетом индекса роста потребительских цен (2023/2022) – 106,0% в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, и численности основного производственного персонала в количестве 110,0 единиц, что соответствует предложению предприятия, как не превышающей нормативную в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников предприятия внешнего благоустройства. Часть 1 Рекомендации по нормированию труда работников предприятий по эксплуатации дорожного, зеленого хозяйства и санитарной очистки городов, утвержденными приказом Минстроя РФ от 6 декабря 1994 года № 13. В результате расходы на оплату труда основного производственного персонала на 2023 год ниже предложения предприятия на <данные изъяты> тыс. рублей. Снижение обусловлено корректировкой среднемесячной заработной платы основного производственного персонала в соответствии с представленным штатным расписанием.

При этом, как следует из материалов дела, после изучения документов, представленных ООО «Спецавтохозяйство» регулятором, письмом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области на имя и.о. директора ООО «Спецавтохозяйство» Вощелевой Н.В. от <дата> регулируемой организации указывалось на необходимость предоставления ряда документов, в том числе: расчет фонда оплаты труда по всем категориям работников, включая расчет нормативной численности основного производственного и административно-управленческого персонала (действующее штатное расписание с указанием в нем применяемых разрядов по оплате труда работников организации, приказ об утверждении минимальной месячной тарифной ставки работника первого разряда на 2022-2023 г.г., документ, подтверждающий участие в отраслевом тарифном соглашении (при наличии), пояснительную записку в случае отклонения планируемой численности от утвержденной, коллективный договор и положение о премировании работников и руководителей (при наличии).

В ответе на запрос <дата> ООО «Спецавтохозяйство» по расчету фонда оплаты труда указало, что фактически по штатному расписанию численность сотрудников, занятых в структурном подразделении Полигон составляет 13 штатных единиц. Отклонение фактической численности от плановой (в соответствии с Рекомендациями по нормированию) составляет 3,4 штатные единицы. Приведено обоснование указанного отклонения.

При этом организацией был представлен не весь объем запрошенных регулятором документов, так, не был представлен приказ об утверждении минимальной месячной тарифной ставки работника первого разряда на 2022-2023 г.г., расчет фонда оплаты труда по всем категориям работников.

При этом доводы административного истца о том, что регулятором был запрошен не весь необходимый пакет документов относительно оплаты труда производственного персонала, не может быть принят судом во внимание.

Возможность запроса дополнительных материалов согласно пункту 13 Правил регулирования не подлежит безусловной реализации, а поставлена в зависимость от возникновения условий, содержащихся в данном пункте.

Напротив, общество, являясь коммерческой организацией, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

В соответствии с п. 42 Основ ценообразования, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 26 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года № 1638/16 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложением 5 к настоящим Методическим указаниям.

При определении расходов на оплату труда учитываются параметры отраслевого тарифного соглашения (при его наличии), параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение) (при его наличии), условия коллективного договора, размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, прогнозный индекс потребительских цен.

Согласно пояснениям представителей административного ответчика, данным в ходе судебного разбирательства по делу, ООО «Спецавтохозяйство» не является участником отраслевого тарифного соглашения.

Как видно из скорректированной калькуляции к тарифной заявке, размер средней месячной заработной платы подлежащей учету при расчете расходов на оплату труда, регулируемой организацией указан в размере <данные изъяты> рублей.

Вместе с тем из представленного штатного расписания организации, утвержденного и.о. директора ООО «Спецавтохозяйство» Н.В. Вощелевой <дата> следует, что средняя месячная заработная плата персонала, занятого на Полигоне отходов составляет <данные изъяты> рублей.

Расчет фонда оплаты труда регулируемой организацией как к тарифной заявке, так и по запросу управления представлен не был.

Согласно пояснениям представителей административного истца данных в судебных заседаниях, заявленный в тарифной заявке размер средней месячной заработной платы 54470,67 рублей был рассчитан Обществом исходя из полного фонда оплаты труда всех сотрудников и фактической численности производственного персонала, а также исходя из выплат сотрудникам премий, доплат за переработки, предусмотренные трудовым договором.

При этом как следует из тарифной заявки на 2023 год ООО «Спецавтохозяйство» расходы на оплату труда административно-управленческого персонала не заявляло.

Регулируемой организацией по запросу регулятора от <дата><номер> к ранее представленным к тарифной заявке документам, были представлены документы касающихся расходов на оплату труда производственного персонала: приказ ООО «Спецавтохозяйство» от <дата><номер> «Об изменении штатного расписания работников ООО «Спецавтохозяйство»; штатное расписание, утвержденное и.о. директором ООО «Спецавтохозяйства» <дата>; коллективный договор с положениями об оплате труда работников ООО «Спецавтохозяйство», о выплате вознаграждения (премировании) по итогам работы за квартал (год), о выплате единовременной материальной помощи и поощрений работникам.

Однако административный истец не представил в тарифное дело доказательств начисления и осуществления персоналу выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, о премировании работников, осуществлении иных выплат, предусмотренных коллективным договором с учетом того, что некоторые предусмотренные коллективным договорам и положениями выплаты являются не гарантированными, а карточка счета <дата> год представленная организацией не отражает наименование составных частей заработной платы.

Также как следует из калькуляций по расчету тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов, согласно первоначально представленной регулируемой организацией калькуляции на 2023 год, первоначальный расчет численности человек, занятых на Полигоне составил 7 единиц, однако в связи с планируемым внесением изменений в Территориальную схему обращения с отходами Амурской области, которыми предусматривалось, что твердые коммунальные отходы, образованные на территории г. Зея и Зейского района (территория кластера <номер>), после накопления на местах временного накопления отходов (до 11 месяцев) транспортируются на полигон отходов в г. Свободный для захоронения, которое на территории г. Свободный осуществляет ООО «Спецавтохозяйство», увеличился объем ТКО, который поступает на полигон административного истца, поэтому регулируемая организация представила регулятору скорректированную калькуляцию, в которой увеличила численность основного производственного персонала до 10 единиц.

При этом на запрос регулятора, Обществом было представлено штатное расписание, в котором численность единиц, задействованных на Полигоне составляет 13 единиц. Вместе с тем, тарифная заявка ООО «Спецавтохозяйство» в указанной части больше не корректировалась. Более того, в судебном заседании <дата> представитель административного истца Пашина М.В. пояснила, что в настоящее время фактическая численность сотрудников Полигона составляет 7 единиц и организацией планируется в связи с увеличением потока ТКО увеличение штата на 3 единицы.

С учетом этого, управлением регулирования цен и тарифов Амурской области обоснованно численность основного производственного персонала учтена в количестве 10 единиц, что соответствует численности заявленной ООО «Спецавтохозяйство» в тарифной заявке, представленной калькуляции и не превышает нормативную численность в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников предприятий внешнего благоустройства, утвержденными Приказом Минстроя РФ от 6 декабря 1994 года № 13.

При этом следует отметить, что при установлении тарифа на 2018-2022 г.г. ООО «Спецавтохозяйством» в тарифной заявке численность основного производственного персонала заявлялась в количестве 10 единиц, управлением при определении расходов на оплату труда на 2018-2022 г.г. в соответствии с Рекомендациями была учтена нормативная численность основного производственного персонала в количестве 7,5 единиц, что подтверждается экспертным заключением об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей ООО «Спецавтохозяйство» (г. Свободный) на 2018-2022 г.г.

В соответствии с пунктами 7, 8, 22 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 года № 484, организация, заявляющая предложение об установлении тарифа, обязана доказать экономическую обоснованность заявленных расходов, подлежащих учету при расчете тарифа, что в данном случае Обществом не было сделано.

Согласно пункту 22 Правил регулирования, орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, не подтверждена.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что управлением регулирования цен и тарифов Амурской области с учетом отсутствия подтверждающих документов со стороны регулируемой организации размера заявленных расходов на оплату труда производственного персонала, в частности размера ежемесячной заработной платы – <данные изъяты> рублей, управление обоснованно исходило из среднемесячной заработной платы работников Полигона, подтвержденной штатным расписанием представленным организацией в размере <данные изъяты> рублей с учетом индекса роста потребительских цен (2023/2022) – 106,0% в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

Как следует из экспертного заключения об установлении на 2023-2027 г.г. долгосрочных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей ООО «Спецавтохозяйство» (г. Свободный), расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение предприятием запланированы в размере <данные изъяты> тыс. рублей, в том числе материалы и малоценные основные средства в сумме <данные изъяты> тыс. рублей, расходы на топливо и горюче-смазочные материалы для транспорта, используемого на полигоне в сумме <данные изъяты> тыс. рублей.

В качестве обоснования предприятием представлены: оборотно-сальдовая ведомость по счету 20.01 «Основное производство» за 2021 год, оборотно-сальдовая ведомость по счету 10 «Материалы» за 2021 год, реестр путевых листов за 2021 год, сводный отчет о списании дизельного топлива за 2021 год, расчет потребности в топливе и горюче-смазочных материалах на 2023 год.

Управлением по данной статье расходы определены в сумме <данные изъяты> тыс. рублей, в том числе: расходы на материалы и малоценные основные средства определены в сумме <данные изъяты> тыс. рублей, исходя из фактических расходов, отраженных в оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.01 «Основное производство» с учетом индекса роста цен производителей материалов (2022/2021) – 110,0%, (2023/2022) – 105,0% в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации; расходы на горюче-смазочные материалы определены в сумме <данные изъяты> тыс. рублей, исходя из фактического потребления топлива на основании счет-фактуры от <дата><номер> от АО «ННК-Нефтепродукт» с учетом изменения объемов твердых коммунальных отходов, а также индекса роста цен на производство нефтепродуктов – 87,6% (2023/2022) в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

Не согласившись с установленным регулятором размером расходов на приобретение сырья и материалов и их хранение, административный истец указал, что при расчете размера расходов, регулятором неверно был определен дополнительный объем по г. Зее и Зейскому району, подлежащий захоронению на полигоне г. Свободный в связи с изменением Территориальной схемы обращения с отходами Амурской области в размере <данные изъяты> тыс. куб.м., который применялся при расчете величины расходов по данной статье.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела, административный истец уточнил обоснование заявленных требований, отказавшись от оспаривания объема ТКО образованных на территории г. Зеи и Зейского района подлежащих вывозу на полигон ТКО г. Свободного и учтенных в количестве 52,99 тыс. куб.м. в тарифе на захоронение.

При этом, также привел доводы о том, что увеличение размера расходов по данной статье в скорректированной калькуляции к тарифной заявке было связано не только с размером увеличивающегося объема ТКО подлежащего захоронению, с учетом привозимых с г. Зеи и Зейского района, а еще и с необходимостью введению в работу еще одного бульдозера и грейдера и соответственно дополнительных затрат на топливо для указанной техники.

Как видно из представленных документов к тарифной заявке, фактическое потребление топлива и ГСМ на основании данных путевых листов за 2021 год (согласно представленному ООО «Спецавтохозяйство» отчету о списании дизельного топлива за 2021 год) составило 70198,23 литров, фактически расходы организации на ГСМ в 2021 году согласно карточки счета 20 на 2021 год составили <данные изъяты> тыс. рублей и как следует из первоначальной калькуляции к тарифной заявке и пояснительной записки к ней, регулируемая организация размер расходов на ГСМ заявило в размере <данные изъяты> тыс. рублей, однако после корректировки калькуляции, со ссылкой на увеличение объема ТКО заявленный размер расходов по данной статье увеличился до <данные изъяты> тыс. рублей, то есть увеличение произошло в 3,7 раза.

Вместе с тем, обоснования такого увеличения, регулируемой организацией регулятору, в нарушение п.п. «е» п. 8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, не приведено.

Расчет потребности дизельного топлива на 2023 год представлен на три автомобиля бульдозер <данные изъяты> с расходом на 75351,04 литров. Сведения о каком-либо грейдере, на нуждаемость в котором ссылалась представитель ООО «Спецавтохозяйство» Пашина М.В. в письменном дополнении, в расчетах к тарифной заявке отсутствует.

Таким образом, управление регулирования цен и тарифов Амурской области обоснованно исходило из фактического расхода ГСМ за 2021 год в размере 70198,23 литров, учтя в расчете увеличенный объем ТКО (с учетом ТКО образованного на территории г. Зеи и Зейского района) и применив индекс роста цен на производство нефтепродуктов.

Рассчитанный регулятором объем топлива – 80905,59 литров превышает расход топлива предприятия за 2021 год, как и размер расходов на ГСМ– <данные изъяты> тыс. рублей превышает установленный размер расходов, установленный в тарифе на 2018-2022г.г. – <данные изъяты> тыс. рублей.

Как следует из экспертного заключения об установлении на 2023-2027 г.г. долгосрочных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей ООО «Спецавтохозяйство» (г. Свободный) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимых к объектам, используемым для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, учитываются при установлении тарифов на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. По данной статье организацией заявлены расходы в размере <данные изъяты> тыс. рублей. В качестве обоснования представлены: оборотно-сальдовая ведомость по счету 02 «Амортизация» за 2021 год, ведомость амортизационных отчислений за 2021 год, инвентаризационные карточки объектов основных средств. ООО «Спецавтохозяйство» осуществляет несколько регулируемых видов деятельности (региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, захоронение твердых коммунальных отходов), а также захоронение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, при этом на предприятии не ведется раздельный учет по осуществляемым видам деятельности. Расчет распределения амортизации объектов основных средств по видам деятельности организацией не представлен, способ распределения по видам деятельности в учетной политике предприятия не указан. С учетом изложенного, расходы на амортизацию исключены в полном объеме.

Пунктом 34 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 года № 484 установлено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования тарифов только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования тарифов в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Амортизация по объектам основных средств, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.

Как следует из пояснительной записки и.о. директора ООО «Спецавтохозяйства» к тарифной заявке, расходы по статье «амортизация» обществом заявлены в размере <данные изъяты> тыс. рублей. В пакете документов представлены: оборотно-сальдовая ведомость по счету 02 «Амортизация» за 2021 год, ведомость амортизационных отчислений за 2021 год, карточка счета 20 за 2021 год «Амортизация», карточка счета 26 «Амортизация» за 2021 год и инвентарные карточки учета основных средств.

Согласно представленным документам регулируемой организацией в данную суммы были включены основные средства в виде: автомобиля <данные изъяты>, весы автомобильные «<данные изъяты>», весы Магнус 20-6, здание на полигоне ТКО, Бульдозер <данные изъяты>, автомашина <данные изъяты>.

Как было указано выше и следует из соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер<номер>» от <дата>, заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Спецавтохозяйство», регулируемая организация осуществляет несколько регулируемых видов деятельности, являясь региональным оператором осуществляющим деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение), а также осуществляет захоронение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам.

Согласно пункта 5 Основ ценообразования, тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6(1) настоящего документа, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 6(1) Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация, осуществляющая захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки твердых коммунальных отходов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, тариф на обработку твердых коммунальных отходов для такой регулируемой организации не устанавливается. При этом расходы на обработку твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов. Регулируемая организация ведет раздельный учет доходов и расходов, массы и объема твердых коммунальных отходов, обращение с которыми осуществляет, по каждому такому виду деятельности.

Вместе с тем, организация, в нарушение указанных пунктов, не ведет раздельный учет по осуществляемым видам деятельности, что подтвердили представители административного истца в ходе рассмотрения дела.

Письмом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области на имя и.о. директора ООО «Спецавтохозяйство» Вощелевой Н.В. от <дата> регулируемой организации указывалось на необходимость предоставления ряда документов относительно подтверждения заявленных расходов по статье «Амортизация»: расчет распределения по видам деятельности, в том числе нерегулируемым, в соответствии с учетной политикой предприятия.

Однако на запрос регулятора, организацией не был представлен расчет распределения амортизации по видам деятельности, в том числе нерегулируемым, как и не указан способ распределения.

На основании этого, управлением регулирования цен и тарифов Амурской области при определении необходимой валовой выручки ООО «Спецавтохозяйство» на 2023 года обоснованно и в соответствии с п. 22 Правил регулирования исключены расходы на амортизацию объектов основных средств, в связи с невозможностью определения размера расходов, относимых на регулируемый вид деятельности «захоронение ТКО», ввиду отсутствия в расчетных документах организации расчета распределения расходов по видам деятельности, в том числе нерегулируемым, в соответствии с учетной политикой административного истца, в которой отсутствует способ распределения косвенных расходов, а из представленных ООО «Спецавтохозяйство» документов не представляется возможным определить, к какому регулируемому (нерегулируемому) виду деятельности относятся заявленные расходы на амортизацию.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Ввиду того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры, по своему содержанию каким-либо конкретным положениям федерального законодательства не противоречат, каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, в удовлетворении требований ООО «Спецавтохозяйство» следует отказать.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ООО «Спецавтохозяйство» к управлению регулирования цен и тарифов Амурской области о признании недействительным приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 24 ноября 2022 года № 121-пр/у «Об установлении предельных тарифов на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов на 2023-2027 годы; о внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области» в части установления тарифа для ООО «Спецавтохозяйство»; возложение обязанности на управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области рассмотреть по существу заявление ООО «Спецавтохозяйство» на государственное регулирование предельных тарифов на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов, с учетом расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д.57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Палатова Т.В.

Решение в окончательной форме принято 27 июля 2023 года