ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-65/2023 от 17.07.2023 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-65/2023

УИД 54OS0000-01-2023-000084-89

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2023 г. город Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Разуваевой А.Л.

при секретаре Тулуповой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Новосибирской области Коростылева С.Г. в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов города Новосибирска, мэру города Новосибирска о признании не действующим в части Положения о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения на территории города Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 28.09.2022 № 409,

установил:

первый заместитель прокурора Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд к Совету депутатов города Новосибирска, мэру города Новосибирска и с учетом уточненного административного искового заявления (л.д. 42-45) просил признать недействующими пункты 1-4 Приложения № 2 к Положению о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения на территории города Новосибирска (далее по тексту также Положение), утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 28.09.2022 № 409 со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что прокуратурой дана оценка законности решения Совета депутатов города Новосибирска от 28.09.2022 № 409, которым на основании подпункта 4 части 2 статьи 3, части 10 статьи 23 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» утверждено Положение о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения на территории города Новосибирска.

В ходе оценки нормативного правового акта установлено, что пункты 1-4 Приложения № 2 к Положению противоречат требованиям федерального законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 1, частью 2 статьи 22 Федерального закона от 31.07.2020№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее по тексту также Федеральный закон № 248-ФЗ) государственный контроль (надзор) должен быть направлен на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

Пунктом 1 Приложения № 2 к Положению предусмотрен индикатор - несоблюдение единой теплоснабжающей организацией перечня мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, обеспечения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения, а также сроков выполнения данных мероприятий.

Данный индикатор противоречит части 9 статьи 23 Федерального закона № 248-ФЗ, так как в свою очередь реализация мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и со сроками, которые указаны в схеме теплоснабжения, относится к обязательным требованиям, возложенным на единую теплоснабжающую организацию Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808.

Пунктом 2 Приложения № 2 к Положению предусмотрен индикатор - отсутствие информации об исполнении единой теплоснабжающей организацией предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного по итогам контрольного мероприятия.

Этот индикатор противоречит части 9 статьи 23 Федерального закона № 248-ФЗ, так как истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа, к которым и относится предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований, является самостоятельным основанием для организации контрольного (надзорного) мероприятия в силу пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ.

Пунктом 3 Приложения № 2 к Положению предусмотрен индикатор – не предоставление (несвоевременное предоставление) единой теплоснабжающей организацией в установленный срок уведомления об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Указанный индикатор противоречит части 9 статьи 23, части 2 статьи 49 Федерального закона № 248-ФЗ, приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом", потому что в силу указанных норм предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном данным Законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований. Законодателем, напротив, введен прямой запрет на требование при, объявлении предостережения представления контролируемым лицом сведений и документов.

Пунктом 4 Приложения № 2 к Положению предусмотрен индикатор - наличие в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обращениях (заявлениях) граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов информации о нарушении единой теплоснабжающей организацией обязательных требований.

Данный индикатор противоречит части 9 статьи 23 Федерального закона № 248-ФЗ, поскольку наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе из обращений граждан, информации от органов власти и средств массовой информации, является самостоятельным основанием для организации контрольного (надзорного) мероприятия в силу пункта 5 части 1, статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ.

Исходя из системного анализа статей 24, 57 Федерального закона № 248- ФЗ следует, что индикатор риска выявляется без взаимодействия с контролируемым лицом, не является нарушением обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии нарушений, что должно подтверждаться объективными и достоверными данными.

Включение уполномоченными органами в соответствующие перечни формулировок индикаторов, которые сами по себе являются нарушениями обязательных требований, необоснованно расширяет основания вмешательства контрольных органов в хозяйственную деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, что противоречит принимаемым руководством страны мерам по снижению административного давления на бизнес и его поддержке в неблагоприятных внешнеполитических и экономических условиях.

В судебном заседании прокурор <данные изъяты> В.О. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель Совета депутатов города Новосибирска <данные изъяты> Ж.А. требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 82-83).

Представитель мэра города Новосибирска <данные изъяты> О.В. возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.140-145).

Представитель департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска <данные изъяты> О.О. возражала против удовлетворения заявленных требований, правовую позицию изложила в письменных возражениях (л.д.154-156).

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Право прокурора в пределах его компетенции на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части, регламентировано также частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Настоящий административный иск подан и подписан первым заместителем прокурора Новосибирской области С.Г. Коростылевым, который имел полномочия обратиться с настоящим административным исковым заявлением в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в областной суд.

Согласно пункту 4.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

Порядок осуществления муниципального контроля урегулирован Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 248-ФЗ).

Пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона № 248-ФЗ установлено, что порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается для вида муниципального контроля - положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения, индикативные показатели для видов муниципального контроля утверждаются представительным органом муниципального образования (пункт 5 статьи 30 Федерального закона № 248-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Устава города Новосибирска (принят решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N 616) к вопросам местного значения города Новосибирска относятся осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

Пунктом 10 части 2 статьи 35 Устава города Новосибирска установлено, что утверждение положения о соответствующем виде муниципального контроля относится к полномочиям Совета депутатов города Новосибирска.

28 сентября 2022 г. Советом депутатов города Новосибирска в целях исполнения требования пункта 5 статьи 30 Федерального закона № 248-ФЗ утверждены ключевые показатели муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией своих обязательств и их целевые значения, индикативные показатели для муниципального контроля.

Проект решения «О Положении о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения на территории города Новосибирска» разработан департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска.

В целях выявления в проекте нормативного правового акта Новосибирской области (далее - проект акта) положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета Новосибирской области, проводится оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (пункт 2 Постановления Губернатора Новосибирской области от 17.01.2017 N 2 "О Порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Новосибирской области").

В силу пункта 4 Постановления Губернатора Новосибирской области от 17.01.2017 N 2 оценке подлежат проекты актов, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Новосибирской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Новосибирской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Необходимость проведения оценки проекта акта определяется разработчиком с учетом пункта 4 настоящего Порядка (пункт 4.1).

Разработчиком проекта принято решение о проведении оценки регулирующего, по результатам составлено заключение (л.д.157).

Проект направлен и рассмотрен 15 сентября 2022 г. на заседании постоянной комиссии по городскому хозяйству (л.д. 98-111).

Постоянной комиссии по городскому хозяйству принято решение № 137 от 15 сентября 2022 г. о внесении проекта решения «О Положении о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения на территории города Новосибирска» на рассмотрение сессии Совета депутатов города Новосибирска и рекомендовано принять проект в двух чтениях (л.д. 97).

Согласно протоколу сессии Совета депутатов города Новосибирска № 19, 28 сентября 2022 г. проект решения «О Положении о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения на территории города Новосибирска» принят в двух чтениях (л.д. 112-117).

В соответствии с частью 1 статьи 55 Устава города Новосибирска Совет депутатов города Новосибирска по вопросам, отнесенным к его полномочиям федеральными законами, законами Новосибирской области и настоящим Уставом, принимает решения.

Частью 4 статьи 51 Устава города Новосибирска установлено, что официальным опубликованием муниципального правового акта города Новосибирска или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска", учрежденном решением Совета депутатов города Новосибирска.

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов города Новосибирска и соглашений органы местного самоуправления города Новосибирска также используют официальное сетевое издание "Официальный интернет-портал правовой информации города Новосибирска", учрежденное решением Совета депутатов города Новосибирска. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта города Новосибирска в официальном сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации города Новосибирска" объемные графические и табличные приложения к нему в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" не приводятся.

Решение «О Положении о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения на территории города Новосибирска» опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска № 43 от 06 октября 2022 г. (л.д. 118).

Таким образом, Положение о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения на территории города Новосибирска утверждено уполномоченным органом в соответствующей форме и с соблюдением установленной процедуры, введено в действие в установленном порядке - опубликовано, вступило в силу, данное обстоятельство административным истцом не оспаривается.

Проверяя законность оспариваемого муниципального нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Понятие муниципального контроля дано в части 1 статьи 1 Федерального закона N 248-ФЗ, под которым понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Муниципальный контроль должен быть направлен на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований (часть 2 статьи Федерального закона № 248-ФЗ).

Согласно частям 1,2,3 статьи 22 Федерального закона № 248-ФЗ муниципальный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.

Под риском причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.

Под оценкой риска причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольного (надзорного) органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей.

В силу части 9 статьи 23 Федерального закона № 248-ФЗ в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

При отнесении объектов контроля к категориям риска, применении критериев риска и выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований контрольным (надзорным) органом могут использоваться сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, использования специальных режимов государственного контроля (надзора), от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, при реализации полномочий в рамках лицензирования и иной разрешительной деятельности, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения об объектах контроля (часть 1 статьи 24 Федерального закона № 248-ФЗ).

В силу пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.

Исходя из вышеприведенных положений Федерального закона № 248-ФЗ следует, что индикатором риска являются обстоятельства, факты, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но предполагается, что есть высокая вероятность такого нарушения и риска нанесения вреда (ущерба).

Само по себе наличие индикатора риска и его выявление является основанием для проведения внепланового контрольного мероприятия. И если в результате такого мероприятия будут выявлены нарушения, то это повлечет установленную законом ответственность.

При этом сами индикаторы риска не могут являться нарушениями обязательных требований.

В нарушение требований вышеуказанных положений Федерального закона № 248-ФЗ пунктами 1-4 Приложения № 2 к Положению установлены индикаторы риска, которые сами по себе являются нарушениями обязательных требований.

Так, пунктом 1 Приложения № 2 к Положению предусмотрен индикатор - несоблюдение единой теплоснабжающей организацией перечня мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, обеспечения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения, а также сроков выполнения данных мероприятий.

Согласно части 2 статьи 23.14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предметом муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения является соблюдение единой теплоснабжающей организацией в процессе реализации мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, обеспечения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения, требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, в том числе соответствие таких реализуемых мероприятий схеме теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 12(1) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" (далее - ценовые зоны теплоснабжения), единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности, кроме обязанностей, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, также обязана реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимые для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и со сроками, которые указаны в схеме теплоснабжения.

Пунктом 1.4.1 Положения предусмотрено, что предметом муниципального контроля является соблюдение единой теплоснабжающей организацией (далее - контролируемое лицо) в процессе реализации мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, обеспечения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения, требований Федерального закона N 190-ФЗ и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, в том числе соответствие таких реализуемых мероприятий схеме теплоснабжения (далее - обязательные требования).

Таким образом, несоблюдение единой теплоснабжающей организацией перечня мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, обеспечения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения, а также сроков выполнения данных мероприятий является нарушением установленных законодательством требований и является самостоятельным основанием для проведения внепланового контрольного мероприятия.

По своей сути, данный индикатор является предметом муниципального контроля, что противоречит части 9 статьи 23 Федерального закона № 248-ФЗ.

Пунктом 2 Приложения № 2 к Положению предусмотрен индикатор - отсутствие информации об исполнении единой теплоснабжающей организацией предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного по итогам контрольного мероприятия.

Пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ предусмотрено, что основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 95 Федерального закона № 248-ФЗ по истечении срока исполнения контролируемым лицом решения, принятого в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации. Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), невозможно сделать вывод об исполнении решения, контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение указанного решения путем проведения одного из контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона. В случае, если проводится оценка исполнения решения, принятого по итогам выездной проверки, допускается проведение выездной проверки.

В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (пункт 1 части 2 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ).

Таким образом, истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа, к которым и относится предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований, является самостоятельным основанием для организации контрольного (надзорного) мероприятия в силу пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ.

Пунктом 3 Приложения № 2 к Положению предусмотрен индикатор - непредоставление (несвоевременное предоставление) единой теплоснабжающей организацией в установленный срок уведомления об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона № 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Обязанность контролируемого лица направлять уведомления об исполнении предостережений, как и полномочия контрольно-надзорного органа по контролю за выполнением предостережения, законодательством не установлены.

В связи с отсутствием обязанности по направлению уведомления об исполнении предостережений и полномочий по контролю за выполнением предостережения, контрольно-надзорный орган вправе оценить соблюдение обязательных требований, указанных в предостережении, только путем проведения внепланового контрольно-надзорного мероприятия.

Поступление новых сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, не связанных с выявлением соответствия параметру индикатора риска нарушения обязательных требований, является самостоятельным основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Пунктом 4 Приложения № 2 к Положению предусмотрен индикатор - наличие в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обращениях (заявлениях) граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов информации о нарушении единой теплоснабжающей организацией обязательных требований.

Данный индикатор противоречит части 9 статьи 23 Федерального закона № 248-ФЗ, поскольку наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе из обращений граждан, информации от органов власти и средств массовой информации, является самостоятельным основанием для организации контрольного (надзорного) мероприятия в силу пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ.

Выявление индикатора риска является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, поэтому содержание установленных индикаторов риска не должно являться нарушением обязательных требований. Однако при разработке и утверждении индикаторов риска это правило было нарушено, что привело к смешиванию понятий и незаконному определению индикаторов риска.

В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Принцип правовой определенности гарантирует участникам правоотношений отсутствие произвольных и непредсказуемых изменений их правового статуса.

Установление индикаторов риска, которые по своей сути являются нарушениями обязательных требований, что противоречит требованиям Федерального закона N 248-ФЗ, создает правовую неопределенность участникам правоотношений.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Как разъяснено в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, суд считает необходимым согласиться с позицией административного истца, который просил признать оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.

Выполняя требования пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивной части решения следует указать на необходимость опубликования решения суда или сообщения о его принятии в течение месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление первого заместителя прокурора Новосибирской области Коростылева С.Г. в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать не действующими пункты 1-4 Приложения № 2 к Положению о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения на территории города Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 28.09.2022 № 409 со дня вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа местного самоуправления – «Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска».

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Судья Разуваева А.Л.

Мотивированное решение составлено 21 июля 2023 г.