Дело №3а-660/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2016 года г.Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд в составе:
судьи Абрамова Д.М.
при секретаре Гальковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску ООО «Элта» о признании не действующим и противоречащим федеральным законам и другим нормативным правовым актам постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года №348 «О Порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области»,
с участием прокурора Емелиной Е.А.,
представителя ООО «Элта» - ФИО1 (доверенность от 25.07.2016),
представителя Правительства Ростовской области – ФИО2 (доверенность от 19.08.2016),
УСТАНОВИЛ:
ООО «Элта» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года №348 «О Порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области» (опубликовано в газете «Наше время» от 16 мая 2012 года), сославшись на следующие обстоятельства.
Административный истец, являющийся собственником нежилого здания в г.Ростове-на-Дону и пользующийся на этом основании системой канализации в муниципальном образовании для водоотведения, считает, что оспариваемое постановление не соответствует статье 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статье 3 Устава Ростовской области, статье 6 Устава г.Ростова-на-Дону, статье 3 ГК РФ, статье 2.1 части 2 КоАП РФ, статье 15 части 3 Федерального закона «О защите конкуренции». Эксплуатируемые в г.Ростове-на-Дону водопровод и канализация находятся в критическом состоянии. Акционерное общество «Водоканал Ростова-на-Дону» не принимает мер для устранения чрезвычайной ситуации с использованием канализации, а вместо этого выставляет абонентам повышенную плату за превышение допустимой концентрации вредных веществ в поставляемой воде, что подтверждено решениями Арбитражного суда Ростовской области с участием административного истца. Оспариваемое постановление является бланкетным в части установления нормативов предельно допустимой концентрации вредных веществ, нормативы установлены постановлением Мэра г.Ростова-на-Дону от 14 марта 2003 года №495. Постановление устанавливает повышенную плату за водоотведение при повышении концентрации вредных веществ в стоках в качестве меры гражданско-правовой ответственности вопреки статье 71 пункту «о» Конституции Российской Федерации, статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации. Постановлением хозяйствующий субъект - Акционерное общество «Водоканал Ростова-на-Дону» наделен функциями и правами государственного контроля и надзора в нарушение требований Кодекса РФ об административных правонарушениях и антимонопольного законодательства. Права административного истца нарушены взысканием в судебном порядке и оплатой необоснованной задолженности (плата за сброс), начисленной на основании оспариваемого нормативного правового акта, в пользу АО «Ростовводоканал» в сумме 528 173,75 рублей.
Представитель ООО «Элта» - ФИО1, действующий на основании доверенности, в суд явился, заявленные требования просил удовлетворить по основаниям заявления.
Представитель Правительства Ростовской области – ФИО2, действующая на основании доверенности, в суд явилась, возражала против удовлетворения заявления со ссылкой на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Прокурор Емелина Е.А. в заключении полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, суд пришел к следующим выводам.
Постановлением Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года №348 «О Порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области» утвержден соответствующий «Порядок» и 3 Приложения к нему (последнее приложение в свою очередь также имеет одно приложение).
Постановление официально опубликовано в газете «Наше время» от 16 мая 2012 года №№250-252 (л.д.70) в соответствии с Областным законом Ростовской области «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» от 29.12.2003 года №85-ЗС. Постановление отвечает признакам нормативного правового акта, который надлежаще опубликован и введен в действие со дня его официального опубликования.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Утвержденный постановлением Правительства Ростовской области Порядок разработан в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" и устанавливает порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации муниципальных образований Ростовской области (пункт 1).
Как видно из содержания оспариваемого нормативного правового акта, Порядок распространяется на абонентов (кроме населения), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации в окружающую природную среду, и на организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов (далее - организации ВКХ), осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Ростовской области (пункт 3).
Порядок регулирует механизм взимания платы организациями ВКХ за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации муниципальных образований Ростовской области (пункт 4).
В силу пункта 6 Порядка в соответствии с федеральным законодательством лимиты водоотведения устанавливаются органами местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 9 Порядка абоненты обеспечивают соблюдение нормативов водоотведения в сточных водах, отводимых в системы канализации, что закрепляется в обязательствах абонентов при заключении договоров с организацией ВКХ на прием сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно пункту 10 Порядка взимание платы организациями ВКХ с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации производится за общий объем фактически сброшенных сточных вод по установленным ценам (тарифам) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ на основании заключенных договоров на прием сточных вод и загрязняющих веществ.
В состав цен (тарифов) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ включается плата организаций ВКХ за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов в пределах установленных нормативов.
Плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях в пределах установленных нормативов ДК, временно допустимых концентраций (далее - ВДК), плата за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ осуществляется с учетом положений законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.
Условия оплаты абонентами ВУП загрязняющих веществ предусматриваются в договорах, заключенных между организациями ВКХ и абонентами, или в дополнительных соглашениях к договорам (пункт 18).
Расчет взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации муниципальных образований Ростовской области приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку (абзац 3 пункта 19).
В силу пункта 20 Порядка абоненты обеспечивают соблюдение временных условий приема (ВУП) загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых организациями ВКХ в системы канализации, что закрепляется в обязательствах абонентов при заключении договоров на ВУП с организациями ВКХ.
Согласно пункту 21 Порядка контроль за соблюдением абонентами установленных нормативов водоотведения, а также ВУП загрязняющих веществ осуществляют организации ВКХ.
В силу пункта 22 Порядка за нарушение абонентами договорных обязательств, предусмотренных пунктами 9 и 20 настоящего Порядка, к абонентам применяются меры экономического воздействия.
В качестве меры экономического воздействия к абонентам организациями ВКХ применяется плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения и ВУП загрязняющих веществ.
Перечень работ и мероприятий организаций, осуществляющих эксплуатацию систем канализации населенных пунктов, прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, финансируемых за счет денежных средств, поступивших на счет 86 "Целевое финансирование", приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 32 Порядка корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области производится организациями ВКХ с учетом освоения абонентами средств на проведение мероприятий по уменьшению указанного сброса.
Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации муниципальных образований Ростовской области приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку.
Установлено, что в период 2014-2015 годов решениями Арбитражного суда Ростовской области с ООО «Элта» (и его правопредшественника) в пользу АО «Ростовводоканал» взысканы различные суммы платы за сброс загрязняющих веществ в рассматриваемой сфере правоотношений (л.д.15-26). Из судебных постановлений усматривается, что между АО «Ростовводоканал» и административным истцом имеется заключенный договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.03.2007, в ходе исполнения которого и возникли гражданско-правовые споры, послужившие поводом для оспаривания нормативного правового акта.
На федеральном уровне отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируют Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и принятые во исполнение этого закона постановления Правительства Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения; утверждение порядка осуществления производственного контроля качества питьевой воды, качества горячей воды; утверждение порядка осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
В соответствии со статёй 14 данного Федерального закона по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Договор водоотведения является публичным договором.Одним из существенных условий договора водоотведения является порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и показателей декларации о составе и свойствах сточных вод (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются такие нормативы или лимиты), требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Статьей 30 этого же Федерального закона предусмотрено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 утверждены «Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод», которые устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, а также абонентами, для объектов которых нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения не устанавливаются.
Во исполнение положений Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены «Правила холодного водоснабжения и водоотведения».
Правила холодного водоснабжения и водоотведения регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения
В соответствии с пунктами 4,5,18,19,24,25 Правил холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
К договору холодного водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", настоящими Правилами и иными принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора холодного водоснабжения.
К договорам водоотведения применяются положения о договоре возмездного оказания услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", настоящими Правилами и принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными правовыми актами и не противоречит существу договора водоотведения.
Организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В силу пункта 35 (пп. «ж», «и») Правил абонент обязан:
производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами;
соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований;
Согласно пункту 36 Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право, в том числе:
а) осуществлять контроль за правильностью учета объемов поданной (полученной) холодной воды, объемов принятых (отведенных) сточных вод абонентом, транзитными организациями;
г) взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами (пункт 118).
Контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства. В ходе осуществления контроля за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства ежемесячно определяет объем отведенных (принятых) сточных вод абонента сверх установленного ему норматива водоотведения (пункт 144).
Доводы административного истца, основанные на несоответствии оспариваемого постановления Правительства Ростовской области приведенным в заявлении правовым нормам, не могут служить основанием для признания заявления обоснованным.
Правительство Ростовской области в соответствии с Уставом Ростовской области и Областным законом Ростовской области №635-ЗС от 01.08.2011 «О Правительстве Ростовской области» является высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (глава 7 Устава, статьи 27,52,58-62).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной государственной власти в пределах компетенции, что следует из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 №1310, которое является действующим.
Нельзя согласиться с утверждением административного истца о нарушении принципов разграничения предметной компетенции между Российской Федерацией и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Норм гражданского права оспариваемое постановление не содержит, поскольку оно регулирует конкретные вопросы определения порядка взимания платы в четко определенной сфере правоотношений, основания и необходимость внесения такой платы предусмотрены Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и Постановлениями Правительства Российской Федерации, что согласуется с положениями статьи 3 ГК РФ.
Бланкетный (отсылочный) характер отдельных положений утвержденного Порядка не противоречит смыслу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 №1310 и соответствует характеру регулирования рассматриваемых правоотношений с учетом местных (муниципальных) условий и состояния систем канализации.
Полномочия по осуществлению контроля за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения (пункт 21 оспариваемого Порядка) возложены на организации водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с вышеприведенными федеральными нормами, поэтому оспариваемый «Порядок взимания платы за сброс сточных вод…» не содержит самостоятельных и новых по содержанию нормативных положений в этой части.
Согласно статье 6 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся, в том числе:
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.
Оспариваемое постановление не может быть признано, исходя из его формы и содержания, противоречащим приведенной правовой норме.
Содержательного нарушения статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вопросы местного значения городского, сельского поселения) в результате принятия и применения оспариваемого постановления также не установлено.
Суждения административного истца о противоречии оспариваемого постановления требованиям статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», норм КоАП РФ (ст.2.1) являются неконкретными, учитывая, что вопросы административной ответственности рассматриваемое постановление не регулирует. Несогласие абонента с конкретными положениями нормативного акта муниципального уровня применительно к нормативам допустимых концентраций загрязняющих веществ не влияет на оценку оспариваемого постановления, административный истец вправе оспорить постановление Мэра г.Ростова-на-Дону от 14.03.2003 №495 в судебном порядке.
Административный истец не указал конкретные пункты утвержденного постановлением от 04.05.2012 №348 «Порядка» (из 32) и приложений к нему, которые бы нарушали его права и нормы права более высокой юридической силы. Содержание общих доводов относительно постановления и «Порядка» в целом приводит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Поскольку суд не находит противоречия оспариваемого постановления правовым нормам более высокой юридической силы, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО «Элта» о признании не действующим и противоречащим федеральным законам и другим нормативным правовым актам постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года №348 «О Порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области».
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в течение месяца после принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд.
В окончательной форме решение принято 27 сентября 2016 года.
Судья: Д.М. Абрамов