ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-660/2022 от 14.07.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0000-01-2022-000292-43

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2022 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Глотовой С.А., при секретаре судебного заседания Востриковой К.Н., с участием представителя административного истца З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-660/2022 по административному исковому заявлению Л. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

Л., действуя через представителя по доверенности З., обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков:

с кадастровым Номер изъят, площадью 2 637 кв.м, местоположение: ; с кадастровым Номер изъят, площадью 1 472 кв.м, местоположение: ; с кадастровым Номер изъят, площадью 1 294 кв.м, местоположение: , в размере их рыночной стоимости на дату установления кадастровой стоимости.

В обоснование административных исковых требований административный истец указывает, что является собственником данных земельных участков.

Кадастровая стоимость земельных участков утверждена на основании постановления Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп. по состоянию на 1 января 2020 г. и составляет: земельного участка с кадастровым Номер изъят – 11 287 335.69 руб.; земельного участка с кадастровым Номер изъят – 6 374 731.52 руб.; земельного участка с кадастровым Номер изъят – 5 547 093.32 руб.

Рыночная стоимость объектов недвижимости определена оценщиками ООО К.Г.О.

Согласно отчету № 08Е-04/22 от 22 апреля 2022 г., по состоянию на 1 января 2020 г. рыночная стоимость составляет: земельного участка с кадастровым Номер изъят – 6 057 189 руб.; земельного участка с кадастровым Номер изъят– 5 461 120 руб.; земельного участка с кадастровым Номер изъят – 3 667 196 руб.

Административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств. Просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.

В судебном заседании представитель административного истца З., действующий на основании доверенности, на иске настаивал. Просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился, направил в письменной форме отзыв относительно заявленных требований, в котором указал на допущенные нарушения при составлении отчета № 08Е-04/22 от 22 апреля 2022 г., представленного административным истцом. А именно, указал на неоднозначность толкования результатов оценки земельного участка с кадастровым Номер изъят. Так, представитель административного ответчика обращает внимание суда в отзыве на несоответствие схемы расположения оцениваемых земельных участков на стр. 23 рис.1 с описанием оцениваемого земельного участка с кадастровым Номер изъят относительно удаленности данного объекта от основных транспортных путей и считает, что в отчете оценщиками не учтено расположение земельного участка с кадастровым Номер изъят, как имеющего выход на первую линию и имеющего идентичные подъездные пути с земельным участком с кадастровым Номер изъят, расположенном с прямым выходом на основную транспортную магистраль. Полагает, что расчет рыночной стоимости, указанный в отчете № 08Е-04/22 от 22 апреля 2022 г. в отношении земельного участка с кадастровым Номер изъят произведен с нарушениями и не отражает рыночную стоимость на дату ее определения (1 января 2020 г.). Просил принять по делу законный и обоснованный судебный акт, рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Иркутской области.

Административный ответчик - ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», заинтересованные лица - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Росреестра по Иркутской области, администрация г. Иркутска просили рассмотреть настоящее дело в их отсутствие, возражений на административное исковое заявление не представили, отчет о рыночной стоимости земельных участков, представленный административным истцом, не оспорили. Представитель администрации г. Иркутска в отзыве также указал, что рыночная стоимость земельных участков, установленная в отчете № 08Е-04/22 от 22 апреля 2022 г. рассчитана без нарушений.

Суд, руководствуясь ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 245 КАС РФ и статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно части 1 статьи 62, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 КАС РФ обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 9 октября 2017 г. № 642-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области» принято решение провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».

По завершении на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 1 января 2020 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 № 969-пп.

Судом установлено, что Л. является собственником земельных участков с кадастровыми Номер изъят

Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Земельные участки с кадастровыми Номер изъят поставлены на кадастровый учет 9 марта 2018 г. Земельный участок с кадастровым Номер изъят поставлен на кадастровый учет 28 марта 2018 г.

13 января 2021 г. и 14 января 2021 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 26.11.2020 № 969-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером с кадастровыми Номер изъят - 11 287 335.69 руб.; Номер изъят - 6 374 731.52; Номер изъят - 5 547 093.32 руб. по состоянию на 1 января 2020 г., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости по каждому объекту недвижимости.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1).

Административный истец, являясь собственником земельных участков, является в соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога.

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ (в редакции Федерального закона № 374-ФЗ от 23 ноября 2020 г., вступившего в силу с 1 января 2021 г.) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах результаты определения кадастровой стоимости данных земельных участков могут повлиять на права и обязанности административного истца как налогоплательщика, в связи с чем, у административного истца имеется право на обращение в суд с настоящим иском.

Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 38:36:000002:9313, 38:36:000002:9314, 38:36:000002:9323 внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13 января 2021 г. и 14 января 2021 г.

С настоящим иском Л. обратился в суд 28 апреля 2022 г., то есть в пределах установленного частью 3 статьи 245 КАС РФ пятилетнего срока, исчисляемого с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости объектов Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчет об оценке, выполненный оценщиками (данные изъяты)ФИО3 и О.

Согласно отчету № 08Е-04/22 от 22 апреля 2022 г., по состоянию на 1 января 2020 г. рыночная стоимость составляет: земельного участка с кадастровым номером Номер изъят– 6 057 189 руб.; земельного участка с кадастровым номером Номер изъят – 5 461 120 руб.; земельного участка с кадастровым номером Номер изъят – 3 667 196 руб.

В силу требований статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оценивая представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объектов оценки, суд, приходит к выводу, что он соответствуют требованиям, предъявляемым к отчету законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.

Отчет содержит точное описание объектов исследования с указанием их количественных, качественных характеристик с учетом их индивидуализирующих признаков, описание исследования сегмента рынка, результаты анализа наиболее эффективного использования объектов, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Оценщиками обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов, а также выбор сравнительного подхода (метод сравнения продаж); корректировки к объектам-аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно и подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы; расчеты не содержат явных методических и арифметических ошибок и являются правильными. Понятна последовательность определения стоимости объектов недвижимости, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчета об оценке понять процесс определения стоимости и соответствие выбранных оценщиками методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки.

Полномочия оценщика ФИО3 на осуществление оценочной деятельности проверены. Так, согласно свидетельству Номер изъят от Дата изъята ФИО3 является членом Саморегулируемой организации Ассоциация «Русское общество оценщиков», включен в реестр членов с Дата изъята , регистрационный Номер изъят. Статус данного оценщика действительный.

Кроме того, к отчету приложен квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от Дата изъята Номер изъят, сроком действия до Дата изъята Оценочная деятельность ФИО3 застрахована.

Полномочия оценщика О. на осуществление оценочной деятельности проверены. Так, согласно свидетельству Номер изъят от Дата изъята О. является членом Саморегулируемой организации Ассоциация «Русское общество оценщиков», включена в реестр членов с Дата изъята , регистрационный Номер изъят. Статус данного оценщика действительный.

Кроме того, к отчету приложен квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от Дата изъята Номер изъят, сроком действия до Дата изъята Оценочная деятельность О. застрахована.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля оценщик ФИО3 подтвердил свои выводы, изложенные в отчете № 08Е-04/22 от 22 апреля 2022 г., и дал ответы на все возникшие вопросы. А также представил суду письменное пояснение по составленному им отчету, указав, что на странице 118 отчета в описании поправки на удаленность объекта от основных транспортных магистралей допущена описка в указании кадастрового номера земельного участка, который граничит с оцениваемым объектом и имеет непосредственный выход на основную транспортную магистраль. Так, оцениваемый земельный участок имеет кадастровый Номер изъят, а граничащий с ним земельный участок имеет кадастровый Номер изъят. Именно последний земельный участок имеет прямой выход на . Данная опечатка не влияет на итоговую рыночную стоимость оцениваемого объекта с кадастровым номером Номер изъят. Оцениваемый земельный участок с кадастровым номером Номер изъят не имеет прямого выхода к оживленной транспортной магистрали – , так как перед данным оцениваемым земельным участком расположен земельный участок с кадастровым номером Номер изъят и доступ к оцениваемом земельному участку возможен только путем пересечения земельного участка с кадастровым номером Номер изъят

Данные пояснения имеют исчерпывающий характер, свидетельствуют о достоверности и достаточности используемой информации, а также опровергают позицию административного ответчика – Правительства Иркутской области. Оснований не доверять показаниям оценщика ФИО3 у суда не имеется, поскольку свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 307 УК РФ, а также является незаинтересованным по делу лицом.

Рассмотрев доводы представителя Правительства Иркутской области, с учетом пояснений оценщика ФИО3, суд не соглашается с доводами представителя Правительства Иркутской области, поскольку на представленном представителем административного истца З. фрагменте публичной кадастровой карты объективно не усматривается расположение оцениваемого земельного участка с кадастровым номером 38:36:000002:9323 непосредственно с выходом на , являющуюся, в данном случае, основной транспортной магистралью. Фактически на местности земельный участок с кадастровым номером 38:36:000002:9323 отделяет от транспортной магистрали другой земельный участок, кадастровый номер которого в отчете указан ошибочно, как «Номер изъят». В действительности кадастровый номер земельного участка имеющего выход на и граничащий с оцениваемым земельным участком - Номер изъят, что наглядно установлено при осмотре публичной кадастровой карты В связи с чем, оценщиками в отчете сделан верный вывод о том, что в связи с удаленностью от автодороги земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, как и всех выбранных объектов-аналогов, корректировка на удаленность объекта от основных транспортных путей не требуется. Указание в отчете № 08Е-04/22 от 22 апреля 2022 (стр. 118) на кадастровый номер земельного участка, который не является объектом оценки, но граничит с автодорогой , в силу пункта 18 ФСО № 5 признается судом технической ошибкой, не влияющей на правильность установления величины рыночной стоимости и процедуры оценки земельного участка с кадастровым номером Номер изъят. Довод представителя Правительств Иркутской области об идентичной удаленности земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят от транспортных магистралей и их сопоставимости относительно данного ценообразующего фактора, ничем объективно не подтверждается.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщиков, отчет об оценке № 08Е-04/22 от 22 апреля 2022 г. мотивирован, выводы оценщиков предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. Данный отчет является полным, подробным и достоверным. Нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов при проведении оценки, дающих основания для признания данных доказательств недопустимыми (статья 61 КАС РФ), не установлено, недостатков, способных повлиять на достоверность результатов проведения оценки, не выявлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отчет об оценке рыночной стоимости № 08Е-04/22 от 22 апреля 2022 г. соответствует требованиям, предъявляемым к отчету законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.

Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных отчетом № 08Е-04/22 от 22 апреля 2022 г. о величине рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми Номер изъят и доказательств того, что рыночная стоимость объектов оценки на 1 января 2020 г. является иной, административными ответчиками и заинтересованными лицами суду не представлено.

В письменных отзывах на административное исковое заявление представители ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», представители заинтересованных лиц отчет не оспаривали, возражений относительно величины рыночной стоимости объектов недвижимости, установленной отчетами, не заявили.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и удовлетворения административных исковых требований Л. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2020 г.

В соответствии со статьями 17, 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь разъяснениями, изложенными в абзацах 3, 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату обращения Л. в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости – 28 апреля 2022 г.

Руководствуясь статьями 178-180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования Л. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, площадью 2 637 кв.м, местоположение: , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предпринимательство, равной его рыночной стоимости в размере 6 057 189 (шесть миллионов пятьдесят семь тысяч сто восемьдесят девять) руб. по состоянию на 1 января 2020 г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, площадью 1 472 кв.м, местоположение: , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предпринимательство, равной его рыночной стоимости в размере 5 461 120 (пять миллионов четыреста шестьдесят одна тысяча сто двадцать) руб. по состоянию на 1 января 2020 г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым Номер изъят, площадью 1 294 кв.м, местоположение: , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предпринимательство, равной его рыночной стоимости в размере 3 667 196 (три миллиона шестьсот шестьдесят семь тысяч сто девяносто шесть) руб. по состоянию на 1 января 2020 г.

Установить, что датой обращения Л. в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми Номер изъят равной рыночной стоимости является 28 апреля 2022 г.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий судьяС.А. Глотова

Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2022 г.